Рабочая программа.Литературное чтение.4 класс.
рабочая программа по чтению (4 класс)

Дмитриева Елена Михайловна

Литературное чтение.Рабочая программа.4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_chtenie_4.docx54.58 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 1— 4 классы

Автор: Л. Ф. Климанова, Л.А Виноградская.

                                                                                                Пояснительная записка

                                                                                   Литературное чтение  УМК Перспектива.

1. Роль и место дисциплины

Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся четвёртых классов общеобразовательных школ.

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс разработана в соответствии: 

- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (начального 1-4), утверждённого приказом МО РФ № 373 от 06.10.2009 года;

- с рекомендациями Примерной программы начального общего образования по предмету Литературное чтение, рекомендованной Министерством образования и науки РФ;

- на основе авторской программы «Литературное чтение» 1-4 классы», авторы: Л.Ф. Климанова, Л.А Виноградская.М.В.Бойкина (УМК «Перспектива»).

 - с учётом планируемых результатов начального общего образования и программой формирования универсальных учебных действий у учащихся, отражённых в Основной образовательной программе начального общего образования.

- с возможностями УМК «Перспектива»;

- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.

4. 4.  Цели и задачи

В результате обучения литературному чтению реализуются следующие

цели

  • развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при   работе с текстами литературных произведений;
  • формирование навыка чтения про себя;
  • приобретение умения работать с разными видами информации;
  • приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова;
  • развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
  • обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
  • введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг;
  • овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

задачи: 

  • развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
  • учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
  • развивать поэтический слух,
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
  • обогащать чувственный опыт ребёнка,
  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
  •  расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
  • обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

5. Специфика программы

    Образовательные и воспитательные задачи обучения литературному чтению решаются комплексно.  

         В четвертом  классе повышенное  внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются представления об авторской индивидуальности, формируется представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.

         Содержание  и  построение  этого  курса  определяются  возрастными  особенностями  младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать  условия для формирования  у них навыка чтения и  умения  «погружаться»  в мир художественного произведения. В  организации  учебно-воспитательного  процесса  важную  роль  играет  сбалансированное  соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.    

6. Основные содержательные линии курса

•  «Книга в мировой культуре»

•  «Истоки литературного творчества»

•  «О Родине, о подвигах, о славе»

•  «Жить по совести, любя друг друга»

•  «Литературная сказка»

•  «Великие русские писатели»

            •  «Литература как искусство слова»

7. Структура программы

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование.

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение вслух. 

Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. 

Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.

Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.

Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. 

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.

Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).

Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).

Библиографическая культура. 

Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).

Работа с художественным произведением. 

Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.

Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.

Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.

Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.

Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.

Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).

Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.

Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.

Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.

Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.

Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. 

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение говорить (культура речевого общения). 

Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи). 

Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.

Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).

Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).

Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).

8. Требования к результатам

Личностные результаты 

1.Развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи.

2.Соблюдение в устном общении интонационной выразительности речи и чтения при воспроизведении предложений различного типа.

3.Формирование грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и пересказе текста.

4.Воспитание культуры общения с собеседником (ребенком или взрослым): умение проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, умение слушать собеседника и поддерживать разговор с ним.

5. Ориентировка в учебной книге: нахождение оглавления, нужного произведения; умение пользоваться методическим аппаратом учебника.

6.Формирование культуры обращения с книгой: не загибать листы, не чертить в книге, не пачкать ее страницы, обертывать книгу при частом использовании.

7.Обогащение опыта эстетического восприятия в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства и музыки.

Метапредметные результаты

Регулятивные: 

1.Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;

2.Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

3.Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

4.Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

5.Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

6.Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: 

1.Развитие умения размышлять над прочитанным, формирование потребности перечитать текст для нахождения в нем слов, подтверждающих собственные высказывания.

2.Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев.

3.Развитие умения эстетического переживания; умения откликаться на произведение искусства, подмечать красоту и образность художественного слова.

4. Сравнение авторского описания красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и т. д.) с собственным сравнением.

5. Активизация воображения, фантазии ребенка с помощью вопросов «На что похож данный предмет?», «С чем можно его сравнить?». И т. д.

6.Нахождение в тексте с помощью учителя образных выражений, сравнений, эпитетов (без терминов).

7.Развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения).

8. Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа).

Коммуникативные:

1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

2.Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

3.Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

4.Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

5.Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные результаты 

1.Умение аргументировано высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
2.Понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма;
3.Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям другим

осознанное, правильное, выразительное чтение;
4.Самостоятельное прогнозирование содержания текста до чтения;
5.Самостоятельное нахождение ключевых слов;
6.Самостоятельное освоение незнакомого текста (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, поиск ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
7.Вычитывание разных уровней текстовой информации: актуальной, подтекстовой, концептуальной;
8.Формулирование основной мысли текста;
9.Составление простого и сложного плана текста;
10.Написание сочинения на материале прочитанного с предварительной подготовкой

11.Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
12.Относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
13.Относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определенным признакам
14.Видеть языковые средства, использованные автором.

9. Формы организации учебного процесса

Основная форма: урок.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков , используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, группах сменного состава.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (проектная деятельность).

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, индивидуальной проектной деятельности, критического мышления, здоровьесбережения, личностно ориентированного обучения, информационные, проблемно-диалогического обучения и т. д.

10. Итоговый контроль

Виды контроля: текущий, тематический  контроль «Проверим себя и оценим свои достижения» по окончании изучения каждого раздела;   итоговый проводится на конец полугодия, плановый административный, фронтальны,индивидуальный.

Формы  контроля: опросы , тесты, проверочные работы, техника чтения,  проектные работы

Контрольных работ:4

Проверочных работ:4          

11. Объем и сроки изучения

На изучение литературного чтения отводится 4 часа в неделю, всего - 136 часов:

Тематическое планирование по литературному чтению

4 класс

УМК «Перспектива»

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности  учащихся

Книга в мировой культуре -10 ч.

Работа с книгой, оглавление, аннотация для самостоятельного выбора и чтения книг. Понимание основного содержания услышанного произведения, эмоциональный отклик на него. Различение жанров произведений. Участие в диалоге о прочитанном. Умение ставить вопросы по прочитанному, отвечать на них. Чтение вслух с соблюдением ударения, основных норм литературного произношения.

Вводный урок раздела. Высказывания известных людей о книге. Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни».  Из Повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. М. Горький. О книгах.  Рассказ о своей домашней библиотеке.  История книги. Подготовка сообщения на тему. Удивительная находка. Пересказ текста.  Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах.  Проверочная работа по разделу  «Книга в мировой культуре».  

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Объяснять условные обозначения.  Находить нужную главу в содержании учебника.  Предполагать на основе названия разделов учебника, какие произведения  будут в них изучаться, знать автора и название книги. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.  Определять конкретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация.  Рассуждать о роли книги в мировой культуре. Читать вслух и про себя. Группировать высказывания по темам. Составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами.  Участвовать в работе группы; отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений

Истоки литературного творчества-21ч.

Умение ставить вопросы по прочитанному, отвечать на них. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Чтение вслух с соблюдением ударения, основных норм литературного произношения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного текста. Совершенствование умений работать с книгой. Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения.

Виды устного народного творчества. Притчи, былины, мифы. Пословицы разных народов. Сочинение на тему «Пословицы о дружбе», «Пословицы о труде»,

 «Пословицы о добре».  Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета).  Притча о сеятеле (из Нового Завета). Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи.  Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов «Гусляры». «Исцеление  Ильи Муромца». Былина. Сравнение былины со сказочным текстом.  «Ильины три поездочки».  Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок». Особенности славянского мифа. Мифы Древней Греции. «Деревянный конь». Мифологический словарь  Е. Мелетинского.  «Мы идём в библиотеку». Произведения устного народного творчества. Самостоятельное чтение. Сказки о животных. Тайская народная сказка «Болтливая птичка». Создание сказки по аналогии.  Немецкая народная сказка «Три бабочки». Подготовка к спектаклю. Семейное чтение. «Царь и кузнец». Притча. «Шрамы на сердце». Притча. Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Истоки литературного творчества».  

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смыслпонятий: притчи, былины, мифы. Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида.  Читать вслух и про себя. Объяснять смысл пословиц, нравственный смысл притч. Сравнивать пословицы  и поговорки разных народов. Группировать пословицы и  поговорки по темам, былину и сказочный текст, поэтический и прозаический тексты былины.   Составлять на основе пословицы письменный ответ на вопрос, какие ценности переданы в народной мудрости. Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч, былинного текста и мифа.  Рассказывать о картине. Находить постоянные эпитеты,  которые используются в былине. Пересказывать текст подробно.  Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше. Находить в мифологическом словаре необходимую информацию.  Определять тему и название выставки книг.  Группировать книги по подтемам.  Представлять выбранную книгу.   Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Составлять сказку по аналогии с данной сказкой. Распределять роли. Инсценировать произведение.  Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение,  

миролюбие.  Участвовать в работе группы. Находить необходимый материал для подготовки сценария.  Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

О Родине, о подвигах , о славе-17ч.

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события их последовательность. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя. Чтение вслух с соблюдением ударения, основных норм литературного произношения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Сравнительный анализ литературного и художественного произведений.

Пословицы о Родине. Поступок, подвиг. К.Ушинский «Отечество». В.Песков «Отечество». Сравнение текстов о Родине. Н.Языков «Мой друг! Что может быть милей…» А. Рылов «Пейзаж с рекой». С. Романовский «Русь». Сравнение произведений художественной литературы и живописи. Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском. В. Серов «Ледовое побоище». Н.Кончаловская «Слово о побоище ледовом». Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском. Историческая песня. Ф. Глинка «Солдатская песнь».  Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский «Реквием». А. Приставкин «Портрет отца». В. Костецкий «Возвращение».  Е. Благинина «Папе на фронт». В. Лактионов «Письмо с фронта». Сравнение произведения живописи и литературы.  «Мы идём в библиотеку». Историческая литература для детей. Самостоятельное чтение. С. Фурин «Чтобы солнышко светило». В. Орлов

Чтение «Разноцветная планета». Ф. Семяновский «Фронтовое детство». Фотография- источник получения информации. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу «О Родине, о подвигах, о славе» Творческий проект на тему «Нам не нужна война» Проверочная работа по разделу «О Родине, о подвигах, о славе»

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.  Определять конкретный смысл понятий: поступок, подвиг.  Объяснять смысл пословиц. Строить высказывание на тему «Что для меня значит моя Родина».  Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов. Сравнивать произведения литературы и живописи. Читать вслух и про себя. Находить в научно - познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. Рассказывать о картине, об изображённом на ней событии. Называть особенности исторической песни. Определять ритм стихотворения.  Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения.  Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица.  Определять тему и название выставки книг.  Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу.   Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Участвовать в работе группы.  Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.  Выбирать произведения для заучивания наизусть. Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать  информацию. Знать писателей родного края, познакомиться с их произведениями

Жить по совести, любя друг друга-17 ч.

Высказывание оценочных суждений. Понимание основного содержания услышанного произведения. Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Сравнительный анализ поэтического и прозаического текстов на одну и ту же тему. Восприятие и понимание их переживаний. Различение жанров произведений. Понимание основного содержания услышанного произведения. Умение работать с книгой. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Пересказ текста, деление текста на части. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела. А. Толстой «Детство Никиты». Смысл рассказа. Герои рассказа.  И. Суриков «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов. А.Гайдар «Тимур и его команда». Смысл рассказа. Создание текста по аналогии. М. Зощенко «Самое главное». Смысл рассказа. И. Пивоварова «Смеялись мы- хи-хи…».  Соотнесение содержания текста с пословицей. Н. Носов «Дневник Коли Синицына». Создание собственного дневника.  Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели - детям». Самостоятельное чтение. Н.Носов «Метро».  Особенности юмористического текста. Семейное чтение. В. Драгунский «…Бы». Смысл рассказа. Наш театр. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». Инсценирование.  «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу «Жить по совести, любя друг друга». Проверочная работа по разделу «Жить по совести, любя друг друга».

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять   нравственный смысл  понятий: ответственность, совесть. Читать вслух и про себя.  Рассуждать о том, похож  ли Никита  на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях.  Характеризовать героев рассказа; называть их качества. Объяснять смысл их поступков.  Сравнивать  поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. Составлять текст по аналогии с данным. Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях. Соотносить содержание текста и пословицу. Определять тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг.  Выявлять особенности юмористического текста. Обсуждать в группе, что такое ответственность,

взаимопонимание, любовь, сопереживание. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка.  Распределять роли. Инсценировать произведение.  Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать  информацию.

Литературная сказка-  6ч.

Высказывание оценочных  суждений. Понимание основного содержания услышанного произведения. Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Сравнительный анализ сказок разных писателей. Восприятие и понимание их переживаний. Различение жанров произведений. Понимание основного содержания услышанного произведения. Умение работать с книгой. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Пересказ текста, деление текста на части. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела. Собиратели русских народных сказок.  Вильгельм и Якоб Гримм - собиратели немецких народных сказок.  Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки. Герои литературной сказки.  Ш.Перро-собиратель народных сюжетов. Сказки Ш.Перро.  Ш.Перро «Мальчик - с – пальчик». Особенности зарубежного сюжета. Герои сказки.   Ш.Перро «Спящая красавица». Представление книги. Сказки Г.-Х. Андерсена. Создание выставки книг.  Г.-Х.Андерсен «Дикие лебеди». Герои сказки.  Сравнение с русской литературной сказкой.  Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди». Г.-Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка». Смысл сказки. Судьба героев сказки. Г.-Х.Андерсен «Чайник». Смысл сказки. Создание сказки по аналогии. Мы идём в библиотеку.  Сказки зарубежных писателей.  Самостоятельное чтение. И.Токмакова «Сказочка о счастье». Семейное чтение. С. Аксаков «Аленький цветочек». Знакомство. Особенности литературной сказки. С. Аксаков «Аленький цветочек»,  Ш.Перро «Красавица и Чудовище». Сравнение сказок.  Наш театр.  Э. Хогарт «Мафин печёт пирог». Инсценирование. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу «Литературная сказка ». «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Составление каталога на тему. Составление аннотации. Проверочная работа по разделу «Литературная сказка»..

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять   конкретный смысл  понятий: отзыв на книгу, переводная литература.  Определять тему и название выставки книг. Писать отзыв на книгу. Представлять книгу в группе; давать ей оценку. Выявлять особенности литературной сказки. Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой.  Выявлять особенности поэтического текста сказки. Участвовать в работе группы, договариваться друг с

другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Составлять аннотацию на книгу.  Составлять каталог на определённую тему. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.  Знать писателей родного края, познакомиться с их произведениями.

Великие русские писатели –27 ч.

Высказывание оценочных суждений. Понимание основного содержания услышанного произведения. Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Сравнительный анализ народной и литературной сказки. Восприятие и понимание их переживаний. Различение жанров произведений. Понимание основного содержания услышанного произведения. Составление рассказа по  картине. Умение работать с книгой. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Пересказ текста, деление текста на части. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения.

Вводный урок раздела. Основные понятия. Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки.  К. Паустовский «Сказки А.С. Пушкина». Подготовка сообщения на основе статьи. Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С.Пушкина».  А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Сравнение с народной сказкой.  А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенность литературной сказки. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Герои, волшебные предметы и помощники в сказке.А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». В.Жуковский «Спящая красавица». Сравнение литературных сказок.  А.С. Пушкин «Осень». Е. Волков «Октябрь». Сравнение произведения живописи и литературы. А. С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…».  Средства художественной выразительности для создания образа весны. Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…».  А. Куиджи «Ранняя весна». Сравнение произведений  живописи и литературы. И.Козлов «Вечерний звон». И.Левитан «Вечерний звон». Сравнение произведений.    Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон».  М.Ю.Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М.Ю.Лермонтове. М.Ю.Лермонтов «Горные вершины». Гёте. Перевод  В.Брюсова. Сравнение текстов.  М.Ю.Лермонтов  «Тифлис», «Дары Терека». Сравнение произведений литературы и живописи.М.Ю.Лермонтов  «Крестовая гора», «Утес». Сравнение произведений литературы и живописи.  М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Особенности исторической песни. М. Лермонтов «Бородино». Особенности художественного и исторического текстов. Подготовка сообщения о Л.Н.Толстом.  Л.Толстой «Маman» (Из повести «Детство»). Герои рассказа.   Л. Толстой «Ивины». Герои рассказа. И. Никитин «Когда закат прощальными лучами…» . И.Левитан «Тишина». Сравнение произведений литературы и живописи.  И. Бунин «Гаснет вечер…», «Ещё холодно и сыр…».  Н. Некрасов «Мороз, Красный нос». Сравнение со сказочным текстом.Т ворческий проект на тему «Мы идём в музей». Подготовка к экскурсии. Л. Толстой «Был русский князь Олег». Басни Л.Толстого. Специфические особенности басни как жанра. Семейное чтение. Л. Толстой «Петя Ростов». Пересказ.  Наш театр. И. Крылов «Ворона и Лисица». Инсценирование.  «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу «Великие русские писатели». Проверочная работа по разделу «Великие русские писатели».

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять   конкретный смысл  понятий: средства художественной выразительности- метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Называть изученные произведения А.С.Пушкина.  Читать наизусть понравившиеся произведения.  Читать вслух и про себя. Выбирать стихи для выразительного чтения. Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме.  Составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной  сказок. Характеризовать героев сказки; называть качества их характера.  Определять нравственный смысл сказочного текста. Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке, волшебных помощников в сказке. Сравнивать литературные сказки.  Сравнивать произведения  живописи и литературы. Находить в тексте средства художественной выразительности: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Составлять рассказ по картине; представлять его в группе.  Выявлять особенности исторической песни. Читать по ролям.  Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов.  Готовить экскурсию по материалам содержания раздела.  Пересказывать тексты подробно и кратко. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение.   Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.  Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать  информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов; со свободным развернутым ответом, на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом). Знать писателей родного края, познакомиться с их произведениями.

Региональный компонент «Писатели родного края»-4ч

Осмысление цели чтения. Самостоятельное чтение. Понимание основного содержания услышанного произведени Умение работать с книгой. Участие в диалоге при обсуждении прослушан-ного произведения. Пересказ текста, деление текста на части

Тамбовские писатели. И.Кучин Стихи.  «Скворец», «Летят грачи»; А.Е.Шилин «Первый подвиг»

 А.Д.Жариков «Повесть о маленьком сержанте»; В.Т.Дорожкина. Стихи

Знать писателей родного края, познакомиться с их произведениями. Находить в тексте средства художествен-ной выразительности: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Употреб-лять средства художественной выразительности в собствен-ной речи.

                                                                         

                                               Тематическое планирование

                                         Тема

Количество часов

Введение.

Знакомство с учебником.1ч

1ч.

Книга в мировой культуре – 9 часов

9ч.

Истоки литературного творчества- 21 ч

21ч.

О Родине, о подвигах, о славе  - 17 ч.

17ч.

Жить по совести, любя друг друга-17 ч.

17ч.

Литературная сказка-  6 ч

6ч.

Великие русские писатели- 27 ч

27ч.

Писатели родного края-4ч.

4ч.

Итого:

102ч.

                                                                                    Учебно-методическое обеспечение:

Для учителя:

  • Климанова Л.Ф, Бойкина М.В. Методическое пособие для учителя «Уроки чтения». – М.: Просвещение, 2014.
  • Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. — М.: Просвещение, 2011г
  • «Перспектива». Сборник рабочих программ. — М.: Просвещение, 2011.
  • Технологические карты  - http//1-4.prosv.ru

Для учащихся:

  • Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение»4 класс часть 1. –  М.: Просвещение, 2014.
  • Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть2 класс 4. –  М.: Просвещение, 2014.
  • Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Творческая тетрадь «Литературное чтение».4 класс – М., Просвещение, 2014.
  • Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Тетрадь по развитию речи. Волшебная сила слов.4 класс – М., Просвещение, 2014.

                                                                        Материально-техническое обеспечение.

 Литература:

             «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011 год

 Дидактический материал:

             Наглядные пособия (Плакаты с портретами художников, схемы, таблички с терминами, картины.)

             СД диск «Стихи разных поэтов»

Дидактическое и методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Л.Ф. Климанова и др.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2014.

2. Литературное чтение. 4 класс. Тетрадь творческих заданий. /Т.Ю. Коти; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: просвещение, 2014.

3. Хрестоматия по литературе родного края. 1-4 кл./Сост. Горская А.Б., Капитонова Н.А. и др.- Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2011.

Уроки чтения. 4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.В. Бойкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2014.

 Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2.Справочно-информационный интернет-портал «Литературное чтение». – Режим доступа: http://www.gramota.ru

3.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

5. Детские электронные презентации. – Режим доступа: http://www.viki.rdf.ru

 Технические средства обучения.

1. Компьютер.

2. Магнитофон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века"....

Рабочая программа " Литературный калейдоскоп" 3 класс

Программа  составлена  на  основе  программы  Виноградовой  " Начальная  школа  21  века" ( литературное  чтение) ...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс

По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение»  для1 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...

рабочая программа "Литературна уншалга", 2 класс

рабочая программа "Литературна уншалга", 2 класс...

Рабочая программа "Литературное чтение" для 2 класса по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России" на 2 часа в неделю...

Рабочая программа "Литературное чтение на родном языке" для 2 класса по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа и КТП по литературному чтению на родном языке для 1 и 2 класса по программе "Школа России"...