Чтение с остановками " Сказка о тумане" Наталья Абрамцева
методическая разработка по чтению (3 класс)

Чикарева Наталья Константиновна

Предлагаю один из вариантов работы с тесктом с помощью стратегий смысловго чтения "Чтение с остановками".  Данный вариант работы позволяет  заинтересовать всех учащихся класса  содержанием текста,провести  художественный анализ ,  гармонично реализовать  нравственный аспект воспитательных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_o_tumane.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

 Текстовая стратегия: «Чтение        с остановками»        

Цель: управление процессом осмысления текста во время его чтения.

Алгоритм реализации стратегии:

Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.  Каждый отрывок мы будем читать одновременно. Нарушать остановки и последовательность чтения нельзя.( каждая часть напечатана на отдельном листе)

Сказка о тумане

Наталья Корнельевна Абрамцева

(17 августа 1954 — 6 февраля 1995)

1

Поздно вечером далеко за лесом грустил туман. Ему было одиноко. У него никого не было. Так случается. Иногда.

— Как печально…. Как печально одному…—. вздыхал туман.

Туман разорвался на множество клубочков. Получилось видимо-невидимо легких молочно-белых шаров. Это было очень красиво. Но ничуть не весело. Ведь шары просто висели в воздухе, и никто ими не играл.

Потом туман собрал все свои клубочки, взлетел немного над землей и растянулся в чудесный пушистый ковер. Получился замечательный ковер-самолет. Но печаль все равно осталась. Потому что никто никуда не собирался лететь на этом волшебном ковре.

И тогда туман решил, что ему просто необходимо иметь друга. Иначе он испарится от печали. А это гораздо хуже, чем испариться от солнца. Исчезнуть от солнца туману не страшно: ему ведь полагается таять с первыми солнечными лучами и не появляться до вечера. Но исчезнуть, растаять от печали… Это очень, очень обидно.

Туман снова вздохнул, посмотрел вокруг и увидел….

 Кого мог увидеть туман поздно вечером в лесу?  Кто мог стать другом туману? А зачем туману друг?

2

Туман снова вздохнул, посмотрел вокруг и увидел тропинку. Тропинка бежала сначала через луг, поросший травой, а потом ныряла в лес.

— Тропинка, — позвал туман мягким, тихим голосом, — тропинка, я очень одинок, стань моим другом.

— Твоим другом? — отозвалась тропинка. — А как мы будем дружить?

— Мы будем замечательно дружить, — ответил туман. — И ты, и я — мы знаем много интересного. Я — потому что могу подняться над землей и все разглядеть. А ты — потому что бежишь далеко, через луг, через лес, и тоже много всего видишь. Вот мы и будем рассказывать друг другу разные разности.

— Это было бы хорошо, — согласилась тропинка, — только уж очень я длинная. Поэтому один мой конец тебя прекрасно слышит, а другой, дальний, еле различает твои слова.

— Не беда, — возразил туман, — смотри!

Кого решил туман выбрать в друзья?

Ребята, чье предположение о выбранном друге оказалось правильным? Как вы думаете, что произошло дальше?

 Что мог придумать туман, чтобы подружиться с тропинкой?

3

Туман вытянулся в длинную белую ленту и поплыл над тропинкой. Очень скоро лента густого белого тумана скрыла всю тропинку от конца до конца.

— Вот, —сказал туман. —Теперь ты вся должна меня видеть и слышать.

— Точно, — подтвердила тропинка. — Я тебя отлично вижу и слышу. Правда, ты такой густой, что, кроме тебя, я вообще ничего и никого не вижу. Это очень неудобно. Но раз мы друзья — я потерплю. Давай рассказывать интересные истории. Ты первый.

Как вы думаете, о чем может рассказать туман?   Хорошими друзьями будут туман и тропинка?  Почему? Что произойдет дальше?

4

Но только туман собрался начать свой рассказ, послышался удивленный и недовольный голос. Человеческий голос. Голос лесника, который возвращался из города в свой лесной дом.

- Ничего не понимаю, — ворчал старый лесник. — Шел по знакомой тропинке и вдруг заблудился — туман. Туман спереди, туман сзади. Что за напасть! Ничего не вижу! Где же тропинка? Ну где же тропинка?

— Ой, — заволновалась тропинка, — милый туман! Меня из-за тебя совсем не видно! Я не подумала об этом. А как же без меня дедушка лесник найдет свой дом? Прости меня, туман, но мы не можем быть друзьями. Уходи, пожалуйста.

— Я понимаю, — печально сказал туман.

Белая пышная лента быстро свернулась, тропинка снова стала заметной, а туман снова стал прежним печальным туманным облачком.

Совсем загрустил туман. Вдруг видит — невдалеке что-то белеет. Туман пригляделся, но было темно и плохо видно. Ведь уже ночь наступила. «Интересно, — думал туман, — кто-то белый, и я — белый. Может быть, мы сумеем подружиться?..»

Туман тихо поплыл к тому, кто белел.

 Почему не получилось дружбы между туманом и тропинкой?  Как вы думаете с кем решил подружится туман во второй раз?  Почему он решил, что теперь найдет себе друга?

5

Оказалось, что это березы. Целая березовая роща. Листва берез терялась в темноте, а кора стволов казалась в лунном свете еще белее.

— Милые березы, — робко сказал туман, — вы так красивы, а я так одинок. Станьте моими друзьями, пожалуйста.

— Мы бы рады, но… Мы бы рады, но… Мы бы рады, но…— прошептали березы по очереди.

— Мы бы рады, — закончила за всех самая красивая береза, — но мы красивы. Ведь ты тоже так считаешь?

— Конечно, — подтвердил туман, — вы очень красивы. Вы прекрасны! Но разве ваша красота мешает нам дружить?

— Да, — сказала самая красивая береза, — мешает. Если мы будем дружить, если пустим тебя в нашу рощу, мы… Мы будто исчезнем. Ты белый, и мы белые. Мы будто растворимся в тебе, и никто не сможет нами любоваться. А зачем тогда наша красота?

— Но, — пробовал спорить туман, — сейчас ночь. Для кого же ваша красота?

— Как?!— заволновались березы. — А ночные мотыльки? А ночные цветы? А ветер ночной?

— А ночь сама? — спросила самая красивая береза и добавила: — Нет, туман, не обижайся, но нам нельзя дружить. Уходи, пожалуйста.

И поплыл печальный туман снова искать друга. А кого? А где? Не знал он. И вдруг видит: в траве что-то маленькое, белое, как клочок тумана, только с длинными ушами и коротеньким хвостиком. «Ну уж с этим маленьким пушистым клубочком я обязательно подружусь. Во что бы то ни стало!» — решил туман.

Он подкрался к ушастому, осторожно, как пушистой шапкой, накрыл его и спросил:

— Ты кто?

— Заяц, — быстро ответил тот и спросил: — А ты? — и добавил: — Я тебя боюсь!

— Заяц! Ну, конечно, ты заяц. Теперь я вижу. А я — туман, — мягко ответил туман. — Ты меня не бойся. Я хочу с тобой дружить. Согласен?

— Согласен. Согласен. Я на все согласен. Потому что я боюсь. Утром начнем дружить.

— Нет, нет, нет, — заволновался туман, — не утром. Сейчас. Утром я растаю. Я вообще могу быть только ночью.

— А я ночью так боюсь!!! Боюсь темноты! Боюсь волка! Боюсь просто потому, что боюсь. Так боюсь, что меня, можно считать, почти и нет. А значит, дружить с тобой я не могу, — выпалил заяц. — Извини! Я домой!

Прыгнул заяц в сторону, и не видно его. А туман снова один. «Что же я за несчастный, — заплакал туман (а слезы тумана люди росой называют).

 — Что же никто со мной не дружит? Почему я никому не нужен?»

Но не долго плакал туман. Скоро услышал …….

Ребята, как вы думаете, почему у тумана не получались дружеские отношения с другими героями сказки?  Кто в этом виноват? Кого он может встретить на этот раз? Получится ли у тумана найти себе друга?  Закончите чтение самостоятельно дома.

6

он громкое хлопанье сильных крыльев, щелканье сильного клюва, сердитое уханье. А потом увидел желтые-прежелтые яркие круглые глаза. Глаза то ли сердитые, то ли добрые — сразу не скажешь. Мудрая птица опустилась на ветку старой ели.

— Плачешь? — то ли насмешливо, то ли сочувственно спросила сова и добавила: — Глупый…

— Почему глупый? — вздохнул туман.

— Потому что глупо то, что ты говоришь: «Я никому не ну-ж е н». Так не бывает. Не бывает, чтобы кто-то не был нужен, просто необходим, хотя бы кому-то одному на свете, — спокойно сказала сова.

— Ты точно это знаешь? — с надеждой спросил туман.

— Я — сова, — хлопнули желтые глаза, — могу ли я что-то знать не точно?

— И ты знаешь, кому необходим я? Ты поможешь нам стать друзьями?

— Знаю, помогу, — медленно ответила сова и, помолчав, добавила: — Жаль. Жаль, конечно, что ты не сам его нашел. Ну да ладно. Лети за мной.

Сова расправила сильные мягкие крылья и полетела не высоко и не быстро, а туман послушно поплыл за ней. Недолог был их путь. Вот и небольшое озеро, поросшее по берегам зеленой осокой. Послышались тихие звуки: жалуется кто-то, вздыхает, сетует.

— Сова, — позвал туман,— послушай, это озеро жалуется.

— Вот как, — спокойно сказала сова, будто сама не слышала,— вот как.— И она опустилась на ветку старого дерева, что росло возле озера. Туман окружил озеро. А сова спросила:

— О чем вздыхаешь, озеро?

— Ах! Беда, беда, беда у меня,— заволновалось озеро,— я сейчас выйду из берегов. От слез.

— Ты плачешь?— спросила сова.

— Ты плачешь…— вздохнул туман.

— Нет,— ответило озеро,— не я. Плачут мои рыбы, что у меня живут. Они не могут уснуть. Слишком ярко горят звезды. Свет звезд дробится в моей воде, становится еще ярче, слепит рыб, не дает им спать. Вот рыбы и плачут. И столько слез они наплакали, что слезы их и вода моя в берегах у меня не умещаются.

-Ах, — волновалось озеро и само чуть не плакало,— жаль мне бедных рыб моих.

— Вот как, — будто бы радушно сказала сова и улетела. А туман? Туман повис над озером и укрыл его плотным пушистым ковром-одеялом. Яркие лучи прекрасных, но немного беззаботных звезд тонули, терялись в клубах тумана и не мешали спать ни одной, даже самой беспокойной рыбке.

— Спасибо тебе, — сказало озеро туману, — спасибо. Ты спас моих рыб и меня. Ты настоящий друг.

— Да нет, — смутился туман. — Спасибо тебе.

— Мне? — очень удивилось озеро. — За что?

— За то, что я тебе нужен, — ответил туман.

Вот и все. Теперь, когда ты увидишь над озером белые клубы тумана, ты поймешь, что все в порядке: рыбы спят, а два друга, туман и озеро, о чем-то беседуют. Или молчат. Но вдвоем.

…Может быть, серьезные ученые назовут эту историю сказкой, выдумкой. Может быть, скажут они, туман совсем не потому стелется над озером. Может быть. Но это не страшно. Я рассказала то, что узнала от озера, тумана и совы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Работа с текстом в режиме "Чтение с остановками"

Прием работы с текстом « Чтение с остановками»  помогает  проработать материал детально, учащиеся имеют возможность  строить предположения,  оценивать   факты, давать...

Проблемы с чтением, чтение с остановками.

Проблемы с чтением испытывают 60%первоклассников.Научиться читать к 6 годам способны 20% детей, а остальныемогут освоить так называемое угадывающее чтение.А это прямой путь к дислексии....

Описание приёма по формированию читательской грамотности "Чтение с остановками"

Описание приёма по читательской грамотности "Чтение с остановками" на уроках литературного чтения в начальной школе....

Презентация к рассказу С. Михалкова "Заячье горе". Чтение с остановками.

Презентация к рассказу С. Михалкова "Заячье горе". Методическое пособие для развития навыков смыслового чтения с использованием приема "чтение с остановками" в 1 классе....

Чтение с остановками, кубик Блума на уроке обучения грамоте

Чтение с остановками, кубик Блума  на уроках обучения грамоте.Выступление. ....

Чтение с остановками на уроке обучения грамоте.Презентация.

Чтение с остановкамина уроке обучения грамоте. Презентация....

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса с использованием приёма «Чтение с остановками» по теме: «В.П. Астафьев. «Капалуха».

Данный конспект урока содержит один из приёмов технологии критического мышеления "Чтение с остановками"...