Технологическая карта урока литературное чтение Н.Н. Носов "Огородники"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению знаний в области  художественной литературы, формировать особенности жанра – рассказ, применять умение работать  с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта38.92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературное чтение

Учитель: Якимова Вера Григорьевна

Должность: учитель начальных классов

Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Трубачевская основная общеобразовательная школа

УМК «Гармония»

Раздел: «Оглянись вокруг»

Тема: Н.Н. Носов «Огородники»

Количество часов по разделу: 20

Место урока в данном разделе: 10

Количество часов по данной теме:2

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая,

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний

Технологии: ИКТ, КСО, проблемная

Цель урока:  организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению знаний в области  художественной литературы, формировать особенности жанра – рассказ, применять умение работать  с текстом.

Задачи:  

Совершенствовать ознакомительное и поисковое виды чтения, просмотровый и поисковый способ чтения;

формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

создание условий для развивающих видов учебной деятельности  через формирование речевых умений, через развитие умений анализа, развитие способности учеников доказывать свою точку зрения, через развитие способности учеников к самооцениванию (рефлексии).

создание условий для воспитательного аспекта через стремление к взаимопониманию, через развитие взаимоуважения друг к другу, через умение выходить из сложной ситуации, развитие навыков работы учащихся в группах,

Создание условий для развивающих видов учебной деятельности через рациональные способы извлечения информации из текста и способами сокращения полученной информации для ее эффективного хранения и запоминания.

  1. Планируемые результаты

Личностные результаты:

1)        формирование уважительного отношения к иному мнению;

  1. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

4)        формирование мотивации к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6.   овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
  7. готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Личностные универсальные учебные действия

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
  • учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Формирование смыслового чтения:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и
    устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения.
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод
  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Предметные результаты:

Виды речевой и читательской деятельности

  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное , ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

  • ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
  • определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст;
  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
  • для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
  • для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

  • составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу

                                                                          Ход урока

1.Организационный этап

– Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть.

- Назовите самое главное человеческое качество? (доброта)

- Пожелайте  друг другу добра и удачи.

- И я желаю вам добра, удачи и хорошего настроения на весь урок.

2.Актулизация опорных знаний

Назовите литературную тему раздела, над которой мы работаем? – («Оглянись вокруг»:  Рассказ)

        

- Произведение, какого автора мы прочитали  на прошлом уроке? ( Н.Носова.»Огородники»)

- Что вы знаете о Н.Носове.

К уроку были даны индивидуальные задания по теме: подготовить сообщение о жизни и творчестве писателя Н.Н. Носова

(Муратова Арина)

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 г. в Киеве в семье актера. В юности он увлекался театром, много занимался самообразованием. В 1932 г. (в 24 года) окончил Московский государственный институт кинематографии и работал кинорежиссером, постановщиком мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов.

(Сапожникова Аня)

Первый рассказ «Затейники» Н. Носов опубликовал в 1938 г. (в 30 лет) в журнале «Мурзилка». Первая книжка «Тук тук тук» вышла в 1945 г. Затем появились сборники: «Веселые рассказы» (1947), «Дневник Коли Синицына» (1951), «Витя Малеев в школе и дома» (1951). За вклад в детскую литературу в 1952 г. писатель был награжден Государственной премией СССР. Основные сборники рассказов: «На горке» (1953), «Веселая семейка» (1955), «Прятки» (1956), «Фантазеры» (1957), «Веселые рассказы и повести» (1958). Наибольшую популярность получила трилогия «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1959), «Незнайка на Луне» (1965). Писал Н. Носов и пьесы.

 (Крашенин Стас)- Н.Н. Носов создал киносценарии по мотивам своих произведений, и на экранах страны появились художественные фильмы «Два друга», «Дружок», «Фантазеры», «Приключения Толи Клюквина» и др. Умер писатель в 1976 г. в возрасте  шестидесяти восьми лет.

- Какое вам было задано домашнее задание? ( перечитать рассказ и выполнить задание 8-9  стр. 96)

Давайте определим тему нашего урока.

3. Сообщение темы.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением Н.Носова «Огородники».

Какую цель вы поставите  себе на урок (Проанализировать произведение «Огородники»).Чем?

4. Проверка домашнего задания.

- Все выполнили домашнее  задания?  Какие затруднения возникли?

- У каждого на парте лежит лист достижений. В нем вы будете оценивать себя. По итогам работы       каждый получит отметку за урок.  Поставьте (отметку)+ или – в разделе «домашнее задание». (Приложение №1)

5. Работа над деформированным планом.

- В учебнике на странице 96  задание 8 приводится план рассказа, но одного пункта плана не хватает. Определите, какое важное событие не отражено в плане.  Дополните план этим пунктом. (Хитрый план)

Пользуясь планом,  вам нужно было разделить  рассказ на части.

6. Деление текста на части

1.Будем соревноваться! С начала до слов «Мы с мишкой решили бороться за красное знамя»

2. Начало работы. – до слов «..найдутся такие ребята, которые в первый же день перетрудятся и потом не смогут работать»

3. «Когда в товарищах согласья нет…» - до слов «… но тут Витя сказал, чтобы все шли обедать…»

4. Хитрый план – до слов «Да нам совсем небольшой участок осталось вскопать»

5. «Ах мы ослы!» - до слов «Мы землю не мерили»

6 Нас взяли на буксир – до слов «Так и маялся с ним до конца»

7. Красное знамя всё – таки достался нам – до конца.

Вопросы

- Кто главные герои данного рассказа?

- От чьего имени — писателя или героя — ведется рассказ? (От имени героя.)

Что мешало мальчикам успешно выполнять свою работу?.

-  Расскажите, каким был Мишка:  характер, отношение к делу? (Мишка все время что-то придумывал и суетился не по делу. Когда делили участки, Мишка много возмущался, что им дали самый плохой участок. А во время вскапывания огорода он больше времени бегал с рулеткой, чем копал, измеряя, сколько уже вскопано и сколько осталось. При этом Мишка непрерывно хвастался окружающим, что их бригада обязательно будет первой).

Каким был Коля? Коля более спокойный, уравновешенный, рассудительный и трудолюбивый.

Почему друзьям все же удалось вырастить и собрать самый большой урожай? Какие качества при этом они проявили? Найдите и прочитайте этот отрывок.

7. Работа над языковыми средствами

- Многие писатели используют средства выразительности, которые помогают создать ярче художественный образ, чтобы привлечь внимание читателя к высказыванию, раскрыть авторский замысел. Какие средства использовал Н.Носов в своём произведении. (Сравнение).

- Подтвердите свои выводы. (Длинный, как удав. Устали, как лошади. Поплыл как будто спрут или осьминог. Ах мы ослы.)

8. Составление диафильма. Работа в парах

-  Сейчас мы с вами выполним очень интересную работу — попробуем себя в роли кинорежиссера мультипликатора и создадим диафильм по одной части рассказа. Для работы возьмем часть текста — пункт плана № 4 «Хитрый план».

- Что такое диафильм? (это серия словесных или графических рисунков, содержание и порядок которых соответствуют последовательности событий в произведении, каждый рисунок снабжён титрами (подписями).

Поделим отрывок на несколько частей — кадров и сделаем к ним титры — подписи. Титрами будут «главные» предложения каждой части. Титры не должны быть длинными — одно два предложения.

У вас есть инструкция по работе над диафильмом. (Приложение №2)

 Вы, опираясь на данную инструкцию, приступаете к работе в парах. Я раздам вам иллюстрации, а вы должны найти в тексте главные предложения и сделать запись под иллюстрацией.

Но сначала давайте определим начало и конец нашей части рассказа. Найдите в тексте нужную страницу. (Страница 89. Начало части  и до слов на стр 91 наверное дрыхнут ещё .) Прочитайте вслух.

Презентация диафильма

9. Подведение итогов. Закрепление и самопроверка

— Вы хорошо поработали. Предлагаю вам проверить свои знания, полученные на уроке. Для этого  проведём викторину по рассказу Носова «Огородники»

1. Сколько человек входило в бригаду, которая должна была обрабатывать отдельный участок земли? Ответ: два человека

2. Какое предложение поступило от Вадика Зайцева по поводу передовиков? Ответ: сделать красное знамя и надпись на нем: «Лучшему огороднику»

3. Около какого водного объекта находился участок Мишки и его сотоварища? Ответ: около реки

4. Чем не понравился Мишке достававшийся его бригаде участок? Ответ: там был пень и дырка в земле

5. В какое время дня Витя начал изготавливать красное знамя, предназначенное для победителей? Ответ: после обеда

6. Кто был инициатором создания огородного пугала? Ответ: Мишка

7. Какой предмет послужил пугалу головой? Ответ: горшок

8. Какая оригинальная мысль пришла в голову Мишке, чтобы его бригаде выдвинуться в лидеры? Ответ: вскопать свой участок тогда, когда все будут спать

9. Почему участок Вани Ложкина чудесным образом оказался вскопанным? Ответ: по ошибке его вскопала ночью бригада Мишки

10. Кто удостоился первым чести получить красное знамя за трудовые заслуги?  Ответ: Ваня Ложкин и Сенька Бобров

11. Почему Сенька сказал, что Мишка и его друг работают, как будто бы жуют мочалку? Ответ: ребята устали на ночной копке

12. Кого в конечном итоге пришлось взять на буксир? Ответ: Мишкину бригаду

13. Какую идею в процессе работы выдвинул Юра Козлов?  Ответ: ставить пугало отстающим

14. Какую сельскохозяйственную культуру по ошибке выдернул Мишка? Ответ: петрушку

15. Кому досталось осенью красное знамя? Ответ: Мишкиной бригаде

16. Лучшим урожаем каких культур могли похвастаться Мишка и его друг? Ответ: помидоров и кабачков

17. Что имел в виду Мишка, когда говорил, что пугало помогло его бригаде добиться высокого урожая? Ответ: пугало отпугивало ворон, и было знаком того, что надо работать лучше

18. Куда Мишка и его друг пристроили пугало после окончания всех работ? Ответ: они бросили его в реку

19. Кто сфотографировал победителей лагерных огородных работ? Ответ: Лешка Курочкин

Какую цель ставили на урок?

- Чему учит этот рассказ? Какова главная мысль этого рассказа? (Рассказ учит нас тому, что без труда ничего не добьешься. Только кропотливый, упорный, порою тяжелый труд приносит успех и результат).

(Главная мысль заключается в том, что нужно стремиться к победе с помощью трудолюбия и честности. А хвастовство к добру не приведет. честной борьбе, иначе грош ей цена

10. Рефлексия.

В  листах достижений оцените свою работу на уроке.

8 . Домашнее задание.

Выразительное чтение рассказа Н. Носова «Огородники» и выполнение заданий 11  после текста.

Составить диафильм к любому пункту плана рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"

laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...