Технологическая карта урока литературное чтение Н.Н. Носов "Огородники"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению знаний в области художественной литературы, формировать особенности жанра – рассказ, применять умение работать с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 38.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературное чтение
Учитель: Якимова Вера Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Трубачевская основная общеобразовательная школа
УМК «Гармония»
Раздел: «Оглянись вокруг»
Тема: Н.Н. Носов «Огородники»
Количество часов по разделу: 20
Место урока в данном разделе: 10
Количество часов по данной теме:2
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая,
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний
Технологии: ИКТ, КСО, проблемная
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению знаний в области художественной литературы, формировать особенности жанра – рассказ, применять умение работать с текстом.
Задачи:
Совершенствовать ознакомительное и поисковое виды чтения, просмотровый и поисковый способ чтения;
формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
создание условий для развивающих видов учебной деятельности через формирование речевых умений, через развитие умений анализа, развитие способности учеников доказывать свою точку зрения, через развитие способности учеников к самооцениванию (рефлексии).
создание условий для воспитательного аспекта через стремление к взаимопониманию, через развитие взаимоуважения друг к другу, через умение выходить из сложной ситуации, развитие навыков работы учащихся в группах,
Создание условий для развивающих видов учебной деятельности через рациональные способы извлечения информации из текста и способами сокращения полученной информации для ее эффективного хранения и запоминания.
- Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) формирование уважительного отношения к иному мнению;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
4) формирование мотивации к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Личностные универсальные учебные действия
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Формирование смыслового чтения:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; - понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения.
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Предметные результаты:
Виды речевой и читательской деятельности
- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное , ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
- ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
- определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
- для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
- для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
- составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу
Ход урока
1.Организационный этап
– Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть.
- Назовите самое главное человеческое качество? (доброта)
- Пожелайте друг другу добра и удачи.
- И я желаю вам добра, удачи и хорошего настроения на весь урок.
2.Актулизация опорных знаний
Назовите литературную тему раздела, над которой мы работаем? – («Оглянись вокруг»: Рассказ)
- Произведение, какого автора мы прочитали на прошлом уроке? ( Н.Носова.»Огородники»)
- Что вы знаете о Н.Носове.
К уроку были даны индивидуальные задания по теме: подготовить сообщение о жизни и творчестве писателя Н.Н. Носова
(Муратова Арина)
Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 г. в Киеве в семье актера. В юности он увлекался театром, много занимался самообразованием. В 1932 г. (в 24 года) окончил Московский государственный институт кинематографии и работал кинорежиссером, постановщиком мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов.
(Сапожникова Аня)
Первый рассказ «Затейники» Н. Носов опубликовал в 1938 г. (в 30 лет) в журнале «Мурзилка». Первая книжка «Тук тук тук» вышла в 1945 г. Затем появились сборники: «Веселые рассказы» (1947), «Дневник Коли Синицына» (1951), «Витя Малеев в школе и дома» (1951). За вклад в детскую литературу в 1952 г. писатель был награжден Государственной премией СССР. Основные сборники рассказов: «На горке» (1953), «Веселая семейка» (1955), «Прятки» (1956), «Фантазеры» (1957), «Веселые рассказы и повести» (1958). Наибольшую популярность получила трилогия «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1959), «Незнайка на Луне» (1965). Писал Н. Носов и пьесы.
(Крашенин Стас)- Н.Н. Носов создал киносценарии по мотивам своих произведений, и на экранах страны появились художественные фильмы «Два друга», «Дружок», «Фантазеры», «Приключения Толи Клюквина» и др. Умер писатель в 1976 г. в возрасте шестидесяти восьми лет.
- Какое вам было задано домашнее задание? ( перечитать рассказ и выполнить задание 8-9 стр. 96)
Давайте определим тему нашего урока.
3. Сообщение темы.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением Н.Носова «Огородники».
Какую цель вы поставите себе на урок (Проанализировать произведение «Огородники»).Чем?
4. Проверка домашнего задания.
- Все выполнили домашнее задания? Какие затруднения возникли?
- У каждого на парте лежит лист достижений. В нем вы будете оценивать себя. По итогам работы каждый получит отметку за урок. Поставьте (отметку)+ или – в разделе «домашнее задание». (Приложение №1)
5. Работа над деформированным планом.
- В учебнике на странице 96 задание 8 приводится план рассказа, но одного пункта плана не хватает. Определите, какое важное событие не отражено в плане. Дополните план этим пунктом. (Хитрый план)
Пользуясь планом, вам нужно было разделить рассказ на части.
6. Деление текста на части
1.Будем соревноваться! С начала до слов «Мы с мишкой решили бороться за красное знамя»
2. Начало работы. – до слов «..найдутся такие ребята, которые в первый же день перетрудятся и потом не смогут работать»
3. «Когда в товарищах согласья нет…» - до слов «… но тут Витя сказал, чтобы все шли обедать…»
4. Хитрый план – до слов «Да нам совсем небольшой участок осталось вскопать»
5. «Ах мы ослы!» - до слов «Мы землю не мерили»
6 Нас взяли на буксир – до слов «Так и маялся с ним до конца»
7. Красное знамя всё – таки достался нам – до конца.
Вопросы
- Кто главные герои данного рассказа?
- От чьего имени — писателя или героя — ведется рассказ? (От имени героя.)
Что мешало мальчикам успешно выполнять свою работу?.
- Расскажите, каким был Мишка: характер, отношение к делу? (Мишка все время что-то придумывал и суетился не по делу. Когда делили участки, Мишка много возмущался, что им дали самый плохой участок. А во время вскапывания огорода он больше времени бегал с рулеткой, чем копал, измеряя, сколько уже вскопано и сколько осталось. При этом Мишка непрерывно хвастался окружающим, что их бригада обязательно будет первой).
Каким был Коля? Коля более спокойный, уравновешенный, рассудительный и трудолюбивый.
Почему друзьям все же удалось вырастить и собрать самый большой урожай? Какие качества при этом они проявили? Найдите и прочитайте этот отрывок.
7. Работа над языковыми средствами
- Многие писатели используют средства выразительности, которые помогают создать ярче художественный образ, чтобы привлечь внимание читателя к высказыванию, раскрыть авторский замысел. Какие средства использовал Н.Носов в своём произведении. (Сравнение).
- Подтвердите свои выводы. (Длинный, как удав. Устали, как лошади. Поплыл как будто спрут или осьминог. Ах мы ослы.)
8. Составление диафильма. Работа в парах
- Сейчас мы с вами выполним очень интересную работу — попробуем себя в роли кинорежиссера мультипликатора и создадим диафильм по одной части рассказа. Для работы возьмем часть текста — пункт плана № 4 «Хитрый план».
- Что такое диафильм? (это серия словесных или графических рисунков, содержание и порядок которых соответствуют последовательности событий в произведении, каждый рисунок снабжён титрами (подписями).
Поделим отрывок на несколько частей — кадров и сделаем к ним титры — подписи. Титрами будут «главные» предложения каждой части. Титры не должны быть длинными — одно два предложения.
У вас есть инструкция по работе над диафильмом. (Приложение №2)
Вы, опираясь на данную инструкцию, приступаете к работе в парах. Я раздам вам иллюстрации, а вы должны найти в тексте главные предложения и сделать запись под иллюстрацией.
Но сначала давайте определим начало и конец нашей части рассказа. Найдите в тексте нужную страницу. (Страница 89. Начало части и до слов на стр 91 наверное дрыхнут ещё .) Прочитайте вслух.
Презентация диафильма
9. Подведение итогов. Закрепление и самопроверка
— Вы хорошо поработали. Предлагаю вам проверить свои знания, полученные на уроке. Для этого проведём викторину по рассказу Носова «Огородники»
1. Сколько человек входило в бригаду, которая должна была обрабатывать отдельный участок земли? Ответ: два человека
2. Какое предложение поступило от Вадика Зайцева по поводу передовиков? Ответ: сделать красное знамя и надпись на нем: «Лучшему огороднику»
3. Около какого водного объекта находился участок Мишки и его сотоварища? Ответ: около реки
4. Чем не понравился Мишке достававшийся его бригаде участок? Ответ: там был пень и дырка в земле
5. В какое время дня Витя начал изготавливать красное знамя, предназначенное для победителей? Ответ: после обеда
6. Кто был инициатором создания огородного пугала? Ответ: Мишка
7. Какой предмет послужил пугалу головой? Ответ: горшок
8. Какая оригинальная мысль пришла в голову Мишке, чтобы его бригаде выдвинуться в лидеры? Ответ: вскопать свой участок тогда, когда все будут спать
9. Почему участок Вани Ложкина чудесным образом оказался вскопанным? Ответ: по ошибке его вскопала ночью бригада Мишки
10. Кто удостоился первым чести получить красное знамя за трудовые заслуги? Ответ: Ваня Ложкин и Сенька Бобров
11. Почему Сенька сказал, что Мишка и его друг работают, как будто бы жуют мочалку? Ответ: ребята устали на ночной копке
12. Кого в конечном итоге пришлось взять на буксир? Ответ: Мишкину бригаду
13. Какую идею в процессе работы выдвинул Юра Козлов? Ответ: ставить пугало отстающим
14. Какую сельскохозяйственную культуру по ошибке выдернул Мишка? Ответ: петрушку
15. Кому досталось осенью красное знамя? Ответ: Мишкиной бригаде
16. Лучшим урожаем каких культур могли похвастаться Мишка и его друг? Ответ: помидоров и кабачков
17. Что имел в виду Мишка, когда говорил, что пугало помогло его бригаде добиться высокого урожая? Ответ: пугало отпугивало ворон, и было знаком того, что надо работать лучше
18. Куда Мишка и его друг пристроили пугало после окончания всех работ? Ответ: они бросили его в реку
19. Кто сфотографировал победителей лагерных огородных работ? Ответ: Лешка Курочкин
Какую цель ставили на урок?
- Чему учит этот рассказ? Какова главная мысль этого рассказа? (Рассказ учит нас тому, что без труда ничего не добьешься. Только кропотливый, упорный, порою тяжелый труд приносит успех и результат).
(Главная мысль заключается в том, что нужно стремиться к победе с помощью трудолюбия и честности. А хвастовство к добру не приведет. честной борьбе, иначе грош ей цена
10. Рефлексия.
В листах достижений оцените свою работу на уроке.
8 . Домашнее задание.
Выразительное чтение рассказа Н. Носова «Огородники» и выполнение заданий 11 после текста.
Составить диафильм к любому пункту плана рассказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....
Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"
laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...