1 | Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1- 2 мин) | -Здравствуйте, ребята! - За 1 минуту убедите меня в том, что читать хорошо, быстро, выразительно просто необходимо в жизни (прием "Оратор"). - Да, очень важно уметь хорошо, быстро, выразительно читать. Но еще очень важная сторона чтения - это умение размышлять над прочитанным. - Как вы понимаете выражение «Чтение без размышления – пустое развлечение»? - Ребята, вы получили листы самооценки, поэтому в течение урока вы будете вносить свои баллы за разные виды задания, в итоге мною будет выставлена оценка (см. Прил.1). Лист оценивания. Кто высказывался, поставьте 1 балл – задание прием "Оратор"). | Приветствуют учителя.
Ответы учащихся, выводы о необходимости дальнейшего овладения беглым, правильным, выразительным, осознанным чтением.
Заполняют лист самооценки. | Л: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности. К: учиться активному использованию речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. |
2 | Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии (4- 5 мин) | Речевая разминка - Начнём мы наш урок с речевой разминки: Опускается туман, Просыпается кабан. Роет землю у реки, Точит острые клыки. а) прочитайте про себя; б) 1 вариант – читает шёпотом, чтобы предостеречь; в) 2 вариант – читает громко с испугом; г) Каждый - читает очень быстро в темпе скороговорки.
Лист оценивания. Кто проговорил скороговорку без ошибок и быстро, поставьте 1 балл. Игра «Верите ли Вы, что…»: • что можно научиться плавать, держась за коровий хвост? • что можно научиться понимать животное, его мимику и жесты? • что мы сегодня познакомимся с интересным произведением о животных? Мы к этим вопросам вернемся в конце урока. Актуализация знаний - С какими произведениями мы познакомились, изучая раздел «Природа и мы»? А вы помните авторов этих произведений? - Работа в карточках №1. Соотнесите стрелкой имя автора с названием произведения. Затем обменяйтесь карточками и оцените работу своего товарища по следующим критериям: три правильных ответа - 3 балла, 2 ответа – 2 б., 1 ответ – 1б. Занесите баллы в свой лист оценивания.
Д.Н. Мамин-Сибиряк
| «Барбос и Жулька»
| А.И. Куприн
| «Выскочка»
| М.М. Пришвин | «Приёмыш»
|
Пробное действие - Внимательно ли вы читали названные произведения? Работа в карточках №2. Узнайте героя по описанию и запишите его, а также автора и название произведения.
Описание героя | Герой | Произведение | Автор | Гордая, настоящая царская птица, - объяснил он. – Помани его кормом, да не дай, в другой раз и не придет. Свой характер тоже имеет, даром, что птица. |
|
|
| Этому разбойнику ничего не стоило стрескать в один присест добрую половину жареного пасхального индюка, воспитанного с особенною любовью и откормленного одними орехами, или улечься, только что выскочив из глубокой и грязной лужи, на праздничное, белое, как снег, покрывало маминой кровати. |
|
|
| Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: она не пустит чужого. Веселая собачка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. |
|
|
| Громадные, с жёлтыми клыками, в щетине, как в щётке. Толпятся, на меня смотрят, не умеют голову поднимать, смотреть вверх. Сверху узкие, как рыбы, — только клыки торчат в стороны. |
|
|
|
- Почему вы не узнали последнего героя? - Верно. - Какой же писатель так красиво описал последнего героя? - Всех ли писателей знаете, которые пишут нам о животных? - Обратите внимание на портреты писателей, вы узнаёте Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.И. Куприна, М.М. Пришвина. А кто изображен на этом портрете? - Фамилию автора вы определите сами. Обратите внимание только на буквы русского алфавита. YNЧQWАRРSУUШYVИZН - Верно, ребята. Сегодня мы будем говорить о творчестве Евгения Ивановича Чарушина.
- Что объединяет этих писателей? Почему среди них портрет Е.И. Чарушина? - О ком они пишут? - Подумайте и скажите, о ком и о чём писал Е.И.Чарушин? (Выставка книг) - Что вы знаете о самом писателе Е.И. Чарушине? | Учащиеся читают, выполняют упражнение для развития дикции, скорости чтения, выразительности.
Заполняют лист самооценки.
Устные ответы учащихся «Да», «Нет».
Работают в карточках.
Взаимооценка.
Ответы учеников. Д.Н. Мамин-Сибиряк | «Приемыш» | А.И. Куприн | «Барбос и Жулька» | М.М. Пришвин | Выскочка» |
Заполняют лист самооценки.
Каждый ученик работает индивидуально.
Герой | Произведение | Автор | Лебедь | «Приемыш» | Д.Н. Мамин-Сибиряк | Барбос | «Барбос и Жулька» | А.И. Куприн | Вьюшка | «Выскочка»
| М.М. Пришвин | ??? | ??? | ??? |
Мы не читали про него.
Не знаем. Нет.
Не знаем.
Чарушин
Они пишут о животных.
Чарушин писал о животных, птицах и о природе. | П: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения.
К: умение передавать информацию интонацией, слушать, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
П: умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания; определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно.
|
4 | Этап построения проекта выхода из затруднения (постановка цели) (1-2 мин) | - Чтобы узнать, как называется произведение Е.И. Чарушина, вспомните о ком шла речь в речевой разминке? - Значит, какова тема нашего урока? - Какую цель мы перед собой поставим? (С каким произведением познакомимся, какого автора, что мы знаем о нем?)
-Как мы будем действовать? - Давайте запланируем нашу деятельность на сегодняшнем уроке, для этого правильно соотнесите две части карточек и прочитайте. План 1 | Познакомиться | характеристику героям | 2 | Выразительно | к природе, животным | 3 | Прочитав рассказ, узнать больше | слушать и уважать мнение своих товарищей | 4 | Анализировать
| о повадках животных, чем питаются, где живут | 5 | Давать | ориентироваться в тексте, рассуждать, думать и высказывать мнение, давать оценку своей работы | 6 | Уметь внимательно
| с биографией автора | 7 | Воспитывать любовь
| читать рассказ
| 8 | Уметь | литературное произведение |
В ходе урока мы с вами будем отмечать пункты плана, которые выполнили. |
Отвечают на вопросы: Произведение Е.И. Чарушина «Кабан». Познакомиться с биографией автора и с его произведением «Кабан».
Отвечают. | Р: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. |
5 | Этап реализации построенного проекта (10 мин) | Слово об авторе Посмотрите на портрет Е.И. Чарушина, что вы можете сказать о характере этого человека? - Кто он может быть еще по профессии?
Е.И.Чарушин родился 11 ноября 1901года в Вятке (Урал). Благодаря тому, что мальчик воспитывался в семье архитекторов, он великолепно рисовал с детства. В 1930 году вышел его первый небольшой рассказ. Уже первые его произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе. Вся жизнь Чарушина была связана с миром природы. Вот почему так хорошо понимал повадки животных, их характер, настроение. Закончив Ленинградскую Академию художеств, Чарушин стал художником. В 1965 году в Германии на международной выставке детской книги за иллюстрации, сделанные к книге С.Я. Маршака «Детки в клетке», Евгению Ивановичу присудили Золотую медаль посмертно. Интересные факты: - Будучи 6-летним мальчиком, Женя решил подражать птицам и наелся каши из грязного куриного корыта. - Плавать он научился в 11 лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост. - Маленький Женя в отличие от отца рисовал не дома, а замечательных зверей. - В доме у Чарушина водились кошки, собаки, хомяки, козлята. Мальчик любил выхаживать раненых уток, водил дружбу с трёхногим псом Бобкой. Ни одного дня он не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. А вы знаете, что художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Игра «Завершите фразу» Ребята, на экране – начало фразы, а вы её продолжаете. - Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с ….
- Е.И. Чарушин правдиво изображал животных,
потому что … . - Из его книг можно узнать о ….
- Художник, который рисует животных, называется ….
- Кто по профессии был Е.И. Чарушин? Подтвердились наши гипотезы? (Художником).
Какой пункт плана мы выполнили? Отмечаем.
Словарная работа. В тексте вам встретятся незнакомые слова, прочтите значение данных слов: зоосад - зоологический сад, в котором живут животные и птицы; марал - крупный сибирский олень с большими рогами; студень - холодец; зуд - чесотка; гуськом - друг за другом; бегают рысью - двигаться быстро, резко отталкивающимися от земли движениями ног; буянит - бесчинствовать, безобразничать; сопит – тяжело дышит, издаёт носом свистящие звуки; стегает – хлестать; птичья загородка – отгороженное перегородкой место для содержания птиц или животных (загон); унимать – остепенить, ограничить, усмирить, укротить, остановить, успокоить, угомонить; хлев - специальное помещение для животных.
- Сегодня мы с вами познакомимся с произведением, у которого очень интересное название «Кабан». Предположите, каким будет кабан, герой с которым сегодня познакомимся? - А вы знаете, кто такой кабан? Чтение. - Я начинаю читать, затем вы продолжаете.
- Что будем оценивать при чтении?
Продолжаем читать «эстафетой» до слов: «Рисую – и ничего не вижу, кроме оленя» ( с.97) - что произойдёт дальше, как вы думаете? (прием «Чтение с остановками»). Физминутка Если названные мною слова надо писать с большой буквы - поднимайте руки выше, если с маленькой - приседайте: марал, Барсик, кабаны, Сашка, ягуар, Машка, медведь, Яшка, слон, журавли, Прошка, Акулька!
-Продолжаем читать до слов «Вдруг-крик!» (с. 98). Как вы думаете, что произойдёт дальше? Предположите, как могут разворачиваться события? Чтение закончено, совпало ли ваше предположение о кабане с тем героем, о котором мы прочитали?
|
Высказывают свои предположения.
Слушают рассказ учителя, читают сами.
- Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с животными и природой.
- Е.И. Чарушин правдиво изображал животных, потому что много наблюдал за ними.
- Из его книг можно узнать о повадках, поведении и образе жизни животных.
- Художник, который рисует животных, называется
анималистом. - Первый пункт – познакомились с биографией писателя. Ученики предполагают значение слов.
Высказывают предположение.
Кабан – это крупное хищное животное, обитающее в лесах. Их тело покрыто густой щетиной, щеткой. У них есть мощные клыки.
Подбирать правильную интонацию. Читать безошибочно. Читать выразительно.
Читают по цепочке, высказывают предположения.
| П: познакомятся с биографией писателя и его произведением.
Л: учиться принимать и осваивать свою социальную роль обучающегося, развивать мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
П: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание.
Л: воспитывать художественно-эстетический вкус, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания.
Р: владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения.
П: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения. |
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (5-7мин). | Составление в группах синквейна. У учащихся на столе памятка для составления синквейна. 1-я строчка – ключевое слово-существительное, обозначающее тему синквейна; 2-я строчка – два прилагательных, харак-х понятие; 3-я строчка – три глагола, показывающих действие понятия; 4-я строчка – определение к понятию, правильно сформулированное; 5-я строчка – одно слово, обычно существительное, выражающее свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием, итог размышлениям. Критерии оценивания синквейна (см. Прилож.2).
ИЛИ: работа по учебнику и в рабочей тетради. Ответим на вопросы в учебнике: 1. Почему рассказ называется «Кабан»? Предложи свой вариант названия. Давайте вспомним, какие животные встречались в рассказе? 2. О каких обитателях зоосада идёт речь в рассказе? Проведи исследование и заполни таблицу в рабочей тетради. - Прочитайте эпизод рассказа, который вызвал улыбку. - Можно ли назвать рассказ юмористическим? - Какие пункты плана мы выполнили? Отмечаем. | Чтение каждой группой составленного синквейна. Кабаны. Громадные, щетинистые. Чавкают, толпятся, догонят. Тут и смерть тебе. Смех! Кабаны. Дикие, клыкастые. Пришли, напугали, побежали. Диких кабанов можно приручить. Открытие. Кабаны. Громадные, узкие. Толпятся, сжевали, похрюкивают. Простыми свиньями побежали в свою клетку. Страх. Заполняют лист самооценки. Отвечают на вопросы, выполняют задания в рабочей тетради стр. 75-82. | П: учиться овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.
П: определять основную идею произведений разнообразных жанров |
8 | Включение в систему знаний и повторение (3- 5мин). | - Ребята, разделим текст на части. Как вы думаете, сколько частей будет в тексте? - Что будет происходить в этих частях? Как мы их озаглавим? - Объединившись в группы по 4 человека, составьте свой рассказ о посещении подобного зоосада и продумайте, что бы вы сделали, если бы столкнулись с такими животными, опираясь на план. ИЛИ: - Соотнесите пословицу с текстом рассказа: У страха глаза велики. Трусливому зайцу и пень волк. Волков бояться – в лес не ходить. Трус своей тени боится. Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет. - Кто дрожит – тот и бежит. – Какая пословица могла бы стать заголовком произведения? Почему? - Какие пункты плана мы выполнили? Отмечаем. |
Составляют художественный пересказ.
Каждая группа составляет ответ. | П: делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей.
Л: формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир.
|
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин). | - Напомните, какие мы испытали трудности в начале урока, а теперь справимся с ними? - Какова главная мысль рассказа «Кабаны»? - Вспомните вопросы игры «Верите ли вы, что…» - что можно научиться плавать, держась за коровий хвост?
- что можно научиться понимать животное, его мимику и жесты?
- что мы сегодня познакомимся с интересным
произведением о животных? - Изменилось ли ваше мнение? (В зависимости от ответов детей). Оценивание. Посчитайте количество баллов за урок, а я на их основе выставлю оценки за урок. - Все ли пункты плана мы выполнили? Домашнее задание: выполнить №5 в учебнике, стр. 99 | Мы познакомились с еще одним автором, который пишет нам о животных, узнали, какого героя описывал Е.И. Чарушин, узнали много о повадках животных. Звери даже в неволе очень красивые и разные. У всех есть свои привычки, свой характер. Никогда не помешает осторожность при общении с дикими животными. Заполняют лист оценки и передают учителю. | Л: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р: оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания. |