Открытый урок литературное чтение во 2 классе Тема: Д.Хармс "Игра"
план-конспект занятия по чтению (2 класс)

Коваленко Наталия Владимировна

Тема: Д.Хармс «Игра».

Цели: продолжить формирование у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции; развивать у них творческие способности; прививать интерес к литературному творчеству, чтению детской литературы.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе исследовательского характера, слушать собеседника; подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №23 имени С.И.Руденко

 городского округа Щёлково

Открытый урок

Литературное чтение 2 класс

Тема:     Д.Хармс    «Игра».

Составитель: Коваленко Наталия Владимировна

                                                             учитель начальных классов

   2022 г.

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: Д.Хармс «Игра».

Цели: продолжить формирование у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции; развивать у них творческие способности; прививать интерес к литературному творчеству, чтению детской литературы.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе исследовательского характера, слушать собеседника; подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме.

Формирование УУД.

Личностные результаты:

-формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-формировать умение оценивать нравственное поведение литературных персонажей и прогнозировать своё поведение в аналогичной ситуации.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

- определять и формулировать учебную задачу на уроке;

- учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

познавательные УУД:

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- находить ответы на вопросы в тексте;

коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других.

Тип урока: решение учебной задачи. Урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Оборудование: выставка детских журналов, портрет Д. Хармса, книги.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Речевая разминка. (Слайд 2)

Встретил ёжика бычок,

И лизнул его в бочок.

И, лизнув  его, бычок

Уколол свой язычок

(прочитать весёлое стихотворение с разной интонацией (весело, хитро, с удивлением и т.д)

3.Проверка домашнего задания.

4. Сообщение темы, целей.

- Где можно прочитать стихи?

- Отгадайте загадку.(Слайд 3)

- Это весёлое стихотворение я взяла на урок из журнала Мурзилка № 6 2004г.

- Давайте повторим, чем книга отличается от журнала?

- Кто из вас принес журнал на урок?

-Расскажите о своем любимом журнале.

- Чем интересен этот журнал?

- Я тоже принесла детские журналы прошлых лет , Давайте их рассмотрим.

(Демонстрация журналов из школьной библиотеки)

(Слайд 4)

- Знаете ли вы, что ваши прабабушки и прадедушки тоже читали журналы. Очень популярными журналами в 20-30 годы прошлого столетия были журналы «Чиж» и «Ёж» Этот «Чрезвычайно интересный журнал» издавался в Ленинграде ( теперь Санкт-Петербург) в 1930-1940 гг для дошкольников. А «Ёж» для детей младшего и среднего школьного возраста издавался с 1928 г. ( авторский состав журналов формировался вокруг детского отдела госиздательства в Ленинграде. Он был создан по инициативе К И. Чуковского. В редакции журнала работали такие авторы как С.Маршак, В. Бианки, Е Чарушин, Б Житков, А Барто, А Гайдар. Когда писатели работали, то в их отделе часто звучали шутки, пародии, весёлые стихи, что все смеялись и хохотали. Одним из авторов был молодой Даниил Хармс.

5. Знакомство с Д.Хармсом. (Слайд 5)

Краткая биография.

Даниил Иванович Ювачёв – это настоящие имя и фамилия- родился в Петербурге в семье дворянина –народовольца. Его мама заведовала приютом для бедных. Будущий поэт хорошо учился, свободно говорил по-немецки и по-английски. Получал образование в таком учебном заведении, где преподавание велось на иностранных языках.

ХАРМС - так впервые он в 1922 году (17 лет) подписался под шуточным стихотворением. И в английском и немецком языках это слово обозначает «обаяние», «прелесть»., по-французски  обозначает «шарм».

После школы учился в электротехникуме, а вечерами становился актером: выразительно читал стихи, пел, играл на музыкальных инструментах, красиво рисовал. Любил шутки, розыгрыши, разные добрые проделки, небылицы. Он сочинял разные новые слова, считалки, бессмысленные стихи. И эти шуточные произведения печатались в детских журналах тех лет.

(Слайд 6,7)

- Множество замечательных книг Д. Хармса было напечатано. С ними вы сможете познакомиться в нашей школьной библиотеке.

- Что вы запомнили из моего рассказа?

(Слайд 8)

- Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений Д. Хармса «ИГРА» Предположите, какое оно будет?

6. Работа над стихотворением.

1. Слушание аудиозаписи стихотворения 

-А сейчас послушайте внимательно его произведение и подумайте к какому литературному жанру вы его отнесёте?

СКАЗКА ПОСЛОВИЦА РАССКАЗ СТИХОТВОРЕНИЕ БАСНЯ ЗАГАДКА СКОРОГОВОРКА

2.Словарная работа (Слайд 9)

По панели-по дорожке для пешеходов по бокам улицы, тротуару

7. Физминутка. (Слайд 10)

8. Работа над стихотворением (продолжение).

3.Работа по содержанию текста.

-Откройте учебники на странице 160. Найдите в тексте необычные (звукоподражательные слова). Что имел в виду автор, когда их писал?

- Кто играл и во что?

-А вы так играете?

-Что помешало игре?

-Зачем автор все время повторяет слова, строки, а иногда целые отрывки?

-Почему каждое слово с новой строки

4.Выразительное чтение

Чтение вслух (цепочкой)

.Впечатления от прочитанного.

Выставление оценок.

– Понравилось ли вам стихотворение «Игра»? Чем?

5. Игры со словами. (Слайд 11)

- Помните ли вы, что такое рифма? (Созвучие слов в конце стихотворных слов.)

- Сейчас нам понадобится ваше умение подбирать рифмы. Д.Хармс писал стихи-загадки с неоконченными строчками. Недоговоренностью в стихах поэт высказывает надежду, что его будут читать догадливые, умные дети.

- Вы уже поняли, что Даниил Хармс и его друзья по литературному объединению любили играть со словами. Поиграем и мы.

- Я читаю строки, но у них не будет конца, вы должны его отгадать.

(Слайд 12)

Та-та-та-та –

В нашем доме три …(кота)

Ты-ты-ты-ты –

У них рыжие… (хвосты)

То-то-то-то –

Почитай стихи ...(Барто)

Ту-ту-ту-ту –

Ты любимому…(коту)

- А теперь пришел черед сыграть в игру «Наоборот».(Слайд 13)

Скажу я слово «высоко»

А ты ответишь: («низко»).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь: («близко»).

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь: («пол»).

Скажу я слово «потерял»,

А скажешь ты: («нашел»).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты: («храбрец»).

Теперь «начала» я скажу.

Ну, отвечай: («конец»).

- Доскажите строчку. Будьте внимательны! (Слайд 14)

Весной венки из одуванчиков

Плетут, конечно, только…(мальчики).

Коньком на льду чертили стрелочки,

В хоккей играли только … (девочки).

6. Выполнение творческого  задания. Работа в парах, группах.

- Сейчас мы тоже поиграем со словами, предложениями.(Раздаю ребятам карточки с заданиями)

- А теперь представьте, что вы маленькие писатели и тоже готовите материал в детский журнал. А может мы, с вами сделаем небольшой сборник и отправим в Москву, в редакцию детского журнала.

- Пограем в Рифму. Дополните вторую строку, придумываем со словами, которые даны в карточке. Сочиняем свои весёлые стишки.

1………………..на окошке

………………….по дорожке;

2……………………лень

…………………….день;

3……………………темно

……………………..окно;

- А теперь проверим. Зачитайте ваши весёлые стихи, которые вы сейчас сочинили.

- Молодцы!!!

9. Итог урока.

-С каким писателем мы познакомились на уроке? (Мы познакомились со стихами детского писателя Д.Хармса).

-Как вы думаете, какой должен быть писатель, который написал такие необычные стихи?

-Как называлось его произведение?

-К какому жанру оно относится?

8.Рефлексия. (Слайд 15)

- Что нового узнали на уроке?

– Какие задания вы выполнили с удовольствием?

– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

А теперь ВНИМАНИЕ, «СВЕТОФОР». Оцените свою работу на уроке, подняв вверх карточку нужного цвета.

- Молодцы!

- Ребята, вы сегодня замечательно все потрудились и получили хорошие оценки. Давайте поздравим друг друга с этим успехом. (аплодисменты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, литературное чтение, 4 класс

Тема урока: С. А. Есенин «Лебедушка»4 классЦели и задачи урока: создать условия для:формирования умения находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их функции в ст...

Открытый урок литературного чтения 2й класс

урок разработан в системе Л.В. Занкова по учебникам Лазаревой...

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

открытый урок Литературное чтение 1 класс

СКАЗКА-ЦЕПОЧКА. «Теремок».С. Маршак «Багаж»Цель: создать условия для формирования представления о жанровом разнообразии фольклорных произведений, понятии «сказка-цепочка», развития речи, пополнения сл...

Урок-открытие по литературному чтению 4 класс Тема: Сказка А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Цель  урока: -дать каждому ребёнку возможность почувствовать себя сопричастным миру, побудить желание осмотреться в мире предметов и образов, которые его окружают, а , осмотревшись, ув...

Конспект открытого урока. Литературное чтение 2 класс. Зарубежные сказки.

Подробный конспект урока по литературному чтению во 2 классе. "Зарубежные сказки"- повторение. Урок обобщения знаний, материал позволяет  расширить читательский опыт учащихся знакомством с зарубе...