3 класс. Адаптированная рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (3 класс)

Вольтмарова Наталья Александровна

Адаптированная рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zpr_-_rp_literaturnoe_chtenie_3v_klass.docx66.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза

Ивана Даниловича Черняховского» 

 (МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)

Рабочая программа

адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза

Ивана Даниловича Черняховского»

общеобразовательная область «Русский язык и литературное чтение»

предмет «Литературное чтение»

3 класс

на 2021 – 2022 учебный год

                                     

             

Составитель:

Вольтмарова Н.А.,

 учитель начальных классов

                               первой квалификационной категории

город Черняховск

2021 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса разработана в соответствии с:

       -         статьями 2, 79 Федерального закона Российской Федерации № 273-Ф3 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;

      -         Приказом № 373 «Об утверждении и         введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06 октября 2009 года с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 г. № 1241; от 22.09.2011г. № 2357; от 8.12.2012 г. № 1060; от 29.12.2014 г. № 1643; от 18.05.2015 г. № 507; от 31.12.2015г. №1576;

     -         Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

     -         примерной программой начального общего образования. В 2 ч. Ч.1.-2-е изд.  М: Просвещение, 2009, - 317с.

 - авторской программы по литературному чтению. Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 - М.: Просвещение, 2014. —128 с.

     -         положением о рабочей программе учебных предметов, курсов по адаптированным общеобразовательным (образовательным) программам;

     -        учебным планом МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского» на 2021-2022 учебный год;

      -        учебно-методического комплекта «Школа России»;

      - санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в ОУ (с внесенными изменениями в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)

        По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ЗПР. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют создания для них особых образовательных условий. На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273 «Об образовании в РФ» обучение учащихся с ЗПР ведется в общеобразовательных классах в форме инклюзивного обучения, которое предполагает организацию индивидуального подхода при проведении уроков и дифференциацию материала при планировании уроков и заданий. Программа адаптирована для обучения лиц с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Она построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности. Благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы на уроке.

Цели курса:

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетичен отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, ума вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости, честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется;

- владением техникой чтения;

- приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

- знанием книг и умением их выбирать;

- сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

В содержание программы включены различные разделы.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование);

- учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Место учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом в 3 классе на изучение литературного чтения отводится 102 часа в год, по 3 часа еженедельно в течение 34 учебных недель. Из них 20 часов отводится на внутрипредметный модуль «Школа развития речи», который будет способствовать формированию читательской компетенции младшего школьника, а значит более глубокому изучению предмета «Литературное чтение».

В содержании модуля акцент сделан на эстетическое воспитание учащихся, на формирование читательской культуры младших школьников, углубление их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы, формирование умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. Модуль «Школа развития речи» будет способствовать повышению мотивации чтения у младших школьников.

Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Литературное чтение. 3 класс. Учебник общеобразовательных учреждений.  В 2 ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М.В.  – М.: Просвещение,2013: Литературное чтение. 3 класс. Электронное приложение/ Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М.В.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с высоконравственными художественными произведениями, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и народов других стран, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается совершенствование техники чтения, дети начинают осмысленно воспринимать текст. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над базовыми ценностями: добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, Родине.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса

Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;

- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметные результаты:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и    условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуация неуспеха;

-использование знаково-символических средств, представления информации о книгах;

-активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;

-использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации всоответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

-овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания всоответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение иаргументировать свою точку зрения иоценку событий;

-умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

-формирование необходимого уровня читательской компетентности;

-овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

-овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов;

-умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;

-умение пользоваться словарями и справочной литературой;

-осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;

-умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;

- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями;

-владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 75 слов в минуту;

-понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чём оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

-передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

-составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

-самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

-знать названия, темы и сюжеты 3-4 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей – классиков;

-уметь полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ;

-давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы;

-знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;

-пользоваться библиотечным фондом;

-отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;

-пользоваться справочной литературой;

-осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения предметам и в дальнейшей жизни;

-бегло, выразительно читать текст;

-выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов устного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 70-80 слов в минуту);

-улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые рационные связи в тексте;

-описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;

-самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделят главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;

-составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;

-устно рисовать картины к прочитанным произведениям;

-ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по темам;

- научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;

- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания;

-осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

-воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

-применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

-испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

-уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

-бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

-развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);

-определять сходство и различие произведений разных жанров;

-использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

-высказывать и пояснять свою точку зрения;

-применять правила сотрудничества;

-выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

-делать устную презентацию книги (произведения);

-пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

-работать с детской периодикой;

-расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

Содержание учебного предмета, коррекционного курса

Вводный урок по курсу литературного чтения.

Самое великое чудо на свете.

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество.

Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь 1.

Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; А.А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»; И.С.Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы»; И.З.Суриков. «Детство», «Зима».

         Великие русские писатели.

А.С.Пушкин. «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…». И.А.Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна», «Ворона и лисица». М.Ю.Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком…», «Утес», «Осень». Л.Н.Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

         Поэтическая тетрадь 2.

Н.А.Некрасов. «Славная осень!...»,«Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д.Бальмонт. «Золотое слово». И.А.Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…».

         Литературные сказки.

Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказкапро храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». В.М.Гаршин. «Лягушка – путешественница». В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович».

         Были и небылицы.

М.Горький. «Случай с Евсейкой».К.Г.Паустовский. «Растрепанный воробей». А.И.Куприн. «Слон».

         Поэтическая тетрадь 1.

С.Черный. «Что ты тискаешь утенка…», «Воробей», «Слон». А.А.Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С.А.Есенин. «Черемуха».

         Люби живое.

М.М.Пришвин. «Моя родина». И.С.Соколов-Микитов. «Листопадничек». В.И.Белов. «Малька провинилась», «Еще проМальку». В.В.Бианки. «Мышонок Пик». Б.С.Житков. «Про обезьянку». В.Л.Дуров. «Наша Жучка». В.П.Астафьев. «Капалуха». В.Ю.Драгунский. «Он живой и светится».

         Поэтическая тетрадь 2.

С.Я.Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной». А.Л.Барто. «Разлука», «В театре». С.В.Михалков. «Если…». Е.А.Благинина. «Кукушка», «Котенок».

         Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

Б.В.Шергин. "Собирай по ягодке – наберешь кузовок». А.П.Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама». М.М.Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники». Н.Н.Носов. «Федина задача», «Телефон». В.Ю.Драгунский. «Друг детства».

         По страницам детских журналов.

Ю.И.Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели». Г.Б.Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р.Сеф. «Веселые стихи».

         Зарубежная литература.

«Храбрый Персей». Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок».

Внутрипредметный модуль «Школа развития речи» (20 часов)

Многозначные слова. Омонимы, омоформы, омофоны. Фразеологизмы. Сравнения. Олицетворение. Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. Слова нейтральные и эмоционально-окрашенные. Откуда приходят слова. Этимология. Топонимы. Устаревшие слова. Типы текстов. Темы текстов. Связь предложений в тексте. Цепная связь предложений в тексте. Параллельная связь предложений в тексте. Единый временной план. Стили речи. Культура общения. Научный стиль. Словари.

Форма промежуточной аттестации по литературному чтению - административная контрольная работа (итоговая).

Тематическое планирование

по литературному чтению (102 ч)

№ п/п

Раздел/тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Раздел 1. Вводный урок по курсу литературного чтения

Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи»

2

1

1

Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй.

1

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника. Работа по карточке.

2

« Школа развития речи»

Многозначные слова.

1

Знакомство с многозначными

словами. Работа по карточке.

Раздел 2. Самое великое чудо на свете

Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи»

4

1

3

Рукописные книги Древней Руси.

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Работа по индивидуальному маршруту.

4

Первопечатник Иван Фёдоров.

1

Использовать фотографии, рисунки как объекты для получения необходимой информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Работа по карточке.

5

Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо на свете».

1

Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу. Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Проверять себя и оценивать свои достижения. Работа по алгоритму. 

6

«Школа развития речи»

Омонимы, омоформы, омофоны.

1

Познакомить с омонимами,

омоформами, омофонами. Работа по карточке.

Раздел 3. Устное народное творчество

Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи»

9

1

7

Устное народное творчество. Русские народные сказки,

песни, заклички. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская игрушка

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Знакомиться с произведениями прикладного искусства. Работа по карточке.

8

Административная контрольная работа (входная)

1

Осознание последовательности и смысла событий. Вычисление главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов в произведениях. Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части; составление плана. Работа по алгоритму. 

9

«Школа развития речи»

Фразеологизмы.

1

Познакомить с понятием

 «фразеологизмы».

Работа по алгоритму. 

10

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец

Иванушка».

1

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Работа по карточке.

11

Характеристика героев сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

1

 Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Делить текст на части. Находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Работа по шаблону.

12

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

1

Осознание последовательности и смысла событий. Вычисление главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов в произведениях. Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану. Работа по карточке.

13

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

Составление плана сказки.

1

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Делить текст на части. Находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Работа по карточке.

14

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

1

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Работа по карточке.

15

Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество».

1

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Делить текст на части. Находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения.

Работа по шаблону.

Раздел 4. Поэтическая тетрадь 1

Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи»

8

3

16

«Школа развития речи»

Олицетворение

1

Познакомить с понятием

«олицетворение».

Работа по алгоритму. 

17

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».

1

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Работа по индивидуальному маршруту.

18

А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…».

1

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Работа по карточке.

19

«Школа развития речи»

Изобразительно-выразительное средство языка. Эпитеты.

1

Познакомить с эпитетами, их

назначением. Работа по карточке.

20

И.С. Никитин. «Полно, степь моя…», «Встреча зимы».

1

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Придумать маленький рассказ об осенних листьях. Работа по алгоритму.

21

«Школа развития речи»

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

1

Познакомить с эмоционально

окрашенной лексикой.

Работа по карточке.

22

 И.З. Суриков. «Детство», «Зима».

1

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. Работа по шаблону.

23

Обобщающий урок по теме

«Проверим себя и оценим свои достижения».

1

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Работа по карточке.

Раздел 5. Великие русские писатели

Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи»

19

4

24

«Школа развития речи»

Откуда приходят слова.

1

Познакомить с

заимствованными словами.

Работа по алгоритму. 

25

А.С. Пушкин «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…».

1

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Работа по алгоритму. 

26

А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета», «Зимнее утро».

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

Работа по карточке.

27

«Школа развития речи»

Этимология.

1

Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о

происхождении и понятии слов в языке. Работа по шаблону.

28

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

1

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Работа по карточке.

29

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Язык народной и литературной сказки.

1

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Работа по карточке.

30

И.А. Крылов «Мартышка и очки».

1

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков.

Дополнительное инструктирование. 

31

И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна».

1

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Работа по индивидуальному маршруту.

32

И.А. Крылов «Ворона и Лисица».

1

Понимать содержание прочитанного. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков.

Работа по шаблону.

33

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», «Утёс».

1

Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Учиться читать выразительно, передавая настроение поэта.

Работа по памятке. 

34

М.Ю. Лермонтов «Осень».

1

Называть отличительные особенности стихотворного текста. Иллюстрировать стихотворение. Читать произведение вслух и про себя, определяя настроение стихотворения.

Работа по алгоритму. 

35

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения

1

Подготовить сообщение о Л.Н. Толстом на основе статьи учебника, книг о Толстове. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

Работа по карточке.

36

Л.Н. Толстой «Акула».

1

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении.

37

«Школа развития речи»

Топонимы.

1

Знакомить с топонимами. Работа по памятке. 

38

Л.Н. Толстой «Прыжок».

1

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Характеризовать героев. Участвовать в обсуждении.

Работа по карточке.

39

Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

1

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Работа по карточке.

40

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

1

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Сравнивать прочитанные рассказы (тема, главная мысль, события, герои 

Работа по карточке.

41

«Школа развития речи»

Устаревшие слова.

1

Исследовать устаревшие слова. Работа по карточке.

42

Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»

1

Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 

Работа по шаблону.

Раздел 6. Поэтическая тетрадь 2

Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи»

6

1

43

Административная контрольная работа (промежуточная)

1

Прогнозировать содержание раздела. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

Работа по памятке. 

44

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», «Славная осень!»

1

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Работа по памятке. 

45

К.Д. Бальмонт «Золотое слово».

1

Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Работа по индивидуальному маршруту.

46

И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги».

1

Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. Дополнительное инструктирование. 

47

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

1

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. Проверка усвоения программного материала. Работа по карточке.

48

«Школа развития речи»

Типы текстов.

1

Знакомим с разными типами

текстов и их признаками.

Работа по шаблону.

Раздел 7. Литературные сказки

Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи»

6

1

49

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкинымсказкам»

1

Читать присказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять понятие «присказка». Работа по карточке.

50

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

1

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Работа по шаблону.

51

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

1

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Сравнивать содержание басни и литературной сказки; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Придумывать смешную историю, используя поговорку. Составлять картинный план. Определять авторское отношение к изображаемому. Работа по алгоритму. 

52

«Школа развития речи»

Темы текстов

1

Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения

опорных слов. Работа по памятке. 

53

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

1

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Делить сказку на части, озаглавливать их. Работа по карточке.

54

Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки».

1

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Участвовать в литературной викторине. Работа по индивидуальному маршруту.

Раздел 8. Были-небылицы

Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи»

5

1

55

М. Горький «Случай с Евсейкой».

1

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому.

Работа по шаблону.

56

«Школа развития речи»

Связь предложений в тексте.

1

Обсуждение признаков текста.

Работа по алгоритму. 

57

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

1

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Характеризовать героев произведения.

Работа по шаблону.

58

А.И. Куприн «Слон».

1

Определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные. Читать рассказ, передавая с помощью интонации настроение автора. Работа по памятке. 

59

А.И. Куприн «Слон».

1

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в рассказе. Читать рассказ, передавая с помощью интонации настроение автора.

Работа по алгоритму. 

Раздел 9. Поэтическая тетрадь 1

Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи»

4

1

60

С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…»

1

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому.

Работа по памятке. 

61

А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона».

1

Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом. Читать стихотворение, отражая настроение. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом.

Работа по шаблону.

62

«Школа развития речи»

Цепная связь предложений в тексте.

1

Обсудить понятие цепной связи предложений в тексте.

Работа по карточке.

63

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1».

1

Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения.

Работа по шаблону.

Раздел 10. Люби живое

Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи»

14

2

64

М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний).

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Самостоятельно сочинять тексты, используя средства художественной выразительности.

Работа по карточке.

65

«Школа развития речи»

Параллельная связь предложений в тексте

1

Обсудить параллельную

связь предложений в тексте.

Дополнительное инструктирование. 

66

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

1

Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Работа по индивидуальному маршруту.

67

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

1

Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом. Работа по алгоритму. 

68

В.И. Белов «Малька провинилась».

1

Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Пересказывать произведение на основе плана. Работа по карточке.

69

В.И. Белов «Ещё про Мальку».

1

Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Работа по алгоритму. 

70

В.В. Бианки «Мышонок Пик».

1

Определять жанр произведения. Читать и воспринимать на слух произведение. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль произведения. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Составлять план произведения, пересказывать произведение на основе плана. Работа по карточке.

71

Б.С. Житков «Про обезьянку».

1

Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Объяснять смысл непонятных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Работа по алгоритму. 

72

Б.С. Житков «Про обезьянку».

1

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Участвовать в обсуждении. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении.

Работа по памятке. 

73

В.Л. Дуров «Наша Жучка».

1

Определять жанр произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа.

Работа по шаблону.

74

В.П. Астафьев «Капалуха».

1

Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Объяснять смысл непонятных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Работа по алгоритму. 

75

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

1

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Работа по карточке.

76

«Школа развития речи»

Единый временной план текста

1

Обсуждение с временной

соотнесённостью глаголов.

Дополнительное инструктирование. 

Работа по карточке.

77

Обобщающий урок по разделу «Люби живое».

1

Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Работа по шаблону.

Раздел 11. Поэтическая тетрадь 2

Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи»

6

1

78

С.Я. Маршак «Гроза днём».

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Работа по алгоритму. 

79

А.Л. Барто «Разлука».

1

Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Читать стихотворение выразительно. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Работа по памятке. 

80

«Школа развития речи»

Стили речи.

1

Знакомство с понятием «стиль

речи» и с разновидностями

стилей речи. Работа по индивидуальному маршруту.

81

С.В. Михалков «Если».

1

Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Читать стихотворение выразительно. Работа по карточке.

82

Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок».

1

Читать выразительно стихи.  Высказывать своё мнение о героях, подбирая в произведении слова-определения. Дополнительное инструктирование. 

83

Проект: «Праздник поэзии»

1

Участвовать в творческих проектах. Читать выразительно и наизусть

стихи. Работа по шаблону.

Раздел 12. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи»

10

2

84

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Работа по памятке. 

85

А.П. Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама».

1

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Работа по индивидуальному маршруту.

86

«Школа развития речи»

Культура общения.

1

Исследовать правила речевого

этикета во время спора, дискуссии.

Работа по алгоритму. 

87

М.М. Зощенко «Золотые слова».

1

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Читать по ролям. 

Работа по шаблону.

88

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

1

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям».

Работа по карточке.

89

Н.Н. Носов «Федина задача».

1

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять главную мысль текста. Соотносить название с содержанием произведения.

Работа по индивидуальному маршруту.

Работа по карточке.

90

Н.Н. Носов «Телефон».

1

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Высказывать своё мнение о прочитанном. Читать текст в лицах.  Работа по алгоритму. 

91

В.Ю. Драгунский «Друг детства».

1

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Соотносить название с содержанием произведения.

Работа по индивидуальному маршруту.

92

«Школа развития речи»

Научный стиль.

1

Обсудить признаки научного

Стиля.

Работа по карточке.

93

Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

1

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Работа по индивидуальному маршруту.

Раздел 13. По страницам детских журналов

Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи»

4

1

94

Ю.И. Ермолаев «Проговорился».

1

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Читать рассказ в лицах.

Работа по карточке.

95

Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды».

1

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Переделывать содержание текста. Читать текст без ошибок и пересказывать его. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (легенды).

Работа по карточке.

96

«Школа развития речи»

Словари.

1

Исследовать разные виды

Словарей (толковые, или

Объяснительные словари; словари – справочники).

Работа по карточке.

97

Р. Сеф «Весёлые стихи».

1

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст выразительно, без ошибок. Работа по шаблону.

Раздел 14. Зарубежная литература

5

98

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Пересказывать выборочно произведение.

Работа по карточке.

99

Административная контрольная работа (итоговая)

1

Осознание последовательности и смысла событий. Вычисление главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов в произведениях. Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части; составление плана под руководством учителя. Работа по индивидуальному маршруту. Дополнительное инструктирование.

100

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

1

Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя).

Работа по памятке. 

101

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

1

Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свою сказку. Дополнительное инструктирование.

102

Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература».

1

Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими).

Работа по индивидуальному маршруту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Предлагаемая программа  определяет основные направления и содержание  коррекционно-воспитательной работы с детьми – инвалидами и имеющими выраженные особенности детей с задержкой речевого ра...

адаптированная рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России для детей с овз

адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России"

Адаптированная рабочая программа предназначена для учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. УМК "Школа России"

Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и сборника рабочих программ «Литературное чтение. 1-4 клас...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению. 3 класс.Школа России.

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению. 3 класс....