Разработка урока литературного чтения во 2 классе В.Бианки "Сова"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Наева Наталья Владимировна

Разработка содержит технологическую карту к уроку литературного чтения во 2 классе. Это второй урок по теме В.Бианки "Сова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx43.63 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения В.Бианки «Сова»

Класс: 2

Тип урока: урок рефлексии

Тема раздела: О братьях наших меньших

Тема урока

 В.Бианки «Сова»

Цель

 Продолжить знакомство с произведением В.Бианки «Сова»

Задачи

Образовательные: 

- продолжить знакомство  учащихся с биографией и творчеством В.Бианки;

- продолжить работу над произведением «Сова», его идейно-смысловым и художественным содержанием;

Развивающие: 

- развивать устную речь учащихся; образное и логическое мышление;

Воспитательные:

-воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным, желание жить в содружестве с природой

УУД

Личностные УУД:  

- положительное отношение и интерес к изучению произведения

- познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;

Регулятивные УУД: 

- планировать свои учебные действия для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;

- осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи;

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группе, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

Познавательные УУД:

– осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;

Оборудование

- Учебник «Литературное чтение» 2 класс 1 ч. Л.Ф.Климанова.- Просвещение, 2013

- Компьютер, интерактивный комплекс

- Карточки,  раздаточный материал для работы в парах.

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, стимулирования учебной деятельности, контроля и самоконтроля в обучении

                                                                                       

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение

к деятельности.

Организационный

момент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Речевая разминка.

- Начнём наш урок с разминки (слайд 1)

- Прочитайте стихотворение. Какие слова вам непонятны?

            Совы ночью лишь опасны,
            Днём — сонливы, безучастны,
            И тихонечко сидят,
            На добычу не глядят.

- Прочитайте с весёлой интонацией, с сердитой интонацией, с вопросительной интонацией.

- Прочитайте стихотворение выразительно.

- Постарайтесь запомнить стихотворение.

Учитель закрывает последние слова в каждой строчке. Затем закрываются предпоследние слова. И так до конца.

- Для чего мы делаем речевую разминку?

Демонстрируют готовность к уроку.

Дети читают стихотворение, объясняют непонятные слова (безучастны – не проявляя участия, интереса к кому-либо или чему-либо, безразлично, равнодушно)

Работают над выразительностью.

Запоминают

Ученики воспроизводят стихотворение по памяти.

Для развития беглости чтения, правильности и выразительности.

Личностные: готовность к обучению, положительное отношение к учению. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

 Регулятивные:

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

2. Постановка учебной задачи.

- Почему я выбрала стихотворение про сову?

- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?

- А зачем нам второй урок по этому произведению?

- Какая будет цель нашего урока? Свяжите со словами: автор и читатели

Мы познакомились на прошлом уроке с рассказом «Сова»

В.Бианки «Сова»

Чтобы лучше понять его содержание.

Узнать, что хотел сказать автор читателям этим текстом

Личностные:

следование моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после

предварительного обсуждения.

3. Актуализация

знаний  учащихся.

Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания.

1. Индивидуальная работа по карточкам

Карточка с деформированным текстом.

(Учащиеся имеют право выбора: «5» - работа выполняется самостоятельно, о чём на карточке делается пометка в виде звёздочки, «4» - работа выполняется с помощью учебника)

Вставь пропущенные слова.

Простила Сова __________, вылезла из дупла, полетела на луг _________ пугать. Мыши со страху попрятались в _______. ______ загудели над лугом, принялись с цветка на ______ летать. _______ красный стал на лугу наливаться.

2. Игра «Да, нет» (с остальными учащимися)

1. Произведение «Сова» написал Борис Житков. (нет)

2. Произведение Бианки «Сова» относится к жанру сказка. (да)

3. Писателя Бианки зовут Валентин. (да)

4. К старику по ночам летал ястреб. (нет)

5. Сова предупреждала старика, что не станет ужей давить. (нет)

6. Мыши на лугу искали шмелиные гнёзда, шмелей ловили (да)

6. Клевер КРАСНЫЙ стал на лугу наливаться (да)

- Обменяйтесь карточками, сверьтесь с ответами (слайд), оцените работу соседа. (без ошибок - зелёный, 1 ошибка - жёлтый, 2-3 - красный)

- Какой совет дадим ребятам, которые допустили ошибки?

Выполняют задание.

Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать. Мыши со страху попрятались в норы. Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. Клевер красный стал на лугу наливаться.

Выбирают ответ на вопрос, отмечают на карточке.

Оценивают работу друг друга.

Советуют внимательнее читать произведения

Формирование умения работать с деформированным текстом, правильно вставлять пропущенные слова, анализировать, контролировать свою деятельность

Познавательные:  уметь  ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

высказывать своё мнение, слушать и понимать речь других.

Я нашла интересные сведения о совах. Прочитайте текст, делая пометки.

С давних пор сова считается символом мудрости и знаний.

У древних Греков она была священной птицей богини мудрости.

Сова гнездится в брошенных гнёздах других птиц.

В сказках её звали «совушкой – вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.

В книге о Гарри Поттере сов используют,

как средство связи между волшебниками (совиная почта).

Совами также называют людей, которые привыкли поздно вставать.

- Что вас удивило?

- Какой вы можете сделать вывод, прочитав этот текст?

Значками делают пометки в тексте:

! – что-то удивило

? – что-то непонятно, хотел бы больше узнать

Делятся впечатлениями

Совы – удивительные  животные. В нашей жизни играют важную роль.

Физминутка

Соблюдается Совой
Распорядок Часовой:
Ночью, в ЧАС — по распорядку
Совы делают зарядку.
Циферблат покажет ДВА —
В магазин спешит Сова.
В ТРИ — готовит суп.
В ЧЕТЫРЕ —
Вытирает пыль в квартире.
В ПЯТЬ — Сова идёт читать.
В ШЕСТЬ — она садится есть.
СЕМЬ показывают стрелки —
В гости к ней приходят Белки.
Не поздней ВОСЬМИ часов —
Совещание у сов.
Но как только ДЕВЯТЬ бьёт,
В лес гулять Сова идёт.
В ДЕСЯТЬ — у неё вязанье.
А в ОДИННАДЦАТЬ — купанье.
Как ДВЕНАДЦАТЬ бьёт часов —
Двери в доме на засов.
В полдень ей пора в кровать.
Любит днём Сова поспать.
Дальше всё по распорядку:
В ЧАС — встаёт. И на зарядку…

Выполняют движения

Работа над анализом произведения

- Давайте вспомним текст, который вы читали в классе и дома. Откройте книги и ответьте на вопросы с помощью текста.

Выборочное чтение

- Как обратилась Сова к старику?

- Что старик ей ответил?

- Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» – это сказочная или так и есть в природе?

- Найдите в тексте и прочитайте, что стали делать мыши на лугу?

- Можно ли это предложение назвать сказочным?

- Что мы узнаём о природе из этого предложения?

- Что произошло с клевером на лугу?

-  На ком  это отразилось?

- А эта фраза сказочная?

- Почему же мы определили жанр как сказку?

- Найдите и выразительно прочитайте три предупреждения совы

- Что отвечал старик на предупреждения совы?

- Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки?

- Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Прослушивание аудиозаписи)

- Когда старик понял свою ошибку?

- Что сделал старик?

- Простила его сова? Почему?

- Что хотел сказать автор читателям этим произведением? Какую мысль он передаёт?

- А мог бы эту мысль Виталий Бианки сказать просто «Люди, берегите природу!»

- А почему он это прямо не сказал?

- Значит, его задача как автора – привлечь внимание с помощью текста. А задача читателя?

- Найдите в тексте 3 пословицы.

- Какая из них передаёт главную мысль текста?

«Здорово, друг»

«Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, какой же я тебе друг?»

Так и есть в природе: сова охотится ночью.

«Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят»

Нет, это может быть на самом деле

Что если совы не будут летать на луг, то мышей будет много, а шмелей мало.

«По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет… Не родится клевер на лугу»

«Была корова с клевера здорова, стала тощать, молока сбавлять»

Нет

Т.к. животные разговаривают, есть троекратный повтор

1) Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли; 2) Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись; 3) Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

А, пускай идут, пускай летят...

Хо-хо-хо, Старик!

Похоже на крик совы

Когда ему нечем стало чай белить

Пошел просить у совы прощение

Простила, так как ей нужно было питаться.

Что всё в природе взаимосвязано. Природа и человек тесно связаны друг с другом.

Мог бы

Было бы неинтересно

Понять, о чём главном хотел сказать автор

«Трава без клеверу, что каша без масла», «Мыши не волки, не зарежут тёлки», «Дружно не грузно, а врозь, хоть брось»

Формирование умения анализировать  информацию;  характеризовать и оценивать поступки героев; устанавливать причинно – следственные связи. Формирование умения слушать и понимать речь учителя, находить нужную информацию в тексте учебника.

 

Закрепление. Работа в парах. Коррекция.

Составьте план, восстановив последовательность событий. Пункты плана написаны на отдельных листочках.

Шмели улетели.

Нечем чай белить.

Корова худеет.

Сова не прилетает на луг.

Клевер не родится.

Развелось много мышей

Старик идёт на поклон к Сове.

1. Сова не прилетает на луг.

2. Развелось много мышей.

3. Шмели улетели.

4. Клевер не родится.

5. Корова худеет.

6. Нечем чай белить.

7. Старик идет на поклон к Сове.

Формирование умения устанавливать причинно — следственные связи, взаимосвязи, самоконтроль.

Итог урока. Рефлексия

- С каким произведением мы работали на уроке?

- Назовите главных героев.

- Ребята, а почему текст назвали «Сова»?

- Можно ли ему дать другое название? Какое?

- Чему учит эта сказка?

- Узнали ли мы как читатели, что хотел нам сказать автор?

- Достигли ли мы цели урока?

- Кому бы вы посоветовали её прочитать?

- Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или Старик?

- Оцените свою работу на уроке, раскрасив листок клевера

В. Бианки «Сова»

Сова, старик

Отвечают

Сказка учит любить природу; не обижать животных;  автор показывает связи между животными, между животными и растениями, между человеком и природой; надо исправлять свои ошибки

Отвечают

Сова. Она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья

Оценивает свою работу на уроке.

Формирование адекватной  самооценки, осознанности учения;  адекватное реагирование на трудности.

Домашнее задание

По выбору:

- Пересказ от имени Совы

- Пересказ от имени Старика

- Чтение по ролям

     

Га́рри Джеймс По́ттер (англ. Harry James Potter) — литературный персонаж, главный герой серии романов английской писательницы Джоан Роулинг.

На одиннадцатый день рождения Гарри узнаёт, что является волшебником и ему уготовано место в школе волшебства «Хогвартс», в которой он будет практиковать магию под руководством директора Альбуса Дамблдора и других школьных профессоров. Также Гарри обнаруживает, что он уже известен во всём магическом сообществе романа, и что его судьба связана с судьбой Волан-де-Морта, опасного тёмного мага, убившего среди прочих и его родителей — Лили и Джеймса Поттер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературной чтении 2 класса на тему "Хәтерсез күке" (на татарском языке)

Можно использовать на уроках литературы во 2 классе. Творчество Ф.Яруллина....

Разработка урока литературного чтения 1 класс Л. Толстой "Косточка"

Знакомство с произведением Л.Толстого "Косточка", анализ произведения...

Разработка урока литературного чтения 1 класс

Поисково-творческий тип учебной деятельностиУрок литературного чтения"Почему Незнайка не стал поэтом ?" (фрагмент из повести Н.Носова "Приключение Незнайки и его друзей")1 класс ОС "Школа 2100"...

разработка урока - литературное чтение 4 класс

кола России Предмет: Литературное чтениеУрок: № 55Тема: М.М.Зощенко «Ёлка»Тип урока: изучение нового  материала.  Орг. момент.Мотивация учебной деятельности.Прозвенел звонок.Начал...

разработка урока литературного чтения 4 класс ОС "Школа России" М. Пришвин "Выскочка"

Данная разработка составлена в технологии продуктивного чтения. Используется для подробного анализа произведения....

План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"

План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...