Рабочая программа предмета "Литературное чтение на родном русском языке"
рабочая программа по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Самодурова Юлия Владимировна

Программа по «Литературному чтению на родном (русском) языке» составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.)

Согласно учебному плану МКОУ Семилукской СОШ №1 на предмет «Литературное чтение на родном (русском )языке выделяется в 1 классе(изучение начинается со второй четверти) -12 часов, во 2-4 классах - 17 часов.

Обучение ведётся по учебнику «Литературное чтение на родном русском языке» Авторы: О.М.Александрова, М.И.Кузнецова, В.Ю.Романова, Л.А.Рябинина, О.В.Соколова . Изд. М : «Просвещение» 2021 г

В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» курс направлен на формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации.

В основу курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» положена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_na_rodnom.docx104.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Семилукская средняя общеобразовательная школа №1

Семилукского муниципального района Воронежской области

Рассмотрено и рекомендовано к принятию  на заседании методического объединения учителей начальных классов

протокол № 1

от «       »  августа 2021г.                                                                                    

ПРИНЯТО педагогическим советом

протокол № 1

от «      » августа  2021г.                                                                                    

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ Семилукской СОШ № 1

 ______________С.И.Тычинин

приказ №

от « 01» сентября 2021г.                                        

Рабочая программа

по учебному предмету

«Литературное чтение на родном (русском) языке»

для 1-4 классов

                 на 2021 -2025 учебный год

Составитель: руководитель

школьного методического объединения

 учителей начальных классов

Самодурова Ю.В.

г. Семилуки

2021 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке разработана в соответствии с основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы:

-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее  Федеральный закон об образовании);

-Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»;

-Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом

Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);

-Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р;

-Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р.

- основной образовательной программы начального общего образования МКОУ

Семилукской СОШ №1 с УИОП;

- программа  разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном(русском) языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»

Программа по «Литературному чтению на родном (русском) языке» составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.)

Согласно учебному плану МКОУ Семилукской СОШ №1 на предмет «Литературное чтение на родном (русском )языке выделяется в 1 классе(изучение начинается со второй четверти) -12 часов, во 2-4 классах - 17 часов.

Обучение ведётся по учебнику «Литературное чтение на родном русском языке» Авторы: О.М.Александрова, М.И.Кузнецова, В.Ю.Романова, Л.А.Рябинина, О.В.Соколова . Изд. М : «Просвещение» 2021 г

В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» курс направлен на формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации.

В основу курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» положена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании младших школьников.

Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются: развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры; включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа; осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры.

В программе курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику русской литературы; взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа. Эти концептуальные положения определяют особенности курса «Литературное чтение на родном (русском) языке», отличающие его от курса «Литературное чтение», входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».

Специфика курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» реализована благодаря: а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской культуры; б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир русского детства: особенности воспитания ребенка в семье, его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, особенности восприятия ребенком окружающего мира; в) расширенному историко-культурному комментарию к произведениям, созданным во времена, отстоящие от современности; такой комментарий позволяет современному младшему школьнику лучше понять особенности истории и культуры народа, а также содержание произведений русской литературы.

Русская литература обладает высочайшей степенью эмоционального воздействия на внутренний мир младшего школьника, возможностями приобщения к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту своего народа. Обладая гуманистическим потенциалом, русская литература помогает воспитанию школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, овладению культурой межнационального общения.

Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке», основанный на тех же принципах, что и основной курс «Литературное чтение», предусматривает знакомство младших школьников с произведениями русской литературы, в которых наиболее ярко отражены духовные основы русской культуры, русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа.

Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» направлен на решение следующих задач:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
  • воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа; формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
  • формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отраженных в родной литературе;
  • обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
  • формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;
  • совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
  • развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном.

Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры и коммуникативной компетенции. Оба курса объединяет культурно-исторический подход к представлению дидактического материала, на основе которого выстраиваются проблемно-тематические блоки программы. Каждый из проблемно-тематических блоков включает сопряжённые с ним ключевые понятия, отражающие духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Еще одной общей чертой двух курсов является концентрирование их содержания вокруг интересов и запросов ребенка младшего школьного возраста, что находит отражение в специфике выбранных произведений. Данная программа соотносится с «Примерной программой по учебному предмету «Родной язык (русский)» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования» на уровне: целевые установок, концептуальных основ построения курсов; принципов отбора содержания; координации осваиваемых младшими школьниками ключевых понятий.  

Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иной родной язык и иную родную литературу, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Литературное чтение на родном (русском) языке»

Результаты изучения литературного чтения на русском родном языке в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных результатов:  

осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Реализация программы обеспечивает достижение следующих метапредметных результатов:

  1. Познавательные универсальные учебные действия:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;

2. Коммуникативные универсальные учебные действия:

развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

3. Регулятивные универсальные учебные действия:

развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.

Реализация программы обеспечивает достижение следующих предметных результатов:

1. Выпускник научится:

понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность народа, как особый способ познания жизни, как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы;  

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами, определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;

совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения;

самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

2. Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать        художественную        литературу        как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;

создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;

писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.

Достижение предметных результатов по годам обучения:

К концу первого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:

совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации художественных текстов;

применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста;

читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.

Обучающийся получит возможность научиться:

создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения.

К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;

совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации художественных и учебных текстов;

применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;

обогащать собственный круг чтения.

Обучающийся получит возможность научиться:

соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;

пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц.

К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:

осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;

давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;

применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Обучающийся получит возможность научиться:

воспринимать        художественную        литературу        как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;

создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

К концу четвёртого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:

осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для познания себя, для культурной самоидентификации;

определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;

совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);

самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Обучающийся получит возможность научиться:

воспринимать        художественную        литературу        как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;

писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

Содержание  учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Содержание курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» не предусматривает дублирования произведений, изучаемых в основном курсе литературного чтения. Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные для чтения и изучения младшим школьникам произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.).

           Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» опирается на содержание основного курса «Литературное чтение», сопровождает и поддерживает его, соотносится с включенным в него содержанием, но при этом не дублирует это содержание.

В содержании программы выделены следующие разделы: «Виды речевой и читательской деятельности», «Круг детского чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность обучающихся». Выбор произведения для работы по заданной теме раздела предоставляется учителю.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.

Чтение

Чтение вслухПостепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себяОсознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.

Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.

Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.

Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.

Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.

Говорение (культура речевого общения)

Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).

Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.

Письмо (культура письменной речи)

Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.

Библиографическая культура

Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.

Круг чтения

Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.

Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)

Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.

Чтение

Чтение вслухПостепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себяОсознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.

Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.

Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.

Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.

Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.

Говорение (культура речевого общения)

Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).

Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.

Письмо (культура письменной речи)

Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.

Библиографическая культура

Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.

Круг чтения

Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.

Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)

Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.

                                    Первый год обучения (12 ч)

* Выбор произведений для работы по заданной теме раздела предоставляется учителю.

РАЗДЕЛ 1.  МИР ДЕТСТВА (6ч)

Я и книги (2ч)

Не красна книга письмом, красна умом 

С.А. Баруздин. Самое простое дело

Л.В. Куклин. Как я научился читать

Н.Н. Носов. Волшебные сказки

М.Ю. Лермонтов. Парус

Т.В. Толстая. Детство Лермонтова

Я взрослею (2 ч)

Без друга в жизни туго  (1ч)

С.Л. Прокофьева. Самый большой друг

М.Л. Михайлов. Лесные хоромы

И.А.Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом»

Н.К. Абрамцева. Цветы и зеркало

Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный(1ч)

Л.Н. Толстой. Лгун

Враль. Русская народная сказка

В.А. Осеева. Почему?

Я фантазирую и мечтаю (2ч)

Необычное в обычном

А.С.Пушкин «…Воротился старик ко старухе…»

Р.С.Сеф. Чудо

В.В. Лунин. Я видела чудо

С.А.Иванов. Снежный заповедник

М.М. Пришвин. Закат солнца

М.М.Пришвин. Осинкам холодно

М.С.Харитонов. Учитель вранья

В.Ф. Тендряков. Весенние перевертыши.

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (6 ч)

Что мы Родиной зовём (3 ч)

С чего начинается Родина?

В.А.Осеева.  Колыбельная песенка

П.А.Синявский. Рисунок

С.А. Махотин. Этот дом со скрипучим крыльцом

Ф.П. Савинов. Родное

В.Ф.Боков. Откуда начинается Россия?

К.Д.Ушинский. Наше отечество

О родной природе (3ч)

Одним костром весь свет согрет(1ч)

А.Н. Толстой. Петушки

С.В. Сахарнов. Мезень

Е.В. Григорьева. Осенью рыжей

В.М.Катанов.Жар-птица

Выше облака ходячего(1ч)

И.А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…»

В.П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко

Ю.В. Коваль. Поздним вечером ранней весной

С.В.Востоков. Месяц

Е.В. Липатова. Луна похожа на ежа…

Г.М. Кружков. Звезды

В синем море белые гуси(1ч)

Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…»

Г.В. Сапгир. Тучи

С.В. Востоков. Два яблока

Г.М. Кружков. Зеркала

Д.Шуб. Облачные великаны

                                                 Второй год обучения (17 ч)

* Выбор произведений для работы по заданной теме раздела предоставляется учителю.

РАЗДЕЛ 1.  МИР ДЕТСТВА (9ч)

Я и книги (2 ч)

Не торопись отвечать, торопись слушать

Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).

Т.А. Луговская. Как знаю, как помню, как умею

Л.К. Чуковская. Памяти детства. Мой отец Корней Чуковский

Я взрослею (4ч)

Как аукнется, так и откликнется (2ч)

Пословицы

Л.И. Кузьмин. Дом с колокольчиком

В.В. Бианки. Сова

Воля и труд дивные всходы дают.(1ч)

Б.В. Шергин. Плотник думает топором

Е.А. Пермяк. Маркел-самодел и его дети

 Кто идёт вперёд, того страх не берёт(1ч)

 Пословицы

В.В.Голявкин. Этот мальчик

С.П.Алексеев. Медаль

Семья крепка  ладом(2 ч)

 

В. В. Голявкин.  Мой добрый папа

М. В. Дружинина.  Очень полезный подарок

Л. Н. Толстой.  Отец и сыновья

С.Г.Георгиев. Стрекот кузнечика

Я фантазирую и мечтаю (1 ч)

Мечты, зовущие ввысь

Н. К. Абрамцева.  Заветное желание

Е.В. Григорьева. Мечта

Л.Н. Толстой. Воспоминания

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (8 ч)

 

Люди земли русской (3 ч)

В.А. Бахревский. Рябово

М. Л. Яковлев.  Сергий Радонежский приходит на помощь

М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале

И.К. Языкова. Преподобный Сергий Радонежский

Народные праздники, связанные с временами года (2ч)

Хорош праздник после трудов праведных

Песни-веснянки.

И.С. Шмелев. Масленица

Л.Ф. Воронкова. Праздник Весны

В. А. Жуковский.  Жаворонок

А. С. Пушкин.  Птичка

А.А. Коринфский. Август-собериха, Спожинки

О родной природе (3 ч)

Уж ты нива моя, нивушка(1ч)

И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает…»

Минутная краса полей(1ч)

Л.Ф. Воронкова. Подснежники

М. С. Пляцковский. Колокольчик

Поляны муравы одели(1 ч)

В.А.Солоухин. Трава

Е.А. Благинина. Журавушка

Третий год обучения (17 ч)

* Выбор произведений для работы по заданной теме раздела предоставляется учителю.

РАЗДЕЛ 1.  МИР ДЕТСТВА (8ч)

Я и книги (2 ч)

Пишут не пером, а умом

В.И. Воробьев. Мой дневник

И.Краева. Письмописательное искусство

В.П. Крапивин. День рождения

Т.В.Толстая. Детство Лермонтова

Я взрослею (4ч)

Жизнь дана на добрые дела(2ч)

Л.Л. Яхнин. Последняя рубашка

Ю.А. Буковский. О доброте –злой и доброй

Живи по совести(2ч)

Пословицы о совести.

П.В. Засодимский. Гришина милостыня

Н.Г. Волкова. Дреби-Дон

В.Н.Крупивин. Сушеная малина

Я и моя семья (1 ч)

В дружной семье и в холод тепло

О. Ф. Кургузов. Душа нараспашку

А. Л. Решетов.  Зернышки спелых яблок

В. М. Шукшин.  Как зайка летал на воздушных шариках

Я фантазирую и мечтаю (1 ч)

В. П. Крапивин. Зеленая грива

Л. К. Чуковская. Памяти детства. Мой отец-Корней Чуковский

В.П. Крапивин. Что такое стихия

Г.А. Скребицкий. Чему научила сказка

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (9ч)

Люди земли русской (3ч)

Н.М. Коняев. Правнуки богатырей

Л.М. Демин. Рассказывает бывалый человек

В.А. Бахревский. Семен Дежнев

О.М. Гурьян. Мальчик из Холмогор

М.В. Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве

А.Н.Майков. Ломоносов

От праздника к празднику (2ч)

Всякая душа празднику рада(2ч)

В.А. Никифоров- Волгин. Серебряная метель

Е.В.Григорьева. Радость

А.А. Коринфский. Христославы

А.Н.Майков. Христос Воскрес!

А.И. Куприн. Пасхальные колокола

Саша Чёрный. Пасхальный визит

К.м. Фофанов. «Под напев молитв пасхальных…»

О родной природе (4 ч)

Неразгаданная тайна — в чащах леса…(1ч)

И.С. Никитин. Лес

К.Г. Паустовский. Клад

Течет, течет – не вытечет (1ч)

Загадки

М.М. Пришвин. Река

В.П. Астафьев. Ночь темная – темная

В.Г. Распутин. Горные речки

Шел седой старик туман(1ч)

И.П. Токмакова. Туман

В.П. Астафьев. Зорькина песня.

Проект. Моя любимая книга. (1ч)

Четвёртый год обучения (17 ч)

* Выбор произведений для работы по заданной теме раздела предоставляется учителю.

РАЗДЕЛ 1.  МИР ДЕТСТВА (9 ч)

Я и книги (2 ч)

Испокон века книга растит человека

С. Т. Аксаков. Детские годы Багрова-внука

Д. Н. Мамин-Сибиряк. Книжка с картинками

С. Т. Григорьев.  Детство Суворова

И.А. Гончаров. Фрегат «Паллада»

Я взрослею (4 ч)

Скромность красит человека (2ч)

Л.Л. Яхнин. Храбрец

И.П. Токмакова. Разговор Татарника и Спорыша

Е.В.Клюев.Шагом марш

Любовь всё побеждает (2ч)

Б.П. Екимов. Ночь исцеления

И.А. Мазнин. Летний Вечер

Я и моя семья (2 ч)

Такое разное детство

К.В. Лукашевич. Моё милое детство

М.В. Водопьянов. Полярный летчик

Е.Н. Верейская. Наташа пишет ночью письмо и затем его сжигает

Я фантазирую и мечтаю (1ч)

Придуманные миры и страны

Т. В. Михеева.  Асино лето»

В. П. Крапивин.  Голубятня в Орехове

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (8 ч)

Люди земли русской(3ч)

К.И. Кунин. За три моря. Путешествие Афанасия Никитина

Афанасий Никитин. Хождение за три моря.

В.А. Гагарин. Мой брат Юрий

Ю.А. Гагарин. Сто восемь минут

Г.С. Титов. Наш Гагарин

Что мы Родиной зовём (1 ч)

Широка страна моя родная

А.Д. Дорофеев. Веретено

Сказ о валдайских колокольчиках

М.Я.Бородицкая. В гостях у лесника

Г.Я.Снегирев. Карликовая березка

В.Г. Распутин. Саяны

О родной природе (3 ч)

Мороз не велик ,да стоять не велит(1ч)

Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.

В. Д. Берестов.  Мороз

Морозко. Отрывок из русской народной сказки

В.Ф. Одоевский. Мороз Иванович

Д.Б.Кедрин. Мороз на стеклах

Н.Н. Асеев. Такой мороз

На небе стукнет ,на земле слышно(1ч)

Загадки

М.М.Зощенко. Гроза

Н.Г. Гарин-Михайловский. Детство Тёмы

А.А.Блок. Перед грозой

А.А.Блок. После грозы

Ветер, ветер, ты могуч (1ч)

Загадки

В.А.Солоухин. Ветер

Проект. Герой нашего времени (1ч)

                                               

                                               Тематическое  планирование 1 класс

Разделы

Количество часов

1

Мир детства.

6

2

Россия – Родина моя.

6

Итого:

12

                                                             

                                                        Тематическое  планирование 2 класс

Разделы

Количество часов

1

Мир детства.

9

2

Россия – Родина моя.

8

Итого:

17

                                                     

                                                          Тематическое  планирование 3 класс

Разделы

Количество часов

1

Мир детства.

8

2

Россия – Родина моя.

Проект. Моя любимая книга.

9

Итого:

17

                                                   Тематическое  планирование 4 класс

Разделы

Количество часов

1

Мир детства.

9

2

Россия – Родина моя.

Проект. Герой нашего времени.

8

Итого:

17

                 Календарно-тематическое планирование предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» 1 класс

 

№ п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты

Мир детства (6 часов)

1.

 Я и книги. Не красна книга письмом, красна умом

УРР

Прогнозирование содержания тем по иллюстрациям, авторам и т.д.

П.:

Узнают  способы ориентирования в учебнике.

Научатся  различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация.

Л.:

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Р.: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

К.: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

2.

Как рождается стихотворение.

М.Ю.Лермонтов. Парус

УУНЗ

Формирование потребности учащихся всматриваться и вслушиваться в предметы и явления окружающего мира, видеть необычное в самом обычном, эмоционально-образно воспринимать слово в художественном тексте.

П.: Узнают принцип построения стихотворений, приемы выра-зительного чтения стихотворного текста, приемы сравнения, различение жанров произведений.. Связь литературы с музыкой и живописью,

языковые средства.

Л.:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Р.: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

К.: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих..

3.

Я взрослею. Без друга в жизни туго.

УУНЗ

Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала

Формирование потребности учащихся всматриваться и вслушиваться в предметы и явления окружающего мира, видеть необычное в самом обычном, эмоционально-образно воспринимать слово в художественном тексте.

П.: Узнают приемы сравнения

произведений на основе сравнения характеров и поступков персонажей. Научатся  работать со словами прямого и переносного значения.

Л.:

формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Р.: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

К.: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

4.

Не тот прав,  кто сильный, а тот, кто честный.

УРР

5.

Я фантазирую и мечтаю.

УРР

6.

Необычное в обычном.

УРР

Россия – Родина моя. ( 6 часов)

7.

Что мы Родиной зовем.

УУНЗ

Открыто выражать свое отношение к художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию

Понимать структуру построения рассуждения

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Составление плана работы, распределение ролей.

П.: Узнают, как составить пересказ биографии  героев произведения,

анализировать прочитанное произведение. Узнают приемы сравнения и анализа произведения, как делить текст на смысловые части и озаглавливать. Научатся  составлять небольшое

монологическое высказывание с опорой на авторский текст произведения.

Л.: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Р.: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

К.: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

8.

С чего начинается Родина?

УУНЗ

9.

Наше Отечество.

УУНЗ

10

О родной природе. Одним костром весь свет согрет.

УУНЗ

11.

Выше облака ходячего.

УОСЗ

12.

В синем море белые гуси

УОСЗ

     

                        Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» 2 класс                                                                                        

№ п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты

Мир детства (9 часов)

1.

 Я и книги. Не торопись отвечать, торопись слушать. Н.Е. Егорова Нянины сказки.

УРР

Прогнозирование содержания тем по иллюстрациям, авторам и т.д.

П.:

Узнают  способы ориентирования в учебнике.

Научатся  различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация.

Л.:

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Р.: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

К.: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

2.

 Не торопись отвечать, торопись слушать. Т.А. Луговская. Как знаю, как помню, как умею.

УУНЗ

Формирование потребности учащихся всматриваться и вслушиваться в предметы и явления окружающего мира, видеть необычное в самом обычном, эмоционально-образно воспринимать слово в художественном тексте.

П.: Узнают принцип построения стихотворений, различение жанров произведений.. Связь литературы с музыкой и живописью,

языковые средства.

Л.:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Р.: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

К.: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих..

3.

Я взрослею. Как аукнется, так и откликнется.  Л.И. Кузьмин. Дом с колокольчиком.

УУНЗ

Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала

Формирование потребности учащихся всматриваться и вслушиваться в предметы и явления окружающего мира, видеть необычное в самом обычном, эмоционально-образно воспринимать слово в художественном тексте.

П.: Узнают приемы сравнения

произведений на основе сравнения характеров и поступков персонажей. Научатся  работать со словами прямого и переносного значения.

Л.:

формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Р.: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

К.: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

4.

Как аукнется, так и откликнется.  

В.В. Бианки. Сова.

УРР

5.

Воля и труд дивные всходы дают.

Б.В. Шергин. Плотник думает топором.

УРР

6.

Кто идет вперед, того страх не берет. С.П. Алексеев. Медаль.

УРР

7.

Семья крепка ладом.

Л.Н.Толстой. Отец и сыновья.

УУНЗ

8.

Семья крепка ладом.

С.Г.Георгиев. Стрекот кузнечика.

УРР

9.

Я фантазирую и мечтаю. Н.К. Абрамцева. Заветное желание.

УРР

Россия – Родина моя. ( 8 часов)

10.

Люди земли Русской. В.А. Бахревский. Рябово (Глава из повести «Виктор Васнецов»)

УУНЗ

Открыто выражать свое отношение к художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию

Понимать структуру построения рассуждения

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Составление плана работы, распределение ролей.

П.: Узнают, как составить пересказ биографии  героев произведения,

анализировать прочитанное произведение. Узнают приемы сравнения и анализа произведения, как делить текст на смысловые части и озаглавливать. Научатся  составлять небольшое

монологическое высказывание с опорой на авторский текст произведения.

Л.: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Р.: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

К.: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

11.

Люди земли Русской. М.Л.Яковлев. Сергий Радонежский приходит на помощь.

УУНЗ

12.

Люди земли Русской.

И.К. Языкова. Преподобный Сергий Радонежский.

УУНЗ

13.

Народные праздники, связанные с временами года.

Л.Ф.Воронкова. Праздник весны.

УУНЗ

14.

Хорош праздник, после трудов праведных.

А.А.Коринфский. Спожинки

УОСЗ

15.

О родной природе.Уж ты нива моя, нивушка. И.С. Никитин «В чистом поле тень шагает…»

УОСЗ

16.

Минутная краса полей.

Ю.И.Коваль. Фарфоровые колокольчики.

17.

Поляны муравы одели. В.А.Солоухин. Трава.

Е.А.Благинина. Журавушка.

                                               

                            Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» 3 класс      

                                                         

№ п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты

Мир детства (8 часов)

1.

Пишут не пером, а умом.

УРР

Прогнозирование содержания тем по иллюстрациям, авторам и т.д.

П.:

Узнают  способы ориентирования в учебнике.

Научатся  различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация.

Л.:

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Р.: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

К.: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

2.

Как рождается стихотворение.

УУНЗ

Формирование потребности учащихся всматриваться и вслушиваться в предметы и явления окружающего мира, видеть необычное в самом обычном, эмоционально-образно воспринимать слово в художественном тексте.

П.: Узнают принцип построения стихотворений, приемы выра-зительного чтения стихотворного текста, приемы сравнения, различение жанров произведений.. Связь литературы с музыкой и живописью,

языковые средства.

Л.:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Р.: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

К.: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих..

3.

Жизнь дана на добрые дела. Л.Л. Яхнин «Последняя рубашка»

УУНЗ

Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала

Формирование потребности учащихся всматриваться и вслушиваться в предметы и явления окружающего мира, видеть необычное в самом обычном, эмоционально-образно воспринимать слово в художественном тексте.

П.: Узнают приемы сравнения

произведений на основе сравнения характеров и поступков персонажей. Научатся  работать со словами прямого и переносного значения.

Л.:

формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Р.: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

К.: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

4.

Жизнь дана на добрые дела. Ю.А. Буковский «О доброте…»

УРР

5.

Живи по совести. П.В.Засодимский «Гришина милостыня»

УУНЗ

6.

Живи по совести. В.Н.Крупин «Сушёная малина». Пословицы.

УРР

7.

В дружной семье и в холод тепло.

О.Ф.Кургузов «Душа нараспашку»

УУНЗ

Самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации

П.:  Научатся - читать  осознанно текст художественного произведения;

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

 полно отвечать на поставленные вопросы.

Л.: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование базовых семейных ценностей.

Р.: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

К.: готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

8.

Я фантазирую и мечтаю. В.П.Крапивин «Зелёная грива»

УУНЗ

Устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать собственное высказывание по аналогии

П.: развивать речь, память, навыки чтения, образное мышление; учиться фантазировать и мечтать..

Л.: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Р.: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. К.: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Россия – Родина моя. ( 8 часов)

9.

Люди земли Русской. Н.М.Коняев «Правнуки богатырей»

УУНЗ

Открыто выражать свое отношение к художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию

Понимать структуру построения рассуждения

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Составление плана работы, распределение ролей.

П.: Узнают, как составить пересказ биографии  героев произведения,

анализировать прочитанное произведение. Узнают приемы сравнения и анализа произведения, как делить текст на смысловые части и озаглавливать. Научатся  составлять небольшое

монологическое высказывание с опорой на авторский текст произведения.

Л.: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Р.: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

К.: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

10.

Люди земли Русской. В.А.Бахревский «Семён Дежнёв

УУНЗ

11.

Люди земли Русской. О.М.Гурьян «Мальчик из Холмогор»

УУНЗ

12

От праздника к празднику. Рождество. В.А.Ники форов-Волгин «Серебряная метель»

УУНЗ

13.

От праздника к празднику. А.Н.Майков «Христос Воскрес!»

УОСЗ

14.

О родной природе. Неразгаданная  тайна – в чащах леса.

УОСЗ

15.

Течёт, течёт – не вытечет. Загадки о природе.

УУНЗ

Осуществлять анализ и синтез

Проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий

Представлять свой проект.

П.: Узнают  названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Научатся передавать эмоции и настроения. Научатся анализировать, сравнивать и сопоставлять.

Л.: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; воспитание бережного отношения к родной природе.

Р.: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, определение темы и цели проекта, составление плана работы на проектом;.

К.: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

16.

Шёл седой старик туман.

УУНЗ

17.

Проект «Моя любимая книга»

УУНЗ

 

                           Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» 4 класс

                       

№ п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты

Мир детства (9 часов)

1.

Я и книги.

Д. Н. Мамин-Сибиряк. Из далёкого прошлого (глава «Книжка с картинками»).

И.А. Гончаров. Фрегат «Паллада»

УРР

Прогнозирование содержания тем по иллюстрациям, авторам и т.д.

П.:

Узнают  способы ориентирования в учебнике.

Научатся  различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация.

Л.:

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Р.: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

К.: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

2.

Испокон века книга растит человека.

С. Т. Аксаков. Детские годы Багрова-внука (фрагмент главы)

С. Т. Григорьев. Детство Суворова (фрагмент).

УУНЗ

Формирование потребности учащихся всматриваться и вслушиваться в предметы и явления окружающего мира, видеть необычное в самом обычном, эмоционально-образно воспринимать слово в художественном тексте.

П.: Узнают приемы сравнения, различение жанров произведений.. Связь литературы с музыкой и живописью,языковые средства.

Л.:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Р.: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

К.: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих..

3.

Я взрослею. Скромность красит человека.

Л.Л. Яхнин. Храбрец

И. П. Токмакова. Разговор Татарника и Спорыша

УУНЗ

Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала

Формирование потребности учащихся всматриваться и вслушиваться в предметы и явления окружающего мира, видеть необычное в самом обычном, эмоционально-образно воспринимать слово в художественном тексте.

П.: Узнают приемы сравнения

произведений на основе сравнения характеров и поступков персонажей. Научатся  работать со словами прямого и переносного значения.

Л.:

формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Р.: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

К.: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

4.

 Е. В. Клюев. Шагом марш

УРР

5.

Любовь все побеждает.

Б. П. Екимов. Ночь исцеления

УРР

6.

Любовь все побеждает.

И.А. Мазнин. Летний вечер

УУНЗ

7.

Я и моя семья.

К. В. Лукашевич. Моё милое детство

М. В. Водопьянов. Полярный лётчик

УРР

8.

Такое разное детство.

Е.Н. Верейская. Наташа пишет ночью письмо и затем его сжигает.

УУНЗ

Самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации

П.:  Научатся - читать  осознанно текст художественного произведения;

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

 полно отвечать на поставленные вопросы.

Л.: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование базовых семейных ценностей.

Р.: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

К.: готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

9.

Я фантазирую и мечтаю. Придуманные миры.

Т.В. Михеева. Асино лето

В.П. Крапивин. Голубятня в Орехове

УУНЗ

Устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать собственное высказывание по аналогии

П.: развивать речь, память, навыки чтения, образное мышление; учиться фантазировать и мечтать..

Л.: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Р.: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. К.: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Россия – Родина моя. ( 8 часов)

10.

Люди земли Русской. Н.М.Коняев. Правнуки богатырей

УУНЗ

Открыто выражать свое отношение к художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию

Понимать структуру построения рассуждения

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Составление плана работы, распределение ролей.

П.: Узнают, как составить пересказ биографии  героев произведения,

анализировать прочитанное произведение. Узнают приемы сравнения и анализа произведения, как делить текст на смысловые части и озаглавливать. Научатся  составлять небольшое

монологическое высказывание с опорой на авторский текст произведения.

Л.: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Р.: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

К.: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

11.

Люди земли Русской.  Е. В. Мурашова.  Каффа

УУНЗ

11.

Люди земли Русской.

К.И. Кунин . За три моря. Путешествие Афанасия Никитина

Афанасий Никитин. Хождение за три моря.

УУНЗ

12

Люди земли Русской.

В.А. Гагарин.Мой брат Юрий.

Ю.А. Гагарин.Сто восемь минут.

Г.С. Титов. Наш Гагарин.

РПВ Проект: «Герой нашего времени»

УУНЗ

13.

Что мы Родиной зовем. Широка страна моя родная.

А.Д. Дорофеев. Веретено.

Сказ о валдайских колокольчиках

УОСЗ

14.

О родной природе. Мороз невелик, да стоять не велит

Д.Б. Кедрин. Мороз на стеклах

В.Д.Берестов. Мороз

УОСЗ

15.

На небе стукнет, на земле слышно.

Загадки.

А.А. Блок. Перед грозой

А.А. Блок. После грозы.

УУНЗ

Осуществлять анализ и синтез

Проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий

Представлять свой проект.

П.: Узнают  названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Научатся передавать эмоции и настроения. Научатся анализировать, сравнивать и сопоставлять.

Л.: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; воспитание бережного отношения к родной природе.

Р.: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, определение темы и цели проекта, составление плана работы на проектом;.

К.: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

16.

Ветер, ветер, ты могуч…

Загадки.

В.А. Солоухин.Ветер.

УУНЗ

17.

Защита проекта «Герой нашего времени»

УУНЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению на родном (русском ) языке для 2 класса УМК "Школа России"

Рабочая программа по чтению на родном  (русском ) языке  для 2 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательно...

Рабочая программа Литературное чтение на родном (русском) языке

Рабочая программа "Литературное чтение на родном (русском) языке" Рассчитана программа на 0,5 часа (17 часов в год)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение на родном (русском) языке»

При изучении учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»  обучающиеся знакомятся с русским фольклором, классическими произведениями, современной детской литературой, ...

Рабочая программа "Литературное чтение на родном (русском) языке, 3 класс

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на родном (русском) языке предназначена для 3 класса, по программе "Планета знаний". Рабочая программа содержит в себе следующие разде...

Рабочая программа "Литературное чтение на родном ( русском) языке" 1-3 класс

Рабочая программа " Литературное чтение на родном (русском) языке" 1-3 класс...

Рабочая программа по чтению на родном (русском) языке

Рабочая программа разработана на основе  примерной рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке(русском)», утвержденной региональным учебно-методическим...