ФГОС "Начальная школа XXI века". Литературное чтение 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс)

Гриценко Светлана Петровна

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Литературное чтение»

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, примерной образовательной программы начального общего образования Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2016. - (Начальная школа XXIвека), планируемых результатов начального общего образования, ориентированная на работу по учебнику «Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. \Ефросинина Л.А. М.: Вентана-Граф,2016.

 

УМК «Начальная школа 21 век»

Авторы: Л. А. Ефросинина, М. И Оморокова.

Цели программы:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением;

- совершенствование всех видов речевой деятельности;

- формирование читательского кругозора;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей;

- воспитание интереса к чтению и книге.

Содержание программы представлено следующими разделами: собственно содержание курса литературного чтения в начальной школе, планируемые результаты освоения программы, критерии оценивания, тематическое планирование.

В соответствии с учебным планом школы на изучение данной программы выделено: 136 ч. в год (4 часа в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.docx83.94 КБ

Предварительный просмотр:

1. Планируемые результаты освоения  учебного предмета

В предмете литературного чтения формируются следующие личностные универсальные учебные действия:

  • понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач;
  • познание героического прошлого своей страны и народа на образцах доступных литературных произведений;
  • духовно-нравственное воспитание, формирование эстетических и морально-этических ценностей на примерах поступков героев литературных произведений;
  • самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений;
  • использование умения читать для удовлетворения личного интереса.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • понимание и постановка учебной задачи;
  • составление плана и последовательности действий;
  • самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок;
  • коррекция — внесение исправлений, дополнений и изменений по результатам оценки своей деятельности;
  • овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой. В курсе данной программы разработаны памятки (алгоритмы действий), которые усложняются от класса к классу с учетом требований программы и служат основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • формирование познавательной учебной задачи;
  • выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;
  • выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели;
  • восприятие прослушанного или прочитанного произведения;
  • поиск и выделение нужной информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;
  • умение работать с текстами произведений разных жанров: определять тему и жанр, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать состояние героев произведений и выражать свое отношение к их поступкам, объяснять свое эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения, отвечать на вопросы по содержанию;
  • способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
  • интерпретация текста (умение сравнивать произведения, героев положительных и отрицательных, рассказывать от лица одного из героев произведения или от лица читателя, делать выводы и подтверждать их словами из текста произведения);
  • рефлексия на содержание и форму произведения (формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге, подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся);
  • выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.
  • составление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами, таблицами — все это эффективные приемы обучения пониманию содержания произведения, сложному процессу, основанному на личном и субъективном восприятии
  • каждого ученика-читателя.
  • Логические универсальные действия:
  • анализ произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка; прогнозирование содержания произведения, определение темы и жанра);
  • установление причинно-следственных связей в тексте произведения при составлении плана;
  • формирование умения синтезировать при составлении плана рассказа о произведении, героях и их поступках;
  • сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности;
  • аргументация высказываний и суждений о произведении с опорой на текст.
  • Постановка и решение учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя:
  • понимание и формирование учебной задачи;
  • выбор способов и форм решения учебной задачи: выполнение проектов индивидуально, в парах и группах; презентации творческих работ и проектов;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев;
  • овладевать монологической речью (находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах);
  • умение отвечать на вопросы: по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие читателя дать оценку событиям и поступкам героев, требующие обучающегося постановить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношения ученика к событиям и героям произведений;
  • умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;
  • умение задавать одноклассникам вопросы разных видов по изучаемому произведению;
  • умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению;
  • умение полно и аргументировано строить свои высказывания, полно и точно выражать свои мысли.

Предметные универсальные учебные действия:  

  • овладение навыками чтения, умением воспринимать и понимать прослушанное или прочитанное произведение;
  • воспитание интереса к чтению как средству получения информации и удовлетворения личных познавательных и эстетических запросов, а также интереса к книге (учебной, художественной, справочной);
  • овладение устной и письменной коммуникативной культурой: работа с произведениями разных жанров; ведение диалога и построение монологического высказывания о героях и их поступках; поиск необходимой информации в учебниках, словарях, справочниках и энциклопедиях и ее использование; высказывание мнения о прочитанных или прослушанных произведениях и книгах;
  • воспитание эстетического вкуса и умения воспринимать художественное произведение как искусство слова: выделять особенности художественных произведений, находить (на доступном уровне) средства выразительности и использовать их в речи;
  • формирование эстетического вкуса и понимания младшими школьниками нравственно-этических ценностей при изучении художественных произведений.

К концу обучения в третьем классе:

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

• осознавать значение чтения для расширения своего читательского кругозора;

• понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;

• практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;

• отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

• правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;

• понимать и оценивать поведение героев произведения с морально- этических позиций, и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

• подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;

• находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;

• читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

• пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;

• классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;

• различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.

Ученик получит возможность научиться:

• понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;

• понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторским мнением;

• работать с аппаратом книг разного типа (книг-произведений, книг- сборников) и классифицировать их по жанрам, темам, авторам;

• уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

• различать стихотворный и прозаический тексты;

• определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок);

• использовать в речи изученные литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).

Ученик может научиться:

• подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;

• употреблять в речи изученные литературоведческие понятия;

• находить и читать диалоги и монологи героев.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

• понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль героя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения;

• инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

• рассказывать сказки от лица героя;

• рассказывать о героях произведения;

• создавать истории с героями произведений.

Ученик получит возможность научиться:

• иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

• выполнять проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные — герои литературных произведений»;

• создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

• находить информацию о героях произведений, об авторе, книге;

• работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;

• дополнять таблицы и схемы недостающей информацией;

• сравнивать произведения по таблицам, схемам, моделям; дополнять, исправлять, уточнять.

Ученик может научиться:

• самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

• находить информацию о книге, пользуясь ее аппаратом;

• находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;

• сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.

Познавательные универсальные учебные действия:  

Обучающиеся научатся:

•  свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;

•  ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

•  работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

 Обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

•  работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

•  выполнять работу по цепочке;

б)  в рамках коммуникации как взаимодействия:

•  видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

•  находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

2. Содержание учебного предмета

Общее содержание обучения литературному чтению представлено в программе следующими разделами: «Устное народное творчество», «Басни», «Произведения А.С. Пушкина», «Стихи русских поэтов», «Произведения Л.Н. Толстого», «Произведения А.Н. Некрасова», «Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка», «Произведения А.П. Чехова», «Произведения А.И. Куприна», «Произведения С.А. Есенина», «Произведения К.Г. Паустовского», «Произведения С.Я. Маршака», «Рассказы Л. Пантелеева», «Произведения А.П. Гайдара», «Произведения М.М. Пришвина», «Произведения зарубежных писателей». На основном этапе (3–4 классы) произведения группируются по жанровому и авторскому принципу. В учебники включены произведения, вошедшие в «золотой фонд» классической детской литературы, а также произведения народного творчества, современных детских отечественных и зарубежных писателей. Использование жанрового и авторского принципов позволяет сравнить произведения одного жанра, но разных авторов; произведения разных жанров одного автора. Например, разделы, посвященные творчеству Л.Н. Толстого помогут детям увидеть, насколько богата палитра писа­теля: художественные сюжетные рассказы, рассказы-описания природы, рассказы о животных, сказки, былины, басни, научно-популярные произведения, а жанровый раздел «Басни» поможет понять особенности басен разных авторов, в том числе со схожим сюжетом.

Учебный материал для чтения и обсуждения в классе:

• произведения устного творчества русского и других народов;

• стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей;

• художественные и научно-популярные рассказы и очерки; приключенческая литература; справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.

Основные разделы:

 Устное народное творчество

Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).

Басни  Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград», «Ворона и лисица».

Произведения А.С. Пушкина  «У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина».  Стихи русских поэтов  Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.Н. Майков. «Осень»; АЛ. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».  Произведения Л.Н. Толстого  «Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», «Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».

Произведения Н.А. Некрасова  «Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуковский. «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».  Произведения А.П. Чехова  Рассказы «Степь», «Ванька»; Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова».

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка  «Умнее всех», «Приёмыш».  Произведения А.И. Куприна  «Синяя звезда», «Барбос и Жулька».  Произведения С.А. Есенина  «Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», .«Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки».  Произведения К.Г. Паустовского  «Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».  Произведения С.Я. Маршака  «Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин. «С Маршаком».  Рассказы Л. Пантелеева  «Честное слово», «Камилл и учитель».  Произведения А.П. Гайдара  «Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К.Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».  Произведения М.М. Пришвина  «Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».  Произведения зарубежных писателей  III. Перро. «Подарки феи»; Ц. Топелиус. «Солнечный Луч и ноябре»; Дж. Лондон. «Волк»; Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» (в сокращении).

Примерная тематика:  произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношениях друг к другу, о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-эстетических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).

Жанровое разнообразие:

• более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды (выявление их особенностей);

• стихотворные произведения (наблюдение за ритмом, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка: идея победы добра над злом, правды над кривдой; реальность и нереальность событий; герои положительные и отрицательные.

Особенности народной сказки: замедленность действия за счёт повторов; включение побасенок и прибауток; наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты; особые концовки.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой; герои сказки, структурное сходство; особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: тема, смысл, герои, их поступки, мотивы поступков; структура рассказа: вступление, развитие действия, концовка рассказа; изобразительные средства: эпитеты, сравнения, устойчивые выражения, олицетворения.

Рассказы художественные, научно-художественные, научно — познавательные, очерки.

Рассказы-описания: художественные и научно-художественные.

Повествовательные рассказы(автор, рассказчик, рассказчик-автор, рассказчик-герой).

Рассказы с включением диалога.

Басни: прозаические и стихотворные; структура басни: вступление, развитие действия, мораль; художественные особенности басни: иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания, меткость языка, юмор.

Общая ориентировка в литературоведческих представлениях и понятиях:

• литература, фольклор, литературное произведение, жанр, сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, быль;

• присказка, зачин, диалог, вступление, концовка, мораль;

• герой (персонаж), портрет героя, пейзаж, место действия, поступок, отношение автора;

• стихотворение, рифма, строка, строфа;

• средства выразительности: тон, логические ударения, пауза, темп, ритм.

  1. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Раздел, тема

Планируемые универсальные учебные действия

Количество часов

Дата проведения

Устное народное творчество

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

•  свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;

•  ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

•  работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

•  работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

•  выполнять работу по цепочке;

б)  в рамках коммуникации как взаимодействия:

•  видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

•  находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:

•  подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

•  понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами:

Познавательные универсальные учебные действия:

-формирование познавательной учебной задачи;

-выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;

-выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели;

-восприятие прослушанного или прочитанного произведения;

-поиск и выделение нужной информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;

-умение работать с текстами произведений разных жанров: определять тему и жанр, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать состояние героев произведений и выражать свое отношение к их поступкам, объяснять свое эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения, отвечать на вопросы по содержанию;

-способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

-интерпретация текста (умение сравнивать произведения, героев положительных и отрицательных, рассказывать от лица одного из героев произведения или от лица читателя, делать выводы и подтверждать их словами из текста произведения);

-рефлексия на содержание и форму произведения (формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге, подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся);

-выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.

-составление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами, таблицами — все это эффективные приемы обучения пониманию содержания произведения, сложному процессу, основанному на личном и субъективном восприятии

-каждого ученика-читателя.

Логические универсальные действия:

-анализ произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка; прогнозирование содержания произведения, определение темы и жанра);

-установление причинно-следственных связей в тексте произведения при составлении плана;

-формирование умения синтезировать при составлении плана рассказа о произведении, героях и их поступках;

-сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности;

-аргументация высказываний и суждений о произведении с опорой на текст.

-Постановка и решение учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя:

-понимание и формирование учебной задачи;

-выбор способов и форм решения учебной задачи: выполнение проектов индивидуально, в парах и группах; презентации творческих работ и проектов;

Коммуникативные универсальные действия:

-умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев;

-овладевать монологической речью (находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах);

-умение отвечать на вопросы: по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие читателя дать оценку событиям и поступкам героев, требующие обучающегося постановить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношения ученика к событиям и героям произведений;

-умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;

16 ч

По плану

Фактически

1

Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка.

1 час

2

Пословицы. Какие бывают пословицы

1 час

3-4

О присказках.

 Русские народные сказки «Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую»

2 часа

5

Русские народные сказки «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич»

1 час

6

Сказки с загадками.  «Дочь-семилетка». Русская народная сказка

1 час

7-8

Волшебные сказки. «Царевич Нехитёр-Немудёр». Русская народная сказка

2 часа

9

Русские народные сказки «Елена Премудрая», «Умная внучка»

1 час

10

Скороговорки. Потешки. Повторение: малые жанры фольклора

1 час

11

Тест «Проверь себя»

1 час

12

Былины.  «Добрыня и Змея».

«Илья Муромец и Соловей-разбойник».

1 час

13

«Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

1час

14

«Вольга и Микула».

1час

15

книгами        

Былины  «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович»    

1 час

16

Тест «Проверь себя»

1 час

Басни

4 часа

17

Эзоп. «Лисица и виноград». И. Крылов. «Лиса и виноград»

1 час

18

И. Крылов. «Ворона и лисица»

1 час

19

И. Крылов «Волк и ягнёнок», «Крестьянин и работник»

1 час

20

Тест «Проверь себя»

1 час

Произведения А. С. Пушкина

10 часов

21-22

А.С. Пушкин

«У лукоморья дуб зеленый…».

2 часа

23-26

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

3 часа

27

Сказки Пушкина. К. Паустовский.

2 часа

28

А.С. Пушкин «Зимний вечер», «Вот север, тучи нагоняя…»,

1 час

30

А.С. Пушкин  «Няне»

1 час

31

«Проверь себя»

1 час

Стихи русских поэтов

6 часов

32

Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»

1 час

Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою…»

1 час

33

А. Майков «Осень»

1 час

34

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»

1 час

35

 

А. Фет  «Кот поет, глаза прищуря…»

1 час

36

Тест «Проверь себя»

1 час

Произведения Л.Н. Толстого

7 часов

37

«Два брата». Сказка

1 час

38

«Белка и Волк». Басня

1час

39

Научно-познавательные и художественные рассказы. «Зайцы»

1 час

40

Научно-познавательные и художественные рассказы. «Лебеди»

1 час

42

Рассказ «Прыжок».

1 час

43

Былина «Как боролся русский богатырь»

1 час

44

Тест «Проверь себя»

1час

Произведения Н.А. Некрасова

8 часов

45

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок).

1 час

46

Н.А. Некрасов  «Мужичок с ноготок».

1 час

47

Статья К.И. Чуковского «Мужичок с ноготок»

1 час

48

Н.А. Некрасов «Славная осень…».

1 час

49

Н.А. Некрасов  «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «мороз, красный нос»)

1 час

50

О стихах Н.А. Некрасова К.Чуковский

1 час

51

Книги Н.А. Некрасова

1 час

52

Тест «Проверь себя»

1 час

Произведения А. П. Чехова

3 часов

53

А. П. Чехов Рассказы «Степь»

1 часа

54-55

А. П. Чехов «Ванька»

2 часа

56

Тест Проверь себя. Комплексная работа

1 час

Сказки зарубежных писателей

7 часа

57-58

Ш. Перро «Подарки феи»

2 час

59-61

Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре»

3 час

62

Тест «Проверь себя»

1 час

63

Урок-утренник «В мире волшебных сказок»

1 час

Стихи русских поэтов

6 часов

64

И. Никитин «Русь»

1 час

66

И. Никитин «Утро»

1 час

67

И. Суриков «Детство»

1 час

68

С. Дрожжин «Зимний день»

1 час

69

С. Дрожжин «Привет»

1 час

70

Тест «Проверь себя»

1 час

Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка

6 часов

71-73

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

3 часа

74-75

Д. Н. Мамин-Сибиряк Сказка «Умнее всех»

2 часа

76

Тест «Проверь себя»

1 час

Произведения И. А. Куприна

6 часов

77-79

И. А. Куприн «Синяя звезда»

3 часа

80-81

И. А. Куприн «Барбос и Жулька»

2 часа

82

Тест «Проверь себя»

1 час

Стихи С. А. Есенина

8 часов

83

С. А. Есенин Стихи о Родине (отрывки);

1 час

84

С. А. Есенин «Я покинул родимый  дом…»

1 час

85

С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»

1 час

86

С. А. Есенин Стихи о березе (отрывки). «Береза»

1 час

87

С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

1 час

88

Стихи русских поэтов. С. А. Есенин

1 час

89

Тест «Проверь себя»

1 час

90

Библиотечный урок «Стихи русских поэтов»

1 час

Произведения К. Г. Паустовского

12 часов

91-93

К. Г. Паустовский «Стальное колечко»

3 часа

94

К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»

1 час

97-98

К. Г. Паустовский «Какие бывают дожди»

2 часа

103

Тест «Проверь себя»

1 час

104

Урок-утренник «Моя любимая книжка»

1 час

Произведения С. Я. Маршака

3 часа

105

С. Я. Маршак «Урок родного языка»

1 час

106

С. Я. Маршак «Ландыш»

1 час

107

С. Маршаком. В. Субботин

1 час

Произведения Л. Пантелеева

5 часов

108-109

Л. Пантелеев «Честное слово»

2 часа

110-111

Л. Пантелеев «Камилл и учитель»

2 часа

112

Тест «Проверь себя»

1 час

Произведения А. П. Гайдара

6 часов

113

А. П. Гайдар «Горячий камень»

1 час

114-115

А. П. Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы)

2 часа

116

С. Михалков «Аркадий Гайдар».

1 час

117

К. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре»

1 час

118

Промежуточная аттестация (комплексная работа)

1 час

Произведения М. М. Пришвина

5 часов

119

М. М. Пришвин  «Моя Родина»

1 час

120

М. М. Пришвин  «Выскочка»

1 час

121

М. М. Пришвин  «Жаркий час»

1 час

122

В. Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине».

1 час

123

Тест «Проверь себя»

1 час

Произведения зарубежных писателей

10 часов

124-126

Джек Лондон «Волк»

3 часа

127-129

Э. Сетон-Томпсон «Чинк»

3 часа

130

Промежуточная аттестация (комплексная работа)

1 час

131

Тест  «Проверь себя»

1 час

132-134

Книги о животных

3 часа

135

Урок-игра. Путешествие  по страницам книг.

1 час

136

Библиотечный урок «Летнее чтение»

1 час

        Приложение

Критерии оценки

   Система оценивания знаний проводится на основании  Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".

 В начальной школе проверяются следующие умения, связанные с читательской деятельностью:

  • навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);
  • умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
  • при проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
    Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
    Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во 2-4 классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух.
    Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
  • в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста, проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений; использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка.

Нормы техники чтения (слов/мин.) для классов возрастной нормы и классов расширенного обучения.

Классы

Входной контроль

1 полугодие

2 полугодие

1

-

-

30 (40)

 

2

30 (40)

40 (50)

50 (60)

 

3

50(60)

60 (70)

70 (80)

 

4

70(80)

80 (90)

90-100 (100- 110)

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Особенности организации контроля по чтению
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.
3-й класс.
Оценка "5" ставится ученику, если он:
- понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие):
- читает целыми словами (2полугодие);
- читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
- самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
- понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
-твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка "4" ставится ученику, если он:
- читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие);
-читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);
-допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
- правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
- знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).
Оценка "3" ставится ученику, если он:
- читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
- переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
- последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.
Оценка "2" ставится ученику, если он:
- читает монотонно, по слогам (1полугодие);
- читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);
- допускает более 6 ошибок;
- искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
- при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.
При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.
Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть не менее: в 3-м классе -1/2.
При выставлении оценки по чтению необходимо ее мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыком чтения и умением работать с текстом.
Итоговые проверки навыка чтения проводятся три раза в год; входной контроль, в конце I и II полугодий.

Примерный план проведения проверочных и контрольных работ

№ п/п

Компетенция. Вид проверки

Время выполнения

I полугодие

Навык чтения вслух. Текущая проверка

Сентябрь

Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка

В течение полугодия

Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Текущая проверка

В конце четверти

Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка

Декабрь

II полугодие

Начитанность и читательские умения. Текущая проверка

Март

Тест (вид текущей проверки)

Март

Навык чтения вслух. Итоговая проверка

Апрель

11

Тест (вид итоговой проверки )

Май

12

Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка

В течение полугодия

13

Сформированность учебной и читательской деятельности. Комплексная итоговая работа Итоговая проверка

В конце года

Контрольная работа №1

Вариант 1.

1.Отметь фамилию баснописца.

  • Л.Н. Толстой
  • С.А. Есенин
  • И.С. Никитин
  • И.А. Крылов
  • С.Д. Дрожжин

2.Что такое мораль басни?

  • установка
  • правило
  • нравоучение
  • закон
  • развитие

3. Отметь слова, которыми можно дополнить предложение.

И.А. Крылов писал басни, а А.С. Пушкин — ...

  • стихи
  • сказки
  • басни
  • былины
  • загадки

4. Дополни предложение, отметив ответ. Б

Басню «Лиса и виноград» написал русский баснописец И.А. Крылов, а басню «Лисица и виноград» — древнегреческий баснописец ..

  • Л.Н. Толстой
  • А.Е. Измайлов
  • С.А. Есенин
  •  Эзоп
  • А.С. Пушкин

5.Отметь лишнее слово. Объясни свой выбор.

  • пословица
  • загадка
  • стихотворение
  • былина
  • потешка

6.Отметь слово, чтобы дополнить предложение.
Эзоп и И.А. Крылов — это ...

  • сказочники
  • баснописцы
  • поэты
  • летописцы

7.Допиши одно слово в ряд слов. Объясни выбор.
Былина, сказ, пословица, потешка,..        

 8.Какой автор писал рассказы о природе? Отметь ответ.

  • И.А. Крылов
  • А.С. Пушкин
  • И.С. Тургенев
  • Л.Н. Толстой
  • С.А. Есенин

9. Что поможет тебе выбрать нужную книгу? Отметь ответ.

  • обложка
  • цвет обложки
  • оглавление (содержание)
  • аннотация
  • переплёт

10. Допиши одно слово в ряд слов. Объясни выбор.

Заголовок, фамилия автора, титульный лист, аннотация, __        __        

Вариант 2.

1.        Отметь фамилию автора сказок.

  • Эзоп
  • И.З. Суриков
  • А.С. Пушкин
  • И.С. Тургенев
  • В.Ю. Драгунский

2.        Что такое абзац? Отметь ответ.

  • рассказ
  • произведение
  • часть текста
  • пословица
  • текст

3.        Допиши предложение.

Пушкина зовут Александр Сергеевич, а Тургенева —

4.        Отметь лишнее слово. Объясни выбор.

  • Илья Муромец
  • Алёша Попович
  • Добрыня Никитич
  • Лесной Дед
  • Соловей-разбойник

5.        Кто написал рассказ «Перепёлка»? Отметь ответ.

  • Н.Н. Носов
  • А.С. Пушкин
  • И.С. Тургенев
  • Е.И. Чарушин
  • И.А. Крылов

6.        Закончи предложение, отметив ответ.

Иван Сергеевич Тургенев писал рассказы, а Иван Андреевич Крылов —...

  • сказки
  • былины
  • небылицы
  • басни
  • загадки

7.        Что поможет тебе выбрать нужное произведение в книге-сборнике? Отметь ответ.

  • аннотация
  • титульный лист
  • обложка
  • предисловие
  • оглавление (содержание)
  1. Допиши одно слово в ряд слов. Объясни выбор.

Шутка, скороговорка, потешка, небылица,        

  1. Отметь фамилию поэта и сказочника.
  • И.С. Тургенев
  • И.А. Крылов
  • А.С. Пушкин
  • С.А. Есенин
  • А.Е. Измайлов

10.        Героем каких произведений стал Илья Муромец? Отметь ответ.

  • сказок
  • рассказов
  • басен
  • былин

Контрольная работа №2.

Вариант1.

1. Отметь фамилию писателя- сказочника.

  • А.А.Фет
  •  Ф.И.Тютчев
  • Л.Н. Толстой
  • Н.А. Некрасов
  • И.А. Бунин

2.        Что такое пейзаж? Отметь ответ.

  • рассказ о природе
  • описание картины природы
  • сказка о природе
  • стихотворение о природе
  • история о природе

3.        Отметь слово, которым можно дополнить предложение.

Ф.И. Тютчев писал стихи, а А.П. Чехов ...

  • басни
  • песни
  • рассказы
  • загадки
  • былины

4.        Отметь фамилию автора, которой нужно дополнить предложение.

Сказку «Подарки феи» написал Ш. Перро, а сказку «Два брата» ...

  • А.С. Пушкин
  • Л.Н. Толстой
  • братья Гримм
  • Х.К. Андерсен
  • В.Г. Сутеев

5.        Отметь лишнее слово.

  • пословица
  • загадка
  • рассказ
  • потешка
  • скороговорка

6.        Кто автор стихотворения «Крестьянские дети»? Отметь ответ.

  • А.А. Фет
  • А.Н. Майков
  • А.С. Пушкин  

□         Ф.И. Тютчев

  • НА. Некрасов

7.        Отметь слово, которым можно дополнить предложение.

А.А. Фет, И.А. Бунин, АН. Майков — русские ...

  • сказочники
  • баснописцы
  • летописцы
  • поэты

8.        Допиши одно слово в ряд слов.

Загадка, потешка, закличка, пословица,        

9.        Что поможет тебе выбрать нужную книгу? Отметь ответы.

  • переплёт
  • цвет обложки
  • оглавление (содержание)
  • аннотация
  • обложка

10.        Героем какого произведения является Ванька Жуков? Отметь ответ.

  • сказки
  • рассказа
  • басни
  • стихотворения
  • былины

Вариант 2.

1.        Отметь фамилию русского поэта и сказочника.

  • И.А. Крылов
  • А.А. Фет
  • А.Н. Майков
  • А.С. Пушкин
  • Н.А. Некрасов

2.        Сколько абзацев в отрывке? Допиши предложение.

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

В этом отрывке…______________________________________________________________________

3.        Что такое пейзаж? Отметь ответ.

  • часть текста
  • текст
  • абзац
  • описание картины природы
  • описание внешнего вида героя

4.        Допиши предложение.

Толстого зовут Лев Николаевич, а Некрасова —        

5. Кто автор рассказа «Белолобый». Отметь ответ.

  • Л.Н. Толстой
  • Н.А. Некрасов
  • А.П. Чехов
  • Н.Н. Носов
  • Н.И. Сладков

6.        Отметь лишнюю фамилию.

  • А.А. Фет
  • А.Н. Майков
  • НА. Некрасов
  • И.А. Бунин
  • А.П. Чехов

7.Что поможет выбрать нужное произведение в книге-сборнике? Отметь ответы.

  • предисловие
  • иллюстрация
  • оглавление (содержание)
  • титульный лист
  • аннотация

8.Дополни ряд фамилий авторов произведений.
Н .А. Некрасов, И.А. Бунин, А. А. Фет, Ф.И. Тютчев,        

9.Кто автор научно-познавательного рассказа «Зайцы»?  Отметь ответ.

  • И.С. Тургенев
  • М.М. Пришвин
  • Л.Н. Толстой
  • А.П. Чехов
  • Е.И. Чарушин

10. Героем какого произведения является Соловей-разбойник? Отметь ответ.

  • басни
  • сказки
  • рассказа
  • былины
  • стихотворения

                             Контрольная работа №3.

 Вариант 1.

1.        Отметь жанр фольклора.

  • басня
  • художественный рассказ
  • научно-познавательный рассказ
  • сказка
  • стихотворение

2.        Отметь фамилию поэта.

  • А.П. Чехов
  • И.С. Тургенев
  • С.А. Есенин
  • А.И. Куприн
  • К.Г. Паустовский

3.        Отметь фамилию автора, которой нужно дополнить предложение.

Стихотворение «Бабушкины сказки» написал ...

  • И.С. Никитин
  • С.А. Есенин
  • С.Д. Дрожжин
  • Ф.И. Тютчев
  • НА. Некрасов

4.        Отметь имя и отчество Есенина.

  • Александр Сергеевич
  • Николай Алексеевич
  • Сергей Александрович
  • Иван Захарович
  • Фёдор Иванович

5.        Отметь лишнее слово.

  • загадка
  • потешка
  • считалка
  • олицетворение
  • былина

6.        Отметь слово, которым нужно дополнить предложение.

И.С. Никитин, С.Д. Дрожжин, С.А. Есенин - это ...

  • сказочники
  • баснописцы
  • летописцы
  • поэты

7.        Допиши одно слово в ряд других.
Обложка, переплёт, заголовок, титульный лист,        

8.        Отметь фамилию поэта, который написал стихи

о русской берёзе.

  • С.А. Есенин
  • И.С. Никитин
  • А.С. Пушкин
  • Н.А. Некрасов
  • С.Д. Дрожжин

9.        Отметь заголовок рассказа К.Г. Паустовского.

  • «Белолобый»
  • «Стальное колечко»
  • «Барбос и Жулька»
  •  «Акула»
  • «Воробей»
  1. Допиши одну фамилию в ряд других.
    Пушкин, Есенин, Тютчев, Фет,

Вариант 2.

1.        Отметь жанр фольклора.

  • басня
  • рассказ
  • былина
  • повесть
  • стихотворение

2.        Отметь сказочных героев.

  • Приёмыш
  • Индюк
  • Ёж
  • Соболько
  • Ю-Ю

3.        Дополни предложение.
Глупый Индюк — герой        

4.        Отметь лишнее слово.

  • рассказ
  • сказка
  • былина
  • обложка
  • басня

5.        Отметь фамилию автора рассказа «Кусака».

  • Л.Н. Андреев
  • А.И. Куприн
  • А.П. Чехов
  • И.С. Тургенев
  • Д.Н. Мамин-Сибиряк

6.        Отметь имя и отчество писателя, которыми нужно дополнить предложение.

Есенина зовут Сергей Александрович, а Паустовского — ...

  • Иван Сергеевич
  • Антон Павлович
  • Александр Иванович
  • Михаил Михайлович
  • Константин Георгиевич

7.        Что поможет тебе выбрать нужное произведение в книге-сборнике? Отметь ответ.

П заголовок произведения

  • обложка
  • сведения об авторе
  • цвет корешка
  • размер книги

8.        Допиши одну фамилию в ряд данных.

Пушкин, Есенин, Фет, Майков,        

9.        Отметь фамилию автора рассказов о животных.

  • А.С. Пушкин
  • И.С. Никитин
  • А.И. Куприн
  • И.А. Крылов
  • С.Д. Дрожжин

10.        Героя какого произведения зовут Ваня Малявин?
Отметь ответ.

  • сказки
  • басни
  • повести
  • рассказа
  • былины

Контрольная работа №4.                    

Вариант 1.

         

1.        Отметь жанр и тему произведения М.М. Пришвина  «Двойной след».

  • рассказ о животных                                                                                                                                                            
  • рассказ о детях
  • рассказ о природе              
  • сказка о животных            
  • сказка о природе

2.        Отметь заголовок стихотворения.

  • «Честное слово»
  • «Фенька»
  • «По следам»
  • «Ландыш»
  • «Жаркий час»

3.        Допиши предложение.

Рыжий - герой рассказа Джека Лондона «Волк», а Скрип — герой        

4.        Отметь лишнее слово.

  • рассказ
  • басня                                
  • пословица переплет
  • считалка

5.        Отметь фамилию автора рассказа «Чинк».

  • Дж. Чиарди
  • Дж. Лондон
  • А. И. Куприн
  • М.М. Пришвин
  • Э. Сётон-Томпсон

6.        Дополни предложение.

Куприна зовут Александр Иванович, а Гайдара —        

7.        Отметь обобщающее слово, которым можно дополнить предложение.

И.С. Никитин, С.Я. Маршак, СА. Есенин — это ...                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

  • поэты
  • летописцы
  • сказочники                                                      

8.        Кто написал рассказ «Фенька»? Отметь ответ.

  • К.Г. Паустовский
  • А.П. Гайдар
  • Л. Пантелеев
  • М.М. Пришвин
  • А.И. Куприн

9.        Отметь заголовок произведения Л. Пантелеева. «Двойной след»

  • «Новенькая»
  • «Заячьи лапы»
  • «Горячий камень»
  • «Выскочка»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

10.        Допиши одну фамилию в ряд других.

АН. Куприн, В.В. Бианки, Дж. Лондон, Д.Н. Мамин
Сибиряк,        —

Вариант 2.

1.        Отметь имя и отчество Маршака.

  • Михаил Михайлович
  • Александр Сергеевич
  • Самуил Яковлевич
  • Николай Николаевич
  • Николай Алексеевич

2.        Отметь заголовок рассказа В.В. Бианки.

  • «По следам»
  • «Двойной след»
  • «Воробей»
  • «Стрижонок Скрип»
  • «Заячьи лапы»

3.        Допиши предложение.

Джек Лондон — автор рассказа «Волк», а В.П. Астафьев —

4.        Отметь лишнее слово.

  • потешка
  • скороговорка
  • рассказ
  • пословица
  • загадка

5.        Кто написал сказку «Снеговик»? Отметь ответ.

  • Ш. Перро
  • Ц. Топелиус
  • Дж. Чиарди
  • Х.К. Андерсен
  • Дж. Лондон

6.        Допиши предложение.

Куприна зовут Александр Иванович, а Паустовского —

     7.        Отметь слова, которыми можно дополнить предложение.

А.П. Гайдар и Л. Пантелеев писали рассказы ...

  • о животных
  • о природе
  • о детях
  • о Родине
  • о приключениях

8.        Отметь фамилию поэта.

  • Л.Н. Андреев
  • А.П. Чехов
  • А.И. Куприн
  • А.П. Гайдар
  • СВ. Михалков

9.        Отметь заголовок басни СВ. Михалкова.

  • «Стрекоза и муравей»
  • «Ландыш»
  •  «Выскочка»
  • «Ошибка»
  • «Волк»

10.        Допиши одну фамилию в ряд других.

Братья Гримм, Ш. Перро, Х.К. Андерсен, Дж. Чиарди,…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" Литературное чтение

Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...

Рабочие программы 2 класс УМК "Начальная школа XXI века" Литературное чтение

Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...

Календарно-тематическое планирование "Начальная школа XXI века": литературное чтение, 2 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по системе учебников "Начальная школа XXI века", 2 класс...

ФГОС "Начальная школа XXI века". Литературное чтение 4 класс

Образовательная программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009), основной общеобразовательной программы МКОУ «...

ФГОС "Начальная школа XXI века". Литературное чтение 1 класс

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20373804","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Тематическое планирование "Начальная Школа 21 Века". Литературное чтение. 1 Класс.

Тематическое планирование "Начальная Школа 21 Века". Литературное чтение. 1 Класс....

ФГОС "Начальная школа XXI века". Литературное чтение 2 класс

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий: личностных, метапредметных, предметных.Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориен...