Литературное чтение 4 класс В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
план-конспект урока по чтению (4 класс)
«Городо́к в табаке́рке» — сказка русского писателя Владимира Одоевского, в которой в сказочной форме рассказывается об устройстве музыкальной шкатулки («табакерки»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Городо́к в табаке́рке» — сказка русского писателя Владимира Одоевского | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ СОШ № 2 г. Дигора
Урок литературного чтения .4 класс «В»
Учитель: Абаева Альбина Ацаевна
Тема: В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
«Городо́к в табаке́рке» — сказка русского писателя Владимира Одоевского, в которой в сказочной форме рассказывается об устройстве музыкальной шкатулки («табакерки»).
Цель: познакомить детей с творчеством В.Ф. Одоевского и научно-познавательной сказкой «Городок в табакерке», показать, как в форме сказки писатель знакомит детей с реальным устройством музыкальной шкатулки.
Задачи:
- продолжать формировать навыки выборочного чтения, словесного рисования;
- развитие памяти, мышления;
- формирование выразительного, сознательного, правильного и беглого чтения;
- воспитание любви к чтению.
Оборудование: несколько шкатулок с сюжетными картинками на крышках, музыкальная шкатулка; презентация, учебник, записи на доске
Ход урока.
- Орг. момент.
- Проверка домашнего задания.
-Ребята мы с вами прошли раздел поэтическая тетрадь. Давайте вспомним произведения и авторов этого раздела. Вам нужно разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово.
- Из какого стихотворения взяты эти строчки?
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной… («Листопад» Иван Алексеевич Бунин)
- Ну, пошёл же ради Бога!
Небо, ельник и песок –
Невесёлая дорога
Эй! Садись ко мне дружок! («Школьник» Николай Алексеевич Некрасов)
- Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила («Бабочка» Афанасий Афанасьевич Фет)
4. Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. (Иван Саввич Никитин)
5. Пушкин сказал о нём: «…оригинален –ибо мыслит». (Евгений Абрамович Баратынский)
- Какой частью речи являются эти слова? (сущ)
- На какие 2 группы можно разделить эти слова?(имена собственные, нарицательные)
- Как пишутся имена собственные?
-Какое слово спрятано? (сказка)
-Что такое сказка? (сказка –вымышленное произведение, где описываются различные герои, их приключения)
-На какие 2 группы можно разделить сказки? (авторские, народные)
- Какие виды сказок вы знаете? (бытовые, волшебные, о животных).
-Чем авторские сказки отличаются от народных ? ( Народную сказку сочинил народ, а авторская сказка имеет автора; в народных сказках предложения короткие, лаконичные, четкие; в авторских сказках предложения длинные, сложные. В народных сказках присутствуют устойчивые выражения.)
III. Работа по теме урока.
- Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы открываем новый раздел, который называется «Литературные сказки». Какие произведения могут в него входить? (произведения которые написаны авторами)
- Ребята, сегодня мы познакомимся с научно-познавательной сказкой
В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» СЛАЙД №2,3
- А как вы думаете, чему мы сегодня сможем научиться?
Дети:
- познакомимся со сказкой;
- познакомимся с творчеством писателя;
- отвечать на вопросы;
- находить в тексте нужные отрывки;
- читать выразительно, бегло;
- думать;
- делать выводы;
- подводить итоги.
- Молодцы! Это и будут цель и задачи нашего урока.
2. Знакомство с творчеством В.Ф. Одоевского.
СЛАЙД № 6,7,8
Жизнь и творчество В.Ф. Одоевского.
Давно, 100 лет назад, в городе Петербурге жил один человек Владимир Федорович Одоевский. И был этот человек , как все про него говорили ужасный чудак. Чудаком его считали за то, что он носил остроконечный колпак в полметра вышиной и черный шелковый сюртук до пят. Чудаком его считали и за то, что большую часть времени он проводил за книгами, и вдобавок сам был сочинителем , так тогда называли писателей. В своем странном костюме Одоевский пожалуй правда смахивал на сказочного чародея. Ну кроме одежды ничего в нем странного не было, наоборот, был он очень умный , образованный и необыкновенно добрый человек. Он всегда обо всех заботился, и всегда о ком нибудь хлопотал. Но больше всего Одоевский заботился о детях и об их воспитании. Благодаря его хлопотам и трудам было основано в Петербурге несколько детских приютов для беспризорных детей и сирот, бесплатная детская больница. В детях он видел будущее и очень их любил. Но ребята любили его еще больше потому, что никто кроме него не умел так просто и интересно объяснять от чего идет дождь или почему зимой холодно, а летом тепло или рассказать интересную только что придуманную сказку. А когда он записал несколько таких сказочек, то получилась книжечка Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея. Это была первая русская книжка для детей. Вот с одной из этих сказок мы сегодня познакомимся на уроке. Называется она Городок в табакерке.
СЛАЙД №9,10
- О чём вам говорит заголовок? (речь будет идти о табакерке)
- Что же такое табакерка? Давайте посмотрим.
СЛАЙД №11
Нюхательный табак держали в табакерках из дерева, серебра, золота, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.
СЛАЙД №12
Посмотрите на эту шкатулку. Чем она отличается от остальных? (Учитель открывает шкатулку - звучит мелодия).
- А сейчас посмотрите, ребята, на различные виды музыкальных шкатулок (табакерок).
СЛАЙД №13
- Как устроена музыкальная шкатулка? Для кого это является загадкой?
-Давайте прочитаем литературную сказку В.Ф. Одоевского "Городок в табакерке" и посмотрим, поможет ли он нам разгадать тайну?
3. Первичное восприятие текста.
А) – Ребята, сядьте поудобнее, я предлагаю вам прослушать начало текста в исполнении Н. Литвинова – мастера художественного слова, а вы следите по тексту.
Б) Далее комбинированное чтение: учитель + сильный ученик.
4. Вопросы по прочитанному тексту.
-Понравилась ли вам сказка? Что именно понравилось?
- Кто является главным героем сказки? (мальчик)
5. Физ.минутка
6. Словарная работа. Работа в группах.
- Сказка В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.
- Сейчас мы дадим толкование этим словам.
- Ребята, из каких источников мы узнаём значение слов? (Из учебника, толкового словаря, интернета, спрашиваем у взрослых.)
1 группа – работа с учебником
2 группа – работа с интернетом
3 группа – работа с толковым словарём
4 группа – работа с гостями урока
СЛАЙД №14
Бюро – стол с ящиками для хранения бумаг.
СЛАЙД №15
Горка - специальная мебель в виде пирамиды для дорогой посуды
СЛАЙД №16
Ставни – деревянный затвор, «ворота» на окошках в деревянных домах.
СЛАЙД №17
Флюгер - представляет собой металлический флаг, расположенный на вертикальной оси и поворачивающийся под воздействием ветра.
СЛАЙД №18
Шатёр - покрытие в виде высокой многогранной пирамиды
СЛАЙД №19
Бахрома - украшение к занавесям, тесьма с висящими с одной стороны нитями.
СЛАЙД №20,21
Тиснёная бумага – бумага, с выдавленным рисунком.
IV. Закрепление.
Беседа с выборочным чтением.
- Прочитайте описание табакерки. Как она выглядит? (с.158)
-Как называется этот волшебный городок? (Динь-Динь)
-С какой просьбой обратился Миша к папеньке? (с.159 Папенька, нельзя ли войти в табакерку?)
-Почему Мише хотелось попасть в табакерку? (хотел узнать, что там делается)
-Что увидел Миша, когда папа открыл крышку табакерки? (колокольчики, молоточки, валик и колёса)
-Сейчас мы посмотрим отрывок из сказки, который для вас подготовили ребята. Скажите, с кем Миша отправился в городок Динь-Динь? (инсценирование отрывка)
- Вам хотелось быть похожим на Мишу? (да) Почему? (был воспитанным человеком) Кто такой воспитанный человек? (человек, который стремится к знаниям, вежливый, доброжелательный)
-Кто еще жил в этом городке? (колокольчики, молоточки, валик, пружинка)
- Что у нас получился? (механизм)
- Скажите, а кто главный в механизме? (пружинка)
-Что будет если сломать пружинку? (не будет работать весь механизм)
-Посмотрите самый конец сказки. Какая наука изучает механизмы? (механика)
V .Итог.
- Помогла ли сказка узнать нам устройство музыкальной табакерки?
-Чему учит эта сказка? (наблюдательности, умению исследовать интересные и сложные механизмы)
- Выбери начало фразы и продолжи её:
VI. Рефлексия
СЛАЙД №
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Меня удивило…
Выставление оценок
VII . Домашнее задание: перечитать сказку, поделив её на части, найти в тексте какие поговорки были у жителей городка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке"
Урок знакомит с творчеством Одоевского и его произведением "Городок в табакерке"....
Литературное чтение 4 класс "Школа России" Тема урока: В. Д. Одоевский «Городок в табакерке»
Предмет: Литературное чтениеКласс: 4 классТип урока: знакомство с новым произведениемТема урока: В. Д. Одоевский «Городок в табакерке»Цель урока: создать условия для формирования представлений о...
Тестовая работа к уроку литературного чтения в 4 классе по теме "В. Одоевский "Городок в табакерке"
Проверка знания содержания произведения...
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 КЛАСС УРОК 38 ДАТА: 04.12. ТЕМА: В. Ф. ОДОЕВСКИЙ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ».
Тип урока: урок построения системы знанийПедагогические задачи: познакомить учащихся с научно-познавательной сказкой, используя методы исследования; развивать фантастические способности учащихся, инте...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по сказке В.Ф. Одоевского "Городок в табакерке". Учитель ГБОУ ШОР №1 г. Москвы Илюшина Л.В.
В конспекте даётся подробный анализ произведения В.Ф. Одоевского "Городок в табакерке" с выборочным чтением, раскрывается реальное устройство музыкальной шкатулки....
Конспект урока по литературному чтению. Тема: В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"
Познакомить с рассказом В.Ф. Одоевского, добиться понимания смысла прочитанной сказки.2. Показать, как в форме сказки писатель знакомит детей с реальным устройством музыкальной шкатулки.3. Формировать...
Урок литературного чтения. Тема: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
Разработка урока литературного чтения в 4 классе по программе "Школа России"....