Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе "И. Гамазкова «Кто как кричит?». Рифма в стихотворении"
методическая разработка по чтению (1 класс)
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе "И. Гамазкова «Кто как кричит?». Рифма в стихотворении"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_kak_krichit.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Литературное чтение 1 класс»
Тема « И. Гамазкова «Кто как кричит?». Рифма в стихотворении»
Задачи урока:
- познакомить с понятием «рифма»;
- развивать речь, навыки выразительного чтения, умение
размышлять над прочитанным текстом и отвечать на вопросы.
- расширять кругозор;
- прививать интерес и бережное отношение к природе;
- способствовать сохранению и укреплению здоровья.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать значение понятия «рифма»;
- находить в тексте слова, которые помогают услышать разговор
пчелы;
- выразительно читать, выделяя «жужжащие» слова.
Метапредметные:
- прогнозировать содержание стихотворений;
- находить информацию в тексте стихотворения для ответа на
вопрос учителя, учебника;
- работать в группе;
- оценивать свою работу.
Личностные:
- учиться оценивать поступки героев;
- учиться общаться друг с другом;
- проявлять интерес к чтению «звуковых» текстов;
- проявлять интерес и бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, учебник "Литературное чтение" 1 кл. Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
- Организационный момент.
- Учитель показывает в презентации загадки, читая их вслух (или поручив это хорошо читающим ученикам) 1-10 слайды.
- Отгадайте загадки (ответы на загадки в следующих слайдах)
- О ком были все эти загадки? (О животных)
- Ребята, сегодня на уроке мы будем читать стихотворение Инны Гамазковой.
Слайд 11. Учитель рассказывает о писательнице. (Инна Липовна Гамазкова родилась в 1945 году в Омске. Наиболее известные книги - "Азбука в загадках", "У кого какие мамы", "Говорящая занавеска", "Мальчишки и девчонки", "Озорные частушки". Игра со словом - любимое занятие Инны Липовны. Она очень любит различные песенки, загадки, частушки, скороговорки.)
Слайд 12. Посмотрите на обложки книг. Каким становится настроение, глядя на них? (Весёлое, игривое.)
Слайд 13. Откройте учебник на странице 17. Прочитайте название стихотворения И. Гамазковой
("Кто как кричит?")
- Начните читать стихотворение (учитель читает вслух).
- Что необычного вы услышали в стихотворении? (Животные издавали те звуки, которые им не подходят).
- Вставьте пропущенные слова в первых двух строчках. Какие слова по звучанию подходят? ("Ку-ку, ку-ку" или "ку-ка-ре-ку". Если их вставить в стихотворение, получится смешно, потому что ворон так не кричит.) Попробуйте вставить слово по смыслу. ("Кар". Будет правильно, но не получится стихотворения.)
- В самом низу страницы 17 мы видим выделенное в желтую рамочку определение того, что такое рифма. Прочтите (хорошо читающий ученик читает вслух).
- Как вы думаете, для чего в стихотворении нужна рифма? (Чтобы было проще, интереснее читать.)
-На что нужно ориентироваться при досказании строчек стихотворения, чтобы получить рифму? (На последнее слово предыдущей строки.)
- Попробуйте самостоятельно объяснить, что такое рифма.
- Слайд 14. В стихотворении важна РИФМА - СОЗВУЧИЕ, то есть одинаковое звучание концов строчек.
Поупражняемся в подборе слов в рифму.
Прочтём стихотворение Даниила Хармса "Очень-очень вкусный пирог", в которое нужно добавить слова. Поможете мне? Можно хором!
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе……
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый…….
Пирог, ножи и вилки тут -
Но что-то гости не …….
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек…….
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту…….
Когда же гости подошли,
То даже крошек не……
Проверим себя (слайд 15)
- Легко ли было вставлять слова? (Да.)
Почему? (Всё совпадало по звучанию и по смыслу.)
В стихотворении "Кто как кричит?", которое мы начали читать, рифма подсказывала верный или неверный по смыслу ответ? (Неверный.)
Как вы думаете, можно назвать оба эти стихотворения юмористическими? (объяснение, юмористические – значит, смешные, веселые).
- Работа в группах (распределить заранее группы по 4 человека).
Предложить детям прочитать стихотворение в группах по цепочке:
- 2-3 раза, чтобы соблюдалась рифма (... ку-ка-ре-ку! ... - кря!... муу!...мее!... гав!)
- 1-2 раза, чтобы был соблюдён смысл (..кар!...ку-ку-ре-ку!...пи!... га-га!...ж-ж!)
- Как вы считаете, ребята, когда стихотворение получилось весёлым? (Весело, когда читали в рифму.)
Какой был замысел автора? (Если мы вставляем слова в рифму, получается смешно)
- На что похожи такие стихи? Для чего они нужны?
(Подвести к ответу-выводу: это стихи-"обманки", небылицы, в них смысл в том, чтобы было весело.)
- Инна Гамазкова использует в стихотворении звукоподражательные слова.
Слайд 16. Прочитайте, что это такое. (Это слова, передающие различные звуки живой и неживой природы.)
Слайд 17. Посмотрите на картинки. Кто как "говорит"? Какие слова-действия используют для выражения этих звуков? Какие звукоподражания им соответствуют?
(Петух кукарекает. Курица кудахчет. Цыплёнок пищит. Собака лает. Кошка мяукает. Мышь пищит. Гусь гогочет. Утка крякает. Поросёнок хрюкает. Овца блеет. Осёл кричит. Ёжик фыркает. Корова мычит. Лошадь ржёт. Коза мекает (или блеет). Лягушка квакает. Тигр рычит. Пчела жужжит.)
Звуки в неживой природе тоже можно воспроизвести, используя звукоподражательные слова.
- Как ветер воет? (У-у-у!)
- Как дождь капает? (Кап-кап.)
- Как звуками изобразить грохот грома? (Ба-бах!)
- Можете ли изобразить звук падающих снежинок в безветренную погоду? (Нет. Снежинки падают беззвучно.)
- Физкультминутка
За падающими снежинками можно следить глазами. Сделаем гимнастику для глаз.
- Слайд 18-20
- В тексте произведения нам встретилось слово "Заря". Подумайте, как можно объяснить, что это такое? (Смена цветов неба, сопровождающая заход и восход солнца)
- Рассмотрите фотографии восхода и захода солнца. В какое время суток наступает восход солнца? (Утром)
- А заход солнца? (Вечером)
- Как по-другому называется заход солнца? (Закат)
- – Ребята, я вам предлагаю отгадать мои загадки-обманки (слайд 21).
Отгадайте загадку:
"У бычка растут рога,
И мычит он: …"
- Какой ответ подходит, если учитывать рифму? (Га-га-га.)
- Но это же загадка! В загадке главное не "чтобы получилось весело", а правильный по смыслу ответ. Значит, какая отгадка будет?
"У бычка растут рога,
И мычит он: "Муу!"
Выполните интерактивное задание "Отгадай загадку". Будьте внимательны! Есть одно лишнее звукоподражание (БЕ-БЕ-БЕ).
- Рефлексия.
- С каким произведением вы познакомились сегодня? (Со стихотворением "Кто как кричит?")
- Кто автор этого стихотворения? (Инна Липовна Гамазкова)
- Что такое "рифма"? (Созвучие концов стихотворных строк)
– Трудно или легко было вставлять пропущенные слова?
- В каком случае было легко вставлять пропущенные слова? (Когда вставляли их в рифму).
- В каком случае было трудно? (Когда думали над верными по смыслу ответами).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс И. Крылов "Ворона и лисица"
Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" . Урок литературного чтения в 3 классе. На уроке используется презентация к басни И . Крылова "Ворона и Лисица"....
Методическая разработка урока литературного чтения. 1 класс. Тема: Знакомство со звуками [Г] и [Г’] и буквой Гг;
Тема: Знакомство со звуками [Г] и [Г’] и буквой Гг; ...
Методическая разработка урока литературного чтения 2 класс УМК Перспектива по теме Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза к, короткий хвост"
Технологическая карта урока в соответствии ФГОС, презентация, материал к уроку....
Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс В. Осеева "Волшебное слово"
Методическая разработка урока предназначена для учителей начальных классов. Цель урока: обучающая-познакомить с произведением В. Осеевой "Волшебное слово", биографией писательницы, закреплять умения р...
Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс Е. Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"
Представлена технологическая карта урока литературного чтения и презентация к уроку....
Методическая разработка урока литературного чтения. 1 класс А Митта. Шар в окошке
Программа "Школа XXI века". Конспект и презентация к уроку литературного чтения в 1 классе. Тема: А Митта "Шар в окошке"....
Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс по теме: "М.И.Цветаева. "Наши царства""
В разработке представлен конспект урока и презентация "М.И.Цветаева "Наши царства""...