Литературное чтение "Лев и собачка"
план-конспект урока по чтению
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lev_i_sobachka.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Холмовская СОШ»
Холм-Жирковского района Смоленской области
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
В 3 «Б» КЛАССЕ
Тема урока: Л.Н.Толстой «Лев и собачка».
Подготовила и провела учитель начальных классов Багаева Н.Б.
2015 г.
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности. Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного суждения.
Задачи урока:
Образовательная:
-познакомить учащихся с былью Толстого Л.Н. «Лев и собачка»;
-продолжить обучение над выразительным чтением для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения к событиям, героям и их поступкам.
Развивающая:
-способствовать развитию умения выделять главное, обобщать, доказывать, ставить и разрешать проблемы, делать выводы;
-развивать речь учащихся.
Воспитательная:
-воспитывать любовь к животным, чувство ответственности за них, доброжелательное отношение к окружающим;
-способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу, умение работать в парах.
Планируемые результаты:
Предметные:
научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами
из текста
Метапредметные:
познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения
Личностные:
пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.
Образовательные ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка».
Ход урока:
- Организация начала урока (1 мин)
- Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись! Тихо сели.
- Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. (Создание ситуации успеха)
– Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы. (Психологический настрой учащихся класса на урок).
- Проверка домашнего задания (5 мин)
- С произведениями какого великого писателя мы знакомимся уже несколько уроков? (Л.Н.Толстого)
- Назовите произведения, с которыми вы уже познакомились. («Акула», «Прыжок»).
- Дома вы должны были подготовить пересказ рассказа Льва Толстого «Прыжок». (3 чел)
III. Постановка учебной задачи (4-5 мин)
- Сейчас я загадаю вам загадку, а вы её отгадайте:
Лежит - молчит,
Подойдешь - заворчит.
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт. (Собака) картинка.
– В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей).
– А знаете ли вы, что собака более шести тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. Собака - наш самый верный друг из домашних животных. Собака помогает человеку на охоте, в домашнем хозяйстве охраняет жилище и скот. Существует более 400 пород собак: мастифф, английский бульдог, боксёр, немецкая овчарка, сенбернар, русская борзая. Многие представители данных пород помогают спасать людей, согревают их своим телом. Самая маленькая собака в мире - чихуахуа. Её рост -15-20см.
Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных».
- А сейчас ещё одна загадка:
С царственной гривой, с гордой походкой
Осмотрит свои он владения зорко.
Даже не думай встать на пути,
С царской особой ты не шути. (Лев) картинка.
- Да вы правы, это лев. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей).
Рассказы детей: Лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг. Лев обладает отличным зрением и слухом, он очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке львы доживают до 50 лет.
- Ребята, как вы думаете, собака и лев могут дружить? (ответы детей)
- Ребята, а кто догадался, почему мы вспомнили этих животных?
- Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?
– О чём нам может рассказать заголовок? (О хищном льве и маленькой собачке.)
– Прочитайте слово под заголовком. (быль) Что оно обозначает? (то, что это было на самом деле).
- Сегодня мы будем читать рассказ Л.Н. Толстого «Лев и собачка». Но прежде чем начать работу, мы должны поставить перед собой учебные задачи урока. Как вы думаете, какие это будут задачи? (познакомиться с содержанием, учиться выразительно читать, отвечать на вопросы к тексту, и т.д.)
IV. Открытие нового знания (7-8 мин)
1. Первичное восприятие текста
– Итак, я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии. Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».
– После прослушивания ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль?
Прослушивание записи рассказа.
- Вы очень внимательно слушали эту историю.
– Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ?
– Какой эпизод показался вам самым напряженным?
– Назовите главных героев были.
– Где происходит действие?
– Было ли вам кого-нибудь жалко?
2. Словарная работа
– Смысл каких слов вам был непонятен?
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
Издохла – умерла.
Засовы – большие дверные задвижки.
Подле – возле, около
Физкульминутка (1 мин)
Укротительница львов (наклоны головы влево/вправо)
Удивит учеников (плечами вверх/вниз)
Укрощает льва и львицу (наклоны туловища влево/вправо)
Ужас, как мышей боится! (приседания)
V. Первичное закрепление (4-5 мин)
1. Повторное чтение произведения
2. Работа в парах
- У вас на партах в конвертиках лежат названия частей рассказа. Ваша задача: расположить их в правильном порядке.
1. Билет «собачка».
2. Встреча льва и собачки.
3. Жизнь зверей в клетке.
4. Гибель собачки.
5. Переживания льва.
6. Смерть льва.
VI. Самостоятельная работа (5 мин)
1. Анализ текста(1 часть)
- Что нужно было, чтобы пройти посмотреть животных?
- Кто показывал зверей в зверинце?
- Почему автор использует слово «собачонка», а не собака, собачка?
- Как человек поймал собачонку?
- Как вы понимаете слово «ухватил»? (взял то, что подвернулось)
- Этот человек хотел сделать доброе или злое дело?
2. Работа в группах (2 часть).
- Сейчас вы будете работать самостоятельно по группам:
1 группа (1 вариант):
Найдите и прочитайте в тексте, как произошла встреча льва и собачки.
Какие действия совершает собачка? Найдите глаголы, которые передают эти действия. Что вы можете сказать о собачке? Какая она?
2 группа (2 вариант):
Найдите и прочитайте в тексте, как произошла встреча льва и собачки. Каким мы видим льва в этой ситуации? Какие действия совершает лев? Найдите глаголы. Что повлияло на душевное состояние льва, ведь до этого лев съедал животных?
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 мин)
1. Анализ текста (3 часть)
- Как вы думаете, страшно было собачке оказаться в клетке со львом?
- Можно сказать, что лев заботился о собачке?
- В чём проявилась эта забота?
- Почему лев только иногда играл с ней?
- Как автор относится к собачке? Ко льву?
- Кто такой барин?
- Почему собачка не радуется хозяину?
- Почему лев не дал забрать собачку?
(4 часть)
- Сколько времени прожили лев с собачкой?
(5,6 части)
- После болезни собачка умерла. Как ведёт себя лев? Прочитайте.
- Почему лев затих?
- Как хозяин зверинца отреагировал на горе льва?
- Почему лев лежал пять дней?
- Отчего он умер?
2. Работа с иллюстрацией
- Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится? (Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку).
- Как выглядят животные? (Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит).
- А что бы вы подписали под этой иллюстрацией? (Дружба животных. Нам вместе очень весело).
VII. Рефлексия (2-3 мин)
- Вернёмся к началу нашего урока и вспомним, какой вопрос я вам задала перед прослушиванием рассказа? (О чём эта быль?)(О дружбе животных, о том, что нельзя обижать слабых.. и т.п.)
- Давайте подумаем, для чего Л.Н.Толстой рассказал нам эту историю? Чтобы мы были добрее к животным, сочувствовали им и заботились о них.
- Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. И мне бы очень хотелось, чтобы вы тоже этому научились. Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.
- Закончите фразу: Сегодня на уроке
я узнал…
я научился…
- Оцените свою работу на уроке. Те, кто доволен своей работой, кому было всё понятно, поднимите зелёную карточку. Те, кто не всё сегодня понял и не очень доволен своей работой, поднимите красную карточку.
Домашнее задание
Пересказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по Литературному чтению "Лев и собачка" Л.Н. Толстой, 2 класс
Презентация к уроку Литературное чтение 2 класс "Лев и собачка"...
Урок литературного чтения "Лев и собачка"
Конспект открытого урока литературного чтения "Лев и собачка" Л.Н.Толстой 3 класс...
Урок по литературному чтению "Лев и собачка"
Урок по литературному чтению "Лев и собачка"...
Конспект урока и презентация по литературному чтению "Лев и собачка" 3 класс
Технологическая карта урока и презентация по литературному чтению 3 класс "Лев и собачка". К конспекту сделана презентация....
План-конспект урока по литературному чтению "Лев и собачка".
План-конспект-урока по литературному чтению Л.Н. Толстой. «Лев и собачка» Быль. Особенности сюжета.В 3 классе. УМК «Перспектива» Тема урока: «Л.Н....