Литературное чтение "Лев и собачка"
план-конспект урока по чтению

Иркабаева Елена Александровна

 

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности.                                                                                                                                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lev_i_sobachka.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Холмовская СОШ»

Холм-Жирковского района Смоленской области

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

В 3 «Б» КЛАССЕ

Тема урока: Л.Н.Толстой «Лев и собачка».

Подготовила и провела учитель начальных классов Багаева Н.Б.

2015 г.

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности.                                                                                                                                       Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного суждения.

Задачи урока:

Образовательная:

        -познакомить учащихся с былью Толстого Л.Н. «Лев и собачка»;

        -продолжить обучение над выразительным чтением для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения к событиям, героям и их поступкам.

Развивающая:

        -способствовать развитию умения выделять главное, обобщать, доказывать, ставить и разрешать проблемы, делать выводы;

        -развивать речь учащихся.

Воспитательная:

        -воспитывать любовь к животным, чувство ответственности за них, доброжелательное отношение к окружающим;

        -способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу, умение работать в парах.

Планируемые результаты:

Предметные:

научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами

из текста

Метапредметные:

познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения

Личностные:

пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

Образовательные ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка».

Ход урока:

  1. Организация начала урока (1 мин)

- Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись! Тихо сели.

- Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. (Создание ситуации успеха)

 – Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы. (Психологический настрой учащихся класса на урок).

  1. Проверка домашнего задания (5 мин)

- С произведениями какого великого писателя мы знакомимся уже несколько уроков? (Л.Н.Толстого)

- Назовите произведения, с которыми вы уже познакомились. («Акула», «Прыжок»).

- Дома вы должны были подготовить пересказ рассказа Льва Толстого «Прыжок». (3 чел)

    III.   Постановка учебной задачи (4-5 мин)

- Сейчас я загадаю вам загадку, а вы её отгадайте:

Лежит - молчит,

Подойдешь - заворчит.

Кто к хозяину идёт,

Она знать даёт.    (Собака) картинка.

– В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей).

– А знаете ли вы, что собака более шести тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. Собака - наш самый верный друг из домашних животных. Собака помогает человеку на охоте, в домашнем хозяйстве охраняет жилище и скот. Существует более 400 пород собак: мастифф, английский бульдог, боксёр, немецкая овчарка, сенбернар, русская борзая. Многие представители данных пород помогают спасать людей, согревают их своим телом. Самая маленькая собака в мире - чихуахуа. Её рост -15-20см.

       Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных».

- А сейчас ещё одна загадка:

С царственной гривой, с гордой походкой

Осмотрит свои он владения зорко.

Даже не думай встать на пути,

С царской особой ты не шути.             (Лев) картинка.

- Да вы правы, это лев. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей).

Рассказы детей: Лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг. Лев обладает отличным зрением и слухом, он очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке львы доживают до 50 лет. 

- Ребята, как вы думаете, собака и лев могут дружить? (ответы детей)

- Ребята, а кто догадался, почему мы вспомнили этих животных?

- Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?

– О чём нам может рассказать заголовок? (О хищном льве и маленькой собачке.)

– Прочитайте слово под заголовком. (быль) Что оно обозначает? (то, что это было на самом деле).

- Сегодня мы будем читать рассказ Л.Н. Толстого  «Лев и собачка». Но прежде чем начать работу, мы должны поставить перед собой учебные задачи  урока. Как вы думаете, какие это будут задачи? (познакомиться с содержанием, учиться выразительно читать, отвечать на вопросы к тексту, и т.д.)

   IV.   Открытие нового знания (7-8 мин)

1. Первичное восприятие текста

– Итак, я предлагаю вам послушать историю, которая  произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии. Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».

– После прослушивания ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль?

Прослушивание записи рассказа.

 - Вы очень внимательно слушали эту историю.

– Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

– Какой эпизод показался вам самым напряженным?

– Назовите главных героев были.  

– Где происходит действие?

– Было ли вам кого-нибудь жалко?

2. Словарная работа

– Смысл каких слов вам был непонятен?

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

Подле – возле, около

Физкульминутка  (1 мин)

Укротительница львов (наклоны головы влево/вправо) 

Удивит учеников (плечами вверх/вниз) 

Укрощает льва и львицу (наклоны туловища влево/вправо) 

Ужас, как мышей боится! (приседания)

       V. Первичное закрепление (4-5 мин)

1. Повторное чтение произведения

2. Работа в парах

- У вас на партах в конвертиках лежат названия частей рассказа. Ваша задача: расположить их в правильном порядке.

1. Билет «собачка».

2. Встреча льва и собачки.

3. Жизнь зверей в клетке.

4. Гибель собачки.

5. Переживания льва.

6. Смерть льва.

VI. Самостоятельная работа (5 мин)

1. Анализ текста(1 часть)

- Что нужно было, чтобы пройти посмотреть животных?

- Кто показывал зверей в зверинце?

- Почему автор использует слово «собачонка», а не собака, собачка?

- Как человек поймал собачонку?

- Как вы понимаете слово «ухватил»? (взял то, что подвернулось)

- Этот человек хотел сделать доброе или злое дело?

  2.  Работа в группах (2 часть).

- Сейчас вы будете работать самостоятельно по группам:

        1 группа (1 вариант): 

Найдите и прочитайте в тексте, как произошла встреча льва и собачки.

Какие действия совершает собачка? Найдите глаголы, которые передают эти действия. Что вы можете сказать о собачке? Какая она?

2 группа (2 вариант):

Найдите и прочитайте в тексте, как произошла встреча льва и собачки. Каким мы видим льва в этой ситуации?  Какие действия совершает лев? Найдите глаголы. Что повлияло на душевное состояние льва, ведь до этого лев съедал животных?

VII.  Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 мин)

1. Анализ текста (3 часть)

- Как вы думаете, страшно было собачке оказаться в клетке со львом?

- Можно сказать, что лев заботился о собачке?

- В чём проявилась эта забота?

- Почему лев только иногда играл  с ней?

- Как автор относится к собачке? Ко льву?

- Кто такой барин?

- Почему собачка не радуется хозяину?

- Почему лев не дал забрать собачку?

(4 часть)

- Сколько времени прожили лев с собачкой?

(5,6 части)

- После болезни собачка умерла. Как ведёт себя лев? Прочитайте.

- Почему лев затих?

- Как хозяин зверинца отреагировал на горе льва?

- Почему лев лежал пять дней?

- Отчего он умер?

2. Работа с иллюстрацией

- Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится? (Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку).

 - Как выглядят животные? (Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится,  лев её защитит).

- А что бы вы подписали под этой иллюстрацией? (Дружба животных. Нам вместе очень весело).

VII.   Рефлексия (2-3 мин)

- Вернёмся к началу нашего урока и вспомним, какой вопрос я вам задала перед прослушиванием рассказа? (О чём эта быль?)(О дружбе животных, о том, что нельзя обижать слабых.. и т.п.)

- Давайте подумаем, для чего Л.Н.Толстой рассказал нам эту историю? Чтобы мы были добрее к животным, сочувствовали им и заботились о них.

- Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. И мне бы очень хотелось, чтобы вы тоже этому научились. Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют сердце, они все понимают,  чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее  нас.

 - Закончите фразу: Сегодня на уроке

                                        я узнал…

                                       я научился…

- Оцените свою работу на уроке. Те, кто доволен своей работой, кому было всё понятно, поднимите зелёную карточку. Те, кто не всё сегодня понял и не очень доволен своей работой, поднимите красную карточку.

Домашнее задание

Пересказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по Литературному чтению "Лев и собачка" Л.Н. Толстой, 2 класс

Презентация к уроку Литературное чтение 2 класс "Лев и собачка"...

Урок литературного чтения "Лев и собачка"

Конспект открытого урока литературного чтения "Лев и собачка" Л.Н.Толстой 3 класс...

Урок по литературному чтению "Лев и собачка"

Урок по литературному чтению "Лев и собачка"...

Конспект урока и презентация по литературному чтению "Лев и собачка" 3 класс

Технологическая карта урока и презентация по литературному чтению 3 класс "Лев и собачка". К конспекту сделана презентация....

План-конспект урока по литературному чтению "Лев и собачка".

План-конспект-урока  по литературному чтению Л.Н. Толстой.  «Лев и собачка» Быль. Особенности сюжета.В 3 классе. УМК «Перспектива»   Тема урока: «Л.Н....