Урок литературного чтения по теме : Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Лазарева Галина Анатольевна

Цель урока: совершенствовать знания о творчестве русского писателя, активизировать внимание учащихся на значимость роли природы в его произвндениях, изучив отрывок произведения "Дедушка Мазай и зайцы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx33.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Урок литературного чтения

по теме Н.А.Некрасов

« Дед Мазай и зайцы»

Подготовила и провела Лазарева Г.А.

Цель урока: совершенствовать знания о творчестве Николая Алексеевича Некрасова; активизировать внимание учащихся на значимости роли природы в его произведениях, изучив отрывок из поэмы “Дедушка Мазай и зайцы”.

Задачи урока: 

  • Создать условия для формирования умений слушать, анализировать поэтическое произведение, выразительно читать стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации, ориентироваться в тексте, рассуждать;
  • Создать условия для осознания поступка главного героя на основе решения проблемной ситуации урока.
  • Обсудить с обучающимися, какими качествами должен обладать человек, который бережно относится к природе, стремиться придти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.
  • Способствовать развитию умений работать в группах, выполнять самоконтроль и самооценку.

Планируемые результаты:

Предметные:

Обучаемый научится 

  • Отвечать на вопросы учителя по тексту произведения;
  • Находить предложения, которые подтверждали бы высказанную мысль;
  • Выражать свое отношение к поступку главного героя произведения;
  • Формулировать основную мысль текста;

Обучаемый получит возможность 

  • Соприкоснуться с творчеством великого поэта;
  • Выразить свое отношение к поступку героя, который бережно относится к природе, стремится придти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.

Метапредметные

УУД

Познавательные:

Обучаемый научится 

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, раздаточный материал, иллюстрации, а также свой жизненный опыт и информацию полученные на уроке;
  • Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучаемый получит возможность 

  • Ставить проблему, проводить исследование, выдвигать гипотизы, делать умозаключения.

Регулятивные:

Обучаемый научится 

  • Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника (технология смыслового чтения).

Обучаемый получит возможность 

  • Давать самооценку своей деятельности в группе.

Коммуникативные:

Обучаемый научится 

  • Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • учиться работать в группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя), доносить свою позицию, понимать других.

Обучаемый получит возможность 

  • Работать в группе, взаимодействовать с участниками группы с целью решения учебной задачи.

Личностные:

Обучаемый научится

  • Оценивать поступки героев, самоопределяться в системе ценностей;
  • Вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Обучаемый получит возможность 

  • Соприкоснуться с творчеством великого поэта;
  • Выразить свое отношение к поступкам героя, который бережно относится к природе, стремится придти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.

Ход урока

1.Эмоциональный настрой: 

- Улыбнулись, улыбнулись соседу, улыбнулись одноклассникам.

Психологический настрой:  (Слайд 1)

Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Так правильно и внятно

Чтоб было всем понятно.

Речевая разминка.     ( Слайд 2)

Прочитайте пословицу, меняя логическое ударение. Найдите правильный вариант чтения

Делу время , потехе час.

А теперь пора и за работу!

2. Сообщение темы и цели урока 

1. Работа с загадкой 

- Послушайте загадку:  
Зазвенели ручьи,  прилетели грачи. 
В улей пчела  первый мёд принесла. 
Кто скажет, кто знает,  когда это бывает? 
 

- Назовите отгадку, обоснуйте свой ответ.

- Как вы понимаете выражение «зазвенели ручьи»?
(Слайд 3)

Посмотрите на картину известного художника Левитана, которая называется «Весна. Большая вода»

  • А как называется явление происходящее весной, когда река разливается?

 «Половодье».( сл 4)

Один такой случай о половодье описал в своем стихотворении Николай Алексеевич Некрасов.

Сегодня на уроке мы побываем в гостях, научимся составлять характеристику главного героя, будем наслаждаться красотой русской поэзии, а поможет нам в этом хорошее настроение, ваше желание и произведения Н.А.Некрасова, выставка которых у нас на доске, на одном из них мы сегодня остановимся.

2).Беседа.

 А  пока я вас познакомлю с краткой биографией Некрасова.

Портрет Н.А. Некрасова.(Слайд 5)

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 октября) 1821 года в местечке Немирово Брацлавского уезда на Украине, где служил его отец. Когда мальчику исполнилось три года, семья переезжает в деревню Грешнево Ярославской губернии (области), что на реке Волга. Свои первые стихи будущий поэт написал в семь лет. Будучи мальчиком, он дружил с деревенскими детьми, любил бродить по лесу. Любовь к природе и родному краю поэт сохранил на всю жизнь и конечно отразил в своих произведениях. В поэзии, этого без сомнения великого русского поэта, звучит все богатство русого языка, его напевность, выразительность, отражаются традиции русского народа и красота русской природы. Что вы можете дополнить о Некрасове?

Ответы детей 

-Я знаю, что Н. А. Некрасов известный писатель. Детство провёл в селе. Семья жила в барской усадьбе в большом просторном доме, а рядом стояли убогие избы крестьян.

- Я хочу дополнить к ответу, что родители его были очень богатые. Отец запрещал мальчику бывать в этих избах, играть с детьми крестьян, ведь он – помещик, будущий хозяин.

-А еще, я помню, что он в любую свободную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал лесную малину, чернику, грибы, а зимой катался на санках.

- Я хочу дополнить к ответу, что он всегда был сильным, смелым, умел плавать, метко стрелял из ружья. Когда стал взрослым, любил охотиться. Особенно дружил с крестьянами, которые тоже любили охоту.

Учитель: Много интересных историй о природе в разное время года, о животных, рассказывали ему простые люди. Любовь к природе, к родному краю поэт сохранил на всю жизнь и об этом писал в своих произведениях.

Один такой случай о половодье описал в своем стихотворении Николай Алексеевич Некрасов. Называется это стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».

- Какую учебную задачу мы поставим на урок? (Познакомиться с новым произведением Н.А.Некрасова)

Есть очень интересная история написания стихотворения " Дедушка Мазай и зайцы"

(краткий рассказ учителя)

– В деревне Малые Вежи жил дедушка – одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где он жил, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его  спутником был дедушка, который знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошел сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и пока пережидали дождь, дедушка рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое назвал  “Дедушка Мазай и зайцы” Мы побываем у него в гостях.  (Слайд 6) 

3. Просмотр мультфильма (Отрывок мультфильма)

а) проверка восприятия

– О каком интересном случае из своей жизни рассказывает дед Мазай?  Когда произошел этот случай?

- Что вас больше всего тронуло? Удивило? Рассмешило?

4. Вторичное восприятие текста.

 Чтение по цепочке с карандашом,  подчёркивая непонятные слова

- Что вы узнали о Мазае из просмотренного? (любит свой низменный край до страсти, жалеет животных,  носил поесть им в зимние стужи, осуждает деревенских мужиков за жестокость)

- О чём же это стихотворение?

(наверное, о том, как Дедушка Мазай спасал зайцев)

- Почему зайцам потребовалась помощь?

Половодье-река вышла из берегов, разлилась – стихийное бедствие, природное явление)

- Вспомните мой рассказ, зачем приезжал Некрасов в деревню к дедушке Мазаю? (поохотиться)

- Вы видели, чтобы Мазай выстрелил?  (Слайд 7)

5. Прием “Побуждающий диалог”

- Какое противоречие вы заметили?

- Какой у вас возник вопрос?

(- Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайчат во время половодья?)

- Какими качествами должен обладать такой человек, который бережно относится к природе, стремиться прийти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.

Качеств, черты характера деда Мазая. Портрет Мазая ( Слайд 8)

6. Поиск решения (открытие нового знания)  ( слайд  9-16 )

- Стихотворение написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения, (слова прочитываются вслух, ставится ударение, проговаривается значение слов)

Гинут - гибнут

Силки – приспособление в виде затянутой петли для ловли птиц и мелких животных

Аршин – старорусская мера длины, длина всей руки от плеча (71 см)

Сажень – старинная мера длины, равная 3 аршинам (2м 13 см)

Зипун – старинная верхняя одежда крестьян, типа кафтана без воротника, изготовленная из грубого сукна яркого цвета

Багор – длинная палка с загнутым металлическим крюком.

Гуторить - разговаривать

Горемыка – слово состоит из двух слов: горе и мыкать, что обозначает страдать.

Теперь нам намного легче будет предполагать, слушать, читать, думать, представлять.

(на доске сзади)- соединить стрелочками , у каждого отдельно- работа в парах)


Силки (силок)


Тяжесть, груз
 

Багры (багор)

Забава, веселье

Гурьба

Шевелить ушами, выражая испуг

Тягота

Петли для ловли птиц

Потеха

Шесты с металлическим крючком

Лопочут ушами

Толпа, куча народа

7. Физминутка

- Вы хорошо работали на уроке. Но чтобы ваше чтение понравилось другим, надо поработать над выразительностью. Давайте вспомним, что для этого надо или "инструменты" чтения.

Дыхание (слабое дыхание не дает хороший голос, надо следить за осанкой - спина прямая, плечи, шея не напряжены).

 Голос - звук, который мы издаем при разговоре (у всех свой, повышается, понижается).

Поиграем в игру.

"Прислушайся к своему голосу"

Я не умею читать выразительно.!? (прочитать, учитывая знаки препинания)

(голос надо беречь, через него выражают чувства).

 Дикция - четкое произношение звуков и слов.

- А теперь, используя "инструменты" чтения прочитаем стихотворение.

Настроим наши глазки на работу.

    8. Беседа по иллюстрациям,  раздать карточки ( Слайд 17-20)

Показ слайдов, с последующим поиском отрывка.

– За что Мазай осуждал односельчан? Найдите в тексте. (Кабы сетями ее не ловили…)

– Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев? Найдите в тексте. (Было потехи у баб, ребятишек…)
– Ради забавы спасал он зайцев?

- Как относился он к родной природе?
– Отражается ли в речи его отношение к природе, ко всему живому? Как он говорит о зайцах? Найдите и зачитайте.
– В этом стихотворении много народных слов и выражений, которыми насыщена речь Мазая.
– Назовите близкие по смыслу слова к данным
 на доске:

Кабы – если
Гинут – погибают
Этак гуторя – так беседуя
Чур – только
Дали стречка – стремительно убежали.

– С какой целью употребляется выражение «лопочут ушами», «дали стречка»?

    9. Чтение хорошо читающих с заданием 

(Найти слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом).

- В речи мы часто употребляем слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Например, суффикс –ушк- в слове зимушка или суффикс –ишк- в слове ребятишки. Встречаются и другие уменьшительно – ласкательные суффиксы.

- Как вы думаете, какую роль играют слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами? (Слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами подчеркивают милое, доброе отношение автора к героям. Показывают, какие добрые и вежливые были герои. Помогают определить размер героев.)

-Выпишите существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами и разберите их по составу.

(Учащиеся работают в группах.)

(Ребята выписали и разобрали по составу слова: островок, островочек, дедушка, зайчики, столбик, зайчишко, ребятишки, зверюшки.)

10. Итог урока. Рефлексия.

1) Игра –тест (Слайд 21-22)

Чтобы проверить как вы внимательно читали стихотворение, немного поиграем.

В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы
граблями ее не давили;
Только уселась команда косая,
Весь
городочек пропал под водой…
“То-то! – сказал я. – Не спорьте со мной!
Слушайтесь,
мальчики, деда Мазая!
Только что начал работать веслом,
Глядь,у куста копошится
крольчиха…
Смотрят, на задние лапы встают,
Весла качают, грести не дают…
Мы за деревней
в кустах очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились…

2) Ответы на вопросы.

- Какие мысли и чувства вы пережили сегодня, читая стихотворение?

- Каким вы представили себе Мазая?

- Это стихотворение грустное или веселое?

- Что могло случиться с зайчатами?

- Для чего поэт написал это стихотворение? (Чтобы мы бережно относились к природе.)

- Над чем вы задумались, когда прочитали стихотворение?

11. Проверка карточек ( смотри по времени)

Карточка № 1

ЗАДАНИЕ: Используя иллюстрацию в учебнике и репродукцию картины, опишите внешний вид дедушки Мазая.

Начни так:
Мазай – это дедушка т.к. автор к нему обращается … (доказательства из текста), у него на лице … . Одет дедушка Мазай …. , т.к … (время года).

Карточка № 2

ЗАДАНИЕ: Качества дедушки Мазая

Начни так:
Дедушка Мазай – человек …, потому что … (перечислить качества и доказательства из учебника) …. 

Карточка № 3

ЗАДАНИЕ: Расскажите, как дедушка Мазай относится к зайцам.

Начни так:
Дедушка Мазай к зайцам относится … . Он их называет… (доказательства из текста).

Карточка № 4.

ЗАДАНИЕ: Опишите, как вели себя зайцы? Какие чувства они испытывали.

Начни так:
Зайцам было … . Во время половодья они… (зачитать строчки из текста). А когда зайчики очутились за деревней … (зачитать).

Карточка № 5

ЗАДАНИЕ: Как ведут себя люди, по отношению к зайцам . Найдите отрывки и зачитайте.
-
Что вы узнали о жизни животных весной? 
- Скажите, чему учит нас это произведение? 
- А как вы можете помочь природе?

12. Подведение итогов урока

а) обобщающие вопросы учителя: 


- Какое произведение мы читали сегодня на уроке? (Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»)


- Кто автор этого стихотворения? (Н.А.Некрасов)


- С каким хорошим человеком мы познакомились сегодня? (Дедушкой Мазаем)


- Какие новые слова узнали на уроке? (Зипун, аршин, багор, гуторить, сажень, исстари, кураж, пуделять)


- Какова главная мысль текста?

Закончить наш урок я хочу словами Евтушенко ( Слайд 23)

Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверят внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

- Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей.)

- О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень.)


б) рефлексия (  Слайд 24)

Я сегодня узнал…

Я научился…

Мне было…

Я рад…

Я понял, что …



13. Оценивание.   Ребята, оцените себя:

Красный – отлично работал, ставлю «5»,

Зеленый – работал активно, но не всегда правильно «4»,

Синий – работал, но не активно, мог лучше «3»

У кого оценка «5», «4», «3»?


14. Домашнее задание 

1. Выразительное чтение стихотворения или отрывок наизусть.

2. Выразительное чтение стихотворения + рисунок
3. Написать сочинение на тему “Мы спасены!”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения на тему: Л.Н.Толстой "Лебеди", "Зайцы".

Урок литературного чтения 3 класс, УМК "Школа 21 века". "Научно-познавательные и художественные рассказы. Л.Н.Толстой "Лебеди", "Зайцы"....

Урок литературного чтения на тему: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Данный урок литературного чтения проводился с обучающимися, воспитанниками с ЗПР  в ко...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Картины русской природы в стихотворении Н.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"

ТЕМА УРОКА: «КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ»Цель урока для учителя: развивать речь обучающихся на примере анализа поэтического произведения, развивать чувс...

Урок литературного чтения по теме: "Произведения Л.Н. Толстого «Лебеди», «Зайцы»."

Цель урока: ввести понятия о рассказах  научно – познавательных и художественных; сравнить жанры научно – познавательного и художественного рассказов; научить работать с научно – познавательным т...