Методическая разработка урока литературного чтения для 3 класса по теме К.Паустовский "Барсучий нос"
методическая разработка по чтению (3 класс)
Методическая разработка урока литературного чтения для 3 класса по теме К.Паустовский "Барсучий нос" Технология работы с текстом с элементами критического мышления.
Задачи:
1) формировать навыки правильной читательской и речевой деятельности;
2) совершенствовать умения работать с текстом;
3) развивать мышление и творческие способности учащихся;
4) воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, любовь к природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 425 им.П.Л.КАПИЦЫ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА
ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Методическая разработка урока
по литературному чтению
3 класс
Тема: К. Паустовский «Барсучий нос»
Технология работы с текстом с элементами критического мышления
Учитель начальных классов ГБОУ №425
Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Васильева Наталья Алексеевна
Санкт-Петербург
2019 год
Урок литературного чтения в 3-м классе
по теме «К.Г. Паустовский «Барсучий нос»»
Разделы: Начальная школа
Цель урока: способствовать сознательному усвоению форм родного языка на основе изучения литературного произведения К.Г.Паустовского « Барсучий нос».
Задачи:
1) формировать навыки правильной читательской и речевой деятельности;
2) совершенствовать умения работать с текстом;
3) развивать мышление и творческие способности учащихся;
4) воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, любовь к природе.
Универсальные учебные действия:
Универсальные: Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей;
Регулятивные: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;
Познавательные: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
Коммуникативные: Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
На столах у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
И так урок литературного чтения.
2. Постановка учебной задачи.
Сегодня мы познакомимся с замечательным писателем – мастером художественного слова – К.Г.Паустовским.
Константин Георгиевич Паустовский
Родился 19 мая 189 2года в Москве. Учился в Киевском университете на историко-филологическом факультете и в Московском университете на юридическом факультете. Работал журналистом в газете «Правда» и других печатных изданиях.
В годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом на Южном фронте. Награждён орденом Ленина и другими орденами и медалями.
Первые рассказы напечатали в 1912 году. Паустовский тогда был ещё гимназистом.
Дом-музей в Москве.
Много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями.
Во второй половине 30 годов появляются рассказы и сказки, написанные для детей: «Резиновая лодка», «Золотой линь», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос» и другие.
Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе.
В последние годы жизни работал над большой автобиографической эпопеей "Повесть о жизни". К.Паустовский. Умер 14 июля 1968 в Тарусе, где и похоронен (слайды № 2-9).
Нас ждет знакомство с лесным жителем из рассказа Паустовского «Барсучий нос» (слайд № 10).
По каким приметам мы можем узнать барсука?
– Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых (слайды № 11-12).
3. Проверка д/з
Объясним слова: «вереск», «дёготь», «чёлн», «пуд» (слайды № 13-16).
4. Работа над трудными словами (слайд № 17).
- Раз - брыз - ги - ва - я – разбрызгивая
- Не - го - до - ва - ни - е – негодование
- Вспо - ло - ши - лись – всполошились
5. Чтение и анализ рассказа
1-я часть - читает ученик.
Вопросы:
– Какие литературные приёмы использует писатель в этом отрывке?
– О каких приметах осенней природы рассказывает писатель?
– С чем сравнивает воду в озере?
– Какую рыбу ловили рыбаки?
– О чём вы узнали из этой части?
– Как мы её озаглавим? (Осенняя рыбалка на озере) (слайд № 18).
Работа в парах: подобрать слова к сравнениям
С_______________, похожими на две маленькие луны
мелкие, как иглы ______________________________
_______________ , похожие на горы розового снега
_______________ , похожий на свиной пятачок
_______________ чёрная, как дёготь
Перед выполнением задания повторим правила работы в группах:
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!
(карточки на столе)
2-я часть – чтение по цепочке
– Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?
– Выборочное чтение.
– Зачитайте, как отдыхавшие у костра люди, обнаружили присутствие какого- то зверя?
– Найдите ответ в учебнике. Почему он прибежал к костру?
– Зачитайте, какими словами автор характеризует мальчика.
– Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал». Нарисуйте словесную картину к этой части.
– Можно ли мальчика назвать пустым выдумщиком? Почему?
– О чём говорится во 2 части?
– Как мы её озаглавим? (Ужин у костра) (слайд № 19).
6. Физкультминутка.
3 часть – читает учитель
– Кто первым услышал фырканье зверя?
Краткий пересказ по опорным словам.
Опорные слова: фырканье зверя, мокрый чёрный нос, маленький барсук, картошка.
– Встретились ли вам непонятные слова?
(двустволка, пудовая щука, смятение)
Использование толкового словаря (слово – «смятение»), читает ученик.
Задание по вариантам.
1 вариант: зачитать отрывок о том, как было больно барсуку.
Барсук …..и с отчаянным воплем …..обратно в траву. Он ……. и …. на весь лес, ……кусты и ……от негодования и боли.
2 вариант: зачитать, как повели себя обитатели леса и реки
Без времени … испуганные лягушки, ….птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ….пудовая щука.
«Голосил» - это что значит?
(Дети называют синонимы. Учитель показывает карточку с теми словами,
которые были названы. Они читаются)
КРИЧАЛ, ОРАЛ. ПЛАКАЛ, РЕВЕЛ, ВОПИЛ, ГОРЛАНИЛ, НАДРЫВАЛСЯ
Слова на доску
- Почему автор выбрал именно этот глагол? (Показать очень сильную БОЛЬ)
- О чём узнали из 3 части?
- Как мы её озаглавим? (Зверёк решил поужинать у людей) (слайд № 20).
- Как вы думаете, почему маленький барсук попал в беду? (Маленький,
неопытный)
- Прочитайте пословицы, выберите подходящие. Обоснуйте свой выбор (работа в парах) (слайд № 21).
НЕ ЗНАЯ БРОДУ, НЕ СУЙСЯ В ВОДУ.
ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ, ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ.
МУДРЫМ НИКТО НЕ РОДИЛСЯ, А НАУЧИЛСЯ.
4 часть – самостоятельное чтение
Вопросы:
– Найти отрывок к иллюстрации в учебнике.
– Придумайте вопросы к этой части.
– Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?
– Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?
– Поднимите руку, кто из вас получал ожог?
– При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.
– Что мы можем сказать о барсуке?
– О чём говорится в этой части?
– Как мы её озаглавим? (Барсук лечит свой нос) (слайд № 22).
5 часть – читает учитель (слайд № 23)
– Почему автор узнал барсука?
– Как мы озаглавим эту часть?
7. План (слайд № 24).
1. Осенняя рыбалка на озере.
2. Ужин у костра.
3. Зверек решил поужинать у людей.
4. Барсук лечит нос.
5. Встреча через год.
8. Творческое задание
- Представьте, что вы вместе с автором были в лесу и видели эту картину. Вам за 2 минуты до звонка на урок нужно поведать об этом лучшему другу. Расскажите эту историю кратко. (Дается 1 минута для подготовки, а потом выслушивается краткий пересказ).
- Какие чувства испытывает автор к этому зверю? (слова записаны на доске)
НЕНАВИСТЬ ЖАЛОСТЬ | СОЧУВСТВИЕ ЛАСКА | СОСТРАДАНИЕ ЛЮБОВЬ |
9. Итог урока
– Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?
– Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?
Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.
– Какова главная мысль рассказа?
Итак, красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.
10. Релаксация (слайд № 25)
– Кто считает, что в этой истории виноваты люди, поднимите красную карточку. Кто считает, что это случайность – зеленую. Если вы затрудняетесь ответить – карточки поднимать не надо.
– Поднимите зеленую карточку те, кто из сегодняшней передачи извлек урок? Кому она помогла посмотреть на окружающий мир по-другому?
У каждого из нас свое мнение. Но, я думаю, что сегодня все извлекли урок из нашей передачи.
В любом случае, мы должны помнить, что природа – живой организм. Природа умеет чувствовать, и этому есть немало примеров. Помните, вы не одни на этой планете.
- Меня удивило….
- Мне стало жалко…
- Мне не понравилось…
- Меня восхитило…
- Меня поразило...
11. Домашнее задание (слайд № 26)
пересказ от лица барсука
Поделиться…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Константин Георгиевич Паустовский 1892 – 1968 г «…Моя писательская жизнь началась с желания всё знать, всё видеть и путешествовать…»
В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой…
Первые рассказы напечатали в 1912 году. Паустовский тогда был ещё гимназистом
Дом-музей в Москве
Тема: К.Г.Паустовский «Барсучий нос»
Барсук Длина тела 60-90 см Масса 24 - 34 кг Обитает в лесах Европы Живет в норах Ведёт ночной образ жизни Всеядный На зиму впадает в спячку Приносит пользу сельскому хозяйству – уничтожает вредных насекомых
Словарная работа: - вечнозелёный кустарничек с мелкими трёхгранными листьями, растёт в сосновых лесах, торфяных болотах.
ДЁГОТЬ – тёмный , смолянистый жидкий продукт.
- выдолбленная из дерева лодка.
- это старинная единица массы, равная 16 кг.
раз-брыз-ги – ва – я – не – го – до – ва – ни -е - вспо – ло – ши – лись - Читай внимательно :
Работа в паре 21
План. Осенняя рыбалка на озере. Ужин у костра. Зверёк решил поужинать у людей. Барсук лечит нос. Встреча через год.
Меня удивило…. Мне стало жалко.. Мне не понравилось… Меня восхитило… Меня поразило…
Домашнее задание: пересказ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс И. Крылов "Ворона и лисица"
Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" . Урок литературного чтения в 3 классе. На уроке используется презентация к басни И . Крылова "Ворона и Лисица"....
Методическая разработка урока литературного чтения. 1 класс. Тема: Знакомство со звуками [Г] и [Г’] и буквой Гг;
Тема: Знакомство со звуками [Г] и [Г’] и буквой Гг; ...
Методическая разработка урока литературного чтения 2 класс УМК Перспектива по теме Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза к, короткий хвост"
Технологическая карта урока в соответствии ФГОС, презентация, материал к уроку....
Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс В. Осеева "Волшебное слово"
Методическая разработка урока предназначена для учителей начальных классов. Цель урока: обучающая-познакомить с произведением В. Осеевой "Волшебное слово", биографией писательницы, закреплять умения р...
Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс Е. Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"
Представлена технологическая карта урока литературного чтения и презентация к уроку....
Методическая разработка урока литературного чтения. 1 класс А Митта. Шар в окошке
Программа "Школа XXI века". Конспект и презентация к уроку литературного чтения в 1 классе. Тема: А Митта "Шар в окошке"....
Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс по теме: "М.И.Цветаева. "Наши царства""
В разработке представлен конспект урока и презентация "М.И.Цветаева "Наши царства""...