Формирование у учащихся коммуникативных УУД на уроке литературного чтения
статья по чтению

Формирование у учащихся коммуникативных УУД на уроке литературного чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Важнейшей   задачей    современной    системы      образования является    формирование     совокупности    универсальных   учебных действий. Вопрос формирования у младших школьников умения учиться интересовал многих психологов и педагогов, таких как Ю. В. Бабанский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. ФГОС нового поколения ориентирует нас на главный результат образования – становление личностных характеристик выпускника, а это невозможно без формирования коммуникативных учебных действий, которые отвечают за способность осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях, а также за самостоятельную организацию речевой деятельности в устной и письменной форме.  В то же время именно младший школьный возраст благоприятен для овладения ими в силу особой чуткости общения. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания    и способов организации учебной деятельности, обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования коммуникативных действий.   Одним из таких предметов является литературное чтение. 

Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речи в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения. А они в свою очередь в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

На уроках чтения школьники ведут диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдают правила речевого этикета, участвуют в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они составляют несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передают содержание текста по плану, составляют небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Обучающиеся декламируют (читают наизусть) стихотворные произведения перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами), выступают с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Для реализации всего выше перечисленного урок должен быть проблемным и развивающим: учитель должен нацеливается на сотрудничество с учениками и уметь направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.  В условиях введения федерального стандарта это достигается путем организации групповой творческой работы на уроке.

Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах классно-урочной системы. Значит, при такой форме больше возможностей для формирования коммуникативных УУД младших школьников. Из опыта групповой работы замечено, что обучающиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке.

  Групповая деятельность обучающихся на уроке складывается из следующих элементов: 

  • Предварительная подготовка обучающихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
  • Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения, распределение обязанностей.
  • Работа по выполнению учебного задания.
  • Корректировка работы группы и отдельных детей.
  • Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
  • Сообщение обучающихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.
  • Индивидуальная  оценка работы групп и класса  в целом.

При этом можно выделить 3 вида групповой работы:

  • парную работу (когда двое учащихся выполняют какое-либо задание, сотрудничая друг с другом);
  • единую групповую (учащиеся в малых группах совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп);
  • дифференцированную групповую (у каждой группы свое задание, но все они подчинены единой цели).

Работая в группе, ученик будет с интересом будет выполнять творческие задания, так как они подразумевают то, что в процессе их выполнения каждый ребенок в группе может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, критика, художника-иллюстратора, чтеца, актера.

На уроке можно использовать различные приемы:

  • словесное развертывание образов произведения;
  • ученикам в группе предлагается составить   тесты по произведению для другой группы, а затем провести в классе творческие пятиминутки;
  • каждой группе нужно составить кроссворд по прочитанному произведению или отгадать готовый кроссворд, подготовленный учителем;
  • составление плана произведения (групповое и в паре);
  • подготовить в группе вопросы по заданному отрывку текста;
  • каждой группе предлагается составить характеристику героев, сравнение героев, их речи, поступков (другая группа по составленной характеристике отгадывает героя);
  • пересказы разного вида (в группе и в паре);
  • работа с загадкой, виды творческих работ с загадкой: групповое отгадывание загадки, сочинение загадок в группе;
  • работа с пословицей, виды творческих работ с пословицей: групповое составление поучительного устного рассказа по пословице; выбрать сказку, к которой подходит пословица; определить, какая пословица выражает главную мысль сказки; групповое сочинение   пословицы, выражающей главную мысль произведения.
  • работа со считалкой, виды творческих работ со считалкой: сочинение считалок, применение их при делении обязанностей или заданий в группе;
  • работа с рассказом, виды творческих работ с рассказом: продолжи рассказ, начатый товарищем; составьте рассказ-цепочку (каждый ученик придумывает по одному предложению на заданную тему, чтобы получился связный рассказ); конкурс “Литераторов” (класс делится на группы, каждая сочиняет свой рассказ на заданную тему, а затем определяется победитель);
  • работа со стихотворением, виды творческих работ со стихотворением: разучивание стихотворения в паре и его проверка в паре; в группе дописать стихотворение, по рифмующимся словам, (игра «Буриме»); восстановить рассыпанное стихотворение; дописать стих по его началу;
  • работа со сказкой, виды творческих работ со сказкой: в группе сочинить новую сказку; предложить групповую интерпретацию сказки («Что было дальше?» - закончить сюжет произведения; переделать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым, жадный – щедрым и т.д.); перестановка персонажей внутри одной сказки; включение в сюжет сказки дополнительных персонажей);

Следует отметить положительную роль при формировании коммуникативных УУД театральной творческой деятельности:

  • в группе проводится анализ иллюстраций к произведению с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;
  • в группе проводится чтение произведения по ролям: сначала только с опорой на интонацию, а затем показать выражения лиц и, если это возможно, жесты героев;
  • постановка «живых картин» к произведению (здесь может быть предложена подготовительная работа группой дома);
  • «Театр-экспромт». Это такая форма работы, которая не требует специальной подготовки детей. Обычно лучше начинать со сказки «Репка», так как у ее персонажей нет реплик. Дети самостоятельно распределяют роли в группе, один из участников группы читает сказку, а дети-актеры исполняют все, о чем сообщает «голос за кадром».  А также можно использовать кукольный театр.

Изобразительная творческая деятельность

  • составление картинного плана в группе;
  • групповое обсуждение иллюстраций художников к произведениям;
  • групповая аппликация, лепка по произведению;
  • изготовление книги по произведению;
  • выпуск литературной газеты.

Презентация и творческий проект.

  • Презентация слова. Можно использовать схему-план, которая красиво оформляется группой, используя при этом цветные карандаши, фломастеры, кусочки ткани, кожи, меха, цветную или бархатную бумагу.
  • Презентация книги. Каждая группа выбирала книгу и работала по плану: чтение книги всеми членами группы, инсценировка отрывка, составление диафильма (рисунки), небольшой отзыв о книге, составление кроссворда. Затем каждая группа представляет свою книгу.

При этом, важно отметить, что при любой форме групповой деятельности одноклассники выступают в роли эксперта, а значит, активно включены в деятельность.

Дальнейшее развитие коммуникативных умений учеников к концу начальной школы начинает осуществляться и через самостоятельное использование учениками присвоенной системы приёмов понимания устного и письменного текста.

Литература:

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя /Под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа – 2008. – №11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....

Формирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе

Актуальность выбранной темы заключается в том, что, переходя на новую образовательную парадигму, перед каждым учителем ставятся новые задачи – раскрытие субъектных ценностей и смыслов. Эти задач...

Задание по формированию коммуникативных умений на уроках литературного чтения

Данное задание формирует коммуникативные универсальные действия на уроках чтения с 1 по 4 класс....

Формирование коммуникативных умений на уроках литературного чтения

В данной статье даны методические рекомендации по формированию коммуникативных умений на уроках литературного чтения...

« Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения»

         Актуальность. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключ...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 2 класса на уроке литературного чтения на основе произведений устного народного творчества

Формирование коммуникативных УУД в курсе литературного чтения приводят к развитию основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Тем самым введение комплекса...