Урок литературного чтения 2 класс по теме Н.Н.Носов "На горке"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Технологическая карта урока С УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока616.97 КБ
Файл samoanaliz.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель Субарь Валентина Фёдоровна

Предмет: литературное чтение

Класс: 2.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Тема: Н.Н.Носов «На горке». Работа с художественным произведением.

Цель урока: Создание условий для раскрытия темы и идейного смысла рассказа Н.Н. Носова «На горке».

Задачи урока:

Образовательные

 способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;

 содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно   и    правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;

создать условия для выразительного чтения;

      способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;

развивающие:

формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;

воспитательные:

 воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;

    воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и

    труда     других людей, осознание ценности совместной деятельности; отрицательное отношение к

    лени, небережливому отношению к результатам труда людей.

      Планируемые результаты

      Воспроизводить сведения о писателе;

      Проводить сравнительную характеристику героев; 

     Анализировать прочитанное;

     Подводить итог своей работы;

     Предметные умения:

- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;

- читать текст по ролям;

- составлять план текста используя текст и иллюстрации;

-формулировать правила дружеских отношений.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- проявлять желание читать произведения о дружбе;

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание по алгоритму;

- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Познавательные:

- определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

 - подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.

Коммуникативные:

адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник Литературное чтение 1ч., 2кл, портрет Н.Н.Носова, аудиозапись (диафильма) рассказа Н.Н. Носова «На горке»; иллюстрация к рассказу, напечатанные слова помощники; выставка книг Н.Н. Носова, картинки настроения, кубик, снежинки, горка.

 

 

 

 

Этапы

Методы  и приёмы

t, мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Орг.момент 

 Мотивация учебной деятельности (Создание эмоционального настроя).

 

Словесный: слово учителя

3мин

Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

 И друг другу улыбнитесь.

К гостям повернитесь,

Им улыбнитесь,

 А теперь присаживайтесь!

Речевая разминка.

- Проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе:

* вдох носом, выдох через рот;

* нюхаем цветок;

* тушим свечу.

Ок- ок –ок –падает снежок

Ип- ип- ип – слышу снега скрип.

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.

- Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией.

-Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией.

-Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.

-А теперь прочтите ее громко и быстро.

Скороговорка

Вёз на горку Саня за собою сани,

Ехал с горки Саня, а на Сане - сани.

Ок- ок –ок –падает снежок

Ип- ип- ип – слышу снега скрип .

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.

 

Личностные УУД: самоорганизация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД: читать осознанно, выразительно, с заданной интонацией  и без ошибок;

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

5мин

-Какой раздел мы изучаем?

-Кто такой настоящий друг? (Можете процетировать слова Пляцковского)

-Д/з. Проиллюстрировать пословицу о дружбе.

Мы друзья

Представляют свои рисунки и пословицы.

П: осознавать познавательную задачу

 III. Постановка проблемы, открытие нового.

 

 Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением из раздела «Мы друзья»

Узнать название произведения вам поможет загадка

Ночью снег всё шёл и шёл

И к утру её намёл.

Санки брать во двор пора,

Ждёт нас снежная …(гора)

 ( ветерок все буквы перемешал помогите составить 2 слова)

 - Что  получилось.?

-Прочитайте название.

-Узнать автора произведения нам поможет кубик. Игра «Кубик Блума»

- Что вы можете рассказать о Н.Носове?

-Какие произведения  вы читали?

-У нас есть выставка книг с рассказами Н.Носова

 

 

гора

На горке

Н.Носов 

Рассматривают кубик (картинки)

Рассказывают известные сведения об авторе и его произведениях

Познавательные УУД:  приводить примеры,

 делать обобщения, выводы.

 

IV . Постановка темы и цели урока

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

2 мин

Сформулируйте тему урока: (Произведение Н.Носова "На горке")

Какую цель мы перед собой поставим?

Цель: Узнать, чему учит произведение Н. Н. Носова «На горке»

Что вы предлагаете сделать, чтобы достичь цели урока?

- Выберите нужные действия 

  1. Познакомиться
  2. Провести анализ
  3. Сделать вывод

Формулируют тему и цель урока

(дети расставляют пункты плана по порядку)

Познакомиться

Провести анализ

Сделать вывод

Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

  V.Работа с текстом произведения.

Словесный: учебный диалог.

1)До чтения.

Подготовка к первичному восприятию текста.

 

3 мин

 Антиципация чтения.

- Какую первую задачу нам надо решить? (познакомиться)

- Как можно это сделать?

- Но перед тем, как прослушать скажите, можем ли мы по названию произведения предположить, о чём оно?

- Рассмотрите иллюстрацию. Подходит ли она к названию?

- В какое время года происходит событие?

-Почему вы так решили?

-Скажите, что нужно для строительства снежной горки?

- Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.

-Ребята, а вы любите бывать на горке?

- Почему?

Вести учебный диалог

Познакомиться с произведением

Прочитать или прослушать произведение

Высказывания детей.

О детях

Снег, вода,

Очень весело

Коммуникативные УУД: вести диалог в соответствии с поставленными вопросами.

2)Во время чтения 

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Практический: чтение трудно произносимых слов

 7 мин

1.Первичное чтение текста.

- Послушайте аудиозапись рассказа (Во время прослушивания делаются 2 паузы, чтобы дети могли предположить, что будет дальше).

- Понравилось произведение?

- Подтвердились ли наши предположения о его содержании?

- Что не совпало?

- К какому жанру вы отнесёте это произведение? Почему?(рассказ-меняем слово в цели урока)

 2. Перечитывание текста.

Какую задачу мы решили?(Познакомились)

- Какая следующая задача? (Проанализировать)

- Для этого мы будем перечитывать рассказ по частям, анализировать поступки героев, озаглавливать части, определять настроения героев

– Прежде чем мы начнём читать рассказ вслух, давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте.

– Трудные слова читаем по слогам, а затем целыми словами: 

СГРЕ-БА-ЛИ – СГРЕБАЛИ,

ТРУ-ДЯТ-СЯ – ТРУДЯТСЯ,

СКОЛЬ-ЗКА-Я – СКОЛЬЗКАЯ,

ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ – ОТТОЛКНУЛСЯ

НА ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КАХ - НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ (Это как?)

ФА-НЕР-КА – ФАНЕРКА

ДВОР-НИЦ-КА-Я – ДВОРНИЦКАЯ

Слушать аудиотекст

 

 

 

Жанр –рассказ, случай из жизни

Познакомились с рассказом

Проанализировать

Хоровое чтение

Поиск слов в словарике

П: осознавать познавательную задачу;

осуществлять операции анализа, синтеза

 

Физминутка

1

С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками

И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)
Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)

Выполнение упражнений под стихотворный текст.

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Наглядный: учебник

Практический: чтение  по цепочке.

16мин

Чтение и первичный анализ

*Чтение и анализ 1 части (до слов: «и будем кататься…»).

- С кем мы познакомились в 1 части рассказа? ( С ребятами).

- Что делали ребята? (Строили горку).

- Легко ли детям было строить горку? Из каких слов это понятно? (Выборочное чтение).

- Как озаглавим эту часть?

-Какое настроение у детей?

* Чтение и анализ 2 части рассказа (До слов: «взобраться не может…»).

- Где был Котька, когда ребята трудились? (Дома)

- Почему автор называет Котьку хитрым? (Трудиться не хотел, а кататься собирался).

- Что произошло, когда ребята ушли обедать? (Котька вышел на горку).

- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку? (Выборочное чтение).

-Как озаглавим?

-Какое чувство испытал Котька?

* Чтение и анализ 3 части рассказа (до слов «И полез вниз на четвереньках». (Читает хорошо читающий ученик).

- Расскажите об «изобретении» Котьки.

- Что из этого вышло? Прочитайте. (Выборочное чтение)

-Как озаглавим эту часть?

-Какое настроение, чувство у Котьки?

Чтение по ролям и анализ 4 части ( До слов «Бери сейчас же лопату…»).

- Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (Удивились, возмутились, поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).

- Справедливо ли поступили ребята с Котькой? (Надо исправлять ошибки).

- Котька сразу согласился это сделать?

-А почему не сразу? (Был ленивый).

-Как озаглавим эту часть?

-Какое настроение у ребят? (сердитое)

* Чтение и анализ 5 части.

- Котька один исправлял свои шибки? Зачитайте, где про это говорится.

- О чём говорит этот поступок ребят? Они простили Котьку?

- Понравилось ли Котьке работать?

- Что он сделал по собственному желанию? (Ступеньки).

- Как Котька объяснил то, для чего он сделал ступеньки? (Котька ценит свой труд).

-Как озаглавим эту часть?

-Какое настроение, чувство испытали  Котька и ребята?

-Что мы составили с вами? (Словесный план)

Читать текст по цепочке.

Анализировать текст.

Вести учебный диалог.

План

Настроение, чувство

1.Дети  строили  горку.

Радостное

2.Хитрый Котька.

Взволнованное

3.Горка испорчена.

Огорчение

4.Бери лопату!

Сердитое

5.Котька исправился.

Довольное

Ответы на вопросы

 

 

Познавательные УУД: осмысленное чтение текста.

 

Познавательные УУД: анализируют объекты с выделением существенных

  признаков.

 

Коммуникативные УУД: осознанное построение речевого высказывания.

 

Личностные: оценивать поступки героев.

3) После чтения

Работа в группе (применение полученных знаний)

Дополнительное  задание (индивидуальная работа)

 (применение нового знания)  - проверка по эталону

5

Концептуальная беседа по тексту.

- Итак, какую задачу мы сейчас решали? (Провели анализ рассказа).

- Теперь мы можем решить последнюю задачу?(Сделать вывод)

-Вернёмся к нашей цели.

- Чему учит рассказ?

- Какой совет вы бы дали Котьке?

Определение главной мысли рассказа.

В группе посоветуйтесь и выберите пословицу, которая отражает главную мысль рассказа.

 Поспешишь – людей насмешишь

 Семь раз отмерь, а один отрежь.

 Умел ошибиться, умей и поправиться.

– Почему вы выбрали эту пословицу?

Составить картинный план (на примере 5 рисунков)

C:\Users\Админ\Desktop\гор.jpeg

Провели анализ рассказа

Ответы на вопросы

Трудолюбию, умению исправлять ошибки, быть настоящими товарищами, уважать чужой труд

Если человек сделал неправильно, надо признать свою ошибку и постараться исправиться.

Подбирать подходящую пословицу.

анализ иллюстраций, составление картинного плана

Коммуникативные

УУД: взаимодействие в группе

Регулятивные УУД: контролировать процесс и результаты своей деятельности

VI. Подведение итогов урока

VII. Рефлексия

 3мин

С каким рассказом мы познакомились?

- Какую цель мы ставили в начале урока? 

- Достигли её?

- Закончите фразу

Сегодня на уроке

Я познакомился…

Я понял что …

Я доволен …

Самооценка и оценка обучающихся.

Перед вами лежит снежинка, возьмите её. Сейчас мы построим с вами свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску. Если вы работали дружно вместе со всем классом, вы прикрепите свою снежинку на горку, если нет, то вокруг горки. 

(Выставление отметок).

 Н.Н.Носов «На горке»

Узнать чему учит рассказ

Ответы детей (читали, слушали, отвечали на вопросы, подбирали пословицу)

 

 оценка эмоционального состояния

 

 

Регулятивные УУД: контролировать процесс и результаты своей деятельности

 

 

 

Регулятивные УУД: осуществлять оценку результатов своей деятельности

VIII. Домашнее задание

0,5 мин.

Разгадать кроссворд

 

 

Приложение 1

Д/з

Н.Носов «На горке»

2.

 

3.

 

 

 

 

 

 

1.

о

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

5.

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

1. Как звали мальчика, который не помогал строить горку?

2. Чем поливали дети горку?

3. Чем посыпал Котька горку?

4. Откуда он таскал песок?

5.Какой инструмент помогал Котьке засыпать песок снегом?

6. Что было на ногах у Котьки?

7.Что сделал для удобства Котька на новой горке?

Дворницкая – это помещение дворника для хранения инструментов и материалов

Радостное

C:\Users\user\Desktop\img2 (1).jpg

Огорчение

C:\Users\user\Desktop\img2 (1).jpg

Довольное

C:\Users\user\Desktop\img2 (1).jpg

Сердитое

C:\Users\user\Desktop\img2 (1).jpg

Взволнованное

C:\Users\user\Desktop\img2 (1).jpg



Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

 МОУ Черниговская ООШ

Субарь В.Ф.

Самоанализ урока по произведению Н.Н. Носова «На горке».

Работа с художественным произведением

Тема урока: Рассказ Н.Н. Носова «На горке»

Вид урока: Открытие нового знания

Цель урока: Создание условий для раскрытия темы и идейного смысла рассказа Н.Н. Носова «На горке».

Основная задача: полноценное восприятие произведения на уровне понимания главной мысли, овладения первичным анализом содержания рассказа.

Урок начался с речевой разминки: чтение скороговорки и чистоговорки с разной интонацией.

Погружение в тему урока: используя кубик Блума, учащиеся с помощью картинок вспомнили биографию автора. Учащиеся назвали тему и цель урока. Задачи урока назвали по опорным словам (приём «корзина идей»).

С целью формирования читательской компетенции на уроке использовала технологию продуктивного чтения Светловской Н.Н., которая включает в себя 3 этапа работы с текстом: работа до чтения, во время чтения и после чтения.

1этап. Работа с текстом до чтения. Использовала приём Антиципации-предугадывание, прогнозирование предстоящего текста по названию, по иллюстрации, по фамилии автора.

Перед чтением текста провела словарную работу: знакомство с новыми словами, труднопроизносимыми, выяснила, как учащиеся поняли эти слова.

2 этап. Работа с текстом во время чтения. Первичное восприятие через прослушивание, просмотр текста с остановками, прогнозирование: что будет дальше. После первичного восприятия текста даю возможность детям выразить свое эмоциональное состояние, высказать общее впечатление о прослушанном произведении. Определяем жанр произведения.

Основная часть урока - работа с текстом произведения. Каждый вопрос, задание этого этапа – учебная задача, для решения которой требовалось изучающее, поисковое, просмотровое, выборочное, жужжащее чтение, чтение по ролям. Это способствовало формированию навыка чтения, умению ориентироваться в тексте, находить нужную информацию.

Данный этап урока является самым сложным и трудоёмким: ведётся работа с образами героев, которая позволила учащимся несколько раз обратиться к тексту, составить характеристику главного героя и выразить своё отношение к нему. Данная работа показала, что дети могут увидеть точку зрения автора и выразить свою. Под руководством учителя учащиеся озаглавили части текста, составили план, увидели эмоциональное настроение героев  каждой части текста.

3 этап. Работа с текстом после чтения. С целью формирования коммуникативной компетенции использовала групповую форму работы: приём «Исключи лишнее» - работа с пословицами, определение главной мысли рассказа.

Содержание урока предполагало взаимное творчество учителя и учащихся, учебное сотрудничество. На протяжении всего урока формировала эмоциональную отзывчивость, постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребёнок успешен в своём мнении, не боится высказываться – это формирует адекватную самооценку.

Считаю, что новый учебный материал учащимися усвоен. Условием успешного усвоения учебного материала стало создание, доброжелательной обстановки на уроке; были созданы условия, поддерживающие стремление учащихся к проявлению и развитию своих способностей; построение отношений между учениками и учителем на принципах сотрудничества, взаимоуважения и взаимопомощи.

Цель и задачи, поставленные на уроке, достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Урок литературного чтения. Обобщение по теме "Люблю всё живое" 2 класс

УМК "Перспектива".  Презентация составлена на основе заданий указанных в технологической карте к данному разделу. Предусмотренна индивидуальная, групповая  работа....

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).

Цель моего урока:  познакомить ребят с новым литературным  произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....