"Приёмы формирования оптимального чтения.".
учебно-методический материал по чтению
Предварительный просмотр:
Оптимальное чтение
«Оптимальное чтение – это чтение в темпе разговорной речи, в оптимальном темпе разговорной речи. Как показывают исследования, это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками.» (См.: Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., 1991.).
Если скорость чтения будет повышена, например, если ученик будет читать в темпе скороговорки (со скоростью 180 и более слов в минуту), то естественно понимание текста при этом ухудшается. Ухудшается понимание текста и при пониженной скорости чтения (до 120 слов в минуту), когда ученику, чтобы понять содержание необходимо прочитать текст дважды, а то и трижды (для осмысления).
Занятия по оптимальному чтению проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время.
Цель: развитие потребностей младших школьников в познании, повышение осознанности и активности учащихся в совершенствовании технической стороны процесса чтения.
Задачи: 1.Выработка чёткого произношения слов, правильного речевого дыхания, внимания и его распределение, единого темпа речи.
2.Развитие оперативного поля зрения (чтения).
3.Накопление в памяти школьника зрительных образов слов.
4.Обучение быстрому, правильному и сознательному чтению без напряжения.
5.Развитие коммуникативных навыков младших школьников, потребностей в эмоциональном освоении действительности.
Структура занятия
№ | Этапы занятия | Хронометраж |
1. | Пятиминутка чтения | 5 мин |
2. | Постановка учебной задачи | 1 мин |
3. | Речевая зарядка | 10 мин |
4. | Работа с таблицами Шульте | 6 мин |
5. | Многократное чтение текста | 20 мин |
6. | Подведение итогов | 3 мин |
Многократное чтение одного предложения
(III, IV четверть 1 класса, I четверть 2 класса)
Порядок чтения | Виды чтения |
1-й раз | Медленное чтение с учителем, чёткое проговаривание слов |
2-й раз | Повторное прочтение без учителя |
3-й раз | Плавное слитное чтение |
4-й раз | Чтение в темпе разговорной речи (как бы вы сказали друг другу) |
5,6,7-й раз | Предложение перечитывается с поочерёдной постановкой логического ударения на каждом значимом слове |
8,9,10-й раз | Темп чтения доводится до уровня скороговорки |
Формулировка нескольких вопросов к данному предложению самими учащимися * |
Предложения для многократного чтения
- Морозы запечатали крепким ледком реки.
- Высокие деревья скрипели в лесу.
- Протянулся через дорогу заячий след.
- Ложится лисица только на сухую землю.
- Дятел клювом по дереву постукивает.
- Над берлогой наросла белая крыша.
- Снегири перелетают с дерева на дерево.
- Клесты выводят птенчиков зимой.
- Летом снегири живут на севере.
- Главная еда белки в дупле старого дерева.
- Озимые хлеба без снега замёрзнут.
- Зайчата родятся в тёплых шубках.
- На берёзах тетерева кормятся почками.
- Около дома растёт много деревьев.
- Лягушки скачут с берега в пруд.
- Коровы давали всё больше молока.
- Хвостатый тритон прожил в пруду.
- С деревьев дождём сыплются листья.
- В лесу свищет холодный ветер.
- На дубах ещё держится листва.
- Уже выкопали в поле картошку.
- Спрятался ёж в гнездо под корнями.
- Верхние ветви дерева росли в небо.
- Поздней осенью медведь выбрал место для берлоги.
Речевые зарядки
(II – IV четверть 2 класса, 3 класс, 4 класс) *
Материалом для речевых зарядок является скороговорка.
Правила разучивания скороговорок
(См.: Шпунтов А.И. Вариативность учебно-воспитательных заданий на разных этапах обучения грамоте // Начальная школа. – 1994. - №1)
№ | Правила |
1. | Послушай (прочитай) скороговорку |
2. | Подумай, о чём говорится в скороговорке |
3. | Послушай, какие слова похожи по звучанию. Определи, какой согласный звук (или сочетание звуков) много раз повторяется |
4. | Проговори скороговорку медленно вслух, выучи наизусть |
5. | Проговори теперь шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее |
6. | Проговори скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе |
7. | Посоревнуйся с ребятами в классе, кто без ошибок быстрее произнесёт скороговорку |
8. | Обыгрывание скороговорки с разным интонационным подтекстом * |
9. | Проговаривание скороговорки, сопровождаемое определёнными действиями * |
Набор скороговорок
2 класс | 3 класс | 4 класс |
I четверть | ||
У ежа и ёлки иголки колки. | В живом уголке жили ежи да ужи. | |
Лара у Вали играет на рояле. | У Сени и Сани в сетях сом с усами. | |
Поля пошла полоть петрушку в поле. | Болтунья болтала пока не переболтала. | |
Звёздный змей звенел зубами. | От топота копыт пыль по полю летит. | |
Возжи из кожи в хомут вхожи. | Все покупки у прилавка упакованы в кульки. | |
Ткачи ткали ткани на платье Тане. | Пара птиц порхала, порхала да выпорхнула. | |
II четверть | ||
Хвала халве. | Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. | Полпогреба репы, полколпака гороху. |
Купи кипу пик. | Съел молодец 33 пирога с пирогом да все с творогом. | Дятел дуб долбил, да не додолбил. |
Уже ужи в луже. | У Паши – шахматы, у Саши –шашки. | Съел Слава сало, да сала было мало. |
Добр бобр до бобрят. | Под плетень, в тень! Топором в пень – дзень! | Три сороки-тараторки тараторили на горке. |
Наш Полкан попал в капкан. | На рынке Кирилл кружку купил. | Шли сорок мышей, несли сорок грошей. |
Течёт речка, печёт печка. | Три корабля лавировали, Да не вылавировали. | Раз дрова, два дрова, три дрова. |
Жутко жуку жить на суку. | Хохлатые хохотушки хохотом хохотали. | Не руби дрова на траве. |
III четверть | ||
Зоиного Зайку зовут Зазнайка. | Косарь Касьян косой косит косо. | Сшила Саша Сашке шапку. |
Дарья дарит Дине дыни. | Не скосит Касьян-косарь покоса. | На гармони громко заиграл Ерёмка. |
Слишком много ножек у сороконожек. | Валин валенок провалился в проталинок. | Пекарь Пётр пёк пироги. |
Чешуя у щуки, щетинка у чушки. | Хитрую сороку поймать морока. | Веселей Савелий сено пошевеливай. |
У осы не усы, а усики. | Водовоз вёз воду из водопровода. | Клала Клава лук на полку. |
Сел сокол на гол ствол. | Перепёлка перепелят прятала от ребят. | Кликнула к себе Николку. |
Задрожали зайки, увидев волка на лужайке. | Жук жужжит над абажуром. | Проворонила ворона воронёнка. |
Добры бобры идут в боры. | Юла возле Юльки крутится, поёт. | Архип осип, Осип охрип. |
У четырёх черепашек четыре черепашонка. | Юре и Юле спать не даёт. | У Кондрата куртка коротковата. |
У ежа – ежата, у ужа – ужата. | Дятел дерево долбит, день-деньской кору дробит. | Три вороны на воротах. |
IV четверть | ||
Не найти ушки у нашей лягушки. | Стоит воз овса, возле воза – овца. | Летели три вороны, черны, пестроголовы. |
У Зины болит зуб, она не может есть суп. | Толком толковать, да без толку расперетолковать. | Милая Мила мылась с мылом. |
Сколько не ело сито – ни разу не было сыто. | Три дроворуба на трёх дворах дрова рубят. | Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала. |
Сыворотка из-под простокваши. | А сорок сорок – сорок морок! | Шла Саша по шоссе и сосала сушку. |
Не живут ужи, где живут ежи. | Носит Сеня в сени сено. | Тимошка крошит в окрошку крошки. |
Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела. | Спать на сене будет Сеня. | Сыпь песочек в жёлтенький черепочек. |
На возу лоза, у воза коза. | Саша шапкой шишку сшиб. | У пеньков опять пять опят. |
Работа с таблицами Шульте
(1, 2, 3 класс) *
(См.: Быстрова Н.Л. Обучение динамическому чтению // Начальная школа. – 1994. - №11).
В первом классе это числа от 1 до 10, во втором классе – от 1 до 20, в третьем классе - от 1 до 25. По такому же принципу изготавливаются карточки с алфавитом. Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке учащиеся считывают их за 5-4 секунды.
Правила работы с таблицами
1. Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.
2. Старайся запомнить расположение двух-трёх следующих друг за другом чисел.
3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы – видят всю её целиком.
1 класс 2 класс 3 класс
5 | 7 | 3 | 1 | 16 | 3 | 6 | 5 | 13 | 16 | 8 | 10 | ||
9 | 1 | 8 | 20 | 8 | 19 | 11 | 11 | 22 | 20 | 24 | 6 | ||
10 | 6 | 4 | 10 | 13 | 4 | 9 | 15 | 1 | 9 | 13 | 18 | ||
2 | 15 | 18 | 2 | 14 | 7 | 19 | 4 | 23 | 21 | ||||
5 | 12 | 7 | 17 | 2 | 12 | 25 | 17 | 14 |
д | ё | в | б | р | д | ж | и | е | о | з | м | ||
з | а | ж | е | л | с | в | а | ж | т | ц | б | ||
й | е | г | п | и | а | н | р | a | и | у | к | ||
п | и | к | г | о | т | ё | п | й | х | д | и | ||
н | з | у | к | ё | г | л | с | в |
Многократное чтение текста
(II, III, IV четверть 2 класса, 3, 4 класс) *
(См.: Пальченко И.Г. Система упражнений для развития навыка чтения. – Луганск, 1989)
№ | Виды чтения | Время работы |
2 класс | ||
1. | Чтение вслух (отметка конечного слова) | 1 мин |
2. | Повторное чтение вслух (сравнение результатов) | 1 мин |
3. | Убыстрение темпа чтения (чтение в темпе скороговорки) | 20 с |
4. | Чтение за диктором (чтение вместе с учителем) | 1 мин |
5. | Чтение текста шёпотом до конца* | |
6. | Проверка осознанности чтения (нахождение в тексте и запись предложения, которое является ответом на поставленный вопрос) * | 2 мин |
7. | Чтение вслух отрывка в паре | 5 мин |
8. | Проверка чтения вслух одной пары (чтение в унисон) | 2 мин |
3-4 классы | ||
1. | Чтение вслух (отметка конечного слова) | 1 мин |
2. | Повторное чтение вслух (сравнение результатов) | 1 мин |
3. | Чтение «Молния» (чтение вслух на максимальной скорости без соблюдения знаков препинания) | 20-30 с |
4. | Чтение хором чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно, соблюдая все знаки препинания, выдерживая нужную интонацию | 1 мин |
5. | Чтение «про себя» (не проговаривая слова, работают только губы, используется указка) * | 1 мин |
6. | Чтение «глазами» (губы не шевелятся, без использования указки, сравнение результатов с чтением вслух) * | 2 мин |
7. | Проверка осознанности чтения (нахождение в тексте и запись предложения, которое является ответом на поставленный вопрос) * | 2 мин |
8. | Чтение вслух отрывка в паре | 5 мин |
9. | Проверка чтения вслух одной пары (чтение в унисон) | 1 мин |
Тексты для многократного чтения
2 класс | 3 класс | 4 класс |
I четверть | ||
В.Бианки «Сентябрь» | А.Волков «Астраханский заповедник» | |
В.Бианки «Месяц прощания с Родиной» | А.Волков «Астраханский заповедник» | |
Н.Сладков «Синичий запас» | К.Паустовский «Зелёная стража» | |
В.Бианки «Октябрь» | К.Паустовский «Зелёная стража» | |
В.Бианки «Живые памятники» | К.Паустовский «Зелёная стража» | |
Э.Шим «Тяжкий труд» | С.Небесный «Деревья-пылесосы» | |
II четверть | ||
В.Бианки «Телеграмма из лесу» | Н.Надеждина «Как спят змеи» | Г.Скребицкий, В.Чаплина «Беловежская пуща» |
И.Соколов-Микитов «Приготовились к зиме» | В.Бианки «Ноябрь» | Г.Скребицкий, В.Чаплина «Беловежская пуща» |
В.Бианки «Переполох в Южной Африке» | В.Бианки «А мы их перехитрили!» | Г.Скребицкий, В.Чаплина «У зубров» |
В.Бианки «Прячутся» | И.Надеждина «Как человек удлинил лето» | Г.Скребицкий, В.Чаплина «У зубров» |
В.Бианки «Готовятся к зиме» | В.Бианки «Декабрь» | Г.Скребицкий, В.Чаплина «У зубров» |
В.Волков «Лисица» | В.Бианки «Лес зимой» | Г.Скребицкий, В.Чаплина «У зубров» |
Э.Шим «Кому было плохо» | З.Трофимова «Что такое ветер?» | Г.Скребицкий, В.Чаплина «У зубров» |
III четверть | ||
Э.Шим «Кто был рад снегу» | Н.Калинина «Добрый ветер» | К.Меркулова «В степи» |
И.Соколов-Микитов «Первая пороша» | В. Бианки «Любитель холодных ванн» | К.Меркулова «В степи» |
В.Бианки «Приспособился» | З.Трофимова «Вода на земле» | А.Грибанов «Озеро Баскунчак» |
Г.Скребицкий «Как белочка зимует» | Н.Калинина «Водяные пары» | А.Грибанов «Озеро Баскунчак» |
В Чаплина «Чем дятел кормится» | Д.Тихомиров «Снежные узоры на окнах» | Г.Скребицкий «В субтропическом лесу» |
Ю.Дмитриев «Снегирь» | А.Клыков «Рыбы» | Г.Ганейзер «На Памире» |
Ю.Дмитриев «Вот чудеса-то!» | Г.Скребицкий «На пороге весны» | Г.Ганейзер «На Памире» |
В.Бианки «Ягодки под снегом» | Г.Скребицкий «Весна» | Г.Ганейзер «На Памире» |
М.Пришвин «Птицы под снегом» | Н.Павлова «Первые цветы» | А.Ивич «Как хлеб растят» |
В.Бианки «Стеклянные лягушата» | В.Бианки «Март» | А.Ивич «Как хлеб растят» |
IV четверть | ||
Н.Раковский «Это интересно знать» | В.Бианки «Великое переселение птиц на Родину» | А.Ивич «Про соль» |
В.Бианки «Сосунки в лесу» | В.Бианки «Апрель» | А.Ивич «Про чай» |
Л.Толстой «Деревья дышат» | Н.Надеждина «Весеннее расписание» | А.Ивич «Про сахар» |
В.Бианки «Мать-и-мачеха» | В.Бианки «Календарь земледельца» | М.Ильин «Как река пришла к тебе в гости» |
В.Бианки «Перезимовали» | Г.Скребицкий «Раненые деревья» | М.Ильин «Как река пришла к тебе в гости» |
В.Бианки «Кому смех, кому слёзы» | Н.Павлова «Гости» | М.Ильин «Как река пришла к тебе в гости» |
М.Пришвин «Заработал трактор» | В.Бианки «Лесной оркестр» | М.Ильин «Как река пришла к тебе в гости» |
Список использованной литературы
- Быстрова Н.Л. Обучение динамическому чтению // Начальная школа. – 1994. – №11.
- Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., 1991.
- Калинина И.Л. Формирование первоначального навыка чтения: проблемы и перспективы // Начальная школа. – 2009. – №2.
- Павлова Л.А. Как формировать навык чтения у младших школьников. – М., 2007.
- Пальченко И.Г. Система упражнений для развития навыка чтения у детей. – Луганск, 1989.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. (Стандарты второго поколения). М., 2010.
- Стручаева Т.М. Подготовка студентов к руководству процессом формирования навыков чтения // Начальная школа. – 1994. – №12.
- Рудыка Т.П. Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. – 2007. – №11.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., 2010.
- Шпунтов А.И. Вариативность учебно-воспитательных заданий на разных этапах обучения грамоте // Начальная школа. – 1994. – №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование оптимального чтения у младших школьников.
Зачем необходимо оптимальное чтение?...
«МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется увеличением количества детей с дислексией, широт...
Приёмы формирования навыков чтения. Рекомендации родителям
Роль чтения в жизни человека переоценить довольно трудно. Результаты исследований ученых говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности учащихся, а также о постепенном понижении этого у...
Создание мультфильмов как приём формирования смыслового чтения во внеурочной деятельности
Для успешного формирования основ смыслового чтения во внеурочной деятельности используются инновационные средства работы: компьютерные и мультимедийные технологии, которые значительно повышают эффекти...
Приёмы формирования смыслового чтения на коррекционных занятиях учителя-логопеда и учителя-дефектолога.
При обучении чтению важно, чтобы ребёнок не только умел складывать слоги в слова, но и правильно понимать смысл прочитанного. Чтение-это сложный психофизиологический процесс, более поздний и более сло...
Приёмы формирования смыслового чтения на коррекционных занятиях учителя-логопеда и учителя-дефектолога
При обучении чтению важно, чтобы ребёнок не только умел складывать слоги в слова, но и правильно понимать смысл прочитанного. Чтение-это сложный психофизиологический процесс, более поздний и более сло...
Приёмы формирования осознанного чтения
В ходе выступления представляется педагогический опыт, в которым описаны формирования осознанного чтения на уроках литературного чтения. Слушатели знакомятся с приёмами, такими как: иллюст...