Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе
статья по чтению (4 класс)
В статье описывается последовательная реализация деятельностного метода на уроках литературного чтения, условия развития у младших школьников читательских навыков, сочетание деятеьностного метода с современными образовательными технологиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyatelnostnyy_podhod_na_urokah_literaturnogo_chteniya.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно - деятельностный подход
на уроках литературного чтения
Сегодня важно не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, стремиться к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Это и есть главная задача новых образовательных стандартов.
Последовательная реализация деятельностного подхода применима и к урокам литературного чтения в начальной школе.
Ребенок постепенно осваивает процесс беглого, правильного, выразительного чтения различных текстов. На практическом уровне овладевает целостным восприятием художественного произведения и оценкой его содержания и художественных особенностей, приобретает умения самостоятельно работать с книгой. Постепенно формируется круг чтения младшего школьника. Знакомство с языком художественного произведения обеспечивает формирование умения различать видовое и жанровое разнообразие литературных произведений, выделять их особенности и выразительные средства, осознанно оперировать отдельными литературоведческими понятиями. Восприятие литературных текстов способствует ценностно-эстетическому развитию личности. Умение понимать и анализировать тексты разных видов, ориентироваться в тексте (особенно в художественном) является условием для успешного освоения всех предметов основной школы.
«Чтение формирует мыслительные способности. Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга» - утверждал В. А. Сухомлинский.
Развитие у школьников таких читательских навыков, как поиск, выбор, оценка информации обеспечивает формирование человека, готового к продолжению образования в основном звене школы и умеющего использовать полученные навыки для познания других областей действительности.
Литература является богатейшим источником познания жизни и инструментом воздействия на все стороны человеческой личности.
В. С. Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Именно в младшем школьном возрасте развивается произвольность, внутренний план действий, анализ, рефлексия и саморегуляция.
Системно - деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока.
На этапе самоопределения учебной деятельности и актуализации знаний создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем.
На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности.
На этапе повторения и включения нового знания в систему применима индивидуальная и парная формы работы, индивидуальная ликвидация пробелов в знаниях обучающихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля.
Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности. На данных этапах результативны синквейн и кластер, которые позволяют соединить аналитическую и творческую деятельность.
Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями.
1.Технология «Метод проектов»
2.Технология развития критического мышления через чтение и письмо
3.Технология мастерской
4.ОДИ (организационно - деятельностные игры)
5.Игровые технологии
6.Коллективное творческое дело
7.Технология «Дебаты»
8.Технология ТРИЗ
Практика показывает, что эффективность, результативность обучения школьников читательской грамотности зависит от умения самого учителя продумать алгоритм работы с текстом. Учитель вправе корректировать эту систему в соответствии с темой урока, целевыми установками, уровнем подготовленности класса. На формирование читательской грамотности влияет выразительное чтение вслух текстов разных типов, стилей и жанров и использование разных видов чтения (просмотрового, ознакомительного, углубленного).
Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, важно построить урок так, чтобы каждый ребёнок продвинулся в развитии. Использование на уроках системно - деятельностного подхода, позволяет решать следующие задачи:
-эффективное накопление каждым учеником собственного личного опыта;
- развитие творческих способностей;
- дифференцированные учебные задания и формы работы;
- самостоятельный поиск путей решения поставленных проблем;
- осуществление личностно-ориентированной направленности;
- самостоятельное планирование своей деятельности;
- побуждение детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.
Условия осуществления системно - деятельностного подхода к обучению литературному чтению:
Важной особенностью учебного курса литературного чтения в начальной школе является отношение к чтению как к процессу общения между автором литературного произведения и учащимися, что обусловливает усиление мотивационной стороны чтения-общения, большее внимание к личности автора-собеседника, повышение активности читателя в результате осознания себя собеседником, от которого ожидается отклик на полученную информацию. Значительное внимание необходимо уделять работе с внетекстовой информацией, помогающей ориентироваться в книгах с целью их выбора в качестве возможных собеседников.
Подход к обучению чтению как к обеспечению качественного литературного общения детей включает предварительную ориентировку в теме и собеседнике перед началом общения через книгу, осмысление информации в процессе чтения и, наконец, осознание своего отношения к результатам общения, другими словами, предполагает формирование типа правильной читательской деятельности.
Деятельностный подход к обучению осуществляется через следующие условия.
1. Наличие познавательного мотива (желания узнать, научиться).
Реализации данного условия осуществления деятельностного подхода к обучению способствует наличие в учебниках произведений и заданий, стимулирующих позитивное отношение к чтению и книгам, формирующих мотивацию к чтению. Кроме того, большое значение в создании мотивации к чтению имеет работа с пословицами о пользе учения и чтения.
2. Осознание конкретной учебной цели (понимание того, что именно нужно выяснить, освоить).
Содержание материала учебника по литературному чтению должно быть структурировано согласно актуальным для данной ступени обучения методическим задачам, чтобы убедиться в том, что учащиеся благодаря расположению учебного материала в учебнике осознанно осваивают читательские навыки и умения. Формирование умения анализировать содержание и художественное своеобразие текста способствует развитию таких универсальных учебных действий, как составление плана и пересказ прочитанного, обучает детей такому универсальному учебному умению, как ориентировка в мире книг по текстовым и внетекстовым элементам.
3. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.
На формирование данного умения направлены, в первую очередь, задания, адресующие учащихся к познавательной и справочной литературе, к словарям, ресурсам Интернета, а также задания, предполагающие поиск и чтение дополнительной художественной литературы на определенную тему, заданного жанра или названного автора.
4. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений).
Многочисленные методические материалы, помогающие детям в освоении правильного выполнения способов действий, заявленных стандартом и программой обучения чтению реализуются в системе заданий, а также в специальных алгоритмах и памятках, обучающих, к примеру, чтению по ролям, драматизации, словесному рисованию, составлению плана, творческому, выборочному и краткому пересказам, составлению вопросного, цитатного, сложного плана, созданию сочинений по картине, написания отзыва, аннотации, составления диафильма, экранизации, подготовки презентации и др.
5. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так в процессе деятельности.
Элемент самоконтроля входит отдельным пунктом во многие из перечисленных выше памяток. Кроме того, на выработку привычки к самоконтролю влияют такие упражнения, как: «Читай внимательно», «Найди, исправь ошибки и прочитай правильно» (редактирование), а также прием «Чтение до первой ошибки».
6. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Реализации данного условия осуществления деятельностного подхода к обучению способствуют вопросы и задания, стимулирующие детей к обмену мнениями на основе их жизненного опыта, вопросы и задания, направленные на развитие рефлексии. Например: «Представь себя в такой ситуации. Как бы поступил (поступила) ты? Почему?»; «Вспомни, не было ли в твоей жизни, когда тайное становилось явным. Расскажи об этом»; «Вспомни (если хочешь – выпиши) те мысли из этого произведения, которые кажутся тебе важными для твоей жизни» и т.п.
Именно вопросы и задания такого типа способствуют виртуальному «присвоению» детьми литературного опыта.
Развитию творчества способствуют такие задания как, например, творческий пересказ, выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация, радиотеатр.
Стимулировать литературное творчество учащихся можно такими заданиями как, например:
-«Придумай и расскажи любую смешную небывальщину»;
-«Придумай свою историю»;
-«Подготовь рассуждение на тему «Что остается после людей?» Начни, например, так: «Я думаю, что…» или «Мне кажется, что…»;
-«Придумай свою историю с главной мыслью «У страха глаза велики».
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении литературному чтении позволяет достигать определённых результатов:
- у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к чтению;
- возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- качество обучения по всем учебным предметам стабильно высокое.
Системно - деятельностный подход в преподавании литературного чтения дает возможность учителю стать мастером своего дела, работать на высокий результат, формировать у учеников универсальные учебные действия и готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях. Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем.
Сама жизнь требует новой работы с содержанием образования. Потому так важно формировать у ребенка, пришедшего в школу, правильную гражданскую активную позицию, учить его искать, думать, творить, делать. Именно на решение этих важных задач и должна быть направлена педагогическая деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе.
«Современный педагог не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление»....
Приёмы работы с текстом через организацию деятельностного подхода на уроках литературного чтения в начальных классах
Кратко описаны приемы, которые я использую на уроках литературного чтения...
Формирование читательской компетенции, современные подходы при изучении литературного чтения в начальной школе.
Работа с текстом. Конференция...
Экспериментальная работа по теме: Системно - деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе
Экспериментальная работа по теме:Системно - деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе...
• Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)
Тема: Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.Применение ИКТ на уроках чтения в начальной школе для реализации ФГОС.Приёмы модел...
Применение творческого подхода на уроках литературного чтения в начальной школе
В статье описаны приемы, как научить ребёнка читать через творческое отношение к заданиям, которые используются на уроках, научить ребёнка любить чтение....
Критериальный подход к оцениванию на уроках литературного чтения в начальной школе.
Статья раскрывает методику, которая строится на использовании современных технологий обучения. Осмыслить результаты своей работы, стать полноправным участником образовательного проце...