Технологическая карта урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения. по теме А.С.Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya.docx | 41.51 КБ |
Предварительный просмотр:
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Технологическая карта
Класс 2 | Предмет Литературное чтение | |
На уроке литературного чтения ученики вспоминают сказки А.С.Пушкина, анализируют содержание «Сказки о рыбаке и рыбке», определяют последовательность событий, характеризуют героев сказки на основе их поступков. Работа организована в группах по 4 человек. Креативность проявляется при выдвижении аргументов при выборе характерных черт героев на основе их поступков, речи. Критическое мышление при обсуждении и обобщении разных идей, придуманных учениками. | ||
Предпочтительное время проведения активности: | 1 урок | |
Предметно-специфические навыки: | Установление причинно – следственных связей, решение проблем, выявление особенностей поступков героев, обобщение особенностей сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыке» |
Учебная программа и цели
Учебные цели | |
создание пространства для осознания и осмыслениянравственного урока сказки, главного её смысла, выявления знаний о характерах героев, их поступков, особенностей сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыке» | |
Критерии оценки | |
Количество и качество поисковых вопросов в процессе обсуждения Логическое обоснование способов проверки гипотез с использованием имеющегося материала Качество вопросов на этапе обсуждения и критического анализа полученных результатов | |
Связь с учебной программой | |
Тема и главная мысль произведения, построение произведения, последовательность событий, воспроизведение текста произведения, уроки сказки. | |
Связь с другими предметами | |
Окружающий мир, русский язык, русский родной язык. | |
Универсальные учебные действия | |
Предметные:определять последовательность событий в литературной сказке, характеризовать героев сказки Личностные: проявлять интерес к творчествк А.С.Пушкина; осознавать, что А.С.Пушкин – великий русский писатель и поэт, гордость России, проявлять положительные качества характера для успешного существования в социуме. Метапредметные: Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в соответствии с заданием; Познавательные: добывать информацию из иллюстраций, текста; использовать жизненный опыт; сравнивать, находить сходства и различия, выделять существенный признак, Коммуникативные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание, отвечать на вопросы, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах. Коррекционно-развивающая: формирование умения выделять главную мысль; обогащать словарный запас детей, развивать мышление, память, внимание. |
Используемые оценочные инструменты
Оценочные инструменты (рубрики 4К) | |
Листы наблюдений | |
Листы оценивания |
Ресурсы
Веб и печатные материалы | |
Листы групповой работы Тексты заданий Учебник Проектор для демонстрации презентации Компьютер |
Раздаточные материалы
Наглядная демонстрация (таблицы, рисунки, схемы, копии, иллюстрации и др.) | |
Тексты для речевой разминки Карточки для работы в группе Карточка для закрепления изученного материала Иллюстрации к сказке Схема сюжета сказки |
План реализации
Шаг | Продолжительность | Роли учителя и учащегося | Параметры оценивания |
1 | 7 | Эмоциональный настрой. . -Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствую гости. Обернитесь и поприветствуйте гостей. Садитесь поудобнее… Ни кому не тесно? Мы постараемся, чтоб Вам было интересно. - Думаю, что в каждом из нас присутствует тяга к неизведанному. Согласны? (да) - Хотите её реализовать? (да) РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА В темном лесе есть избушка, Стоит задом наперёд. В той избушке есть старушка Там Баба яга живет. Нос крючком, глаза большие, Словно угольки, горят. Ух, сердитая какая! Дыбом волосы стоят! - Прочитайте медленно. - Поделитесь ощущениями. -Прочитайте с чувством страха, весело, словно убегая. | Критичность Качество идей, вопросов и теорий для решения проблемы Количество адекватных обоснований своего мнения Желание учащихся участвовать в активной деятельности, умение сотрудничать |
2 | 8 | (На доске коллаж из рисунков, аппликаций к «Сказке о рыбаке и рыбке», портрет А..Пушкина) - Ребята, Над какой сказкой мы работаем? - Сформулируйте тему урока. -Предположите, о чем сегодня мы будем говорить? - Можно сказать, что мы продолжим знакомство с героями сказки А.П.Пушкина (О героях «Сказки «А.С.Пушкина,) Предлагаю определить задачи урока.(Ученики выдвигают следующие задачи: - Узнать подробнее о героях произведения, охарактеризовать их). - И так, сегодня на уроке мы проследим за сюжетом и поговорим об образах главных героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. - Я уверена, что для вас это будет очень интересно и увлекательно Готовы? (да) -Закройте глаза, произнесем волшебное заклинание…. (КЛИК музыкальная заставка «В гостях у сказки») - А. С. Пушкин не писал специально для детей, но в его произведениях много ценных строк, которые должны знать дети. Создавая свои сказки, он собирал и обрабатывал наиболее яркие мотивы между светлым и тёмным миром, между добром и злом. - Ребята, давайте вспомним. Что такое сказка? (Сказка – это произведение с выдуманным, фантастическим сюжетом) - К какому виду сказок относится «Сказка о рыбаке и рыбке»? Докажите. -Ребята на сегодняшнем уроке, будем учиться характеризовать главных героев сказки. - Почему старуха осталась у разбитого корыта? Ведь ей рыбка дала все что могла. А могло ли быть иначе? Думать, размышлять, доказывать. Попробуем выяснить какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать словами из текста. | Желание принимать и оспаривать чужие идеи. Качество идей, вопросов и теорий для решения проблемы Количество адекватных обоснований своего мнения |
3 | 10 | Учитель предлагает выполнить задания. Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку предлагаю ответить на вопросы по содержанию текста. Попрошу подойти представителя от группы за конвертом, познакомиться с листом – инструкцией и выполнить 1-е задание. Отвечать можно своими словами или цитатами из сказки. Ученики выполняют задания в листах групповой работы. 1-я группа Ответьте на вопросы. 1. С какой сказкой познакомились?________ 2.Где жили старик и старуха? ________________ Подумайте, на чьей стороне симпатии автора 2 задание Восстановите порядок желаний старухи. 1) Хочет быть вольною царицей. 2) Хочет иметь новое корыто. 3) Хочет быть столбовою дворянкой. 4) Хочет, чтобы рыбка золотая служила у неё на посылках. 5) Требует избу. 6) Хочет быть владычицей морскою.. Ответ: __________________________ 3 задание. 1 группа Подчеркните слова, которыми можно описать старуху: добрая, злая, жадная, завистливая, алчная, своенравная, сварливая. неблагодарная. Составьте словесный портрет старухи. А) назвать кто герой (зверь, человек, сказочное существо) Б) описать внешность В) назвать самые яркие черты характера Г) кратко рассказать о поступках героя 2группа Ответьте на вопросы. 1.Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина?______________ 2.Что сделал старик, поймав золотую рыбку?_________ 3.Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во второй раз….? 4.Почему несколько раз возвращался к морю?__________ 5.Почему с каждым разом море волновалось всё больше?_ 6. За что наказала старика рыбка? __________ Подумайте, на чьей стороне симпатии автора 2 задание. -Ребята, каким цветом можно передать настроение, состояние моря? Расположи строки по порядку: _____ На море сильная буря _____ Море слегка разыгралось _____ Не спокойно синее море _____ Почернело синее море _____ Помутилось синее море… 3- задание. Подчеркни слова, которыми можно описать старика: глупый, безвольный, ласковый, покорный, сильный, уважительный, кроткий, Составьте словесный портрет старика. А) назвать кто герой (зверь, человек, сказочное существо) Б) описать внешность В) назвать самые яркие черты характера Г) кратко рассказать о поступках героя ( Что старик делал плохо?). | Активность в групповой работе Способность аргументированно относиться к противоположному мнению Качество представленной презентации. Качество оценки выполненных другими группами проектов Количество адекватных обоснований своего мнения Качество и количество вопросов и критических замечаний в адрес других групп Количество адекватных обоснований своего мнения |
4 | 10 | -Обсудим: - Как живут? (бедно) - Что могло изменить их жизнь? - Символом чего является рыбка? (случай, шанс, удача, возможность изменить к новой жизни) - Как могла бы измениться история старика и старухи? - Но сказка – то о рыбаке и рыбке? -Подумайте, какие взаимоотношения между стариком и старухой? - Почему отпустил рыбку? (испугался) Какими словами отпускает рыбку. Прочитайте (Плыви с Богом) - Во времена Пушкина люди были верующие). «Да убоится жена мужа.. библейское изречение.» - Как ведет себя старуха? (Бранится, ругает, кричит) - Зачем попросила корыто? (хоть бы взял, затем избу..Не знает сама чего хочет) - Зачитайте слова и предложения из текста те, которые старуха говорил старик о старухе. (- Судя по тем словам, которые старик говорит о старухе, какой она была? (вредная, жадная, сварливая, грубая, глупая, требовательная, корыстная, злая). - А что же старик, хозяин? -Почему старик не откажется ходить к морю или не загадает желание для себя? (Он покорно идет, просит, не перечит, любит жену свою, много лет вместе). -Всегда ли старик покорный? Подтвердите чтением. - Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху? - А почему народ над старичком насмеялся и говорил “Не садися не в свои сани!” Когда так говорят? (Когда человек не соответствует месту, которое занимает) - Вспомните, что значит «белены объелась»? - Почему могла насмешить? Зачитайте слова и предложения из текста те, которые старуха говорила о старике. - Каким, по словам старухи, был старик? Это говорит о нем как о глупом, простоватом человеке? (бедным, безотказном, послушным, ласковым, вежливым, добрым). - Я предлагаю вам соотнести героев с теми качествами характера, которыми они обладают. - Кто из героев вам больше нравится? Почему? Какую ошибку, на ваш взгляд допустил старик? Учитель предлагает выполнить следующее задание, тем самым закрепить материал. Работаем в группах: Выполнить 3-е задание в листе групповой работы. -Рассказать какой старик. (Скромный, честный, трудолюбивый, покладистый, вежливый) - Рассказать о старухе. (Вначале она была трудолюбивая, но с каждой просьбой она менялась, становилась своенравной, своевольной) Выступление групп. - Изменилась жизнь стариков? Почему? Выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи. Что оно обозначает? Ребята, как вы думаете, почему в названии нет старухи, хотя сюжетная канва сказки строится вокруг нее? - Ребята, подумайте, когда в каком случае, с человеком перестают разговаривать? Перестают уважать) - Какой же урок преподал нам великий поэт? - Старуху золотая рыбка наказала за жадность, а за что она наказала старика-рыбака? (за трусость и безволие) - Безвольность (отсутствие воли) – отрицательная черта. Смиренность, безответность, податливость – положительные черты только в том случае, если это оправдано. Но в сказке А. Пушкина у старика не хватало смелости противостоять жадной старухе. Он не смел ей перечить, слепо подчинялся, выполняя все её прихоти. ВЫВОД - В какой из этих пословиц выражена основная мысль сказки? Много хочешь – последнее потеряешь. Много желать – добра не видать. Жадность всякому горю начало. Ненасытному всё мало Дайте совет героям сказки. (Кукла надевается на руку) | Качество идей, вопросов и теорий для решения проблемы Количество адекватных обоснований своего мнения |
5 | 5 | Рефлексия Я узнал... Меня удивило... Мне интересно... А. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Какой урок вы извлекли из сказки? Сказка заставила меня задуматься… . Фронтально: анализируют и осмысливают, проговаривают достижения. Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение сказки. |
1. На уроке я работал: | С интересом/ без интереса |
2. Своей работой на уроке я: | Доволен/ не доволен |
3. Урок для меня показался: | Длинным/ коротким |
4. Материал урока мне был: | Полезен / бесполезен |
5. Домашнее задание мне кажется: | Интересным / неинтересным |
ЛИСТ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
1-я группа
ЗАДАНИЕ 1
Ответьте на вопросы.
1. С какой сказкой познакомились?________
2.Где жили старик и старуха? ________________
3. Чем занималась старуха? А старик? _______________
4. За что старуха бранила старика?__________
5. Почему старуху не устраивали дары от рыбки? _________
6. Чем отплатила рыбка старухе?________________
Подумайте, на чьей стороне симпатии автора
ЗАДАНИЕ 2
Восстановите порядок желаний старухи.
1) Хочет быть вольною царицей.
2) Хочет иметь новое корыто.
3) Хочет быть столбовою дворянкой.
4) Хочет, чтобы рыбка золотая служила у неё на посылках.
5) Требует избу.
6) Хочет быть владычицей морскою..
Ответ: __________________________
ЗАДАНИЕ 3
Подчеркните слова, которыми можно описать старуху: добрая, злая, жадная, завистливая, алчная, своенравная, сварливая. неблагодарная.
Составьте словесный портрет старухи.
А) назвать кто герой (зверь, человек, сказочное существо)
Б) описать внешность
В) назвать самые яркие черты характера
Г) кратко рассказать о поступках героя
Подготовьте выступление
ЛИСТ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
2группа
ЗАДАНИЕ 1
Ответьте на вопросы.
1.Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина?______________
2.Что сделал старик, поймав золотую рыбку?_________
3.Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во второй раз….?
4.Почему несколько раз возвращался к морю?__________
5.Почему с каждым разом море волновалось всё больше?_
6. За что наказала старика рыбка? __________
Подумайте, на чьей стороне симпатии автора
ЗАДАНИЕ 2
Расположи строки по порядку:
_____ На море сильная буря
_____ Море слегка разыгралось
_____ Не спокойно синее море
_____ Почернело синее море
_____ Помутилось синее море…
ЗАДАНИЕ 3
Подчеркни слова, которыми можно описать старика: глупый, безвольный, ласковый, покорный, сильный, уважительный, кроткий,
Составьте словесный портрет старика.
А) назвать кто герой (зверь, человек, сказочное существо)
Б) описать внешность
В) назвать самые яркие черты характера
Г) кратко рассказать о поступках героя
( Что старик делал плохо?).
Подготовьте выступление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта литературного чтения
Технологическая карта урока литературного чтения.Тема В. Жуковский "Жаворонок"Составлена в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения....
Технологическая карта урока чтения в 3 классе по теме: "Стихотворение С.В. Михалкова "Если".
Презентация к уроку чтения в 3 классе по программе "Школа России" по теме: " Стихотворение С.В. Михалкова "Если"....
Разработка технологической карты "Литературное чтение" 2 класс, по системе Л.В. Занкова с УУД
Разработка включает технологическую карту и конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Реальные и фантастические образы. Н.Носов "Фантазёры"....
технологическая карта урока чтения на тему С. Есенин "Берёза"
Урок содержит подробное описание планируемых результатов (УУД)....
Технологическая карта урока чтения "Прощание с Азбукой"
Цели деятельности педагога: создать условия для развития речевых умений, фонематического слуха, творческих способностей; учить выразительно читать стихотворения.Планируемые результаты образования: ...
Технологическая карта урока чтения во 2 классе по теме "И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"
К каждому этапу урока расписаны формируемые у детей УУД. На первом этапе урока, чтобы мотивировать учебную деятельность ребёнка, я создаю настрой добрыми пожеланиями. На этапе актуализации знани...
Технологическая карта урока чтения в 4 классе по теме:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" (Урок развивающего контроля)
Целью данного урока является обобщение знаний по разделу "Литературные сказки". Создаются условия для формирования активной читательской позиции. Проверяется сформированность умения работа...