Рабочая программа по Родной Литературе 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)

Ухинова Алтына Вячеславовна

Примерная рабочая программа по родной литературе 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_litra.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

Обсуждено и принято                                                                  Утверждаю________

на МО, протокол № 1                                                                   Директор МБОУ «МСОШ»

от «     » августа 2021  г.                                                               Е.П.Шерстнева

Руководитель МО______                                                             Пр. № ___

Э.Ж.Самбилова                                                                             от «    »  августа 2021 г.                                                                                      

Согласовано__________

Зам.директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «   » августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

родной литературе

Класс: 4

Учитель: Ухинова Алтына Вячеславовна

Срок действия рабочей программы: 2021- 2022 уч. год

с. Могойто

2021 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по родной литературе для 4 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования».
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 г. № 345 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  5. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Анищенко» для 1-4 классов.
  6. Положение о рабочей программе, реализующей обучение по ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Анищенко».  

Данная программа   является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».   Состоит из следующих разделов:

1. Пояснительная записка

2. Содержание учебного предмета

3. Календарно-тематическое планирование

4. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

 Примерные рабочие программы. 1-4 классы: учеб. Р89 пособие для общеобразовательных организаций / [О.М. Александрова и др.] под ред. О.М. Александровой. –М.: Просвещение, 2020.

  Учебник  для общеобразовательных организаций «Русский родной язык», 4 класс, О.А. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Л.А. Рябинина, О.В.Соколова, М.: Просвещение: Учебная литература, 2020.

 Целью программы является: воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры, включение обучающихся в культурно-языковое

пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений,своей ответственности за сохранение русской культуры, формирование читательской компетенции младшего школьника

 Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке», основанный на тех же принципах, что и основной курс «Литературное чтение», предусматривает знакомство младших школьников с произведениями русской литературы, в которых наиболее ярко отражены духовные основы русской культуры, русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа.

Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» направлен на решение следующих задач:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
  • воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа; формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
  • формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отраженных в родной литературе;
  • обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
  • формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;
  • совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
  • развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном.

     Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» опирается на содержание основного курса «Литературное чтение», сопровождает и поддерживает его, соотносится с включенным в него содержанием, но при этом не дублирует это содержание.

    Рабочая программа рассчитана на 34 часа: (34 недели/1 час в неделю).

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

«Россия-наша Родина»

С.Михалков «Государственный гимн Российской Федерации», В.Гудимов «Россия, Россия, Россия»

4

2

«Фольклор нашего края»

Виды устного народного творчества. Былины. Особенности былинных текстов. Былина «Волхв Всеславович». Былина «Вольга Святославич»

Славянский миф. Особенности мифа.

Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «легенда о покорении Сибири Ермаком»

Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения». Песня-слава «Русская земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море»

Пословицы о Родине, о подвиге, о славе. Творческий проект на тему «Россия-Родина моя»

10

3

«О братьях наших меньших»

Е.И.Носов «Хитрюга»

В.В.Бианки «Сумасшедшая птичка»

В.П.Астафьев «Зорькина песня»

Г.А.Скребицкий «Кот Иваныч»

К.Г.Паустовский «Теплый хлеб».

Викторина по разделу «О братьях наших меньших»

10

4

«Времена года»

И.В.Бианки «Лесная газета»

Литературная гостиница. И.Анненский «Снег»

М.М.Пришвин «Рассказы о весне»

Рассказы Н.И.Сладкова «Лес не школа, а всему учит»

Проект «Любимое время года»

10

Всего:

34

3. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Дата проведения

План

Факт

Россия-наша Родина (4 ч) 

1-2

С.Михалков «Государственный гимн Российской Федерации»

2

Владеть осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыков в системе образования младших школьников; совершенствуют все виды речевой деятельности, обеспечивающие умение работать с разными видами текстов

1-2 неделя

3-4

В.Гудимов «Россия, Россия, Россия»

2

Совершенствуют все виды речевой деятельности, обеспечивающие умение работать с разными видами текстов; развивают интерес к чтению и книге.

3-4 неделя

«Фольклор нашего народа» (10ч)

5-6

Виды устного народного творчества. Былины. Особенности былинных текстов. Былина «Волхв Всеславович». Былина «Вольга Святославич»

2

Изучают литературу как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

5-6 неделя

7-8

Славянский миф. Особенности мифа.

2

Осознают значимость чтения для личного развития; формулируют представления о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений.

7-8 неделя

9-10

Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «легенда о покорении Сибири Ермаком»

2

Формируют нравственные представления о добре, дружбе, правде и ответственности; проявляют интерес и уважение к книге.

9-10 неделя

11-12

Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения». Песня-слава «Русская земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море»

2

Владеют осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствуют все виды речевой деятельности, обеспечивающие умение работать с разными видами текстов

11-12 неделя

13-14

Пословицы о Родине, о подвиге, о славе. Творческий проект на тему «Россия-Родина моя»

2

Прививают интерес к чтению и книге; интерес и уважение к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

13-14 неделя

«О братьях наших меньших» (10 ч)

15-16

Е.И.Носов «Хитрюга»

2

Формируют нравственные представления о добре, дружбе, правде и ответственности; проявляют интерес и уважение к книге.

15-16 неделя

17-18

В.В.Бианки «Сумасшедшая птичка»

2

Владеют осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыков в системе образования младших школьников; совершенствуют все виды речевой деятельности.

17-18 неделя

19-20

В.П.Астафьев «Зорькина песня»

2

Формируют чувство гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностей.

19-20 неделя

21-22

Г.А.Скребицкий «Кот Иваныч»

 2

Принимают и усваивают социальную роль, развивают мотивы учебной деятельности и формируют личностны смысл учения.

21-22 неделя

23-24

К.Г.Паустовский «Теплый хлеб».

Викторина по разделу «О братьях наших меньших»

2

Принимают и усваивают социальную роль, развивают мотивы учебной деятельности и формируют личностны смысл учения.

23-24 неделя

Времена года (10ч)

25-26

И.В.Бианки «Лесная газета»

2

Владеют осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыков в системе образования младших школьников; совершенствуют все виды речевой деятельности.

25-26 неделя

27-28

Литературная гостиница. И.Анненский «Снег»

2

Развивают интерес к чтению и книге; интерес и уважение к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

27-28 неделя

29-30

М.М.Пришвин «Рассказы о весне»

2

Формируют нравственные представления о добре, дружбе, правде и ответственности; прививают интерес и уважение к книге.

29-30 неделя

31-32

Рассказы Н.И.Сладкова «Лес не школа, а всему учит»

2

Владеют осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствуют все виды речевой деятельности.

31-32 неделя

33-34

Проект «Любимое время года»

2

Владеют осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников

33-34 неделя

Итого:

34 часа

34 недели


4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»

4 КЛАСС

 

1.Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

                    ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

                    способность к самооценке;

                    чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;

                    представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

                    ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;

                    регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

                    эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

                    познавательная мотивация учения;

У обучающихся могут быть сформированы:

                    чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

                    устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;

                    толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

2.Метапредметные результаты включают регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

                    планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

                    учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

                    выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

                    вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Обучающиеся получат возможность научиться:

                    ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

                    самостоятельно оценивать правильность выполнены действия как по ходу их выполнения, так и в результат проведенной работы;

                    планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

                    находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);

                    выделять существенную информацию из текстов разных видов;

                    сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

                    устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;

                    устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность научиться:

                    осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

                    сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

                    строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

                    работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

                    работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличительные от собственных;

                    аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

                    точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

                    оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

                    владеть диалогической формой речи;

                    корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Обучающиеся получат возможность научиться:

                    понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

                    задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

3.Предметные результаты.

Обучающиеся научатся:

                    читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей, осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух - примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту);

                    читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;

                    прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

                    . находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;

                    различать последовательность событий и последовательность их изложения;

                    выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;

                    пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменого диалога повествованием, с включением рассуждений;

                    обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;

                    составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;

                    соотносить поступки героев с нравственными нормами;

                    ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию;

                    читать по ролям художественное произведение;

                    создавать текст на основе плана;

                    придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;

                    писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;

                    участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;

                    создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций;

                    выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;

                    определять (на доступном уровне) основные особенностям малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;

                    выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;

                    вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

                    определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

                    различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка - басня, сказка - былина, сказка - рассказ и

др.);

                    находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ по родной литературе (татарская) 2 класс ФГОС

Рабочая программа для учителей работающих в Республике Башкортостан....

Рабочая программа по родной литературе 3 класс в условиях ФГОС

В программе изложены личностные, предметные, метапредметные результаты, УУД по предмету....

рабочая программа по родной литературе(башкирской) 2 класс

“Башҡорт әҙәбиәте”буйынса программа “Мәғариф тураһында”ғы законға, “Дөйөм белем биреү йөкмәткеһенең фундаменталь үҙәге” документына, “Рәсәй Федерацияһының икенсе быуын Федераль дәүләт хөкүмәт стандарт...

Рабочая программа по Родной литературе 3 класс

          Бу предмет нэдиэлэ5э устэ   уерэтиллэр, уопсайа уерэх сылыгар 112  чаас буолар. Аа5ыы уруогар Л.В. Захарова, Л.К. Избекова  «Кустук...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 3 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 3 КЛАССА УМК "ШКОЛА РОССИИ"...

Рабочая программа по родной литературе 3 класс

Рабочая программа по родной литературе. 3 класс 34 часа...