Матвеева Новелла Николаевна.
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

Дьяченко Инна Михайловна

Знакомство с жизнью и творчеством поэтессы Матвеевой Новеллы Николаевны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Предмет: литературное чтение, УМК «Школа 2100». 4 класс.

Место и роль урока в изученной теме: Открытие новых знаний

Цели урока: 

1)  закрепить понятие «миниатюры»; познакомить учащихся с творчеством Новеллы Матвеевой;

2)  продолжить формирование умения работать с поэтическим текстом; формировать образное и ассоциативное мышление учащихся; обогащать словарный запас; совершенствовать навык грамотного и выразительного чтения; развивать читательский интерес;

3)  воспитывать чуткого, вдумчивого и эмоционально развитого читателя; воспитывать любовь к прекрасному через слово и музыку.

Предметные результаты:

Развивать умение целостного восприятия поэтического текста, осознание его особенностей, умение описывать образы, созданные поэтом, высказывать свое суждение о прочитанном; пополнять словарный запас детей; совершенствовать технику чтения. 

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую; подробно пересказывать небольшие тексты; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение работать в паре и в группах.

Личностные УУД: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: презентация «Матвеева Новелла Николаевна», аудиозапись «Девочка и пластилин» (в исполнении С. и Т. Никитиных), задание на листочках.

.

Ход урока.

I.  Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания.

     1) Закрепление понятия «миниатюры».

         - Над каким разделом работаем?

           (Век XX. Новые встречи со старыми друзьями.)

         - И действительно, мы с вами изучаем произведения тех писателей, с которыми встречались раньше, но уже обращая внимание на какие-то новые особенности в их творчестве.

           О творчестве какого писателя мы говорили с вами на предыдущем уроке? (Геннадия Михайловича Цыферова)

         - Что нового вы узнали о нём?

           (Г.Цыферов – импровизатор; писал не только стихи, но и миниатюры)

         - Что такое миниатюры?

           (Художественное произведение малых размеров, а точнее – жанр художественной литературы;

              или словами текста из учебника

( - это крохотные сказки, похожие на картинки)

      2) Выразительное чтение миниатюр Г.Цыферова.

         - Какой приём использует автор?

           (олицетворение)

      3) Работа с текстом (в парах). «Реставрация».

           Каждой паре заранее выдана карточка:

           Но однажды ________ ветер размотал ________ клубочек. На пути, где ходило солнышко, от

           ________ холмов до ________ речки, протянулась ________ радуга.

           Взглянул цыплёнок на радугу и улыбнулся: да ведь солнышко совсем не ________. Оно ________.

 

           Я предлагаю вам отреставрировать текст и рисунок. Какая часть речи поможет?

           (Подсказка: слова, обозначающие признаки предметов, а именно – цвет)

           Зачитывание 2-3 работ.

         - А теперь сравните с оригиналом.

           Но однажды озорной ветер размотал золотой клубочек. На пути, где ходило солнышко, от

           зелёных холмов до синей речки, протянулась разноцветная радуга.

           Взглянул цыплёнок на радугу и улыбнулся: да ведь солнышко совсем не жёлтое. Оно    разноцветное.

         - Какие средства художественной выразительности применил Г.Цыферов?

         - В чём авторская индивидуальность Г.Цыферова?

III. Объяснение нового материала.

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Сведения об авторе.

 - Новелла Николаевна Матвеева родилась 7 октября 1934 года в Царском Селе. Если вглядеться повнимательнее в самое начало ее биографии, можно увидеть удивительную семью энтузиастов, мечтателей, романтиков, почувствовать мироощущение людей, дававших своим детям имена Новелла, Роза-Лиана и Роальд. Насколько можно судить, у Новеллы Николаевны во всей России нет ни единой тезки. Писать Новелла Матвеева стала под влиянием матери, которая была личностью незаурядной во многих отношениях, человеком большой культуры и большого артистизма. Именно из ее уст, в ее удивительной декламации, впервые Новелла услышала стихи Пушкина. В доме Матвеевых не всегда было радио, но благодаря матери музыка звучала постоянно. Мама пела цыганские, русские и итальянские песни. Вообще Новелла Матвеева происходит из знаменитой литературной семьи русского Дальнего Востока: ее дед был поэтом, младший брат, дядя и муж - тоже поэты... Свои первые стихотворения Новелла Матвеева сочинила еще ребенком, во время войны. Это было в Монинском госпитале, где она лечилась от острого авитаминоза, подействовавшего ей на глаза. В течение семи лет Новелла Николаевна   работала в детском доме, но не воспитателем, а разнорабочей в хозяйстве

             Вскоре Новелла Матвеева окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени    А.М. Горького. Она стала профессиональным литератором, ее приняли в Союз писателей СССР.

             Сейчас живёт и работает в Москве.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а.

  1.  Работа с текстами до чтения (с.178).

    - В какой мир мы попадаем?

    - С какими героями встретимся? Какими вы их себе представляете?

    - Вспомните героев стихотворения Н.Матвеевой «Пираты». Сказочные они или реальные?

    - Можно ли ещё до чтения выделить общее для стихов Н.Матвеевой?

  1. Работа с текстами во время чтения.

Стихотворение «Девочка и пластилин».

а) Самостоятельное чтение стихотворения. Проверка первичного восприятия.

    - Понравилось ли вам стихотворение? Какое настроение возникает после прочтения?

    - Какое стихотворение В.Долиной вы вспомнили?

      («Песня про манную кашу»)

    - Докажите, что об одном и том же поэтессы пишут по-разному. Найдите строки, которые

      можно противопоставить.

      (В. Долина: «Ах, какой ты славный!» Н.Матвеева: «Ты их любишь маловато!»)

       В. Долина: «Взрослый так слепить не может» Н. Матвеева: «Ты их лепишь грубовато…»)

    - Отчего тяжко вздыхает девочка?

    - Станут ли в конце концов слепленные из пластилина игрушки её друзьями?

       Почему вы так думаете?

 б) Прослушивание аудиозаписи. Песня «Девочка и пластилин» в исполнении Сергея и Татьяны

     Никитиных.

    - Какое чувство ярко выражается после слушания песни?

 в) Выразительное чтение стихотворения.

Стихотворение «Было тихо…»

а) Самостоятельное чтение стихотворения.

    - Почему в названии стихотворения стоит многоточие?

    - Как можно играть с этим стихотворением?

      (Продолжить наполнять тишину ночи звуками до бесконечности)

    - Понаблюдайте, как осторожно, вкрадчиво наполняется ночь звуками, как постепенно эти

      звуки усиливаются. Как это можно передать при чтении стихотворения?

б) Выразительное чтение стихотворения.

Стихотворение «Путешественник»

а) Самостоятельное чтение стихотворения.

   - Увидит ли когда-нибудь Тарасик острова?

   - А отправится ли в новое плавание?

   - Что говорит об этом автор? Что думаете вы?

   - Какие чувства вызывает у вас герой стихотворения? Вам его жаль, или вы ему завидуете?

     Почему?

б) Выразительное чтение стихотворения.

  1. Работа с текстами после чтения.

с. 183 вопросы 2, 5.

Выразительное чтение стихотворений по выбору учащихся.

IV. Итог урока.

       - Что нового вы узнали на уроке?

       - Какое стихотворение из представленного творчества Н.Матвеевой вам понравилось больше? Почему?

       - А захотелось ли вам прочитать другие стихи этой поэтессы?

V.   Домашнее задание.

       с.178 – 182 выразительное чтение.

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Матвеева Новелла Николаевна

Слайд 2

Биография Новелла Николаевна родилась 7 октября 1934 г. в городе Пушкин Ленинградской области. Ее отец, Николай Николаевич Матвеев–Бодрый— по профессии географ, историк-краевед Дальнего Востока , по мировоззрению — романтик (отсюда имена детей — Новелла и Роальд

Слайд 3

Мать — Матвеева- Орленева Надежда Тимофеевна, поэтесса. Была личностью незаурядной во многих отношениях, человеком большой культуры и большого артистизма. Именно из ее уст, в ее удивительной декламации, впервые Новелла услышала стихи Пушкина. В доме Матвеевых не всегда было радио, но благодаря матери музыка звучала постоянно. Мама пела цыганские, русские и итальянские песни.

Слайд 5

С детства пыталась сочинить музыку на свои стихи, а так же стихи У.Шекспира,М.Лермонтова , А.Фета . Публика сразу заметила и полюбила юную поэтессу-барда. 1950 -1957г. Матвеева работала в детдоме Щёлковского района Московской области. В 1962 г. окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте им.А.М.Горького . Стала профессиональным литератором, её приняли в союз писателей СССР Первый сборник издан в 1961 г.; второй («Кораблик») — в 1963 г. В 1961 г. Матвееву приняли в Союз писателей СССР .

Слайд 6

Первый сборник издан в 1961г .; второй « Кораблик » — в 1963г . В 70-х у нее выходят книги «Ласточкина школа», «Река» и др. В 80-х — «Закон песен», «Страна прибоя» и др. Новелла Николаевна живет и работает в Москве.

Слайд 7

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОУ «Средняя школа №16» города Балаково, Саратовской области Образцова Людмила Николаевна, учитель начальных классов, Открытый урок по окружающему миру

Урок  с использованием ИКТ проведён в 1 классе по УМК «Начальная школа ХХI века»  по учебнику Н. В. Виноградовой «Окружающий мир».Данный урок построен на расширении знаний и представлений уч...

МОУ «Средняя школа №16» города Балаково, Саратовской области. Образцова Людмила Николаевна, учитель начальных классов. Конкурс 2010 Номинация: Урок с использованием ИКТ по литературному чтению"Русские народные сказки" - обобщение.

Урок  с использованием ИКТ проведён в 3 классе по УМК «Начальная школа ХХI века»  по учебнику Л. А. Ефросининой «Литературное чтение». Раздел «Устное народное творчество»Данный урок построен...

Сценарий спектакля "Новеллы"

Сценарий спектакля "Новеллы", создан по мотивам притч.Автор и постановщик -  руководитель театра "Шутка"Дедюрина А. В.Спектакль состоит из интермедии "Художник и девочка"и 8 новелл, о любви, добр...

Контраст. Хокку Басе. Новелла Матвеева «Гуси на снегу». Поэтическая тайна хокку Еса Бусон.

Презентация к уроку по теме Контраст. Хокку Басе. Новелла Матвеева «Гуси на снегу». Поэтическая тайна хокку Еса Бусон.. В материале содержится иллюстративный материал к уроку, позволяющий наглядн...

Технологическая карта урока по литературному чтению, 1 класс, УМК "Планета Знаний", "Звучащий мир поэзии. Виктор Лунин «Жук», Новелла Матвеева «Молчание листика»".

Подробная техноллогическая карта урока литературного чтения, 1 класс, УМК "Планета Знаний"Тема: "Звучащий мир поэзии. Виктор Лунин «Жук», Новелла Матвеева «Молчание  листика»".Цель: Зна...

Конспект урока по литературному чтению "Стихи Новеллы Матвеевой"

Конспект урока по литературному чтению "Стихи Новеллы Матвеевой"...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: Новелла Матвеева "Картофельные олени".

Знакомство с биографией поэтессы. Знакомство со стиотворением и его анализ....