Матвеева Новелла Николаевна.
план-конспект занятия по чтению (4 класс)
Знакомство с жизнью и творчеством поэтессы Матвеевой Новеллы Николаевны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 23.91 КБ |
Презентация к уроку лит.чтения. | 833.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
Предмет: литературное чтение, УМК «Школа 2100». 4 класс.
Место и роль урока в изученной теме: Открытие новых знаний
Цели урока:
1) закрепить понятие «миниатюры»; познакомить учащихся с творчеством Новеллы Матвеевой;
2) продолжить формирование умения работать с поэтическим текстом; формировать образное и ассоциативное мышление учащихся; обогащать словарный запас; совершенствовать навык грамотного и выразительного чтения; развивать читательский интерес;
3) воспитывать чуткого, вдумчивого и эмоционально развитого читателя; воспитывать любовь к прекрасному через слово и музыку.
Предметные результаты:
Развивать умение целостного восприятия поэтического текста, осознание его особенностей, умение описывать образы, созданные поэтом, высказывать свое суждение о прочитанном; пополнять словарный запас детей; совершенствовать технику чтения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую; подробно пересказывать небольшие тексты; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение работать в паре и в группах.
Личностные УУД: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: презентация «Матвеева Новелла Николаевна», аудиозапись «Девочка и пластилин» (в исполнении С. и Т. Никитиных), задание на листочках.
.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания.
1) Закрепление понятия «миниатюры».
- Над каким разделом работаем?
(Век XX. Новые встречи со старыми друзьями.)
- И действительно, мы с вами изучаем произведения тех писателей, с которыми встречались раньше, но уже обращая внимание на какие-то новые особенности в их творчестве.
О творчестве какого писателя мы говорили с вами на предыдущем уроке? (Геннадия Михайловича Цыферова)
- Что нового вы узнали о нём?
(Г.Цыферов – импровизатор; писал не только стихи, но и миниатюры)
- Что такое миниатюры?
(Художественное произведение малых размеров, а точнее – жанр художественной литературы;
или словами текста из учебника
( - это крохотные сказки, похожие на картинки)
2) Выразительное чтение миниатюр Г.Цыферова.
- Какой приём использует автор?
(олицетворение)
3) Работа с текстом (в парах). «Реставрация».
Каждой паре заранее выдана карточка:
Но однажды ________ ветер размотал ________ клубочек. На пути, где ходило солнышко, от
________ холмов до ________ речки, протянулась ________ радуга.
Взглянул цыплёнок на радугу и улыбнулся: да ведь солнышко совсем не ________. Оно ________.
Я предлагаю вам отреставрировать текст и рисунок. Какая часть речи поможет?
(Подсказка: слова, обозначающие признаки предметов, а именно – цвет)
Зачитывание 2-3 работ.
- А теперь сравните с оригиналом.
Но однажды озорной ветер размотал золотой клубочек. На пути, где ходило солнышко, от
зелёных холмов до синей речки, протянулась разноцветная радуга.
Взглянул цыплёнок на радугу и улыбнулся: да ведь солнышко совсем не жёлтое. Оно разноцветное.
- Какие средства художественной выразительности применил Г.Цыферов?
- В чём авторская индивидуальность Г.Цыферова?
III. Объяснение нового материала.
- Сообщение темы и цели урока.
- Сведения об авторе.
- Новелла Николаевна Матвеева родилась 7 октября 1934 года в Царском Селе. Если вглядеться повнимательнее в самое начало ее биографии, можно увидеть удивительную семью энтузиастов, мечтателей, романтиков, почувствовать мироощущение людей, дававших своим детям имена Новелла, Роза-Лиана и Роальд. Насколько можно судить, у Новеллы Николаевны во всей России нет ни единой тезки. Писать Новелла Матвеева стала под влиянием матери, которая была личностью незаурядной во многих отношениях, человеком большой культуры и большого артистизма. Именно из ее уст, в ее удивительной декламации, впервые Новелла услышала стихи Пушкина. В доме Матвеевых не всегда было радио, но благодаря матери музыка звучала постоянно. Мама пела цыганские, русские и итальянские песни. Вообще Новелла Матвеева происходит из знаменитой литературной семьи русского Дальнего Востока: ее дед был поэтом, младший брат, дядя и муж - тоже поэты... Свои первые стихотворения Новелла Матвеева сочинила еще ребенком, во время войны. Это было в Монинском госпитале, где она лечилась от острого авитаминоза, подействовавшего ей на глаза. В течение семи лет Новелла Николаевна работала в детском доме, но не воспитателем, а разнорабочей в хозяйстве
Вскоре Новелла Матвеева окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького. Она стала профессиональным литератором, ее приняли в Союз писателей СССР.
Сейчас живёт и работает в Москве.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а.
- Работа с текстами до чтения (с.178).
- В какой мир мы попадаем?
- С какими героями встретимся? Какими вы их себе представляете?
- Вспомните героев стихотворения Н.Матвеевой «Пираты». Сказочные они или реальные?
- Можно ли ещё до чтения выделить общее для стихов Н.Матвеевой?
- Работа с текстами во время чтения.
Стихотворение «Девочка и пластилин».
а) Самостоятельное чтение стихотворения. Проверка первичного восприятия.
- Понравилось ли вам стихотворение? Какое настроение возникает после прочтения?
- Какое стихотворение В.Долиной вы вспомнили?
(«Песня про манную кашу»)
- Докажите, что об одном и том же поэтессы пишут по-разному. Найдите строки, которые
можно противопоставить.
(В. Долина: «Ах, какой ты славный!» Н.Матвеева: «Ты их любишь маловато!»)
В. Долина: «Взрослый так слепить не может» Н. Матвеева: «Ты их лепишь грубовато…»)
- Отчего тяжко вздыхает девочка?
- Станут ли в конце концов слепленные из пластилина игрушки её друзьями?
Почему вы так думаете?
б) Прослушивание аудиозаписи. Песня «Девочка и пластилин» в исполнении Сергея и Татьяны
Никитиных.
- Какое чувство ярко выражается после слушания песни?
в) Выразительное чтение стихотворения.
Стихотворение «Было тихо…»
а) Самостоятельное чтение стихотворения.
- Почему в названии стихотворения стоит многоточие?
- Как можно играть с этим стихотворением?
(Продолжить наполнять тишину ночи звуками до бесконечности)
- Понаблюдайте, как осторожно, вкрадчиво наполняется ночь звуками, как постепенно эти
звуки усиливаются. Как это можно передать при чтении стихотворения?
б) Выразительное чтение стихотворения.
Стихотворение «Путешественник»
а) Самостоятельное чтение стихотворения.
- Увидит ли когда-нибудь Тарасик острова?
- А отправится ли в новое плавание?
- Что говорит об этом автор? Что думаете вы?
- Какие чувства вызывает у вас герой стихотворения? Вам его жаль, или вы ему завидуете?
Почему?
б) Выразительное чтение стихотворения.
- Работа с текстами после чтения.
с. 183 вопросы 2, 5.
Выразительное чтение стихотворений по выбору учащихся.
IV. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какое стихотворение из представленного творчества Н.Матвеевой вам понравилось больше? Почему?
- А захотелось ли вам прочитать другие стихи этой поэтессы?
V. Домашнее задание.
с.178 – 182 выразительное чтение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Биография Новелла Николаевна родилась 7 октября 1934 г. в городе Пушкин Ленинградской области. Ее отец, Николай Николаевич Матвеев–Бодрый— по профессии географ, историк-краевед Дальнего Востока , по мировоззрению — романтик (отсюда имена детей — Новелла и Роальд
Мать — Матвеева- Орленева Надежда Тимофеевна, поэтесса. Была личностью незаурядной во многих отношениях, человеком большой культуры и большого артистизма. Именно из ее уст, в ее удивительной декламации, впервые Новелла услышала стихи Пушкина. В доме Матвеевых не всегда было радио, но благодаря матери музыка звучала постоянно. Мама пела цыганские, русские и итальянские песни.
С детства пыталась сочинить музыку на свои стихи, а так же стихи У.Шекспира,М.Лермонтова , А.Фета . Публика сразу заметила и полюбила юную поэтессу-барда. 1950 -1957г. Матвеева работала в детдоме Щёлковского района Московской области. В 1962 г. окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте им.А.М.Горького . Стала профессиональным литератором, её приняли в союз писателей СССР Первый сборник издан в 1961 г.; второй («Кораблик») — в 1963 г. В 1961 г. Матвееву приняли в Союз писателей СССР .
Первый сборник издан в 1961г .; второй « Кораблик » — в 1963г . В 70-х у нее выходят книги «Ласточкина школа», «Река» и др. В 80-х — «Закон песен», «Страна прибоя» и др. Новелла Николаевна живет и работает в Москве.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОУ «Средняя школа №16» города Балаково, Саратовской области Образцова Людмила Николаевна, учитель начальных классов, Открытый урок по окружающему миру
Урок с использованием ИКТ проведён в 1 классе по УМК «Начальная школа ХХI века» по учебнику Н. В. Виноградовой «Окружающий мир».Данный урок построен на расширении знаний и представлений уч...
МОУ «Средняя школа №16» города Балаково, Саратовской области. Образцова Людмила Николаевна, учитель начальных классов. Конкурс 2010 Номинация: Урок с использованием ИКТ по литературному чтению"Русские народные сказки" - обобщение.
Урок с использованием ИКТ проведён в 3 классе по УМК «Начальная школа ХХI века» по учебнику Л. А. Ефросининой «Литературное чтение». Раздел «Устное народное творчество»Данный урок построен...
Сценарий спектакля "Новеллы"
Сценарий спектакля "Новеллы", создан по мотивам притч.Автор и постановщик - руководитель театра "Шутка"Дедюрина А. В.Спектакль состоит из интермедии "Художник и девочка"и 8 новелл, о любви, добр...
Контраст. Хокку Басе. Новелла Матвеева «Гуси на снегу». Поэтическая тайна хокку Еса Бусон.
Презентация к уроку по теме Контраст. Хокку Басе. Новелла Матвеева «Гуси на снегу». Поэтическая тайна хокку Еса Бусон.. В материале содержится иллюстративный материал к уроку, позволяющий наглядн...
Технологическая карта урока по литературному чтению, 1 класс, УМК "Планета Знаний", "Звучащий мир поэзии. Виктор Лунин «Жук», Новелла Матвеева «Молчание листика»".
Подробная техноллогическая карта урока литературного чтения, 1 класс, УМК "Планета Знаний"Тема: "Звучащий мир поэзии. Виктор Лунин «Жук», Новелла Матвеева «Молчание листика»".Цель: Зна...
Конспект урока по литературному чтению "Стихи Новеллы Матвеевой"
Конспект урока по литературному чтению "Стихи Новеллы Матвеевой"...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: Новелла Матвеева "Картофельные олени".
Знакомство с биографией поэтессы. Знакомство со стиотворением и его анализ....