урок литературного чтения М. Пришвин "Ребята и утята"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Панькова Елена Осиповна

Урок построен с применением технологии критического мышления и психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из основных принципов дидактической системы – работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых.

Урок более углубленного анализа литературного произведения, он тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как направлен на выработку умений и навыков анализировать произведение на языковом, идейном уровнях, анализировать свою деятельность, и деятельность одноклассников.  Планируемый объём учебного материала, и сложность информации учтены с возрастными особенностями 8-летних школьников и учебными возможностями учащихся данного класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_m.doc609 КБ

Предварительный просмотр:

НОМИНАЦИЯ «ПРЕДМЕТНЫЕ РАЗРАБОТКИ»

Пояснительная записка

Автор: Панькова Елена Осиповна, учитель начальных классов КГУ «Гимназия им.С.Сейфуллина»

Г.Сатпаев  Карагандинской области

Предмет –  начальные классы,  литературное чтение

Авторский медиапродукт: конспект урока литературного чтения с использованием презентации

Уровень образования школьников – 2 класс.

Предназначение – для групповой и фронтальной работы.

         

Урок построен с применением технологии критического мышления и психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из основных принципов дидактической системы – работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых.

Урок более углубленного анализа литературного произведения, он тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как направлен на выработку умений и навыков анализировать произведение на языковом, идейном уровнях, анализировать свою деятельность, и деятельность одноклассников.  Планируемый объём учебного материала, и сложность информации учтены с возрастными особенностями 8-летних школьников и учебными возможностями учащихся данного класса.

ТЕМА: М.М.Пришвин «Ребята и утята»

Цели: знакомство с творчеством и биографией М. Пришвина 

 

Задачи урока:

  • Познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;
  • Развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
  • Воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.

 Формы организаций урока: общеклассные, индивидуальные.

Оборудование: презентация к уроку, карточки-тексты для чтения с остановками 4-х цветов: розовый, жёлтый, голубой, зелёный; карточка «проверь себя», солнце с ладошками

Ход урока.

  1. Организационный момент. Слайд 2.

Подарите каждому

По кусочку солнышка

Путь добром наполняться

Души их до донышка. 

Я вижу, что вы готовы к уроку. Так будьте здоровы, внимательны, активны на уроке.

Давайте вспомним правила сотрудничества (чтение цепочкой). Слайд 3

  • Осмысливать задание;
  • Выслушивать мысли каждого;
  • Отстаивать, доказывать свою точку зрения;
  • Не перебивать друг друга;
  • Соблюдать правила поднятой руки;

  1. Проверка д/з.

- Как называется наш раздел? Какое произведение учит нас ответственности перед братьями нашими меньшими?

А) Чтение писем Тёме от детей и Тёме от Жучки.

  1. Актуализация знаний.
  1. Рассказ о М. Пришвине.

- Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался ее красотой. Это был не просто наблюдательным человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

- Какого человека можно назвать неравнодушным?

- Так вот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

- Прочитайте, что о нем написал К. Паустовский: (слайд 4)

 «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспевал ее, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю….»

-На долю кого выпала бы эта благодарность?

-М. Пришвин. (слайд 5)

  1. Викторина по творчеству М. Пришвина.

- Вы уже не в первый раз встречаетесь с произведениями М. Пришвина. (слайд 6)

А я хочу узнать сейчас, настоящие ли вы читатели. Попробуйте по опорным словам узнать произведения и объяснить чему учит произведение.

  1. Журавль, лягушки, болото, хозяйка. Слайд 7

- «Журка» любви и заботе к животным, их благодарность человеку.

  1. Сумка, кусок черного хлеба, кусочек смолки, травки, заячья капуста. Слайд 8

- «Лисичкин хлеб» (слайд 6) учит раскрывать тайны природы, доброму отношению ко всему живом.

  1. Игра, лепестки, солнце, цветок. Слайд 9

- «Золотой луг» В любом незатейливом растении можно увидеть необычное.

4) свобода, чирок-свистунок, шапки, озеро, ребята. Слайд 10

Кто из вас уже знаком с этим произведением М. Пришвина?

4.Изучение нового.

- Прочитайте заглавие рассказа

- «Ребята и утята»

- Как вы думаете, кто главные герои этого произведения? О чем пойдет речь в этом произведения?

- Кто видел маленьких утят?

-Где?

- Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин.

- Что можно сказать о ребятах?

- Как их назвал рассказчик?

- Как можно назвать их по-другому?

- Можно ли сказать, что ребята были жестокими?

- Поэтому-то автору и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.

  1. Словарная работа

- В тексте вам встречается незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

  • Холм – небольшой бугорок. Слайд 11
  • Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. (слайд 12)
  • Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1км. (слайд13)
  • Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. (слайд 14)
  • Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. (слайд 15)
  • Кузнеца – помещение, где работают кузнецы. (слайд 16)

Слайд 17 (стоит) Чтение текста с остановками.

1 остановка. Вот тут их увидела ребята….

- Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?

- Докажите строчками из произведения.

- Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

- На свободу.

- Что значит для утят свобода?

- Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?

- Докажите строчками из произведения.

- Сколько надо было идти до озера?

- 3 версты

- Сколько это километров?

- Чуть больше 3 километров.

- Это много или мало для человек?

- А для маленькой уточки?

- Прочитай, как шла мать-уточка с утятами.

- Почему уточка-мать шла позади утят?

- Какие враги были у уток?

- Докажите строчками из произведения.

- Кто страшнее?

- Почему?

- Как дальше будут развиваться события?

2 остановка. – Что вы будете делать с утятами? – спросил я строго у ребята…

- Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

- Докажите строчками из произведения.

- Зачем ребята это делали?

- Просто так, для забавы.

- Как вела себя уточка, когда ловили ее утята?

- Докажите строчками  из произведения.

- Могла ли утка кричать?

- Докажите строчками из произведения.

- Ее немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.

- А какое чувство пережили утята?

- Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

- А какое слово вы кричите, когда боитесь?

- Мама

- А ваша мама переживает за вас?

- Как она ведет себя при этом?

- Как в рассказе чаще всего называют уточку?

- Мать.

- А какая она мама?

- Заботливая.

- Вам ее жалко?

- Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценной собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, который испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

- Утята пойманы, что собираются делать ребята?

3 остановка…и побежали с утятами на холм.

Кто помешал мальчишкам?

- Смогли ли они объяснить свой поступок?

- Какое приказание дал им взрослый?

- Докажите строчками из произведения.

- Назовите слова, которые показывают строгость автора.

- Что делали бы вы, оказавшись рядом?

- Что можно сказать о ребятах?

- Что сделает уточка-мать, когда увидит, что ее детей отпустили?

4 остановка.  Ребята надо мной засмеялись.

- Что сделала уточка-мать, когда ее детей отпустили?

- Докажите строчками из произведения.

- Как шла уточка-мать в начале рассказа?

- А почему сейчас она побежала вперед?

- Хотела быстрее увести детей от врагов.

- Как Пришвин попрощался с утятами?

- Что он сделал при этом?

- Докажите строчками из произведения.

- Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?

- Знак уважения.

- Перед кем этот знак уважения?

- Почему?

- Как мальчишки на это прореагировали?

Предложите, как поступит М.М. Пришвин дальше?

Чтение до конца.

- Что можно сказать о ребятах?

- Как их назвал рассказчик?

- Как можно назвать их по-другому?

- Можно ли сказать, что ребята были жестокими?

- Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.

- Что пожелали люди уточке?

- Нужно ли было пожелание людей уточке?

- Почему?

- Докажите строчками из произведения.

Слайд 18-19 ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Слайд 20. Подбор пословиц к произведению.

Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске. Прочитайте их про себя.

Умел ошибиться, умей и…. исправиться.

Добрый пример лучше ста… слов.

Сначала думай – потом… делай.

Сей добро, посылай….., оделяй….

Дитя плачет, а у матери сердце…. болит.

 К кому из действующих лиц подходят эти пословицы? Почему?

5.Закрепление.

Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и как поняли это произведение

Слайд 21. Работа по карточкам тестам

п/н

Вопрос

Ответ +/-

1.

Произведения «Ребята и утята» - это сказка

-

2.

Главными героями были дети и семья уточки

+

3.

При встречи с утятами ребята пропустили их вперед

-

4.

Уточка пыталась спасти утят, бегая за мальчишками и утятами

+

5.

Пришвин разговаривал с ребятами ласково

-

6.

Ребята  смогли объяснить свой поступок

-

7.

Уточка бросила своих утят

-

8.

Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо беды

+

Слайд 22. ВЗАИМОПРОВЕРКА В ПАРАХ И НА СЛАЙДАХ

  1. Определение главной мысли рассказа.

- Как автор назвал свой рассказ?

- Почему?

- Автор ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.

- Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?

- Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь ее, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать их помощь.

- Что же вы можете сказать о М. Пришвине? (слайд 23)

- Докажите, что М. Пришвин – человек

а) добрый;

б) строгий;

в) неравнодушный;

6. Итог урока

 

Слайд 24. В одном из своих рассказов М.М. Пришвин сказал: «Все хорошее в природе – от солнца; а все лучшее в жизни – от человека».

- Напишите на ладошках то качество, которым должен обладать человек, любящий и понимающий природу. (Забота, любовь, доброта, смелость, сострадание, сочувствие, жалость, сопереживание)

Дети наклеивают ладошки на солнышко.

- Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: (слайд 25)

Мои молодцы друзья!

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разных цветные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя

Так давайте к ней мы будем

Относится как друзья

И при всем честном народе

Добавляем мы потом:

Нужно помогать природе,

Но со знанием и умом!

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "М.Пришвин "Ребята и утята"

Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создат...

Открытый урок литературного чтения. Пришвин "Ребята и утята". 2 класс

Открытый урок литературного чтения. Пришвин "Ребята и утята"....

Урок литературного чтения во 2 классе Пришвин М.М. "Ребята и утята" Школа России

Конспект урока литературного чтения с презентацией....

Технологическая карта урока литературного чтения М. Пришвин "Ребята и утята"

урок разработан в соответствии с ФГОС по программе "Начальная школа 21 века"Цель:организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприя...

Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока М.М. Пришвин «Ребята и утята»

Урок литературного чтения во 2 классеТема урока М.М. Пришвин «Ребята и утята»...

Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения по теме «М.М. Пришвин. «Ребята и утята" (презентация)

Приемы технологии развития  критического мышления  через чтение и письмо  на уроке литературного чтения  по теме «М.М. Пришвин. «Ребята и утята" (презентация)...