урок литературного чтения М. Пришвин "Ребята и утята"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок построен с применением технологии критического мышления и психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из основных принципов дидактической системы – работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых.
Урок более углубленного анализа литературного произведения, он тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как направлен на выработку умений и навыков анализировать произведение на языковом, идейном уровнях, анализировать свою деятельность, и деятельность одноклассников. Планируемый объём учебного материала, и сложность информации учтены с возрастными особенностями 8-летних школьников и учебными возможностями учащихся данного класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_m.doc | 609 КБ |
Предварительный просмотр:
НОМИНАЦИЯ «ПРЕДМЕТНЫЕ РАЗРАБОТКИ»
Пояснительная записка
Автор: Панькова Елена Осиповна, учитель начальных классов КГУ «Гимназия им.С.Сейфуллина»
Г.Сатпаев Карагандинской области
Предмет – начальные классы, литературное чтение
Авторский медиапродукт: конспект урока литературного чтения с использованием презентации
Уровень образования школьников – 2 класс.
Предназначение – для групповой и фронтальной работы.
Урок построен с применением технологии критического мышления и психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из основных принципов дидактической системы – работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых.
Урок более углубленного анализа литературного произведения, он тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как направлен на выработку умений и навыков анализировать произведение на языковом, идейном уровнях, анализировать свою деятельность, и деятельность одноклассников. Планируемый объём учебного материала, и сложность информации учтены с возрастными особенностями 8-летних школьников и учебными возможностями учащихся данного класса.
ТЕМА: М.М.Пришвин «Ребята и утята»
Цели: знакомство с творчеством и биографией М. Пришвина
Задачи урока:
- Познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;
- Развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
- Воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.
Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.
Формы организаций урока: общеклассные, индивидуальные.
Оборудование: презентация к уроку, карточки-тексты для чтения с остановками 4-х цветов: розовый, жёлтый, голубой, зелёный; карточка «проверь себя», солнце с ладошками
Ход урока.
- Организационный момент. Слайд 2.
Подарите каждому
По кусочку солнышка
Путь добром наполняться
Души их до донышка.
Я вижу, что вы готовы к уроку. Так будьте здоровы, внимательны, активны на уроке.
Давайте вспомним правила сотрудничества (чтение цепочкой). Слайд 3
- Осмысливать задание;
- Выслушивать мысли каждого;
- Отстаивать, доказывать свою точку зрения;
- Не перебивать друг друга;
- Соблюдать правила поднятой руки;
- Проверка д/з.
- Как называется наш раздел? Какое произведение учит нас ответственности перед братьями нашими меньшими?
А) Чтение писем Тёме от детей и Тёме от Жучки.
- Актуализация знаний.
- Рассказ о М. Пришвине.
- Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался ее красотой. Это был не просто наблюдательным человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
- Какого человека можно назвать неравнодушным?
- Так вот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.
- Прочитайте, что о нем написал К. Паустовский: (слайд 4)
«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспевал ее, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю….»
-На долю кого выпала бы эта благодарность?
-М. Пришвин. (слайд 5)
- Викторина по творчеству М. Пришвина.
- Вы уже не в первый раз встречаетесь с произведениями М. Пришвина. (слайд 6)
А я хочу узнать сейчас, настоящие ли вы читатели. Попробуйте по опорным словам узнать произведения и объяснить чему учит произведение.
- Журавль, лягушки, болото, хозяйка. Слайд 7
- «Журка» любви и заботе к животным, их благодарность человеку.
- Сумка, кусок черного хлеба, кусочек смолки, травки, заячья капуста. Слайд 8
- «Лисичкин хлеб» (слайд 6) учит раскрывать тайны природы, доброму отношению ко всему живом.
- Игра, лепестки, солнце, цветок. Слайд 9
- «Золотой луг» В любом незатейливом растении можно увидеть необычное.
4) свобода, чирок-свистунок, шапки, озеро, ребята. Слайд 10
Кто из вас уже знаком с этим произведением М. Пришвина?
4.Изучение нового.
- Прочитайте заглавие рассказа
- «Ребята и утята»
- Как вы думаете, кто главные герои этого произведения? О чем пойдет речь в этом произведения?
- Кто видел маленьких утят?
-Где?
- Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин.
- Что можно сказать о ребятах?
- Как их назвал рассказчик?
- Как можно назвать их по-другому?
- Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
- Поэтому-то автору и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.
- Словарная работа
- В тексте вам встречается незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.
- Холм – небольшой бугорок. Слайд 11
- Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. (слайд 12)
- Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1км. (слайд13)
- Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. (слайд 14)
- Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. (слайд 15)
- Кузнеца – помещение, где работают кузнецы. (слайд 16)
Слайд 17 (стоит) Чтение текста с остановками.
1 остановка. Вот тут их увидела ребята….
- Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
- Докажите строчками из произведения.
- Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
- На свободу.
- Что значит для утят свобода?
- Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?
- Докажите строчками из произведения.
- Сколько надо было идти до озера?
- 3 версты
- Сколько это километров?
- Чуть больше 3 километров.
- Это много или мало для человек?
- А для маленькой уточки?
- Прочитай, как шла мать-уточка с утятами.
- Почему уточка-мать шла позади утят?
- Какие враги были у уток?
- Докажите строчками из произведения.
- Кто страшнее?
- Почему?
- Как дальше будут развиваться события?
2 остановка. – Что вы будете делать с утятами? – спросил я строго у ребята…
- Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
- Докажите строчками из произведения.
- Зачем ребята это делали?
- Просто так, для забавы.
- Как вела себя уточка, когда ловили ее утята?
- Докажите строчками из произведения.
- Могла ли утка кричать?
- Докажите строчками из произведения.
- Ее немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
- А какое чувство пережили утята?
- Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
- А какое слово вы кричите, когда боитесь?
- Мама
- А ваша мама переживает за вас?
- Как она ведет себя при этом?
- Как в рассказе чаще всего называют уточку?
- Мать.
- А какая она мама?
- Заботливая.
- Вам ее жалко?
- Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценной собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, который испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
- Утята пойманы, что собираются делать ребята?
3 остановка…и побежали с утятами на холм.
Кто помешал мальчишкам?
- Смогли ли они объяснить свой поступок?
- Какое приказание дал им взрослый?
- Докажите строчками из произведения.
- Назовите слова, которые показывают строгость автора.
- Что делали бы вы, оказавшись рядом?
- Что можно сказать о ребятах?
- Что сделает уточка-мать, когда увидит, что ее детей отпустили?
4 остановка. Ребята надо мной засмеялись.
- Что сделала уточка-мать, когда ее детей отпустили?
- Докажите строчками из произведения.
- Как шла уточка-мать в начале рассказа?
- А почему сейчас она побежала вперед?
- Хотела быстрее увести детей от врагов.
- Как Пришвин попрощался с утятами?
- Что он сделал при этом?
- Докажите строчками из произведения.
- Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
- Знак уважения.
- Перед кем этот знак уважения?
- Почему?
- Как мальчишки на это прореагировали?
Предложите, как поступит М.М. Пришвин дальше?
Чтение до конца.
- Что можно сказать о ребятах?
- Как их назвал рассказчик?
- Как можно назвать их по-другому?
- Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
- Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.
- Что пожелали люди уточке?
- Нужно ли было пожелание людей уточке?
- Почему?
- Докажите строчками из произведения.
Слайд 18-19 ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Слайд 20. Подбор пословиц к произведению.
Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске. Прочитайте их про себя.
Умел ошибиться, умей и…. исправиться.
Добрый пример лучше ста… слов.
Сначала думай – потом… делай.
Сей добро, посылай….., оделяй….
Дитя плачет, а у матери сердце…. болит.
К кому из действующих лиц подходят эти пословицы? Почему?
5.Закрепление.
Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и как поняли это произведение
Слайд 21. Работа по карточкам тестам
п/н | Вопрос | Ответ +/- |
1. | Произведения «Ребята и утята» - это сказка | - |
2. | Главными героями были дети и семья уточки | + |
3. | При встречи с утятами ребята пропустили их вперед | - |
4. | Уточка пыталась спасти утят, бегая за мальчишками и утятами | + |
5. | Пришвин разговаривал с ребятами ласково | - |
6. | Ребята смогли объяснить свой поступок | - |
7. | Уточка бросила своих утят | - |
8. | Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо беды | + |
Слайд 22. ВЗАИМОПРОВЕРКА В ПАРАХ И НА СЛАЙДАХ
- Определение главной мысли рассказа.
- Как автор назвал свой рассказ?
- Почему?
- Автор ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.
- Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?
- Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь ее, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать их помощь.
- Что же вы можете сказать о М. Пришвине? (слайд 23)
- Докажите, что М. Пришвин – человек
а) добрый;
б) строгий;
в) неравнодушный;
6. Итог урока
Слайд 24. В одном из своих рассказов М.М. Пришвин сказал: «Все хорошее в природе – от солнца; а все лучшее в жизни – от человека».
- Напишите на ладошках то качество, которым должен обладать человек, любящий и понимающий природу. (Забота, любовь, доброта, смелость, сострадание, сочувствие, жалость, сопереживание)
Дети наклеивают ладошки на солнышко.
- Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: (слайд 25)
Мои молодцы друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разных цветные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.
Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя
Так давайте к ней мы будем
Относится как друзья
И при всем честном народе
Добавляем мы потом:
Нужно помогать природе,
Но со знанием и умом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме "М.Пришвин "Ребята и утята"
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создат...
Открытый урок литературного чтения. Пришвин "Ребята и утята". 2 класс
Открытый урок литературного чтения. Пришвин "Ребята и утята"....
Урок литературного чтения во 2 классе Пришвин М.М. "Ребята и утята" Школа России
Конспект урока литературного чтения с презентацией....
Технологическая карта урока литературного чтения М. Пришвин "Ребята и утята"
урок разработан в соответствии с ФГОС по программе "Начальная школа 21 века"Цель:организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприя...
Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Урок литературного чтения во 2 классеТема урока М.М. Пришвин «Ребята и утята»...
Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения по теме «М.М. Пришвин. «Ребята и утята" (презентация)
Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения по теме «М.М. Пришвин. «Ребята и утята" (презентация)...