Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке
рабочая программа по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.4
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. № 373(с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки Россииот 26.11.2010 г. N 1241;от 22.09.2011 г N 2357; от 18.12.2012 г. N 1060; от 29 декабря 2014 г. N 1643 и от 31 декабря 2015 г. N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г № 373»).
- примерной образовательной программы учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском)языке» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, и авторских программ под редакцией О.М.Александровой и др.
- СанПиН 2.4.2.2821-10 (для НОО, ООО, СОО);
- основная образовательная программа МКОУ Березовской СОШ СОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit._cht._rod.docx | 120.87 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.4
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. № 373(с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки Россииот 26.11.2010 г. N 1241;от 22.09.2011 г N 2357; от 18.12.2012 г. N 1060; от 29 декабря 2014 г. N 1643 и от 31 декабря 2015 г. N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г № 373»).
- примерной образовательной программы учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском)языке» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, и авторских программ под редакцией О.М.Александровой и др.
- СанПиН 2.4.2.2821-10 (для НОО, ООО, СОО);
- основная образовательная программа МКОУ Березовской СОШ СОО.
Общие цели учебного предмета
Изучение предмета по литературному чтению на родном (русском) языке направлено на достижение следующей цели:
- формирование у младших школьников гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина на основе изучения истории и культуры родного края.
Исходя из общей цели, стоящей перед обучением, решаются следующие задачи:
- изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа;
- формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, области, своего народа;
- формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству;
- воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций;
- воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье, родному краю, интереса к прошлому и настоящему родного края;
- развитие бережного отношения к своему краю (достопримечательности, культура, природа);
- формирование желания и умения участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме;
- обучение способам действий работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;
- освоение историко–обществоведческих знаний об окружающем мире, распределенных во времени и пространстве (история улиц, площадей, зданий, города, рода);
- умение строить монологическое высказывание (по предложенной теме, по заданному вопросу);
- развитие воображения как основы для решения творческих задач, мышление как умение анализировать, сравнивать, обобщать факты;
- воспитание эстетических чувств в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием народов России;
- выявление степени достоверности и вариативности оценки одних и тех же событий в разных исторических источниках;
- формирование культуры общения и поведения в социуме;
- воспитание положительной привычки учащихся начальных классов в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода;
- воспитание творческой личности в процессе осуществления речевой, трудовой и эстетической деятельности;
- воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.
Программа « Литературное чтение н родном (русском) языке является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Литературное чтение на родном (русском) языке -один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию. Успешность обучения курса литературного чтения на родном (русском) языке обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Изучение литературного чтения народным(русском) языке направлено на достижение следующих целей:
-формирование читательской компетентности , осознание себя как грамотного читателя , способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбрать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Курс литературного чтения на родном влияет на решение следующих задач:
-освоение культурных навыков чтения и понимания текста; воспитания интереса к чтению и книге;
-овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой ;
- воспитание эстетического отношения к действительности,отраженной в художественной литературе;
-формирование нравственного сознания и эстетического вкуса, понимание духовной сущности произведений.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 51 час.
Основные типы учебных занятий: урок- с изучением нового материала и закреплением знаний и способов действий
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке»
Результаты изучения литературного чтения на русском родном языке в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных результатов:
осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих метапредметных результатов:
- Познавательные универсальные учебные действия:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета.
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
- развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- Регулятивные универсальные учебные действия:
- развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих предметных результатов:
Выпускник научится:
- понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность народа, как особый способ познания жизни, как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
- осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами, определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;
- совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
- применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения;
- самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
- создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
- пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;
- писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
- создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.
Достижение предметных результатов по годам обучения:
К концу первого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
- совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации художественных текстов;
- применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста;
- читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения.
К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;
- совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации художественных и учебных текстов;
- применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
- обогащать собственный круг чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
- пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц.
К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
- осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
- осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;
- давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
- применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
- создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
К концу четвёртого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
- осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для познания себя, для культурной самоидентификации;
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
- совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
- применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
- самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
- писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
- создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
3. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
Второй год обучения (17 ч)
2 КЛАСС[4]
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (9ч)
Я и книги (2 ч)
Не торопись отвечать, торопись слушать
О. С. Бундур. «Я слушаю».
Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).
Я взрослею (3 ч)
Как аукнется, так и откликнется
Пословицы об отношении к другим людям.
И. С. Тургенев «Самознайка»
Кто идёт вперёд, того страх не берёт
Пословицы о смелости.
Е. Машукова «Как грустная Кукушка свой дом искала»
Воля и труд дивные всходы дают.
Пословицы о труде.
Е. Машукова «Берёзовая чурочка»
Я и моя семья (3 ч)
Семья крепка ладом
В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент).
М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок».
Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья».
Я фантазирую и мечтаю (1 ч)
Мечты, зовущие ввысь
Н. К. Абрамцева. «Заветное желание».
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (8 ч)
Родная страна во все времена сынами сильна (3 ч)
Люди земли русской
В. Амергулова «Орловские богатыри» (были). Подвиг Ильи Муромца на Орловщине (слушание)
М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент).
М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале» (фрагмент).
Народные праздники, связанные с временами года (2ч)
Хорош праздник после трудов праведных
Песни-веснянки.
В. А. Жуковский. «Жаворонок».
А. С. Пушкин. «Птичка».
О родной природе (3 ч)
К зелёным далям с детства взор приучен
Русские народные загадки о поле, цветах.
М. С. Пляцковский. «Колокольчик».
Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…»
И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает».
Третий год обучения (17 ч)
3 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (10ч)
Я и книги (2 ч)
Пишут не пером, а умом
И. С. Тургенев «Сказка-притча о серебряной птице и жёлтой лягушке»
В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»).
Я взрослею (2ч)
Жизнь дана на добрые дела
Пословицы о доброте.
В. Муссалитин «На том берегу – ежевика»
Живи по совести
Пословицы о совести.
Светлана Голубева «Серебряная подкова»
Я и моя семья (3 ч)
В дружной семье и в холод тепло
О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».
А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент).
В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю (3 ч)
Детские фантазии
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»).
Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (7 ч)
Родная страна во все времена сынами сильна (1 ч)
Люди земли русской
В. Амергулова «Орловские богатыри» (были). Ярослав Сильный
От праздника к празднику (2 ч)
Всякая душа празднику рада
А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент).
С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).
О родной природе (4 ч)
Неразгаданная тайна — в чащах леса…
Русские народные загадки о лесе, реке, тумане.
К. Г. Паустовский. «Клад».
М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья».
И. П. Токмакова. «Туман».
В. Д. Берестов. «У реки».
Четвёртый год обучения (17 ч)
4 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (10 ч)
Я и книги (3 ч)
Испокон века книга растит человека
С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы
«Последовательные воспоминания»).
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»).
С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).
Я взрослею (2 ч)
Скромность красит человека
Пословицы о скромности.
Н. С. Лесков «Неразменный рубль»
Любовь всё побеждает
И. С. Тургенев. «Голуби».
Я и моя семья (2 ч)
Такое разное детство
Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент).
С. Голубева, Е. Машукова Приключения Ромашки или тайна деревянной лошадки» (слушание/комбинированное чтение).
Я фантазирую и мечтаю (3ч)
Придуманные миры и страны
Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).
В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты).
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (7 ч)
Родная страна во все времена сынами сильна (2 ч)
Люди земли русской
Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).
В. Амергулова «Орловские богатыри» (были). Судбищенская битва
Что мы Родиной зовём (2 ч)
Широка страна моя родная
Н. Захарова «Сказание об Орле».
А. Д. Дорофеев. «Веретено».
Сказ о валдайских колокольчиках.
О родной природе (3 ч)
Под дыханьем непогоды
Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.
В. Д. Берестов. «Мороз».
А. Н. Майков. «Гроза».
Н. М. Рубцов. «Во время грозы».
Контрольно-измерительные материалы для итогового контроля.
СПЕЦИФИКАЦИЯ итоговой работы по «Литературному чтению на родном (русском) языке» 2 класса
Цели КИМ.
Контроль усвоения предметных и метапредметных результатов образования, установление их соответствия планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
План и структура диагностической работы.
Раздел работы | Проверяемые умения и навыки | Тип задания | Максимальный балл |
Тестирование | Умение находить пословицы на определённую тему. | ВО | 1 |
| Умение соотносить героя и произведение. | ВО | 1 |
| Умение соотносить произведение и героя. | ВО | 1 |
| Знание содержания произведений. | ВО | 1 |
| Умение соотносить произведение и автора. | ВО | 4 |
| Определять жанр произведения. | ВО | 2 |
| Умение по опорным словам установить произведение. | КО | 2 |
Письмо | Создание собственного текста в соответствии с коммуникативной задачей. | РО | 2 |
| Логичное построение самостоятельно созданного текста |
| 2 |
| Соблюдение орфографических норм. |
| 2 |
| Соблюдение пунктуационных норм. |
| 2 |
| Соблюдение речевых и грамматических норм. |
| 2 |
Время выполнения диагностической работы
На выполнение заданий отводится 40 минут. Контрольная работа составляется в 2-х вариантах. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий.
Инструкция по проверке и оценке работ
№ задания | Планируемый результат (проверяемые элементы содержания) | Уровень сложности | Максимальный балл | ||
1 | Умение находить пословицы на определённую тему. | базовый | 1 | ||
2 | Умение соотносить героя и произведение. | базовый | 1 | ||
3 | Умение соотносить произведение и героя. | базовый | 1 | ||
4 | Знание содержания произведений. | базовый | 1 | ||
5 | Умение соотносить произведение и автора. | базовый | 4 | ||
6 | Определять жанр произведения. | базовый | 2 | ||
7 | Умение по опорным словам установить произведение. | базовый | 2 | ||
8 | Создание собственного текста в соответствии с коммуникативной задачей. | повышенный | 2 | ||
9 | Логичное построение самостоятельно созданного текста | повышенный | 2 | ||
10 | Соблюдение орфографических норм. | повышенный | 2 | ||
11 | Соблюдение пунктуационных норм. | повышенный | 2 | ||
12 | Соблюдение речевых и грамматических норм. | повышенный | 2 | ||
|
|
|
|
| |
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
За верное выполнение 1, 2, 3, 4 заданий с выбором ответа по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
В задании 5 с выбором ответа за каждый верный ответ начисляется по 1 баллу. Максимальное количество баллов – 4. За неверный ответ или его отсутствие начисляется 0 баллов.
Критерии оценивания развернутого ответа
Критерии оценивания | Баллы |
Содержание ответа (сочинение) | |
Работа соответствует заданию, фактические ошибки отсутствуют. | 2 |
Работа соответствует заданию, но есть фактическая ошибка. | 1 |
Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием задания. | 0 |
Речевое оформление ответа (сочинения) | |
Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения | 2 |
Допущена одна логическая ошибка | 1 |
Допущено более 1 логической ошибки | 0 |
Грамотность |
|
Соблюдены орфографические нормы. (не допущено ни одной орфографической ошибки). | 2 |
Допущены 1-2 орфографические ошибки. | 1 |
Допущено боле двух ошибок. | 0 |
Соблюдены пунктуационные нормы. (не допущено ни одной пунктуационной ошибки). | 2 |
Допущены 1-2 пунктуационные ошибки. | 1 |
Допущено боле двух ошибок. | 0 |
Соблюдены речевые и грамматические нормы (не допущено речевых и грамматических ошибок) | 2 |
Допущены 1-2 ошибки | 1 |
Допущено более 2 ошибок | 0 |
Максимальное количество баллов | 10 |
Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся в целом - 12 баллов.
За выполнение повышенного уровня ( развернутого ответа) - 10 баллов.
Максимальное количество баллов за всю работу – 22 балла.
9. Текст КИМ
I вариант.
1. Прочитай. Подчеркни пословицу об осени. Новый год – к весне поворот.
Ласточка весну начинает, соловей кончает. Цыплят по осени считают.
2. В какой сказке один из персонажей – ЛИСА? Подчеркни ответ.
«Гуси – лебеди» «Заячья избушка» «У страха глаза велики»
3. Найди героя сказки «Лисичка – сестричка и серый волк». Подчеркни ответ. медведь волк сорока
4. Кто помог животным избавиться от врагов в сказке «Зимовье зверей»? Подчеркни ответ.
бык свинья баран
5. Соедини линией произведение и его автора.
«Осень» С. Чёрный
«Сельская песенка» А. А. Блок
«Рождественское» А. С. Пушкин
«На лугу» А. Н. Плещеев
6. Прочитай.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Определи жанр произведения. Подчеркни ответ.
пословица загадка потешка
7. Догадайся, о какой сказке идёт речь. Запиши название сказки.
Лисица, журавль, подружились, куманёк в гости, потчевает, как аукнулось, так и откликнулось.
_______________________________________________________________________
__
8. Как ты думаешь, зачем нужно уметь читать? Напиши ответ на вопрос в 2 – 3 предложениях.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
II вариант.
1. Прочитай. Подчеркни пословицу о весне. Январь – году начало, зиме середина.
Кто весной не пролежит, весь год будет сыт. Дважды в год лета не бывает.
2. В какой сказке один из персонажей – БАБКА? Подчеркни ответ.
«Теремок» «У страха глаза велики» «Лиса и журавль»
3. Найди героя сказки «Заячья избушка». Подчеркни ответ. девочка курочка заяц
4. Чему учила лиса волка в сказке «Лисичка – сестричка и серый волк»? Подчеркни ответ. дом строить рыбу ловить на охоту ходить.
5. Соедини линией произведение и его автора.
«Рождественское» А. А. Блок
«На лугу» А. Н. Плещеев
«Сельская песенка» А. С. Пушкин
«Осень» С. Чёрный
6. Прочитай.
Кошка на окошке
Рубашку шьёт,
Курочка в сапожках
Избёнку метёт.
Определи жанр произведения. Подчеркни ответ. загадка поговорка потешка.
7. Догадайся, о какой сказке идёт речь. Запиши название сказки.
Сестрица Алёнушка, братец Иванушка, копытце, козлёнок, купец, ведьма.
______________________________________________________________________ 8. Как ты думаешь, зачем нужно бережно относиться к книгам? Напиши ответ на вопрос в 2 – 3 предложениях.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Ключи к тексту КИМ
№ | Вариант 1 | Вариант 2 |
1. | Цыплят по осени считают. | Кто весной не пролежит, весь год будет сыт. |
2. | «Заячья избушка». | «У страха глаза велики». |
3. | Волк. | Заяц. |
4. | Бык, баран. | Рыбу ловить. |
5. | А. С. Пушкин «Осень», А. Н. Плещеев «Сельская песенка», С. Чёрный «Рождественское», А. А. Блок «На лугу». | С. Чёрный «Рождественское», А. А. Блок «На лугу», А. Н. Плещеев «Сельская песенка», А. С. Пушкин «Осень». |
6. | Загадка. | Потешка. |
7. | «Лиса и журавль» | «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». |
8. | Составление текста. | Составление текста. |
Рекомендуемая шкала выставления школьных отметок
Школьная отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Первичный балл | 22 - 19 баллов | 18 - 16 баллов | 15 - 12 баллов | 11 - 0 баллов |
Уровень обученности | повышенный | базовый | недостаточный |
СПЕЦИФИКАЦИЯ промежуточной итоговой аттестации по литературному чтению на родном (русском языке) 3 класс
Цели КИМ.
Контроль усвоения предметных и метапредметных результатов образования, установление их соответствия планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи КИМ.
- обеспечит процесс оценки качества образования современным инструментарием
- обеспечить единые подходы к оценке качества образования в школе
- определить эффективность организации образовательного процесса в школе и полноту достижения целей реализации ООП
- выявить пробелы в знаниях обучающихся и своевременно их скорректировать
Содержание и структура проверочной работы
Итоговая контрольная работа по литературному чтению представлена двумя вариантами.
Каждый вариант работы состоит из 13 заданий.
Задания с 1 по 10- базового уровня; 11, 12 и 13 задания - повышенного уровня.
В данной работе используются задания:
- задания с выбором одного верного ответа из нескольких предложенных
- задания на установление соответствия
Используются следующие условные обозначения:
Уровни сложности заданий: Б – базовый, П – повышенный.
№ | Проверяемые требования (умения)
| Блоки НОО выпускник научится/ получит возможность научиться | Уровень сложнос ти (базовый повыше нный)
| |
1. | Умение определять тему и подтемы (микротемы) текста
|
Виды речевой и читательской деятельности (выделять не только главную, но и избыточную | Б | 1 |
2. | Умение отвечать на вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в | Б | 1 |
| явном виде) | информацию; осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам; оформлять свою мысль в речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос)
|
|
|
3. | Умение отвечать на вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде) | Б | 1 | |
4. | Умение понимать информацию, представленную в неявном виде, устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую | Б | 1 | |
5. | Умение пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас | Б | 1 | |
6. | Умение формулировать простые выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод | Б | 1 | |
7. | Умение формулировать простые выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод | Б | 1 | |
8. | Умение сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров
| Литературоведческая пропедевтика(сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий и средств художественной выразительности ; создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста). | Б | 1 |
9. | Умение понимать информацию, представленную в неявном виде, устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую
|
Виды речевой и читательской деятельности (выделять не только главную, но и избыточную информацию; осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; определять авторскую позицию и высказывать | Б | 1 |
10. | Умение отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде) | Б | 1 | |
11. | Умение делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план. | П | 2 | |
12. | Умение понимать информацию, представленную в неявном виде, | П | 1 | |
| устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую. | отношение к герою и его поступкам; оформлять свою мысль в речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос) |
|
|
13. | Умение создавать текст на основе интерпретации художественного произведения
| Творческая деятельность (создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя). | П | 2 |
Форма работы: итоговая контрольная работа
Время выполнения диагностической работы
На выполнение заданий отводится 40 минут. Контрольная работа составляется в 2-х вариантах. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий.
Текст КИМ I вариант
Лис и лошадь
У одного крестьянина была лошадь, которая служила ему верой и правдой, да состарилась и служить больше не могла, а потому хозяин не захотел её больше кормить и сказал: «Ты мне, конечно, не можешь уж теперь ни на что годиться, однако я тебе зла не желаю, и если ты выкажешь себя ещё настолько сильной, что приведёшь сюда льва, так я тебя содержать готов; а теперь проваливай из моей конюшни», —и выгнал её в поле. Лошадь запечалилась и пошла к лесу, чтобы там поискать защиты от непогоды. Тут повстречался с нею лис и сказал: «Чего ты так голову повесила да бродишь тут одинёшенька?» — «Ах, — отвечала лошадь, — на свете так ведётся, что скупость и верность не могут ужиться в одном доме: мой господин забыл, сколько я ему услуг оказывала в течение моей долгой службы, и вот из-за того, что я теперь не могу так же хорошо пахать, как прежде, он мне и корму давать не хочет и выгнал меня из стойла». — «Даже ничем и не утешил?» — спросил лис. «Плохое было утешение: он сказал, что если хватит у меня силы к нему льва привести, так он меня держать не прочь, да ведь он же знает, что я этого не могу сделать». — «Ну, так я же тебе берусь помочь, — сказал лис. — Ложись здесь, вытянись и не шевелись, словно бы мёртвая».
Лошадь выполнила всё, что ей лис приказал, а тот отправился к пещере льва недалеко оттуда и сказал: «Тут неподалёку лежит дохлая лошадь, пойдём-ка вместе — тебе там есть чем полакомиться».
Лев пошёл с ним, и когда они подошли к лошади, лис стал говорить льву: «Здесь тебе кушать её не так удобно будет. Знаешь ли что? Я привяжу её к тебе за хвост, так ты полегоньку и стащишь её в свою пещеру и преспокойно там уберёшь». Льву совет понравился; он и дал к себе привязать лошадь. А лис крепко-накрепко связал льву задние ноги хвостом лошади, так что их никак и отцепить было невозможно.
Закончив это дело, лис похлопал лошадь по загривку и сказал: «Ну, тащи. Саврасый, тащи!»
Тут лошадь разом вскочила на ноги и поволокла за собою льва. Лев стал рычать так, что птицы изо всего леса улетели, но лошадь, не обращая на это внимания, тащила да тащила его через поле к дому своего господина. Увидев это, хозяин и одумался, и сказал лошади: «Оставайся у меня», — и кормил её сытно до самой смерти.
(Братья Гримм, пер. П. Н. Полевого)
1. Назови главных героев.
1) лев 2) лошадь и лис 3) хозяин 4) лис
2. Почему хозяин выгнал лошадь?
1) лошадь стала некрасивой 3) ему было жалко еды для лошади 2) хозяин решил завести новую лошадь 4) лошадь стала старой 3. Зачем лошадь пошла в лес?
1) искать питание 3) жить в лесу 2) искать защиты от непогоды 4) искать помощи у лиса 4. Что предложил лис лошади?
1) обмануть льва 2) притвориться мёртвой 3) обмануть хозяина 4) не переживать 5. Что означает выделенное слово в предложении?
Я привяжу её к тебе за хвост, так ты полегоньку и стащишь её в свою пещеру и преспокойно там уберёшь.
1) закопаешь 2) спрячешь 3) съешь 4) разделаешь 6. Каким описан лев в произведении?
1) доверчивым 2) беззаботным 3) злым 4) жадным
7. Какая черта характера толкнула хозяина на такой поступок?
1) злость 2) неряшливость 3) скупость 4) нелюбовь к животным 8. К какому жанру относится это произведение?
1) басня 2) рассказ 3) сказка 4) быль
9. Продолжи предложение:
Увидев это, хозяин и одумался, и сказал лошади: «Оставайся у меня», — и
____________________________________________________________________________
10. Выпиши предложение, в котором сказано о том, как лис предложил льву перевезти лошадь.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
11.* Восстанови последовательность событий в тексте.
1) Хитрая задумка лиса.
2) Возвращение лошади в хозяйский дом.
3) Встреча лошади с лисом.
4) Разговор хозяина с лошадью.
__________________________________________________________
12.* Объясни, почему это произведение нельзя назвать рассказом.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
13.* Сформулируй и запиши ответ на вопрос (3 предложения).
Понравилась ли тебе эта сказка? Почему?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
II вариант
Медведко.
(отрывок)
— Барин, хотите вы взять медвежонка? — предлагал мне мой кучер Андрей.
— А где он?
— Да у соседей. Им знакомые охотники подарили. Славный такой медвежонок, всего недель трёх. Забавный зверь, одним словом.
— Зачем же соседи отдают, если он славный?
— Кто их знает.
Я видел медвежонка: не больше рукавицы. И так смешно переваливает. Я жил на Урале, в уездном городе. Квартира была большая. Отчего же и не взять медвежонка? В самом деле, зверь забавный. Пусть поживёт, а там увидим, что с ним делать.
Сказано — сделано. Андрей отправился к соседям и через полчаса принёс крошечного медвежонка, который действительно был не больше его рукавицы, с той разницей, что эта живая рукавица так забавно ходила на своих четырёх ногах и ещё забавнее таращила такие милые синие глазёнки. За медвежонком пришла целая толпа уличных ребятишек, так что пришлось затворить ворота. Попав в комнаты, медвежонок нимало не смутился, а напротив, почувствовал себя очень свободно, точно пришёл домой. Он спокойно всё осмотрел, обошёл вокруг стен, всё обнюхал, кое-что попробовал своей чёрной лапкой и, кажется, нашёл, что всё в порядке.
Мои гимназисты натащили ему молока, булок, сухарей. Медвежонок принимал всё как должное и, усевшись в уголке на задние лапы, приготовился закусить. Он делал всё с необыкновенной комичной важностью.
(Д. Н. Мамин-Сибиряк)
1. Сколько персонажей в произведении?
1) один 2) три 3) четыре 4) два
2. Кто предложил автору взять медвежонка?
1) соседи 2) ребятишки 3) Андрей 4) охотники
3. Где происходили описанные автором события?
1) в Сибири 2) на Урале 3) в Москве 4) на Кавказе 4.Почему автор решил взять медвежонка?
1) автор изучал жизнь медведей 3) квартира была большая 2) автор любил медведей 4) медвежонок был не больше рукавицы 5. Что обозначает выделенное в предложении слово?
Мои гимназисты натащили ему молока, булок, сухарей.
1) носили поочерёдно 3) принесли много всего
2) взяли без спросу 4) еле принесли
6. Из того, что автор взял медвежонка, следует, что он:
1) заинтересован в его судьбе, хочет помочь выжить 3) хочет отдать его в зоопарк
2) безразличен к нему 4) хочет отдать его в цирк
7. О чём этот отрывок?
1) о гимназистах 2) о природе 3) о судьбе медвежонка 4) об охотниках 8. К какому жанру можно отнести это произведение?
1) быль 2) сказка 3) рассказ 4) басня
9. Продолжи предложение: Пусть поживёт,
_________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
10. Запиши, какова главная мысль текста.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
11. * Восстанови план к тексту. 1) Как у себя дома.
2) Комичный медвежонок.
3) Интересное предложение Андрея.
4) Необычный новосёл.
____________________________________________
12.* Какие произведения о животных ты уже читал?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ________
13.* Сформулируй и запиши ответ на вопрос (3 предложения).
Как ты думаешь, почему соседи так быстро передарили медвежонка?
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______
7. Ключ к тексту КИМ
1.) 2
2). 3
3). 2
4). 2
5). 3
6). 1
7). 3
8). 3
9). I в. - ... кормил её сытно до самой смерти.
II в. - ... а там увидим, что с ним делать.
10). I в. - Я привяжу её тебе за хвост, так ты полегоньку и стащишь её в свою пещеру и преспокойно там уберёшь.
II в.- Маленький медвежонок погибнет, если не найдётся кто-то, кто позаботится о нём.
Повышенный уровень
11). I в. - 4312 II в. - 3412
12). I в . Свободный ответ
II в. Свободный ответ
13). I в. Свободный ответ
II в. Свободный ответ
8. Критерии оценивания:
13-15 баллов – «5»
9 -12 баллов – «4»
6 - 8 баллов – «3» 5
5 и менее баллов – «2»
СПЕЦИФИКАЦИЯ итоговой работы по «Литературному чтению на родном (русском) языке» 4 класс.
Цели КИМ.
Контроль усвоения предметных и метапредметных результатов образования, установление их соответствия планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Структура итоговой работы. Итоговая контрольная работа по литературному чтению содержит задания базового уровня (часть 1) и повышенного уровня (часть 2) Часть 1 (базовая) - содержат задания с кратким ответом.
Часть 2 (повышенная) – задание с развёрнутым ответом.
Кодификатор элементов содержания, предметных и метапредметных умений по литературному чтению в итоговой контрольной работе для 4 класса.
Содержание | Проверяемые умения |
|
задание | |
Предметные | Метапредметные | |||
Художественный текст. |
|
| ||
1. Тема текста. | 1. Определять тему текста. |
| 1 -1 | |
2. Заголовок текста. | 2. Озаглавливать текст. |
| 1- 2 | |
3. Анализ текста. | 3. Находить в тексте нужные слова и предложения. | 1. Находить в тексте информацию, представленную в явном виде (К.) | 1 - 3 | |
4. Находить в тексте ответ на поставленный вопрос. | 1 - 4 1 - 5 | |||
5. Соотносить иллюстрацию с текстом. |
|
1 - 7 | ||
3. План текста. | 6. Составлять план текста. | 2. Анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста (К.) | 1 -6 | |
4. Средства выразительности. Сравнение. Олицетворение. Жанр | 7. Находить в тексте сравнения. |
1 - 8 | ||
8. Находить в тексте олицетворение. | 1 - 9 | |||
9. Определение жанра | 1 - 10 | |||
Познавательный текст. |
| |||
5.Работа с текстом | Находить главную мысль текста |
| 2 - 1 | |
6. Работа с таблицей. | 9. Находить в тексте ответ на поставленный вопрос. Заполнять таблицу. | 3. Работать с таблицей (П.) | 2 - 2 | |
7. Текстрассуждение. | 10. Делать выводы, доказывать свою точку зрения. | 4. Извлекать информацию, данную в тексте в неявном виде, формулировать выводы (П.) | 2 - 3 |
Система оценивания итоговой контрольной работы.
Проверка задания части 1
№ задания | Баллы |
1 часть Базовая | |
1 | 1 балл |
2 | 1 балл |
3 |
2 балла (1 за каждый ответ) |
4 | 1 балл |
5 | 3 балла (1 за каждое слово). |
6 |
3 балла (1 за каждый пункт плана). |
7 | 1 балл |
8 | 1 балл |
9 | 1 балл |
10 | 1 балл |
2 часть Повышенная | |
1 | . 3 балла |
2 | |
3 |
|
| 4 балла |
Проверка задания части 2
№ задания | Критерии оценки задания части 2-3 | Баллы |
3 | Правильно сформулировал одно доказательство. | 1 |
Доказательство правильно оформлено в письменной речи. | 1 | |
Правильно сформулировано второе доказательство. | 1 | |
Доказательство правильно оформлено в письменной речи. | 1 | |
Итого: |
| 4 балла |
Время выполнения диагностической работы
На выполнение заданий отводится 40 минут. Контрольная работа составляется в 2-х вариантах. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий.
Условия проведения
Проведение и проверку диагностической работы осуществляет учитель начальных классов в присутствии администрации, согласно Положения о промежуточной аттестации и Программы мониторинга ОО.
Текст КИМ Вариант 1.
Часть 1. (базовая)
_______________________________
В зелёном русском лесу вряд ли есть дерево, живописнее клёна. Красивы широкие лапчатые и узорчатые листья клёна, гладкий и чистый его ствол. Крепка и прочна его древесина. Обычно растёт клён рядом с другими деревьями берёзой, осиной, дубом, ольхой. Крепки и туги кленовые ветки. Точно пружины, гнутся они под рукою. Весёлый зелёный клён любит солнечный яркий свет. Лучами солнца освещена его вершина. Клёны сажают в городских парках, украшают ими парковые дорожки, берега прудов. Особенно красивы клёны ранней осенью. В лучах солнца блистают пурпурные и золотистые кленовые листочки. Что-то праздничное, весёлое есть в этом дереве, украшающем наши леса.
Далеко разлетаются крылатые семена клёна. Семена эти разносит ветер, гуляя по полям и лугам. Там, где упадёт на удобное место крылатое семечко, вырастет на другой год молодой тоненький кленок.
(По И. Соколову-Микитову).
1. О чём этот текст? Напиши.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____
2. Озаглавь текст. Впиши своё название на пустой строчке перед текстом.
3. Вставь слова в предложения, используя текст.
Клён любит ______________________________________________ свет.
В лучах солнца ___________________________________________________________ _______________________________________________________ кленовые листочки. 4. Какие семена у клёна? Выпиши слово из текста.
_________________________________________________________________________ 5. Какие листья у клёна? Выпиши из текста три слова.
__________________________________________________________________________ 6. Впиши недостающие заголовки в план текста.
1. Клён в русском лесу.
2.__________________________________________________________________
3. Клёны сажают в парках.
4.__________________________________________________________________
5. ___________________________________________________________________
5. Сделай подписи рядом с рисунком, используя текст.
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
_____
6. Выпиши из текста сравнение.
___________________________________________________
____________________________
7. Выпиши из текста олицетворение («оживление»).
_____________________________________________________________________________ __
8. Определи жанр прочитанного текста
__________________________________________
Часть 2 (повышенная)
1. Как ты считаешь, о чём этот текст? В чем его основная мысль? Напиши об этом. В твоей записи должно быть 2-3 предложения, и это обязательно должен быть связный текст.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
----
_____________________________________________________________________________-
2. Прочитай текст и заполни таблицу.
Клен получил своё название из латинского языка и обозначает “острый”, так как его листья имеют острые лопасти от 3 до 5. Растёт клён в основном в умеренном поясе обоих полушарий, а также в Средиземноморье и в Средней Азии.
Клён - это дерево или кустарник с опадающими, простыми, лопастными, довольно крупными черешковыми листьями. Плоды клёна имеют лёгкие своеобразные крылья, с помощью которых семена разносятся ветром по округе.
Осенью эти растения окрашиваются в яркие цвета: лимонные, жёлтые, красные, оранжевые или бордовые. Окраска их зависит от вида клёнов.
Где произрастает клён? |
|
Почему плоды клёна могут разноситься ветром? |
|
От чего зависит окраска листьев клёна осенью?
|
|
3. Сможет ли расти клён в тенистом и безветренном месте? Докажи свой ответ, представив два доказательства.
1.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
_____
_____________________________________________________________________________
__2.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
_
_____________________________________________________________________________ __
Вариант 2.
Часть 1. (базовая)
__________________________________
Из всех деревьев русского леса милее всех мне наша береза. Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белы стволы берез, покрытые тонкой берестою.
Особенно хорош березовый лес весной. Как только сойдет в лесу снег, набухают на березах смолистые душистые почки. Из каждой случайно надломленной ветки березы каплет живительный сладкий сок. Множество пролетных певчих птиц собирается в березовых рощах.
В летние знойные дни хорошо бродить в березовой роще. Теплый ветер шелестит над головой зеленой листвою. Пахнет травой, грибами, спелой душистой земляникой.
Сквозь густую листву прорываются солнечные лучи.
Чудесен и ранней осенью березовый лес, покрытый золотыми монетками берёзовой листвы. Крутясь в воздухе, танцуют, а потом падают на землю золотые листочки. От дерева к дереву протянуты тонкие липкие нити серебристой паутины. Прозрачен и чист воздух, малейший слышится в березовом лесу звук.
Простые деревенские люди ласково называли березу березонькой. В праздничные летние дни девушки завивали из ветвей молодых березок венки, пели под березами хороводные песни.
(По И. Соколову-Микитову)
1. О чём этот текст? Напиши.
__________________________________________________________________________ 2. Озаглавь текст. Впиши своё название на пустой строчке перед текстом.
3. Вставь слова в предложения, используя текст.
Множество __________________________________________________________ птиц. Сквозь густую ___________________________________________________________ ____________________________________________ лучи.
4. Какие песни? Выпиши слово из текста.
____________________________________________
5. Чем пахнет летом в роще? Выпиши из текста три слова.
___________________________________________________________________________
6. Впиши недостающие заголовки в план текста.
1. Милая сердцу берёза.
2.______________________________________________
3._______________________________________________
4._______________________________________________ 5. Птицы готовятся к отлёту.
7. Сделай подписи рядом с рисунком, используя текст.
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________
8. Выпиши из текста сравнение.
_____________________________________________________________________________
__
9. Выпиши из текста олицетворение («оживление»).
_____________________________________________________________________________ __
10.Определи жанр прочитанного текста__________________________________________
Часть 2 (повышенная)
1. Как ты считаешь, о чём этот текст? В чем его основная мысль? Напиши об этом. В твоей записи должно быть 2-3 предложения, и это обязательно должен быть связный текст. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
----
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____
2. Прочитай текст и заполни таблицу.
Берёза считается самым красивым деревом в Сибири. Не зря его называют «русская красавица». Родина этого растения - Европа.
Берёза - это изящное листопадное дерево с прозрачной, сквозистой кроной и с тонкими свисающими ветвями. У берёзы северных районов белая кора, с чёрными отметинами, которая у основания покрыта мощной черноватой коркой, с глубокими трещинами. Листья плотные, треугольной или ромбовидной формы, с пильчатыми краями. Весной берёза выпускает длинные коричневые или зелёные сережки. Осенью же берёзовые рощи покрываются золотом от ярко-жёлтой листвы.
Где родина берёзы? |
|
Какие листья у берёзы? |
|
Что появляется на берёзе весной?
|
|
3. Сможет ли берёза расти на болотах в южных районах? Докажи свой ответ, представив два доказательства.
1.____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____
2.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____
Ключи к тексту КИМ
№ задания | Вариант 1 | Вариант 2 | Баллы |
1 часть Базовая |
|
| |
1 | о клёне | о берёзе | 1 балл |
2 | Клён. | Берёза. | 1 балл |
3 | солнечный яркий | перелётных, певчих |
2 балла (1 за каждый ответ) |
блистают пурпурные и золотистые | листву прорываются солнечные | ||
4 | крылатые | хороводные | 1 балл |
5 | широкие, лапчатые, узорчатые | травой, грибами, земляникой | 3 балла (1 за каждое слово). |
6 | 1. Клён любит свет. | 2. Берёзовый лес весной. |
3 балла (1 за каждый пункт плана). |
4. Клёны осенью. | 3. Берёзовый лес летом. | ||
5. Семена разлетаются. | 4. Берёзовый лес осенью. | ||
7 | Далеко разлетаются крылатые семена клёна. | В праздничные летние дни девушки завивали из ветвей молодых березок венки, пели под березами хороводные песни. |
1 балл |
8 | Ветки, точно пружины. | Золотыми монетками листвы | 1 балл |
9 | Ветер гуляет. | Танцуют листочки. | 1 балл |
10 | Рассказ | Рассказ | 1 балл |
2 часть Повышенная | |||
1 | Записан связный текст объемом в 2-3 предложения, в котором указано о чём этот рассказ, передана его основная мысль. 2 балла – записан связный текст объемом в 2-3 предложения, основная мысль рассказа передана, замечаний к смыслу написанного и к связности изложения нет; 1 балл – записан текст объемом в 2-3 предложения, основная мысль текста передана, но есть некоторые замечания к связности ее изложения (например, это не связное высказывание, а несколько отдельных слов) ИЛИ основная мысль передана несколько расплывчато, но при этом замечаний к связности высказывания нет ИЛИ записано связное высказывание объемом в 1-2 предложения, замечаний к смыслу написанного и к связности изложения нет; 0 баллов – любой другой вариант выполнения. | ||
2 | В умеренном поясе обоих полушарий, В Средиземноморье и в Средней Азии. | Европа. | 3 балла |
Плоды клёна имеют лёгкие крылья, с помощью которых семена разносятся ветром. | Листья плотные, треугольной или ромбовидной формы, с пильчатыми краями. | ||
Окраска их зависит от вида клёнов. | Весной берёза выпускает длинные коричневые или зелёные сережки. | ||
3 | Нет, потому что клён любит свет, и его семена не смогут разлетаться. | Нет, потому что берёза растёт в северных районах, но любит солнце. |
4 балла
|
Таблица 2. Проверка задания части 2
№ задания | Критерии оценки задания части 2-3 | Баллы |
3 | Правильно сформулировал одно доказательство. | 1 |
Доказательство правильно оформлено в письменной речи. | 1 | |
| Правильно сформулировано второе доказательство. | 1 |
Доказательство правильно оформлено в письменной речи. | 1 | |
Итого: | 4 балла |
Критерии оценивания контрольной работы
Уровень | Критерии выделения уровней База-17 баллов и повышенный 9 баллов
| Перевод |
Низкий «2» | 7-10 баллов за базовые задания и 09 баллов за задания повышенного | Ниже 65% базы, повышенный уровень не учитывается |
Базовый «3» | 11-16уровня баллов за базовые задания и 2-4 балла за задания повышенного уровня 17 баллов за базовые задания и 0 баллов за задания повышенного уровня | 65%-95% базы и менее 50% повышенного 100% за базовый уровень и 0% повышенный |
Повышенный «4» | 11-14 баллов за базовые задания и 6-9 баллов за задания повышенного уровня 15-17 баллов за базовые задания и 5-6 баллов за задания повышенного уровня | 65%-80%-базовый уровень и 65%- 100% повышенный уровень 70%-100% базовый уровень и 50-65% повышенный уровень |
Высокий «5» | 15-17 баллов за базовые задания и 8-9 баллов за задания повышенного уровня | 70%-100%базовый уровень и 95-100% повышенный уровень |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием для 1 класса. Программа рассчитана на 2 часа в месяц....
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 3 класса
рабочая программа...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетическ...
Рабочая программа по литературному чтению на родном русскому языку 2 класс
Программа рассчитана на 1 час в неделю...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке
Программа учебного курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 4 класса составлена на основе примерной программы по литературному чтению к учебно-методическому комплексу &laq...
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке на 2 полугодие 1 класса...