конспект урока по литературному чтению " Пословицы и поговорки " 2 класс
план-конспект занятия по чтению (2 класс)
Тема урока: «Пословицы и поговорки»
Тип урока: усвоение новых знаний
Планируемые предметные результаты: - относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству;
- осознанно, правильно читают целыми словами;
- называют малые жанры фольклора;
- дают определение слову «загадки»;
Планируемые метапредметные результаты
Познавательные: анализируют;
- устанавливают причинно – следственные связи;
Регулятивные: - выполняет действие самооценки;
- ставят цель урока при помощи учителя;
Коммуникативные: - взаимодействуют в паре;
- устанавливают доброжелательные отношения в группе.
Планируемые личностные результаты: стремятся к совершенствованию собственной речи;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект по литературному чтению " Пословицы и поговорки" | 33.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
Класс 2
Цель урока: формирование умения определять малые формы фольклора: пословицы, поговорки.
Тема урока: «Пословицы и поговорки»
Тип урока: усвоение новых знаний
Планируемые предметные результаты: - относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству;
- осознанно, правильно читают целыми словами;
- называют малые жанры фольклора;
- дают определение слову «загадки»;
Планируемые метапредметные результаты
Познавательные: анализируют;
- устанавливают причинно – следственные связи;
Регулятивные: - выполняет действие самооценки;
- ставят цель урока при помощи учителя;
Коммуникативные: - взаимодействуют в паре;
- устанавливают доброжелательные отношения в группе.
Планируемые личностные результаты: стремятся к совершенствованию собственной речи;
Оборудование урока: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, конверты с пословицами, ватман, клей, проектор, экран, ПК.
№ этап урока отводимое время | методы обучения | формы взаимодействия | формулирование заданий (деятельность учителя и учащихся) | планируемые результаты | планируемые способы оценивания | комментарии руководителя практики |
1.Организационный этап 1 мин. | Словесный: беседа | У: Доброе утро, дорогие читатели! Сегодня отличный день, чтобы начать его со слов «Ученье свет, а неученье тьма». Поэтому мы начинаем свой урок. Присаживайтесь на места. | ||||
2.Актуализация знаний 7 мин. | Словесный: беседа | Индивидуальная | У: На прошлом уроке мы с вами познакомились с одной из малых форм фольклора. Кто мне поможет вспомнить? Д: На прошлом уроке мы познакомились с загадками. У: Дайте определение слову «загадки». Д: Это когда предмет не называют, а рассказывают о нем, описывают его признаки так, чтобы можно было догадаться о ком или о чем идет речь. У: Что было задано на дом? Д: Сочинить одну или две загадки. У: Сейчас начнем проверку домашнего задания на оценку. Д: Демонстрируют навыки составления загадок. | - дают определение слову «загадки»; - стремятся к совершенствованию собственной речи; | Отметка | |
3.Постановка цели и задач урока. 2 мин. | Словесный: беседа | Фронтальная | У: Давайте вспомним, что такое фольклор? Д: Фольклор – это устное народное творчество. У: Какие жанры фольклора вы знаете? Д: Русские народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки. У: Отлично! Сегодня мы познакомимся еще с одним жанром устного народного творчества. Тема нашего урока «Пословицы и поговорки». Попробуйте поставить цель на урок. Д: Узнать какие есть пословицы и поговорки. У: Можно поставить конкретную цель: научиться определять малые формы фольклора - пословицы и поговорки. | - называют малые жанры фольклора; - ставят цель урока при помощи учителя; | ||
4.Первичное усвоение новых знаний 7 мин | Словесный: объяснение Словесный: объяснение Практический: работа с книгой Словесный: беседа Словесный: беседа | Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная | У: История возникновения пословиц и поговорок берет свое начало еще в глубокой древности. В давние времена народ выражал свое творчество, мудрость, используя яркие, меткие высказывания, зачастую очень короткие, но емко, глубоко выражающие суть. Пословица - это краткое выражение с поучительным смыслом. Например, любишь кататься – люби и саночки возить. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (слайд 2) Д: Варианты детских ответов. У: У пословиц есть характерные особенности, которые отличают ее от других жанров фольклора. Признаки пословицы:
Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь насмех»; «Землю красит солнце, а человека-труд». Часто эти части рифмуются. У: Есть еще интересный жанр – это поговорки. Поговорка – это обычно часть пословицы. (слайд 3) Признаки поговорки:
Например: “За двумя зайцами погнался” – делаешь много дел сразу. «Семь пятниц на неделе», «Поживём - увидим». Поговорки употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям. У: (слайд 4) Про ленивого человека мы говорим: работает спустя рукава, а про трудолюбивого - работает, засучив рукава. Какое отношение к работе имеют рукава? Оказывается, в старину одежду носили с очень длинными рукавами - так люди защищались от холода. Для работы рукава приходилось поднимать, подгибать – засучивать. У: Откройте учебник на странице 26. Прочитайте первые три строчки. Д: Читают. У: Как вы понимаете высказывание «Поговорка – цветочки, пословица – ягодки»? Д: У растений сначала появляются цветочки, а потом ягодки. Так появляется пословица, потому что поговорка — это часть пословицы. У: Хорошо. Кто-то еще хочет высказаться? У: Давайте поиграем. Сейчас на экране будут появляться картинки. Вам необходимо отгадать, о какой пословице идет речь. Что изображено на первом рисунке? (слайд 5) Д: Один мальчик катится с горки. А второй тащит сани в горку. У: Какая пословица здесь спряталась? Д: Любишь кататься, люби и саночки возить. У: Молодцы! Какая пословица спряталась за следующим рисунком? (слайд 6) Д: Ученье свет, а неученье тьма. У: Отлично! У вас отлично получается. Давайте попробуем еще. Какая пословица зашифрована на рисунке?(слайд 7) Д: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. У: Как вы понимаете смысл этой пословицы? Д: Ничто не может быть достигнуто без усилий. У: Приведите примеры из жизни. Д: Вспоминают и подбирают ситуации, раскрывающие смысл пословицы. | - относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству; - осознанно, правильно читают целыми словами; -анализируют; - устанавливают причинно – следственные связи; | Словесная похвала | |
Физ.минутка (1 мин) С добрым утром! (Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.) | ||||||
5.Первичная проверка понимания 10 мин | Словесный: беседа Практический: работа с книгой | Фронтальная Парная | У: Давайте почитаем пословицы и поговорки в учебнике на с. 26-27. Д: Читают пословицы и поговорки. У: Как вы понимаете смысл первой пословицы? Д: Необходимо защищать свою Родину. У: Обратите внимание, что пословица нам подсказывает, указывает на то, как нужно поступить в какой-либо ситуации. Можно сказать, что пословица – это народная мудрость. У: Как вы понимаете смысл второй пословицы? Д: Нужно проявить смелость, чтобы достичь победы. У: Молодцы! Теперь объединитесь в пары, прочитайте остальные пословицы на странице 26. Обсудите смысл. Д: Читают и обсуждают смысл пословиц и из учебника. У: Закончили работу в паре. Всем ли удалось понять смысл пословиц? Покажите мне «+», если все получилось и не возникло трудностей. «-» если появились сложности. При появление вопросов, необходимо обсудить смысл пословиц всем классом. | - осознанно, правильно читают целыми словами; - взаимодействуют в паре; - выполняет действие самооценки; | Оценивание знаками «+», «-» | |
6.Первичное закрепление 11 мин | Практический: упражнение Словесный: беседа | Групповая | У: Сейчас мы поделимся на команды. У каждой команды будет лист и конверт с заданием. В этом конверте будут лежать пословицы. Но к сожалению, они порвались пополам и перепутались. Ваша задача, восстановить пословицы. Д: Делятся на команды. Готовят клей. У: К концу работы, группа, которая выполнит задание без ошибок, получит награду в виде значка «Познайка». На работу в группе у вас 7 минут. Д: Анализируют и сопоставляют части пословиц. Работают в группе. Пословицы для работы в группе Поспешишь – людей насмешишь. Век живи - век учись. Терпенье и труд всё перетрут. Делу время — потехе час. Труд человека кормит, а лень портит. Грамоте учиться – всегда пригодится. Учись смолоду – пригодится в старости. Чего себе не хочешь, того и другому не делай. Добрый человек добру и учит. У: Время подошло к концу. Давайте проверять. Первая группа к доске. Обсуждение работ групп. Группа, которая сделает все правильно или же наибольшее количество пословиц, получает знак «Познайка» У: Отличная работа! (награждение победителей) | -анализируют; - устанавливают доброжелательные отношения в группе. | Награда: знак «Познайка» | |
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 1 мин | Словесный: инструктаж | Фронтальная |
| |||
8.Рефлексия (подведение итогов занятия) 5 мин | Словесный: беседа | индивидуальный | У: Что нового узнали сегодня на уроке? Д: Выполняют анализ деятельности. У: Давайте вспомним цель урока. Д: Научиться определять малые формы фольклора - пословицы и поговорки. У: Как определить пословицу? Д: Признаки пословицы:
У: Молодцы! Что такое поговорка? Д: Поговорка - это обычно часть пословицы. У: Почему пословицы и поговорки относятся к устному народному творчеству? Д: Потому что их придумал народ. У: На столах у вас лежит смайлик. Но у него нет рта. Вам необходимо его нарисовать. (слайд 8) Сейчас я прошу вас оценить свое состояние на уроке. Если смайл улыбается – значит вам было комфортно и все понятно. Если у смайла рот виде прямой линии, значит, у вас есть некоторые моменты, которые нужно уточнить. Если смайл грустный, значит возникли большие трудности и ваше настроение плохое. Д: Оценивают свое настроение. У: Ребята, хочу с вами попрощаться пословицей: «Сделали дело – гуляйте смело!» (слайд 9) | - стремятся к совершенствованию собственной речи; - относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству; - выполняет действие самооценки; | Оценка настроения «Смайл» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению Чехов "Ванька" 3 класс
Конспект рассчитан на проведение двух уроков по произведению А. П. Чехова "Ванька". На уроке проходит закрепление знания биографии автора, работа над произведением, оформление модели обложки....
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин. "Зимний вечер"
Конспект урока по литературному чтению....
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)
На данном уроке происходит продолжение знакомства с произведениями А.С. Пушкина и повторение произведения Зимний вечер...
Конспект урока по литературному чтению для 3-го класса. К.Г. Паустовский "Кот-ворюга"
Данный материал разработан для учителей начальной школы, работающих по программе "Школа XXI века"....
Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»
Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Конспект открытого урока по литературному чтению "Пословицы и поговорки"
Урок литературного чтения для 2 класса -форма проведения: творческая мастерская . Продуктом урока будет являться газета "Пословицы и поговорки". Все подобранные материалы с учетом ФГОС....
Конспект урока по литературному чтению УМК «Перспектива» 3 класс Л.Ф.Климанова Тема урока: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».( 2 урок)
Цели и задачи урока обеспечить целостное восприятие и понимание текста; развивать умение определять главную мысль произведения, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обо...