конспект урока по литературному чтению " Пословицы и поговорки " 2 класс
план-конспект занятия по чтению (2 класс)
Тема урока: «Пословицы и поговорки»
Тип урока: усвоение новых знаний
Планируемые предметные результаты: - относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству;
- осознанно, правильно читают целыми словами;
- называют малые жанры фольклора;
- дают определение слову «загадки»;
Планируемые метапредметные результаты
Познавательные: анализируют;
- устанавливают причинно – следственные связи;
Регулятивные: - выполняет действие самооценки;
- ставят цель урока при помощи учителя;
Коммуникативные: - взаимодействуют в паре;
- устанавливают доброжелательные отношения в группе.
Планируемые личностные результаты: стремятся к совершенствованию собственной речи;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
Класс 2
Цель урока: формирование умения определять малые формы фольклора: пословицы, поговорки.
Тема урока: «Пословицы и поговорки»
Тип урока: усвоение новых знаний
Планируемые предметные результаты: - относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству;
- осознанно, правильно читают целыми словами;
- называют малые жанры фольклора;
- дают определение слову «загадки»;
Планируемые метапредметные результаты
Познавательные: анализируют;
- устанавливают причинно – следственные связи;
Регулятивные: - выполняет действие самооценки;
- ставят цель урока при помощи учителя;
Коммуникативные: - взаимодействуют в паре;
- устанавливают доброжелательные отношения в группе.
Планируемые личностные результаты: стремятся к совершенствованию собственной речи;
Оборудование урока: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, конверты с пословицами, ватман, клей, проектор, экран, ПК.
№ этап урока отводимое время | методы обучения | формы взаимодействия | формулирование заданий (деятельность учителя и учащихся) | планируемые результаты | планируемые способы оценивания | комментарии руководителя практики |
1.Организационный этап 1 мин. | Словесный: беседа | У: Доброе утро, дорогие читатели! Сегодня отличный день, чтобы начать его со слов «Ученье свет, а неученье тьма». Поэтому мы начинаем свой урок. Присаживайтесь на места. | ||||
2.Актуализация знаний 7 мин. | Словесный: беседа | Индивидуальная | У: На прошлом уроке мы с вами познакомились с одной из малых форм фольклора. Кто мне поможет вспомнить? Д: На прошлом уроке мы познакомились с загадками. У: Дайте определение слову «загадки». Д: Это когда предмет не называют, а рассказывают о нем, описывают его признаки так, чтобы можно было догадаться о ком или о чем идет речь. У: Что было задано на дом? Д: Сочинить одну или две загадки. У: Сейчас начнем проверку домашнего задания на оценку. Д: Демонстрируют навыки составления загадок. | - дают определение слову «загадки»; - стремятся к совершенствованию собственной речи; | Отметка | |
3.Постановка цели и задач урока. 2 мин. | Словесный: беседа | Фронтальная | У: Давайте вспомним, что такое фольклор? Д: Фольклор – это устное народное творчество. У: Какие жанры фольклора вы знаете? Д: Русские народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки. У: Отлично! Сегодня мы познакомимся еще с одним жанром устного народного творчества. Тема нашего урока «Пословицы и поговорки». Попробуйте поставить цель на урок. Д: Узнать какие есть пословицы и поговорки. У: Можно поставить конкретную цель: научиться определять малые формы фольклора - пословицы и поговорки. | - называют малые жанры фольклора; - ставят цель урока при помощи учителя; | ||
4.Первичное усвоение новых знаний 7 мин | Словесный: объяснение Словесный: объяснение Практический: работа с книгой Словесный: беседа Словесный: беседа | Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная | У: История возникновения пословиц и поговорок берет свое начало еще в глубокой древности. В давние времена народ выражал свое творчество, мудрость, используя яркие, меткие высказывания, зачастую очень короткие, но емко, глубоко выражающие суть. Пословица - это краткое выражение с поучительным смыслом. Например, любишь кататься – люби и саночки возить. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (слайд 2) Д: Варианты детских ответов. У: У пословиц есть характерные особенности, которые отличают ее от других жанров фольклора. Признаки пословицы:
Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь насмех»; «Землю красит солнце, а человека-труд». Часто эти части рифмуются. У: Есть еще интересный жанр – это поговорки. Поговорка – это обычно часть пословицы. (слайд 3) Признаки поговорки:
Например: “За двумя зайцами погнался” – делаешь много дел сразу. «Семь пятниц на неделе», «Поживём - увидим». Поговорки употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям. У: (слайд 4) Про ленивого человека мы говорим: работает спустя рукава, а про трудолюбивого - работает, засучив рукава. Какое отношение к работе имеют рукава? Оказывается, в старину одежду носили с очень длинными рукавами - так люди защищались от холода. Для работы рукава приходилось поднимать, подгибать – засучивать. У: Откройте учебник на странице 26. Прочитайте первые три строчки. Д: Читают. У: Как вы понимаете высказывание «Поговорка – цветочки, пословица – ягодки»? Д: У растений сначала появляются цветочки, а потом ягодки. Так появляется пословица, потому что поговорка — это часть пословицы. У: Хорошо. Кто-то еще хочет высказаться? У: Давайте поиграем. Сейчас на экране будут появляться картинки. Вам необходимо отгадать, о какой пословице идет речь. Что изображено на первом рисунке? (слайд 5) Д: Один мальчик катится с горки. А второй тащит сани в горку. У: Какая пословица здесь спряталась? Д: Любишь кататься, люби и саночки возить. У: Молодцы! Какая пословица спряталась за следующим рисунком? (слайд 6) Д: Ученье свет, а неученье тьма. У: Отлично! У вас отлично получается. Давайте попробуем еще. Какая пословица зашифрована на рисунке?(слайд 7) Д: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. У: Как вы понимаете смысл этой пословицы? Д: Ничто не может быть достигнуто без усилий. У: Приведите примеры из жизни. Д: Вспоминают и подбирают ситуации, раскрывающие смысл пословицы. | - относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству; - осознанно, правильно читают целыми словами; -анализируют; - устанавливают причинно – следственные связи; | Словесная похвала | |
Физ.минутка (1 мин) С добрым утром! (Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.) | ||||||
5.Первичная проверка понимания 10 мин | Словесный: беседа Практический: работа с книгой | Фронтальная Парная | У: Давайте почитаем пословицы и поговорки в учебнике на с. 26-27. Д: Читают пословицы и поговорки. У: Как вы понимаете смысл первой пословицы? Д: Необходимо защищать свою Родину. У: Обратите внимание, что пословица нам подсказывает, указывает на то, как нужно поступить в какой-либо ситуации. Можно сказать, что пословица – это народная мудрость. У: Как вы понимаете смысл второй пословицы? Д: Нужно проявить смелость, чтобы достичь победы. У: Молодцы! Теперь объединитесь в пары, прочитайте остальные пословицы на странице 26. Обсудите смысл. Д: Читают и обсуждают смысл пословиц и из учебника. У: Закончили работу в паре. Всем ли удалось понять смысл пословиц? Покажите мне «+», если все получилось и не возникло трудностей. «-» если появились сложности. При появление вопросов, необходимо обсудить смысл пословиц всем классом. | - осознанно, правильно читают целыми словами; - взаимодействуют в паре; - выполняет действие самооценки; | Оценивание знаками «+», «-» | |
6.Первичное закрепление 11 мин | Практический: упражнение Словесный: беседа | Групповая | У: Сейчас мы поделимся на команды. У каждой команды будет лист и конверт с заданием. В этом конверте будут лежать пословицы. Но к сожалению, они порвались пополам и перепутались. Ваша задача, восстановить пословицы. Д: Делятся на команды. Готовят клей. У: К концу работы, группа, которая выполнит задание без ошибок, получит награду в виде значка «Познайка». На работу в группе у вас 7 минут. Д: Анализируют и сопоставляют части пословиц. Работают в группе. Пословицы для работы в группе Поспешишь – людей насмешишь. Век живи - век учись. Терпенье и труд всё перетрут. Делу время — потехе час. Труд человека кормит, а лень портит. Грамоте учиться – всегда пригодится. Учись смолоду – пригодится в старости. Чего себе не хочешь, того и другому не делай. Добрый человек добру и учит. У: Время подошло к концу. Давайте проверять. Первая группа к доске. Обсуждение работ групп. Группа, которая сделает все правильно или же наибольшее количество пословиц, получает знак «Познайка» У: Отличная работа! (награждение победителей) | -анализируют; - устанавливают доброжелательные отношения в группе. | Награда: знак «Познайка» | |
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 1 мин | Словесный: инструктаж | Фронтальная |
| |||
8.Рефлексия (подведение итогов занятия) 5 мин | Словесный: беседа | индивидуальный | У: Что нового узнали сегодня на уроке? Д: Выполняют анализ деятельности. У: Давайте вспомним цель урока. Д: Научиться определять малые формы фольклора - пословицы и поговорки. У: Как определить пословицу? Д: Признаки пословицы:
У: Молодцы! Что такое поговорка? Д: Поговорка - это обычно часть пословицы. У: Почему пословицы и поговорки относятся к устному народному творчеству? Д: Потому что их придумал народ. У: На столах у вас лежит смайлик. Но у него нет рта. Вам необходимо его нарисовать. (слайд 8) Сейчас я прошу вас оценить свое состояние на уроке. Если смайл улыбается – значит вам было комфортно и все понятно. Если у смайла рот виде прямой линии, значит, у вас есть некоторые моменты, которые нужно уточнить. Если смайл грустный, значит возникли большие трудности и ваше настроение плохое. Д: Оценивают свое настроение. У: Ребята, хочу с вами попрощаться пословицей: «Сделали дело – гуляйте смело!» (слайд 9) | - стремятся к совершенствованию собственной речи; - относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству; - выполняет действие самооценки; | Оценка настроения «Смайл» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению Чехов "Ванька" 3 класс
Конспект рассчитан на проведение двух уроков по произведению А. П. Чехова "Ванька". На уроке проходит закрепление знания биографии автора, работа над произведением, оформление модели обложки....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/02/picture-124497-1538480451.jpg)
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин. "Зимний вечер"
Конспект урока по литературному чтению....
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/02/picture-29229.jpg)
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)
На данном уроке происходит продолжение знакомства с произведениями А.С. Пушкина и повторение произведения Зимний вечер...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/03/picture-333266-1383490077.jpg)
Конспект урока по литературному чтению для 3-го класса. К.Г. Паустовский "Кот-ворюга"
Данный материал разработан для учителей начальной школы, работающих по программе "Школа XXI века"....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/17/picture-126462-1350483822.jpg)
Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»
Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/11/picture-52450-1352628399.jpg)
Конспект открытого урока по литературному чтению "Пословицы и поговорки"
Урок литературного чтения для 2 класса -форма проведения: творческая мастерская . Продуктом урока будет являться газета "Пословицы и поговорки". Все подобранные материалы с учетом ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/01/picture-823685-1475348245.jpg)
Конспект урока по литературному чтению УМК «Перспектива» 3 класс Л.Ф.Климанова Тема урока: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».( 2 урок)
Цели и задачи урока обеспечить целостное восприятие и понимание текста; развивать умение определять главную мысль произведения, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обо...