Урок по литературному чтению "Школа России" 3 класс. Тема: "А. Блок - А. П. Чехов"
презентация к уроку по чтению (3 класс)

Иванова Ольга Яковлевна

Представлены: тетнологическая карта  и презентация урока по А. Блоку, презентация краткой биографии А.П. Чехова. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока

литературного чтения                                                                                                                                                           

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 А

Тема урока: А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

Цели урока: ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством; обучать правильному чтению стихов.

Планируемые результаты:

  • Предметные:
  • прогнозируют содержание произведения;
  • читают стихотворение, отражая настроение;
  • находят в стихотворении яркие, образные слова и выражения.
  • Личностные:
  • формируют любовь к чтению;
  • формируют познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, «Школа России»,  презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Время

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент
Словесный: слово учителя.

1 мин

Здравствуйте дети! Проверьте свою готовность к уроку, сядьте ровно и красиво.

Я желаю вам уйти с урока с новыми знаниями. И хорошим настроением.

Приветствовать учителя.

Проверять готовность к уроку.
Садиться на места.

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Постановка учебной задачи;
Словесный: слово учителя.

2 мин

У четырех черепашек четыре черепашонка

-Прочитайте скороговорку медленно, затем с ускорением (с вопросительной интонацией,  сердито и весело). Молодцы.

-А сейчас быстро, очень быстро.

Перед тем как мы приступим к изучению нового произведения, мы с вами проведем конкурс чтецов. «Воробей»

- Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам почитаю:

Кончил учитель урок,

Мирно сидит на крылечке.

Звонко кричит пастушок.

Скачут барашки, овечки.

Солнце за горку ушло,

Светит косыми лучами.

В воздухе сыро, тепло,

Белый туман за прудами.

Старый учитель сидит,

Верно, устал от работы:

Завтра ему предстоит

Много трудов и заботы.

- Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок. С жизнью и творчеством этого поэта мы познакомимся сегодня на уроке.

Размышлять над темой урока.

Воспринимать речь, обращенную к учащемуся.

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции.

Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы;

слово учителя

Практичес-

кий: выполнение упражнений;

решение задач.

Практический: физические упражнения.

Словесный: слово учителя.

Ответы на вопросы.

Словесный: слово учителя

Ответы на вопросы.

36 мин

Александр Блок – первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором - помещал в нем свои стихи, рассказы, очерки.

Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.

Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. Поэтические произведения Александра Блока переведены на многие языки мира.

Отгадайте загадку.

Скатерть бела весь мир одела. (зима)

На сегодняшнем уроке мы познакомимся со стихотворением

«Ветхая избушка»

- Как вы понимаете выражение - «ветхая избушка»?
ВЕТХИЙ - разрушающийся, негодный от старости; дряхлый.

- Рассмотрите иллюстрацию на странице 50. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно? По иллюстрации видно, что действие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей.

Самостоятельно читают стихотворение.

- Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью?   Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям очень весело играть зимой.

-Ребята, прочитайте стихотворение выразительно.

Физминутка

Ребята, а сейчас давайте немного подвигаемся под музыку, вставайте и повторяйте движения за мной.

Работа над стихотворением «Сны». 

Дети, послушайте стихотворение.

- Давайте разберем непонятные слова. Найдите значение слов:

ЛАМПАДКА - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой;

ВНЕМЛЮ - слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием;

ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ - дремота - полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза;

 ПОКРОВ - верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.

Настя, прочитай нам , пожалуйста, стихотворение.

- Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал? (Да, стихотворение И. Сурикова «Детство».)

- Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-царевич и серый волк», «Сказка о мертвой царевне...», «Спящая красавица» и др.)

- Какое настроение передано в стихотворении?(Сонное, сказочное, волшебное.)

А сейчас  давайте еще раз выразительно прочитаем стихотворение.

Работа над стихотворением «Ворона». 

Ребята, послушайте еще одно стихотворение.

- Как вы поняли, о чем это стихотворение? (В стихотворении говорится о вороне, о наступлении весны.)

- Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону? (Здесь ему помогает слово лохматой.)

- Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок?

(Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком.)

Прочитайте строчки, которыми автор показывает, что ворона была любопытна.

(Вниз на землю глядит она боком:

 что белеет под нежною травкой?)

- Какая радость у вороны? В каких строках это выражено?

(Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки...

Это все у вороны - игрушки.

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!..)

Выразительное чтение детьми 

Воспринимать речь, обращенную к учащемуся

Рассуждать на тему бережного отношения к книге.

Анализировать иллюстрацию из учебника

Размышлять надо предстоящей деятельностью.

Знакомиться с новым писателем и его произведениями

Знакомиться с эпизодами из биографии Александра Блока

Размышлять над нравственным поведением.

Объяснять смысл названия рассказа.

Давать характеристику героев.

Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину.

Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; 

делать свой нравственный

выбор.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции.

Предметные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

определение основной и второстепенной информации;

построение логической цепи рассуждений, доказательств;

извлечение из текста необходимой информации.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции.

Предметные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

определение основной и второстепенной информации;

построение логической цепи рассуждений, доказательств;

извлечение из текста необходимой информации.

Домашнее задание

Словесный: слово учителя.

1 мин

Ребята, сейчас откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: читать произведение выразительно.

Записывать домашнее задание

Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

2 мин

- В каком возрасте А. Блок написал первые стихотворения?

- Какое стихотворение А. Блока больше всего понравилось?

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок.

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы

Оценивать свои достижения

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Годы жизни Антон Павлович Чехов – великий русский писатель. Он родился в 1860 году, а умер в 1904 году. 44 1

Слайд 2

Место рождения Антоша родился в Таганроге. Дом Чехова в Таганроге 2

Слайд 3

Мальчик родился в семье купца*. *Купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи. СЕМЬЯ Отец - Павел Егорович Чехов Мать - Евгения Яковлевна Чехова 3

Слайд 4

Сидят с лева направо: брат писателя Михаил, сестра Мария, отец Павел Егорович, мать Евгения Яковлевна, жена дяди Митрофана Егоровича Людмила Павловна, их сын Георгий. Стоят: брат писателя Иван, Антон Павлович, старшие братья Николай и Александр, дядя Митрофан Егорович. СЕМЬЯ Чеховых 4

Слайд 5

ОБРАЗОВАНИЕ Будущий писатель учился в Московском университете и стал врачом. Чехов в студенческие годы 5

Слайд 6

Работа врачом Антон Чехов любил работу врачом и всю свою жизнь лечил людей в разных уголках России. А. П. Чехов у постели больного ребенка 6

Слайд 7

Путешествия Писатель много путешествовал по стране и хорошо знал, как живут люди и в городе, и в деревне. 7

Слайд 8

ТЕМЫ РАССКАЗОВ Много рассказов писатель посвятил детям и русской природе. 8

Слайд 9

Кроме рассказов Чехов писал пьесы, которые идут на сценах многих театров мира. Пьеса «Дядя Ваня» Пьеса «Дядя Ваня» 9


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

У четырех черепашек четыре черепашонка

Слайд 2

Александр Александрович Блок

Слайд 7

Антон Чехов «Весной» С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна. Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Река надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня завтра заревёт. Деревья голы, но уже живут, дышат. В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах, пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лёд. Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесную или лазить на деревья и привязывать там скворечни. Да, всё хорошо в это счастливое время года, в особенности если вы любите природу...

Слайд 8

Работали успешно! Настроение отличное !



Предварительный просмотр:

Антон Павлович Чехов «Весной»

С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна.

Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями.

Река надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня - завтра заревёт. Деревья голы, но уже живут, дышат.

В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах, пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лёд.

Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесную или лазить на деревья и привязывать там скворечни. Да, всё хорошо в это счастливое время года, в особенности, если вы любите природу...

Антон  Павлович Чехов «Весной»

С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна.

Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями.

Река надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня - завтра заревёт. Деревья голы, но уже живут, дышат.

В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах, пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лёд.

Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесную или лазить на деревья и привязывать там скворечни. Да, всё хорошо в это счастливое время года, в особенности, если вы любите природу...

У четырёх черепашек четыре

черепашонка.

У четырёх черепашек четыре

черепашонка.

У четырёх черепашек четыре

черепашонка.

У четырёх черепашек четыре

черепашонка.

У четырёх черепашек четыре

черепашонка.

У четырёх черепашек четыре

черепашонка.

У четырёх черепашек четыре

черепашонка.

У четырёх черепашек четыре

черепашонка.

У четырёх черепашек четыре

черепашонка.

У четырёх черепашек четыре

черепашонка.

У четырёх черепашек четыре

черепашонка.

У четырёх черепашек четыре

черепашонка.

У четырёх черепашек четыре

черепашонка.

У четырёх черепашек четыре

черепашонка.

У четырёх черепашек четыре

черепашонка.

У четырёх черепашек четыре

черепашонка.

У четырёх черепашек четыре

черепашонка.

У четырёх черепашек четыре

черепашонка.

У четырёх черепашек четыре

черепашонка.

У четырёх черепашек четыре

черепашонка.

У четырёх черепашек четыре

черепашонка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Тема урока: «ПРИРОДА – ЛЮБИМАЯ И ЖИВАЯ».

Предмет: литературное чтение. Начальные классы.Тип: урок "открытия"нового знанияЖанр урока: интегрированныйВид урока: урок-размышление...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "А.А.Блок-На лугу"

Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока: А.Блок. « На лугу»Цели урока: продолжить знакомить уч-ся со стихотворениями о весне;развивать навыки правильного,выразительного чтения,память,внимание,мы...

Конспект урока по литературному чтению. 3 класс. Тема : А. Блок "Ветхая избушка"

Целью данного урока является познакомить учеников 3 класса с жизнью и творчеством А. Блока, обучать выразительному и правильному чтению стихов....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Тема: Агния Барто «В театре». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.Барто «В театре»; вспомнить о жизни итворчестве поэтессы; совершенствование навыка осознанного и выразительн...

Конспект урока по литературному чтению ,2 класс Тема «Отражение темы Родина в произведении И.С. Никитина «Русь»

Конспект урока по литературному чтению ,2 классТема «Отражение темы Родина в произведении И.С. Никитина «Русь»Тип урока: изучение нового материала.Задачи: воспитание любви к Родине и...