Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (4 класс)

Иванова Офеля Расимовна

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» Базовый уровень, начальное общее образование, 4 класс, 132 часа

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения
    Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286)
  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол № 1/15 от 08.04.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию) (ред. от 28.10.2015)
  3. Рабочая программа по литературному чтению к предметной линии учебников для 1 – 4 классов общеобразовательной школы авторов-составителей Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкина, 4 кл., г. Москва, «Просвещение», 2019 г.
  4. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций  в 2-х частях. /Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова / - Москва, «Просвещение», 2018 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_4_klass.docx455.96 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\новые титульники скан 26.10.21 г\чтение.jpeg

  1. Содержание учебного предмета

Вводный урок по курсу (1 ч)

Летописи. Былины. Жития.(8 ч) «И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...»,«И вспомнил Олег коня своего...»,«Ильины три поездочки», «Житие Сергия Радонежского»

Чудесный мир классики (18 ч) П. П. Ершов «Конёк-горбунок», А. С. Пушкин «Няне», «Туча»,«Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»,«Ашик-Кериб», Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень», А. П. Чехов «Мальчики»

Поэтическая тетрадь (9 ч) Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». А. А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь», Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...», А. Н. Плещеев «Дети и птичка». И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...», Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...», И. А. Бунин «Листопад»

Литературные сказки (12 ч) В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», П. П. Бажо «Серебряное копытце», С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Делу время - потехе час (7 ч) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»  В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

Страна детства (6 ч) Б. С. Житков «Как я ловил человечков». К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М. М. Зощенко «Ёлка»

Поэтическая тетрадь (4 ч) В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». С. А. Есенин «Бабушкины сказки». М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

Природа и мы (10 ч) Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»  А. И. Куприн «Барбос и Жулька» М. М. Пришвин «Выскочка», Е. И. Чарушин «Кабан», В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Поэтическая тетрадь (5 ч) Б. Л. Пастернак «Золотая осень». С. А. Клычков «Весна в лесу». Д. Б. Кедрин «Бабье пето». Н. М. Рубцов   «Сентябрь». С. А. Есенин «Лебёдушка»

Родина (4 ч) И. С. Никитин «Русь»,  С. ,Д. Дрожжин «Родине».А. 3. Жигулин «О, Родина! В неярком  блеске», Б А. Слуцкий «Лошади в океане»

Страна Фантазия (6 ч)  Е С. Велтистов «Приключения Электроника». К.Булычев «Путешествие Алисы»»  

Зарубежная литература (12 ч)  Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.-Х Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера».  С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете»

2.  Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

1. Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:

1.1. Гражданско-патриотического воспитания:

  1. становление ценностного отношения к своей Родине - России;
  2. осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
  3. сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
  4. уважение к своему и другим народам;
  5. первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

1.2. Духовно-нравственного воспитания:

  1. признание индивидуальности каждого человека;
  2. проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
  3. неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

1.3. Эстетического воспитания:

  1. уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
  2. стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

1.4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  1. соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
  2. бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

1.5. Трудового воспитания:

  1. осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

1.6. Экологического воспитания:

  1. бережное отношение к природе;
  2. неприятие действий, приносящих ей вред.

1.7. Ценности научного познания:

  1. первоначальные представления о научной картине мира;
  2. познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

2. Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:

2.1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

  1. базовые логические действия:

сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

  1. базовые исследовательские действия:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

  1. работа с информацией:

выбирать источник получения информации;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

2.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

  1. общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

готовить небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

  1. совместная деятельность:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

2.3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

  1. самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий;
  2. самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные результаты

Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.

К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.

Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

  1. осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
  2. прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
  3. читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
  4. различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
  5. читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
  6. использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
  7. ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
  8. для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
  9. для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
  10. использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
  11. для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
  12. для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
  13. использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
  14. для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
  15. для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
  16. ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
  17. различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
  18. передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
  19. участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

  1. осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
  2. осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  3. высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
  4. устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
  5. составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

  1. осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
  2. вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
  3. составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. работать с тематическим каталогом;
  2. работать с детской периодикой;
  3. самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  1. распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
  2. отличать на практическом уровне прозаический текст
    от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
  3. различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
  4. находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

  1. воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
  2. сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
  3. определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  1. создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
  2. восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
  3. составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
  4. составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

  1. вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
  2. писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
  3. создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
  4. создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
  5. работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

3.Тематическое планирование

п/ п

Тема/раздела

Кол-во

часов

Модуль программы воспитания «Школьный урок

ЭОР/

ЦОР

Форма текущего контроля

Кол-во часов к/р

Кол-во

пр/ р и л/р, р/р

Кол-во часов проектная / исследовательская деятельность

Форма промежуточной аттестации

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

Акция «Безопасная дорога»

Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др.

ОАО «Издательство «Просвещение», 2014.

https://prosv.ru/

«Просвещение»

1

2

Летописи. Былины.     Жития.

8

День солидарности в борьбе с терроризмом

Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др.

ОАО «Издательство «Просвещение», 2014.

https://prosv.ru/

«Просвещение»

Тест.

3

Чудесный мир классики

18

Социально-благотворительная акция «День пожилых людей»

Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др.

ОАО «Издательство «Просвещение», 2014.

https://prosv.ru/

«Просвещение»

Тест.

1

4

Поэтическая тетрадь

9

День матери.

Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др.

ОАО «Издательство «Просвещение», 2014.

https://prosv.ru/

«Просвещение»

Тест.

5

Литературные сказки

12

День Героев России и День неизвестного солдата

Новогодний праздник.

Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др.

ОАО «Издательство «Просвещение», 2014.

https://prosv.ru/

«Просвещение»

Тест.

6

Делу время - потехе час

7

Веселые каникулы.

Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др.

ОАО «Издательство «Просвещение», 2014.

https://prosv.ru/

«Просвещение»

Тест.

7

Страна детства

6

Игровые перемены.

Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др.

ОАО «Издательство «Просвещение», 2014.

https://prosv.ru/

«Просвещение»

Тест.

8

Поэтическая тетрадь

4

Профилактические мероприятия: «Внимание - дети!»

Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др.

ОАО «Издательство «Просвещение», 2014.

https://prosv.ru/

«Просвещение»

Тест.

9

Природа и мы

10

Беседа  по профилактике ЗОЖ

Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др.

ОАО «Издательство «Просвещение», 2014.

https://prosv.ru/

«Просвещение»

Тест.

10

Поэтическая тетрадь

5

Веселые каникулы

Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др.

ОАО «Издательство «Просвещение», 2014.

https://prosv.ru/

«Просвещение»

Тест.

11

Родина

4

Весенняя Неделя Добра. Чистый поселок – чистая планета

Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др.

ОАО «Издательство «Просвещение», 2014.

https://prosv.ru/

«Просвещение»

Тест.

12

Страна Фантазия

6

Единый классный час – «Космос – это мы. Гагаринский урок»

Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др.

ОАО «Издательство «Просвещение», 2014.

https://prosv.ru/

«Просвещение»

Тест.

13

Зарубежная литература

12

 Классный час «Вот и стали мы на год взрослее»

Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др.

ОАО «Издательство «Просвещение», 2014.

https://prosv.ru/

«Просвещение»

Тест.

1

Всероссийская проверочная работа

Итого:

102

3

4. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№ урока

Тема

Дата

Примечание

По плану

По факту

Вводный урок по курсу. (1ч)

1

1

Вводный урок. Акция «Безопасная дорога»

Летописи. Былины. Жития. (8 ч)

2

1

Летописи. «И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...»

3

2

Летопись «И вспомнил Олег коня своего...»  День солидарности в борьбе с терроризмом

4

3

«И вспомнил Олег коня своего...» (продолжение).

5

4

Былина – жанр устного народного творчества.

6

5

Былина «Ильины три поездочки».

7

6

Входной контроль.

8

7

Работа над ошибками. «Житие Сергия Радонежского»- памятник древнерусской литературы.

9

8

«Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя. Обобщение по разделу: «Летописи. Былины. Жития»

Чудесный мир классики (18 ч)

10

1

Чудесный мир классики. П.П. Ершов. «Конёк-Горбунок» (отрывок).

11

2

Характеры главных героев в  сказке П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».

12

3

Сходство русских  народных  сказок и  авторской сказки П. П.Ершова «Конёк-Горбунок».

13

4

А. С. Пушкин. Стихи об осени. Настроение,  выраженное в стихах.

14

5

А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..».

15

6

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

16

7

Волшебные  сказки: народные и литературные.  А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

17

8

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей.

18

9

«Что за прелесть эти сказки!..».  Сказки А. С. Пушкина. Социально-благотворительная акция «День пожилых людей»

19

10

М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека».

20

11

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей.

21

12

Средства художественной выразительности в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб».

22

13

Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Проверка техники чтения.

23

14

Л.Н. Толстой. «Как мужик убрал камень». Умный и находчивый  герой.

24

15

Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики».

25

16

А. П. Чехов «Мальчики». Составление плана.

26

17

Отличие рассказа от сказки.

27

18

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

Поэтическая тетрадь (9 ч).

28

1

Тоска по родине и красоте родной природы в лирике .

Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид…».

29

2

Ф. Тютчев.  «Как неожиданно и ярко…».

30

3

А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении  «Весенний дождь», «Бабочка».

31

4

Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..»,  «Где сладкий шепот…».

32

5

Картина сельского быта. А. Н. Плещеев. «Дети и птичка».

33

6

Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина  «В синем небе плывут над полями…».

34

7

Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…». День матери.

35

8

Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина  «Листопад».

36

9

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Литературные сказки (12 ч)

37

1

В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке».  День Героев России и День неизвестного солдата

38

2

Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке».

39

3

Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»..

40

4

В. М. Гаршина «Сказка о жабе и  розе».

41

5

Описание. Его роль в раскрытии характеров главных  героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и  розе».

42

6

Описание. Его роль в раскрытии характеров главных  героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и  розе».

43

7

П. П. Бажова «Серебряное копытце». Особенности речи героев сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце».

44

8

Промежуточный контроль.

45

9

Работа над ошибками. С. Т. Аксаков.  «Аленький цветочек».

46

10

Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».

47

11

Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».

48

12

Обобщение по разделу «Литературные сказки». Новогодний праздник

Делу время - потехе час (7 ч)

49

1

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

50

2

Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца. Веселые каникулы.

51

3

В. Ю. Драгунский «Главные реки».

52

4

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка».

53

5

Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

54

6

Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных.

55

7

Обобщение по разделу «Делу – время,  потехе – час».

Страна детства (6 ч)

56

1

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей.

57

2

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых.

58

3

К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».

59

4

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев.

60

5

М. М. Зощенко. «Елка». Комическое в рассказе.

61

6

Обобщение по разделу «Страна детства». Игровые перемены.

Поэтическая тетрадь (4 ч)

62

1

Тема детства в произведениях В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». Профилактические мероприятия: «Внимание – дети!»

63

2

Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки».

64

3

Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».

65

4

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Природа и мы (10 ч)

66

1

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».

67

2

Отношения человека и птицы в  рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»

68

3

Отношения человека и птицы в  рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш».

69

4

А. И. Куприн. «Барбос и Жулька».

70

5

Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька».

71

6

Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка».

72

7

Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении.

73

8

Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип».

74

9

Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип».

75

10

Обобщение по разделу «Природа и мы». Беседа  по профилактике ЗОЖ

Поэтическая тетрадь (5 ч)

76

1

Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень».

77

2

С. А. Клычков «Весна в лесу».

78

3

Д. Б. Кедрин «Бабье пето». Н. М. Рубцов «Сентябрь».

79

4

С. А. Есенин «Лебёдушка».

80

5

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Веселые каникулы

Родина (4 ч)

81

1

И. С. Никитина «Русь».

82

2

С. Д. Дрожжин «Родине». Весенняя Неделя Добра. Чистый поселок – чистая планета

83

3

А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»

84

4

Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане». Обобщение по разделу: «Родина»

Страна Фантазия (6 ч)

85

1

В мире фантастики. Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». Единый классный час – «Космос – это мы. Гагаринский урок»

86

2

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». Реальность и фантастика.

87

3

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». Характер героя, его поступки и их мотивы

88

4

Фантастическая повесть. Кир Булычев «Путешествие Алисы».

89

5

Кир Булычев «Путешествие Алисы».

90

6

Обобщение по разделу «Страна Фантазия».

Зарубежная литература (12 ч)

91

1

Д. Свифт «Путешествие Гулливера».

92

2

Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера».

93

3

Г.-Х. Андерсен «Русалочка».

94

4

Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка».

95

5

Поступки, действия персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка».

96

6

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

97

7

Тема первой любви  в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера».

98

8

Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»

99

9

Библейские сказания. С. Лагерлеф. «Святая ночь».

100

10

Сказания о Христе. С. Лагерлеф. «В Назарете».

101

11

Итоговый контроль.

102

12

Работа над ошибками. Обобщение по разделу «Зарубежная литература».  Классный час «Вот и стали мы на год взрослее»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....