Рабочая программа по литературному чтению на родном языке
рабочая программа по чтению (1 класс)
Рабочая программа + КТП для 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_literaturnoe_chtenie_na_rodnom_yazyke.docx | 36.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по учебному предмету
«Литературное чтение на родном языке (русском)»
УМК «Перспектива»
- Планируемые результаты освоения учебной программы
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Обучающиеся научатся:
- осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);
- читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;
- правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
- моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- высказывать свое отношение к героям произведения с помощью учителя, опираясь на личный опыт.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Обучающиеся научатся:
- пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
- восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
- составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- сочинять рассказы по рисункам;
- сочинять короткие истории на заданную тему по вопросам педагога.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Обучающиеся научатся:
- различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);
- отличать прозаический текст от поэтического; находить различия между научно-познавательным и
художественным текстом;
- называть героев произведения, давать характеристику.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- наблюдать за языком художественного произведения;
- находить слова, помогающие ярко и точно изображать природу;
- отличать прозаический текст от поэтического;
- распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения
В области познавательных УУД (общеучебных)
Обучающиеся научатся:
- ориентироваться в произведениях;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- рассказывать небольшие тексты, создавать модель произведения, отражающую тему, жанр и название
произведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- воспринимать прослушанное или прочитанное произведение;
- читать самостоятельно небольшие произведения и детские книги объёмом 1-2 страницы;
- воспринимать духовно-нравственные, эстетические и морально-этические ценности и идеалы (на
примерах поступков героев литературных произведений русских авторов
В области коммуникативных УУД
Обучающиеся научатся:
- оформлять свои мысли в устной на уровне предложения или небольшого текста;
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать тексты русских произведений
Обучающиеся получат возможность научиться:
- работать в паре, группе;
- выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)
Обучающиеся научатся:
- осуществлять итоговый контроль (что сделано) и пооперационный контроль (как выполнена каждая
операция, входящая в состав учебного действия)
Обучающиеся получат возможность научиться:
- оценивать результаты деятельности;
- анализировать собственную работу;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием
В области личностных УУД
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к уроку литературного чтения на родном языке; первоначальные
представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах; восприятие семейных традиций, в т.ч. в семейном чтении;
- чувство любви к природе родного края;
- основы для развития творческого воображения.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- интереса к чтению;
- мотивации обращения к произведениям на родном языке.
- Содержание учебного предмета, курса
Содержательные блоки | Характеристика основного содержания |
читательской деятельности | Аудирование (слушание) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению. Чтение. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания, логического ударения. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное) в соответствии с целью чтения. Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. Работа с разными видами текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Библиографическая культура. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книгапроизведение, книгасборник, собрание сочинений, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в русской литературе. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. |
речевого общения) | Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе русских фольклорных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ на заданную тему. |
письменной речи) | Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку, использование в письменной речи выразительных средств языка, рассказ на заданную тему, отзыв. |
пропедевтика (практическое освоение) | Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев). Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. |
| Произведения устного народного творчества русского народа. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной детской литературы, уроженцев родного края, доступные для восприятия младших школьников. Научно-популярные и учебные тексты о писателях, поэтах, написанные для младших школьников и/или доступные для их восприятия. Основные темы детского чтения: фольклор русского народа, произведения о Родине, природе, детях, животных, добре и зле, юмористические произведения. |
- Тематическое планирование
№п/п | Название темы урока | Характеристика основной деятельности | Примечание |
Великий, могучий русский язык – родной язык русского народа (6 ч.) | |||
1 | «С чего начинается Родина» М. Матусовский. С чего начинается Родина. В. Степанов. Что мы Родиной зовём. Пословицы и поговорки о Родине. Путешествие по страницам детского журнала «Большая переменка». |
Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. | |
2 | «Русский язык – родной язык русского народа» М. Крюков. Много языков на свете разных. Сухарев А. Сказка о Великом могучем русском языке. Пословицы и поговорки о языке и речи, о силе доброго и злого слова. | Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. | |
3 | К. Ушинский. «Наше отечество». | Слушать рассказы учителя на основе иллюстрации. Подбирать самостоятельно слова, близкие по смыслу к слову «отечество». Читать текст самостоятельно. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Пересказывать текст на основе опорных слов. Определять главную мысль текста. Соотносить её с пословицей.Объяснять своими словами смысл этого текста. | |
4 | В. Крупин. «Первоучители словенские». История славянской азбуки. «Первый букварь». | Читать текст самостоятельно. Определять известную и неизвестную информацию в тексте. Рассказывать о том, что было неизвестно, в паре. | |
5 | Л. Н. Толстой. Рассказы для детей. | Знать другие рассказы из азбуки Л. Толстого. Находить рассказы из азбуки Л. Толстого в учебнике. Находить книгу Л. Толстого в библиотеке | |
6 | К. Д. Ушинский Поучительные рассказы для детей. | Читать названия рассказов К. Ушинского. Объяснять смысл названия рассказов. Читать самостоятельно рассказы. Соотносить главную мысль рассказов с названием рассказа. Придумывать свои рассказы на основе жизненных ситуации. | |
Стихи русских поэтов: (4 ч.) | |||
7 | Стихи русских поэтов: А. Л. Барто «Помощница», «Игра в слова». | Рассматривать выставку книг находить нужную книгу. Рассказывать о книге. Читать наизусть знакомые стихи. Читать самостоятельно. Определить на основе самостоятельного выбора понравившееся произведение. Определять настроение стихотворения. Находить слова, которые помогают передать настроение. Читать стихотворение, отражая настроение | |
8 | Стихи русских поэтов: С.В. Михалков «Котята». | ||
9 | Веселые стихи Б. В. Заходера. «Два и три». | ||
10 | Веселые стихи В. Д. Берестова. | ||
Устное народное творчество (10 ч.) | |||
11 | Малые фольклорные жанры. Считалки, прибаутки. | Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия. | |
12 | Заклички – приговорки, небылицы – перевертыши. «Водят мыши хоровод», «На улице», «Музыканты», «Коза – хлопота», «Совушка», «Скок – поскок», «Конь», «Зайка», «Гости», колыбельные. | Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия. | |
13 | Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. | Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам. Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание. | |
14 | Песенки. Русские народные песенки. Герои песенок. | Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном. Объяснять название произведения. Составлять рассказ на заданную тему. | |
15 | Докучные сказки: «Про белого бычка | Уметь обобщать и делать выводы. Формулировать главную мысль произведения. | |
16 | Сказки авторские и народные. Е. Чарушин. «Теремок», | Читать сказку по ролям. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную оценку. Называть действующих лиц сказки | |
17 | Русская народная сказка «Рукавичка». | Обсуждать поведение героев. Находить главную мысль. Подбирать пословицы к произведению. | |
18 | Русская народная сказка «Петух и собака». | Обсуждать поведение героев. Находить главную мысль. Подбирать пословицы к произведению. | |
19 | Сказки А.С. Пушкина. | Обсуждать поведение героев. Находить главную мысль. Подбирать пословицы к произведению. Воспринимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу. Читать произведение с выражением. Высказывать свои мысли о произведениях и их героях. Соотносить произведение и фамилию автора | |
20 | Сказки А.С. Пушкина. | ||
Стихи о весне (3 часа) | |||
21 | Апрель, апрель. 3венит капель! А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна», А. Плещеев «Сельская песенка». | Воспринимать на слух художественное произведение. | |
22 | Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель». | Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном. | |
23 | Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е Трутневой. | Воспринимать на слух художественное произведение. | |
О братьях наших меньших (8 ч) | |||
24 | С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак…». | Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации. Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших. Выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |
25 | В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку». | ||
26 | М. Пляцковский «Цап Цара-пыч», Г. Сапгир «Кошка». | ||
27 | В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», | ||
28 | С. Михалков «Важный совет». | ||
29 | Д. Хармс «Храбрый ёж», | ||
30 | Н. Сладков «Лисица и Ёж», | ||
31 | С. Аксаков «Гнездо». | ||
Творческая мастерская ( 2 ч.) | |||
32 | Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык» Итоговая работа | определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость, позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата | |
33 | Инсценирование русской народной сказки | Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; проявлять индивидуальные творческие способности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс...
Рабочая программа по Литературному чтению на родном языке (русском) 1 класс "Школа России"
Рабочая программа...
Рабочая программа. Курса "Литературное чтение на родном языке" для 3 класса с ЗПР 7.1
Данная программа расчитана для учеников 3 класса с ЗПР варианта 7.1...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 3 класс.
Программа рекомендована для общеобразовательных школ с УМК Школа России для ведения предмета "Литературное чтение на родном языке" в 3 классе....
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3-4 классы
Рабочая программа содержит все необходимые разделы и приложения....
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке
Рабочая программа для 4 класса...