рабочая программа " Литературное чтение на родном языке"
рабочая программа по чтению (4 класс)
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 1-4 классов является частью Основной образовательной программы (начального, основного) общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_literaturnoe_chtenie_na_rodnom_yazyke.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новогремяченская средняя общеобразовательная школа»
Хохольского района Воронежской области
«РАССМОТРЕНА» на педсовете Протокол №1 от 30.08.2021 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы ___________________О.В.Подорожняя приказ № - от 30.08.2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке»
Уровень образования (класс) начальное общее, 4 класс
Количество часов: 18
Срок реализации программы 1 год
Составитель:
учитель начальных классов
Матвиенко Л.Н. 1КК
2021-2022 учебный год
- Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции преподавания русского языка на родном языке (русском) в Российской Федерации, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требованиями основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Новогремяченская СОШ», Примерной программы по предмету «Родной язык (русский)», входящая в образовательную область «Родной язык и родная литература» авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В., Романовой В.Ю., Ковган Т.В., учебного плана МКОУ «Новогремяченская СОШ» на учебный год.
В систему предметов общеобразовательной школы предметная область «Литературное чтение на родном языке» включена приказом Минобрнауки от 31.12.2015 года №1577.
УМК:
1.Авторская программа Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, ПетленкоЛ.В., Романовой В.Ю., Ковган Т.В. по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке», входящая в образовательную область «Родной язык и родная литература». 2.Сборник рабочих программ 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2019.
3.Литературное чтение. В 2-х частях Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение» 4 класс.
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 1-4 классов является частью Основной образовательной программы (начального, основного) общего образования МКОУ «Новогремяченская СОШ». В соответствии с учебным на изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в 4 классе отводится 17 часов (исходя из 34 рабочих недель по 0,5 ч в неделю).
Главной целью изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» является воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)»
Личностные результаты:
принятие патриотических ценностей, ощущение себя гражданами многонационального государства России;
овладение знаниями о культуре русского народа, уважительное отношение к культурам и традиционным религиям народов России;
усвоение основных морально-нравственных норм русского народа, умение соотносить их с морально-нравственными нормами других народов России;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
уважительное отношение к семейным ценностям, проявление доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.
Предметные результаты:
понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций многонациональной и мировой культуры;
формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
формирование читательской компетентности, потребности в систематическом чтении;
овладение чтением вслух и про себя, приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения:
- с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
- с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
- с извлечением необходимой, значимой информации (поисково-просмотровое чтение);
- умение устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.
-умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
-умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
- ориентироваться в содержании художественного, учебного и научнопопулярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (для всех видов текстов);
- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов);
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
- составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
- составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
- различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица и др.), приводить примеры этих произведений;
- находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
- создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание;
- писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва.
- Содержание учебного предмета
Круг детского чтения в рабочей программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотивации к чтению и созданием условий для формирования смыслового чтения. Тексты отобраны с учетом их доступности восприятию детей младшего школьного возраста. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова: от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определенную нравственно-эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырех лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений классической и современной отечественной литературы, включая писателей и поэтов родного края.
Практический компонент цели обучения чтению как опосредованной форме общения на родном языке предполагает развитие у учащихся умения читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации.
Однако при обучении чтению важно не только формирование у учащихся необходимых навыков и умений, обеспечивающих возможность чтения как опосредованного средства общения, но и привитие интереса к этому процессу.
Виды речевой и читательской деятельности: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Литературоведческая пропедевтика: различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приемов (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет и др.) и понимание причин их использования.
Элементы творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Раздел 1. Россия - наша Родина.
С.Михалков «Государственный гимн Российской Федерации» В.Гудимов «Россия, Россия, Россия» Фольклор нашего народа.
Раздел 2. Фольклор нашего народа.
Виды устного народного творчества. Былины. Особенности былинных текстов. Былина «Волхв Всеславович». Былина «Вольга Святославич» Славянский миф. Особенности мифа. Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» Песня-слава «Русская земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море» Пословицы о Родине, о подвиге, о славе. Творческий проект на тему «Россия - родина моя».
Раздел 3. О братьях наших меньших.
Е.И. Носов. Хитрюга. В.В. Бианки. Сумасшедшая птица. В.П. Астафьев. Зорькина песня Г.А. Скребицкий. Кот Иваныч. К.Г. Паустовский. Теплый хлеб. Викторина по разделу «О братьях наших меньших».
Раздел 4. Времена года.
В.Бианки «Лесная газета» Литературная гостиная. И. Анненский. Снег. М.М.Пришвин. Рассказы о весне. Рассказы Н.И. Сладкова. Лес не школа, а всему учит. Проект «Любимое время года».
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов |
Россия - наша Родина. 2ч | ||
1 | С.Михалков «Государственный гимн Российской Федерации». | |
2 | В.Гудимов «Россия, Россия, Россия». | |
Фольклор нашего народа. 5ч | ||
3 | Виды устного народного творчества. Былины. Особенности былинных текстов. Былина «Волхв Всеславович». Былина «Вольга Святославич». | |
4 | Славянский миф. Особенности мифа. | |
5 | Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». | |
6 | Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» Песня-слава «Русская земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море». | |
7 | Пословицы о Родине, о подвиге, о славе. Творческий проект на тему «Россия-родина моя». | |
О братьях наших меньших. 5ч | ||
8 | Е.И. Носов. Хитрюга. | |
9 | В.В. Бианки.Сумасшедшая птица. | |
10 | В.П. Астафьев. Зорькина песня. | |
11 | Г.А. Скребицкий. Кот Иваныч. | |
12 | К.Г. Паустовский. Теплый хлеб. Викторина по разделу «О братьях наших меньших» | |
Времена года. 6ч | ||
13 | В.Бианки «Лесная газета». | |
14 | Литературная гостиная. И. Анненский.Снег. | |
15 | М.М.Пришвин. Рассказы о весне. | |
16 | Рассказы Н.И. Сладкова. Лес не школа, а всему учит. | |
17 | Проект «Любимое время года». | |
Итого: | 18ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Литературное чтение на родном языке" 1-4 классы УМК "Школа России"
Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего о...
Методическая разработка «Рабочая программа Литературное чтение на родном языке " для 3 класса
Актуальность рабочей программы. Родная литература – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством х...
Рабочая программа Литературное чтение на родном языке , 4 класс
Литературное чтение на родном языке в 4 классе - часть единого курса обучения предмету "Литературное чтение". Начальный курс помогает детям осмыслить их речевую практику, д...
Рабочая программа «Литературное чтение на родном языке» 3 класс
Программа учебного предмета разработана для образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом литературное чтение‚ изуч...
Рабочая программа Литературное чтение на родном языке (русском) 1 класс ФГОС
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» для обучающихся 1б класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «...
Рабочая программа "Литературное чтение на родном языке "(русском)
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) составлена на основе авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение»...
Рабочая программа "Литературное чтение на родном языке" для 2 класса по программе "Школа России"
Представлена рабочая программа и КТП по литературному чтению на родном языке для 1 и 2 класса по программе "Школа России"...