Урок литературного чтения В.В. Бианки «Синичкин календарь».
план-конспект урока по чтению (1 класс)
В.В. Бианки «Синичкин календарь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse_gurova_e.yu_.docx | 44.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 1 классе
Тема: Л.Н. Толстой «Солнце и ветер», В.В. Бианки «Синичкин календарь».
Цель: ознакомление с произведениями о родной природе, формирование умений видеть красоту родной природы, выраженную в художественном слове.
Задачи: 1. Развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению, работать над выразительностью, учить читать вдумчиво.
2. Продолжить обучение детей различным видам чтения («цепочкой», по ролям, выборочно), умению пользоваться толковым словарём, давать точные ответы на поставленные вопросы; определять точку зрения автора.
3. Учить выражать своё отношение к произведению, к автору.
4. Развивать эмоциональную сферу (умение чувствовать красоту слова), воображение, учить детей видеть красоту природы.
- Воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края, доброту.
УУД
Познавательные: выполнять выразительное чтение прочитанного произведения, различать жанр текста, устанавливать причинно-следственные связи, осознанно строить речевое высказывание на основе прочитанного текста, ориентироваться в учебниках и литературных источниках, сравнивать предметы, предполагать тему произведения, извлекать из текста необходимую информацию, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, строить логическую цепь рассуждений, извлекать информацию из рассказа учителя.
Личностные: самоопределяться, осознавать значимость чтения, проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, развивать самооценку на основе критериев успешности, выражать свои эмоции.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью, применять навыки делового сотрудничества в группе, учитывать разные мнения, вступать в диалог (отвечать на вопросы), сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре (группе), формулировать и аргументировать свое мнение, сотрудничать с товарищами при выполнении упражнений, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, осуществлять самопроверку работы, осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном, оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки, осуществлять самопроверку работы.
Оборудование: учебник, тетради, аудиозапись голоса большой синицы, листочки, шаблоны для изготовления моделей обложки, солнце.
Ход урока.
Этап урока | Содержание Деятельность учителя (включая задания для учащихся) | Деятельность учащихся | Результат (УУД) |
1. Организацион-ный момент (1- 2 мин.) Актуализация знаний | - Здравствуйте, ребята! Настал новый день. Улыбнитесь друг другу… Выдохните все беспокойство… Вдохните свежесть морозного утра, тепло солнечных лучей. Пойдем в мой край, -Эти замечательные стихи написал наш земляк – Орловский поэт Дмитрий Иванович Блынский. Его имя носит наша школа. - Кто из вас догадался, произведения на какую тему мы сегодня будем читать? Как называется новый раздел? -Прочитайте название раздела в учебнике. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. -О природе -Произведения о родной природе -Дети читают | Познавательные: предполагать тему произведения. Личностные: самоопределяться. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2. Речевая разминка (2 мин.) | Пропоем гласные: А-о-у-ы И-э-ю-я О-э-и-у Повернитесь ко мне спиной и повторите за мной слоги и слова: Ла-ра дом-том Ло-ро Дима-Тима Лу-ру кадушка-катушка Игра «Топни-хлопни». Если услышите звук [р] – хлопните в ладоши, звук [л] – топните одной ногой: Ворона, сорока, галка, грач, сойка, сорока, дрозд, - Что объединяет все эти слова? | Выполняют задания учителя –Названия птиц | |
3. Работа с текстом до чтения (3 мин.) Антиципация | - А как называется первое произведение, вы узнаете, если отгадаете загадки. 1. Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, А зовут тебя все … (солнце) 2. Без рук, без ног, Под окном стучится, В дом просится. (ветер) -Сегодня мы будем читать произведение «Солнце и ветер» - Откройте учебник на стр. 33 - Кто написал это произведение? Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в имении Ясная Поляна. Большую часть своей жизни провёл писатель в своем имении. По своему происхождению Лев Николаевич принадлежал к знаменитому дворянскому роду. В семье Льва Николаевича, было ещё трое сыновей: Николай, Сергей, Дмитрий и дочь Мария, сестра писателя. Но дети рано осиротели. Воспитательницей детей стала их дальняя родственница. Она и сохранила детские сочинения Л.Н.Толстого. - Рассмотрите иллюстрации. - О чем будет идти речь в этом произведении? | Отгадывают загадки. Открывают учебник. Отвечают. Работают с иллюстрацией. Высказывают предположения. | Познавательные: ориентироваться в учебниках, сравнивать предметы, предполагать тему произведения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью Личностные: осознавать значимость чтения, проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывать свою точку зрения. Коммуникативные: формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать разные мнения.
|
4. Работа с текстом во время чтения (3 мин.) | - Чтение учителем - Каким словом можно заменить слово «прежде»? Посмотрите в словаре.
- Какие предположения оправдались? - О чем спорили солнце и ветер? | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Работают со словарем. -Кто из них сможет раздеть человека.
| Познавательные: извлекать из текста необходимую информацию; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; строить логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы). |
5. Работа с текстом после чтения (10 мин.) |
- Удалось ли ветру раздеть человека? Найдите предложение в тексте и прочитайте. - Почему человек разделся? Найдите предложение в тексте и прочитайте.
- Прочитайте задание. - Выполните, работая в парах. - Какие слова вы выписали про ветер? - Дайте характеристику ветру. Какой он? - Какие слова вы выписали про солнце? - Что вы можете сказать о солнышке? Какое оно? -Рассмотрите иллюстрации. Как их можно озаглавить? Работа по вариантам. 1 в.- подберите название к первой иллюстрации 2 в. – подберите название ко второй иллюстрации - Давайте проверим. - Солнце приносит нам свет и тепло. -К какому жанру можно отнести это произведение? Почему? - О чем эта сказка? - Ребята, как характеризует сказка «Солнце и ветер» писателя Л.Н.Толстого? - Каким вы его себе представляете? | Читают текст по абзацам. Отвечают и зачитывают предложения. Зачитывают задание. Читают текст «про себя». Выполняют зад.1 в тетради – в паре. Проверяют, отвечают на вопросы. Подбирают заголовки к иллюстрациям по вариантам.
Отвечают на вопросы | Познавательные: выполнять выразительное чтение прочитанного произведения, осознанно строить речевое высказывание на основе прочитанного текста, извлекать информацию из рассказа учителя, различать жанр текста. Личностные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное, оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, развивать самооценку на основе критериев успешности. Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, формулировать и аргументировать свое мнение. Регулятивные: осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном, осуществлять самопроверку работы. |
6. Физминутка (2 мин) | - Руки подняли и покачали - | Выполняют движения. | Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении упражнений. |
В.Бианки «Синичкин календарь» 7. Работа с текстом до чтения (4 мин.) Антиципация | А давайте сейчас устроим птичий гомон в лесу. Повторяйте за мной: -Чиви-чиви! Чиби-чиби! -Чи-чи! Чи-чи! -Дро-дро! Дро-дро! -Те-тер! Те-тер! -Гра-гра! -Чай-чай-чай! -Сквор-сквор! - А вот так поет синица: (звучит аудизапись) -Зинь-зинь-тан! – поет синица. Сегодня у нас на уроке герои следующего произведения. Хотите их послушать? Синичка. Я – веселая синица, Я морозов не боюсь. Даже в минус двадцать пять, Буду песни распевать. Зовут меня Зинька, потому что я люблю петь «зинь-зинь-зинь!». Воробей. Мы воробьи. Мы с вами круглый год. Нас ни жара, ни холод не берёт. Пускай, как соловьи, мы не поём, Зато семьёю дружною живём. Смотри, Зинька, какая красивая новогодняя елка у нас сегодня в лесу! Сегодня праздник-Новый год! Синичка. А что такое Новый год? Воробей. Самый большой праздник в году Солнце возвращается к нам и начинает свой календарь. Январь – начало календаря. Синичка. А что такое календарь? Воробей. Какая ты еще маленькая! Календарь – это расписание работы солнышка на весь год. Год состоит из месяцев. Январь – это первый месяц года. Синичка. Мне всё понятно, теперь я знаю, что такое календарь! − А вы, ребята, поняли, что такое календарь? - Давайте посмотрим значение этого слова в Толковом словаре С.И.Ожегова.
- Кто были героями диалога? А наблюдать за ними мы будем глазами исследователя, натуралиста и замечательного русского писателя Виталия Валентиновича Бианки. - По иллюстрациям и названию подумайте, о чем это произведение? - Как вы думаете, у синицы есть свой календарь? - На это вопрос ответим позже. | Дети повторяют за учителем. Дети слушают диалог. Дети зачитывают значение слова «календарь»
Дети высказывают свое мнение Рассматривают иллюстрацию. Высказывают предположения. | Познавательные: извлекать информацию из рассказа учителя, ориентироваться в литературных источниках. Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы), участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью. |
8. Работа с текстом во время чтения (6 мин) | Словарная работа Кафтан – старинная тёплая мужская одежда (короткое пальто) - Послушайте произведение «Синичкин календарь» - Какие предположения оправдались? - В каком месяце происходит действие произведения? - Чтение текста «по абзацам». - Как автор назвал синичку? Объясните. - Почему? - Почему Зинька запела? Прочитайте. -О чем предупредил Зиньку старый воробей? Прочитайте. -Кого из этих героев можно назвать старшим и мудрым? Почему? (воробей; он делал предупреждение Зиньке) - Дайте характеристику Зиньке. Какая она? -О чем пела Зинька? -Ребята, о чем нам хотел рассказать автор? | Пытаются объяснить смысл словарного слова.
Читают текст, отвечают на вопросы, обосновывают свой ответ.
-Весёлая, беззаботная, молодая, неопытная… -О смене «кафтана» -Об изменениях в природе; о том, что старшие дают хорошие советы и к ним нужно прислушиваться) | Познавательные: осознанно строить речевое высказывание на основе прочитанного текста. Коммуникативные: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
9. Работа с текстом после чтения (7 мин) | - Смоделируем обложку к этому произведению. Работаем в группах. - Проверим - Кто автор произведения? -Как называется произведение? - К какому жанру относится это произведение? - Какова тема сказки? - Сравните свои обложки с образцом. - Оцените работу в группах. - Прочитайте задание 1 в рабочей тетради на с. 20 - Поработайте в группах - Приглашаю представителя от каждой группы. Под нашим солнышком прикрепим эти слова. Выглянуло солнышко Веселое яркое Пригревало немножко С крыш повисли сосульки Заструилась вода. - Выполните задание 2 на с. 20. - Какое слово записали? - От какого слова произошло слово «пташечка»? - Кого называют птахой? - Чем отличается слово птаха от слова пташечка? - Чтение по ролям. - Как вы думаете, кто из героев прав и почему? - Есть ли у синички календарь, о котором мы читали в толковом словаре? - О каком календаре говорится в сказке? - В. В. Бианки сочинил сказку «Синичкин календарь», в которой мы наблюдаем за изменениями в природе в каждый из 12 месяцев года глазами синички Зинька. Это помогает нам лучше понять жизнь природы. Прочитать о путешествиях Зиньки вы можете узнать, прочитав эту книгу. | Моделируют обложку, используя шаблоны. -Сказка о природе Сравнивают свою модель с эталоном и оценивают. Читают задание. Работают в группах. От каждой группы выходит представитель, берет сочетания слов и прикрепляет к доске. Записывают слово в тетрадь, отвечают на вопросы учителя. Читают текст по ролям. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. Рассматривают книгу. | Познавательные: самостоятельно делать простые выводы. Личностные: выражать свои эмоции. Коммуникативные: слушать и понимать других; применять навыки делового сотрудничества в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Регулятивные: оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки, осуществлять самопроверку работы. |
X. Итог урока (2 мин) | -Какие произведения мы прочитали? - Кто их авторы? -Что объединяет произведения Л.Н.Толстого и В.В. Бианки? - Л.Н.Толстой жил почти на 100 лет раньше В.В.Бианки, но они очень любили родную природу и написали о ней много замечательных произведений. | Отвечают на вопросы | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
XI. Рефлексия (2 мин) | Солнышко светило сегодня на уроке для вас. Оно очень хочет вас согреть своими лучиками еще больше. Кому на уроке было комфортно – прикрепите к нашему солнышку длинные лучики Кто чего-то не понял – средние лучики. Кому было непонятно – короткие лучики. | Оценивают свою деятельность и прикрепляют листочки. | Личностные: адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "Музыкант"В. Бианки
Урок литературного чтения для 2 класса с презентацией...
Урок литературного чтения В.В.Бианки "Сова" 3-й класс
Тема: В.В.Бианки "Сова"Цели: 1) познакомить с содержанием сказки В.В.Бианки «Сова», показать неразрывную связь человека и природы; формировать представление об особом виде литературных сказок – с...
презентация к уроку литературное чтение на тему "Бианки,мышонок пик"
презентация к уроку литературное чтение на тему "Бианки,мышонок пик"...
Конспект к уроку литературного чтения В. В.Бианки « Мышонок Пик»
Тема урока: В. В.Бианки « Мышонок Пик»Цели урока: знакомство с творчеством Виталия Бианки, раскрыть содержание сказки « Мышонок Пик», на примере прочитанной сказки показать, что в своих пр...
Урок литературного чтения Виталий Валентинович Бианки "Сова"
На уроке литературного чтения по произведению В.В. Бианки "Сова" учащиеся научатся прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, восприним...
Урок литературного чтения В.В.Бианки "Музыкант"
Урок литературного чтения во 2 классе по программе "Школа России"...