Урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Бадеева Туяна Гомбоевна

Л. Н. толстой «Лев и собачка»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Л. Н. толстой «Лев и собачка»75.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

 Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности

Планируемые результаты

Предметные:

научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами

из текста

Метапредметные:

познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения

Личностные:

пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Образовательные ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

– Прозвенел звонок на урок. Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. (Создание ситуации успеха)

 – Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

Психологически настраивает учащихся класса на урок

Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя

Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения

II. Проверка

домашнего задания

Вот новый день и новый час,

Урок литературного чтения  новый.

Но старый друг у нас в гостях –

Мудрейший человек и мастер слова.

– О каком писателе эти слова? Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)

- Как он относится к людям?

Нашим помощником будет эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны". Прочитайте его про себя.

- Что помогают понять эти слова? (Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)

- Ребята,  с какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились?

- А насколько внимательно мы изучили эти произведения, мы узнаем,  проведя тестирование. У вас на партах лежат тесты, отметьте правильные ответы. На работу вам даётся 4 минуты.

- Проверка: взяли в руки карандаш, поставили себе «+» рядом с правильным ответом.

«Акула», «Прыжок»

Выполняют тестовые задания

Самопроверка

Владеют логическими действиями.

Анализируют содержание  рассказов.

Осуществляют самопроверку.

III. Постановка учебной задачи / Разминка

- Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.

- А сейчас прочитайте стихотворение про себя

Бедная собака – бросили её
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог!
Перед неё, бедной,
Нет уже дорог.

Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Грустно, печально.) Почему? (Ответы детей.)

– А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.

– В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки.

Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей)

– А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили.

       Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных».

 - Сейчас я включу голос животного, а вы определите, принадлежит ли он собаке. А какому животному принадлежит? (звучит рычание льва) (ответы детей)

- Да вы правы, это голос льва. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей).

Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.

-  Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет. 

- Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?

– О чём нам может рассказать заголовок? (О хищном льве и маленькой собачке.)

– Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?

– Что означает слово «быль»?

– Посмотрите,  могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

Читают стихотворение

Читают стихотворение про себя

Чтение стихотворения хором

Беседа

 

Прослушивание

Читают название.

Рассуждают о содержании произведения.

– Это быль – то, что  было; рассказ о действительном происшествии.

Владеют логическими действиями.

Прогнозируют содержание рассказа по за-головку и иллюстрациям. Владеют навыками работы со справочной литературой. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

Высказывают свое мнение.

III. Изучение нового мате-

риала. 1. Первичное восприятие

текста.  

2. Словарная

работа

– Я предлагаю вам послушать историю, которая  произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».

– После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль?

Прослушивание записи рассказа

– Понравился рассказ?

– Ребята, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

– Смысл каких слов вам был непонятен?

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

– Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем эта быль?

– Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

– Какой эпизод показался вам самым напряженным?

– Назовите главных героев были.  

– Где происходит действие?

– Было ли вам кого-нибудь жалко?

Физкультминутка

Все ребята дружно встали         (Выпрямиться)

И на месте зашагали.                 (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись,          (Встать на носки, потянуться.)

А потом назад прогнулись.       (Прогнуться назад, руки за голову.)

Как пружинки мы присели       (Присесть.)

             И тихонько разом сели              (Выпрямиться и сесть.)

Внимательно слушают.

Делятся своими впечатлениями.

Определяют совместно

с учителем толкование слов.

– О любви и привязанности животных друг к другу.

– Печаль, грусть, тревогу.

– Лев и собачка.

– В зверинце.

Выполняют физкультминутку

Принимают

и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Владеют навыками работы со справочной литературой.

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

 IV. Продолжение работы над темой.

Анализ произведения

Работа в парах

(составить диалог героев)

- В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки  и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных.

- Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?

 Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста.

 - Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки?
    –
(Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки)

 – Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место.
   
– Ему стало её жалко, она ему понравилась.

- Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление.

Проверка. (на голове детей маски льва и собаки)

Выполняют задания, отвечают на вопросы.

– Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…

– Умный взгляд собачки был как просьба не есть ее. Собачка очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.

Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию.

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения.

Составляют диалог животных при первой встречи

Работа с иллюстративным материалом

– Как лев относился к собачке?

– Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.)

Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится?
   
– Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку

 Как выглядят животные?
   
– Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится,  лев её защитит.

- А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?
    – Дружба животных. Нам вместе очень весело.

– Она понравилась льву.  Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.

– Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст.

– В дружбу.

 Как повёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.

– С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.)

– Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. (Дал новую собачку.)

– Почему он убил другую собачку? (Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.)

- Отчего лев умер?
  
  – Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.

 Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?
    – Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.

Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.

– Собачка заболела

и умерла.

– Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

– Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться

в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать.

Высказывают свое мнение.

 Работа в группах

1, 3 группа – сочинить четверостишье про животных по рассказу.

а) “Лев и собачка друзья лучших лет,
Лев и собачка прекрасный дуэт.
Дружат они без ссор и без драк,
Любит лев собачку так”

б) Лев и собачка хорошие друзья,
Им расстаться никак, никак нельзя.
А через год собачка умерла,
Зачем и почему? Лев спрашивал себя.
И от тоски он погубил себя.

2, 5 группа портрет героя – льва

3, 6 группа портрет героя – собачки

– Какой конец в этой истории? (Печальный.)

– Эта история настоящая трагедия. А трагедия – это…

– Кого вам сейчас жалко? Почему?

– Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу?

Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют сердце, они все понимают,  чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее  нас.

Отвечают на вопрос.

Полно и точно выражают свои мысли

V. Домашнее

задание

- Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы?

Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Выполнить задание в рабочей тетради, с. 40

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осуществляют поиск средств достижения цели

VI. Итог урока.

Рефлексия

-– А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

- У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах и выберите образ того льва, который вам запомнился больше.

- Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе?

Какова была цель писателя?

 (ответы детей: Чтобы мы пожалели животных… Посочувствовали им...)

Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? (К нашим чувствам.)

- Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.

Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, они дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?

 Закончите фразы.

Сегодня на уроке:

•  Я узнал…

•  Я научился…

•  Мне понравилось…

   •  Новыми знаниями я смогу поделиться…

Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! 

Делают выводы и обобщения.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Формулируют ответы на вопросы.

Владеют навыками самоанализа

ТЕСТ       уч - ся 3 класса  __________________________________

Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.

(Акула)

1. Как мальчики оказались в открытом море?

А. Они упали в воду с корабля.

Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания. 

2. Когда отца охватил страх за жизнь сына?

А.  Когда один из мальчиков стал тонуть.

Б. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам. 

3. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?

А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.

Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил. 

(Прыжок)

     4.  Почему мальчик залез на мачту корабля?

  А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.

  Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.

     5. Как отреагировал капитан на поступок сына?

         А. Он был безразличен.

         Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»

     6. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?

         А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.

         Б. Он заплакал.

ТЕСТ       уч - ся 3 класса  __________________________________

Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.

(Акула)

1. Как мальчики оказались в открытом море?

А. Они упали в воду с корабля.

Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания. 

2. Когда отца охватил страх за жизнь сына?

А.  Когда один из мальчиков стал тонуть.

Б. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам. 

3. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?

А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.

Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил. 

(Прыжок)

     4.  Почему мальчик залез на мачту корабля?

  А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.

  Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.

     5. Как отреагировал капитан на поступок сына?

         А. Он был безразличен.

         Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»

     6. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?

         А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.

         Б. Он заплакал.

ТЕСТ уч - ся 3 класса  __________________________________

Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.

(Акула)

1. Как мальчики оказались в открытом море?

А. Они упали в воду с корабля.

Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.

2. Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?

А. Он стоял и любовался своим сынишкой. Когда  сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»

Б. Он был недоволен забавами своего сына и его товарища в открытом море. И кричал им, чтобы они вернулись на корабль.

3. Когда отца охватил страх?

А.  Когда один из мальчиков стал тонуть.

Б. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.

4. Почему, когда все пытались спасти мальчиков, артиллерист стоял, не предпринимая ничего?

А. Его сковал страх за детей, за сына.

Б. Ему было все равно, что происходило в море.

5. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?

А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.

Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.

(Прыжок)

6.  Почему мальчик залез на мачту корабля?

А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.

Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.

7. Когда мальчик опомнился?

    А. Когда в народе кто – то вдруг ахнул от страха.

    Б.  Когда открыл глаза.

8. Как отреагировал капитан на поступок сына?

    А. Он был безразличен.

    Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»

9. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?

    А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.

    Б. Он заплакал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...