технологическая карта урока
консультация по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гашейская СОШ»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 КЛАСС
ТЕМА: П. П. ЕРШОВ «КОНЕК-ГОРБУНОК»
2021
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для повторения отдельных, связанных с созданием сказки, сведений из жизни писателя; научить сопоставлять характеры героев, выявлять мотивы их поступков, интерпретировать события; развивать самостоятельность, умения выразить мысль, высказать согласие (несогласие) с чужой мыслью, сотрудничать в группе; воспитывать желание следовать высоким нравственным идеалам | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся: сопоставлять характеры героев, выявлять мотивы их поступков, интерпретировать события, пересказывать основное содержание произведения, читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения | Метапредметные: Познавательные: ориентироваться в художественной книге; самостоятельно и целенаправленно выбирать книги; осуществлять поиск необходимой информации в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция); соотносить произведения живописи с литературным текстом. Регулятивные: самостоятельно составлять план урока: определять тему, цели и задачи урока, планировать действия по выполнению задач урока, оценивать выполненные действия, фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке с помощью шкал, значков «+» и «–», «?». Коммуникативные: соблюдать правила взаимодействия в паре и группе | Личностные: осмысливать нравственные ценности сказки; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Что вы узнали о П. П. Ершове? Где он родился? Где учился? – Какое произведение сделало его известным писателем? – В каком году впервые напечатана сказка «Конек-горбунок»? – Почему П. П. Ершова называют «автором одного произведения»? – Подумайте, можно ли сказку «Конек-горбунок» назвать народной? Почему? Значит, какая это сказка? – Назовите героев этой сказки. Можете использовать рисунки, которые вы нарисовали дома. – Почему героев сказки я разделила на две | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку. – П. П. Ершов написал одну сказку, несмотря на это он показал себя гениальным талантливым сказоч- – Это авторская, литературная сказка. – Герои сказки отрицательные и положительные | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
II. Сообщение темы урока. Определение целей | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке? – Каков жанр этого произведения? – С какой целью была написана эта сказка? Какова ее основная мысль? – Прочитайте тему урока. – Сегодня мы продолжим работать с произведением П. П. Ершова «Конек-горбунок». В ходе работы выявим тип сказки и проанализируем яркие образы героев и составим их характеристику, выстроим сюжетную композицию сказки и определим основную мысль. Что мы должны сегодня сделать на уроке? | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – На прошлом уроке мы познакомились с произведением Петра Павловича Ершова «Конек-горбунок». – Это сказка. – Перед нами возникла проблема: проанализировать сказку и определить основную мысль | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Беседа по теме урока | Проводит беседу по теме урока. – Какие бывают сказки? – Чем же отличается авторская сказка от народной сказки? – Какие приемы народной сказки использованы в сказке? – Какие виды народных сказок вам знакомы? – К какому виду отнесем сказку П. П. Ершова «Конек-горбунок»? – Нам сегодня нужно определить основную мысль сказки. Какие действия мы должны предпринять на первом этапе, чтобы раскрыть смысл сказки? – Что же происходит в сказке? О чем она повествует? – Конек-горбунок выступил как яркий образный персонаж сказки. Как мы его можем охарактеризовать? – А каких героев сказки мы еще знаем? – Давайте выясним, каким характером обладают Иван, конек-горбунок, царь. Для этого каждой группе предстоит выполнить задание. Перечитывая знакомый эпизод сказки, попробуйте рассказать классу о том, каким вы увидели героев сказки, свое утверждение доказывайте словами из текста | Отвечают на вопросы учителя. – Сказки бывают народные и авторские. – В авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. В такой сказке очень яркие персонажи: у каждого из них свой характер и поступки. – Автор в сказке использует свои замыслы и приемы, персонажей наделяет характерной речью, которая дает представление о них. – При построении автор выдерживает особенности композиции. Но П. П. Ершов использовал приемы народной сказки. – В этой сказке автор использует устаревшую – В этой сказке, так же как и в народных сказках, присутствует зачин. – Как и в народных сказках, число 3 является магическим: третий сын, на третий день. – Главными героями являются Иван – простой русский парень и конек-горбунок – его верный друг и помощник (подобный персонаж всегда присутствует в русских народных сказках). – Народные сказки бывают волшебные, бытовые, о животных. В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, события в нем фантастические. Задача жанра – показать, что добро побеждает зло. В бытовых сказках главным героем выступают несколько человек (иногда человек и животное). События в сказке – из реальной жизни, Задача жанра – высмеять недостатки героев. В сказках о животных главные герои – животные. События взяты из реальной жизни. Задача жанра – высмеять поведение героев, за которыми стоит человеческий характер. – По типу сказка «Конек-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей сказке приемы, применяемые в народной сказке. – Чтобы понять смысл сказки, нам необходима работа над сюжетной организацией и композицией. Коротко пересказывают сюжет. – Конек-горбунок – верный друг, без его помощи Иван не смог бы выполнить задания. Работают в группах. Выступление групп по алгоритму. 1. Место героя в произведении. 2. Характеристика героя. 3. Внешний облик. 4. Социальное и материальное положение героя. 5. Интересы героя: занятия, цель в жизни, уровень развития героя. 6. Мир чувств героя: отношения с окружающими людьми, внутренние переживания, чувства, эмоции героя. 7. Какие черты личности выявляются в произведении: с помощью портрета, в речевой характеристике, через поступки героя/героев, с помощью предыстории и биографии героя. 8. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
IV. Анализ смысловых частей произведения | Проводит беседу по построению сюжетной линии произведения. – Как построена сказка? На какие части можно ее поделить? О чем мы узнаем из каждой – Какую роль играет присказка в сказке? – Обратите внимание, что присказка читается по-особому – скороговоркой, а сама сказка рассказывается обычным разговорным тоном. – Далее в сказке следует экспозиция. Это часть сюжета, логически предшествующая завязке. Она намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав и взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя. – Назовите животное, появление которого послужило завязкой в этом произведении? – Какие перипетии начинаются в сказке с Иваном и его другом – коньком-горбунком? – Развязка в этой сказке как во всех волшебных сказках: добро побеждает зло. В этой сказке Иван за все страдания получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем, а прежний царь «сварился в молоке» | Пересказывают смысловые части текста. Находят (интуитивно) «сюжетные вехи» – экспозицию, завязку, перипетии героев, кульминацию и развязку. – Сначала мы выделяем особую часть, которая никак не связана с развитием основного события. «За горами, за лесами, за широкими морями…» – это начало присказки. Присказка представлена в сказке восемью первыми строками. – Присказка представляет шутливое, забавное вступление, настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание. По стилю присказка ритмизована, богата звукописью. – Появление кобылицы послужило завязкой. Завязка событий начинается практически сразу, с того момента, когда кобылица родила Ивану «двух коней золотогривых» и конька-горбунка. – Братья украли коней и повели их на продажу. Иван догнал братье на коньке-горбунке. Ивана царь назначил главным в конюшенном заводе, и сразу у него появляется враг, который начинает строить Ивану козни. – Кульминация для Ивана наступает в этой сказке не один раз. Иван вынужден привезти Жар-птицу, Царь-девицу, достать кольцо девицы со дня моря, а напоследок Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию |
V. Викторина по содержанию сказки | Задает вопросы викторины. – Чем вам понравился конек-горбунок? Иван? – Чем кобылица отблагодарила Ивана? – По какой причине царь взял Ивана на службу во дворец? – Какого роста был конек-горбунок? Длина его ушей? – Что за чудо-огонек увидели братья в поле? – Как звали братьев Ивана? их отца? – Кто стал врагом Ивана во дворце? По какой причине? – За что была наказана рыба-кит? – Кто из персонажей был родственником Месяца и Солнца? И в каком родстве они состояли? – Что было в трех котлах, в которых купались Иван и царь? – Что произошло с царем и Иваном после | Отвечают на вопросы викторины. – Кобылица родила ему двух златогривых коней и конька-горбунка. – Никто кроме Ивана не мог справиться с златогривыми конями, которых он продал царю. – 3 вершка (около 13 см), аршин (71 см). – Перо Жар-птицы. – Данила и Гаврила. Отца – Петр. – Царский спальник, из зависти, так как Иван занял его место. – Рыба-кит наказана за то, что проглотила 3 десятка кораблей. – Царь-девица была родственницей Месяца и Солнца: «Месяц – мать мне, Солнце – брат». – В котлах была вода студеная, вода вареная и молоко, вскипяченное ключом. – Царь умер, а Иван стал красавцем и женился на Царь-девице | Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мнение и позицию |
VI. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Подготовить выразительное чтение одного из отрывков по выбору. Выполнить задание в рабочей тетради (с. 25) | Внимательно слушают, задают уточняющие | Принимать, сохранять учебные |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения, подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: – Понравилась ли вам сказка? – Чему учит эта сказка? Какова основная мысль сказки? – Подумайте, похожа ли сказка Ершова на русские народные сказки? Чем? – Какие герои сказки «Конек-горбунок» пришли из русских народных сказок? – А нет ли сходства с другими литературными сказками? – А. С. Пушкин, прочитав в 1834 году сказку Ершова, сказал: «… теперь этот род сочинений мне можно и оставить…» Как вы можете прокомментировать эти слова? – Эта сказка действительно стала классикой, ее читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы начнете осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. – Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее. – Эта волшебная сказка о простом русском пареньке, который попадает в трудные ситуации, но благодаря своему другу, коньку-горбунку, преодолевает все трудности и получает заслуженную награду. – Из русских народных сказок пришли такие герои: три сына, Жар-птица, царь, Царь-девица, Иван, друг-помощник главного героя. – Многое взял П. П. Ершов из старинных народных сказок, которые слышал в детстве от рассказчиков-крестьян. – Эта сказка похожа на литературные сказки | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Федотова В.А. Технологические карты для 1 класса
Данный материал может быть использован при диагностике ЗУН первоклассников. В таблицах в графах ежемесячно отмечается уровень развития формируемых умений и навыков (В – высокий, С – средний, Н – низ...
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...