Развитие внимания на уроках литературного чтения
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
В данном материале представлены упражнения для развития внимания, которые можно использовать на уроках литературного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vnimaniya_na_urokah_chteniya.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие внимания на уроках чтения»
Гений – это внимание.
Не важно, кто это сказал, важно, что это так.
Роль внимания при чтении исключительно велика. Внимание определяет также в значительной степени эффективность многих других видов человеческой деятельности. Внимание – один из признаков воли. Степень сосредоточения или организации внимания есть показатель скорости чтения.
По образному выражению К.Д.Ушинского, «внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира».
Итак, внимание играет огромное значение в жизни человека. Именно с его помощью другие психические процессы становятся полноценным. Где нет внимания, там нет и сознательного отношения человека к тому, что он делает.
Внимание бывает 3-х видов:
Непроизвольное внимание характеризуется тем, что направленность и сосредоточенность психической деятельности носят непроизвольный характер, т.е. не ставит цель быть внимательным. Непроизвольное внимание возникает само собой, когда действующие раздражители ярко отличаются от общего монотонного «серого» фона или когда предмет-раздражитель интересен и занимателен. Например, непроизвольное внимание вызывает громкий сигнал сирены на улице, красочная реклама, интересный рассказ или остросюжетная книга. Другой пример: за бортом корабля в открытом море появляется стая резвящихся дельфинов. Моряк, стоящий на вахте, в подробностях может пересказать траекторию прыжков дельфинов из воды, хотя наблюдение за ними и не входило в его обязанности. Его внимание непроизвольно фиксировало необычные факты.
Произвольное внимание мотивировано и направляется на объект под влиянием принятых решений и поставленных целей. Оно – результат нашего намерения, целевого усилия воли. Произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного, что не мешает ему, однако, быть тесно связанным с нашими чувствами, интересами и прежним опытом. Но если интересы при непроизвольном внимании являются интуитивно-непосредственными, то при произвольном они носят в основном характер опосредованный. Это интерес цели, интерес последующего затем результата деятельности. Сама деятельность может не занимать нас, но так как её выполнение необходимо для решения поставленной задачи, она зачастую становится и увлекательной.
Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер, но не требует для реализации постоянных волевых усилий. Например, иногда при чтении с трудом удаётся удержать внимание на содержании: оно трудно, скучно и даже не особенно для нас важно. Но вот в какой-то момент, незаметно для себя, мы перестаём делать усилие, читаем без напряжения и предмет чтения увлекает нас. Внимание из произвольного стало послепроизвольным. Из сказанного следует, что обычный процесс чтения сопровождается постоянными колебаниями внимания, которые в значительной степени и определяют темп и качество чтения. При чтении текста непроизвольное внимание зависит главным образом от автора, его мастерства, а произвольное – от самого читателя. Таким образом, внимание предопределяет психологическую активность читателя, его настроенность и готовность. Вместе с этим оно сильно влияет и на понимание текста, и на точность и глубину усвоения содержания. При чтении очень важно не только направлять внимание, но и поддерживать его длительное время.
Высокая степень сосредоточенности внимания называется его концентрацией. От концентрации внимания зависит и успех быстрого чтения. Ей способствуют относительная тишина и отсутствие отвлекающих факторов. Продуктивность внимания определяется общим состоянием человека, его эмоциональной настроенностью: если он утомлён или чем-то расстроен, ему трудно добиться хорошей концентрации внимания. Поэтому рекомендуется читать на свежую голову и под хорошее настроение, а если это невозможно, то предварительно немного отдохнув. Нужно уметь чередовать занятия: чтение, отдых, письмо и т.д. Наконец, внимание зависит и от содержания читаемой книги, статьи, учебного текста. Если они непонятны читателю, внимание падает.
Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объёма усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.
Умение концентрировать своё внимание помогает ребёнку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.
Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.
Одной из главных проблем начальной школы является развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семьях этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье.
Ребёнок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – всё это может привести к несформированности произвольного внимания и в последствии к проблемам в учебной деятельности.
Задания на развитие внимания:
1. Поиск слов в цепочке букв:
ВАНОНЕБОАРСДВЩАВЕЛЬШОПОЛЯНАВГУДБЯБЛОКОИВЕ
РВАТАНИУКСОЛНЦЕОВШГШЛЯПАЕСТТИГРЫН
ЧДОЧКАЫЕЛВХЛЕБЧРАПМЕШОКЕНПТЕНЕЦМ
ПЛЕГННИТКИЬМОРОЗПГШПОРТФЕЛЬПРВНАР
ПАЛЬМАРЛПРУЛЬПЛЛИЦОМБЬПХВЫЖЖАДНА
ЩИПЦЫМОЛОКОУЧШФДОМВРТКОТВАКНИГАЫ
2. Разделить «склеенные» между собой слова:
ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНА
КНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО
3. Разделить «склеенные» между собой предложения:
БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЁКИПОГОДАХОРОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЁПЛЫМЛУЧАМ
4. Нахождение одинаковых слов: «Прочитай первое слово, найди и подчеркни в строчке такие же слова»:
полка | палка | почта | полка | пятка | пол |
мороз | моряк | мотор | море | мороз | маляр |
барин | баран | барин | барыня | барин | барон |
5. Поиск определённых букв: «Зачеркни в каждом слове повторяющиеся буквы. Прочитай то, что осталось:
«ШОЯШО ВАСЕМА ПЕТИЕЦЕАМ УЦАРУЬ!»
6. Найти в квадрате следующие слова: МЯЧ, СЛОН, ОБЛАКО, ДОМ.
м | р | о | д | б | я | ш | ъ |
ь | т | а | ы | ю | с | д | в |
о | е | н | м | я | ч | ф | и |
в | м | ш | п | у | к | л | е |
д | с | л | о | н | й | к | ч |
ф | т | м | в | с | д | о | м |
г | и | ж | ю | з | н | д | р |
п | щ | о | б | л | а | к | о |
7. Найти выделенный фрагмент и подчеркнуть:
РТАНОВПНШЕСЗБРНПВ | ||
ВПН | ЕАВДЩГЭНУЗАВПНХЖЕ | |
ЖЗВНПВПТЮХВПНТРГЕ |
6. Подчеркнуть слово, в котором есть буква «д»:
Портной, подвал, антракт, земляк.
8. Переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их:
АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, АЛКУК, ТЕЛОМАС, АНИШАМ, РОФОТЕВС, ЬЛИБОМОТВА
9. Переписать без ошибок следующие строчки и представить себе, что могли бы означать эти слова:
а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА
б) РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРА КЛАТИМОР
в) РЕТАТЕРТА ГРУММОПД ЛАЙОНОСАНДЕРА
г) ОСТИМЕРА ОСТИМАРЕ
10. «Зоркий глаз». Детям даётся отрывок в 3-4 строчки. Нужно найти и вычеркнуть (обвести, подчеркнуть и т.д.) определённую букву (заглавную и маленькую).
Задание можно давать на время.
11. Корректурная проба. Задание: «Вычёркивать вертикальной чертой буквы А, К, С».
Эта таблица называется таблицей Бурдона.
Используемая литература:
1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. «Учитесь быстро читать». – М.: Просвещение, 1991.
(стр. 93-113)
2. Дереклеева Н.И. «Родительские собрания. Начальная школа.1-4 классы».- М.:ВАКО,2004
(стр. 103-108)
3. Гаврина С.Е. и др. «Развиваем внимание». Рабочая тетрадь. – М.: «РОСМЭН»,2002.
4. Сущевская С.А. «Мамина школа». Чтение с увлечением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения и методологические приемы для развития мотивации на уроках литературного чтения.
Древняя мудрость применительно к школе гласит: «Можно привести коня на водопой, но заставить его напиться нельзя». Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать поз...
Игры как средство развития речи на уроках литературного чтения
Уроки чтения – это уроки постижения литературно-худо-жественных произведений, уроки формирования читательских интересов, уроки развития речи, где в комплексе решаются задачи образования, воспитания и ...
Творческое и эстетическое развитие детей на уроках литературного чтения
Через стихи дети учатся чувствовать красоту природы, понимать её язык, видеть образ самого автора в данном стихотворении, обогащают свой словарный запас. Некоторых детей уроки анализа стихотворе...
Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе
От успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего воспитания и обучения школьников. Главные требования к речи: содержательность, логичность, ясность, точность. И условия речевой деяте...
Мастер- класс "Использование средств ИКТ для развития интереса к урокам литературного чтения"
Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, ...
Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе.
Известно, что ребенок, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться чувствами, мыслями, а каналом связи служит общение. Осно...
Конспект урока по развитию речи (на уроке литературного чтения)
Тема урока: Учимся составлять рекомендации к чтению (Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»).Класс: 4...