Мастер- класс "Использование средств ИКТ для развития интереса к урокам литературного чтения"
статья (чтение) по теме

Кукуева Лариса Ивановна

 

        Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать, читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой.

 

Все чаще и чаще дети подменяют чтение авторского текста на просмотр одноименного мультфильма. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и быстрее, и проще, и интереснее. Но компьютер может стать и нашим помощником в развитии у детей интереса к чтению.

 

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования, да и общества в целом.

 

Использование ИКТ позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. В начальной школе игра остаётся ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и укрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны.

 

«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно.»  (А. Н. Толстой.)

 

Давайте отгадаем, какому известному писателю принадлежат эти слова.

 

В этом нам поможет рассказ-ребус.

 

Когда жил и творил этот писатель?

 

В 19 веке и в  начале 20 века, он прожил 82 года, и  многое видел за свою длинную и интересную жизнь.

 

Потомкам остались не только портреты, но и фотографии с изображением Льва Толстого. А ещё нам с вами очень повезло, потому что мы сейчас увидим кадры последних лет жизни писателя.

 

Какие рассказы мы вспомнили? Давайте посмотрим на Книжную полку, здесь лишь малая часть произведений Толстого. Предлагаю нашу виртуальную книжную полку сделать реальной, принесите в класс книги с произведениями Л.Н.Толстого.

 

Можно ли найти подобную информацию о писателе в учебнике, в школьной библиотеке?

 

В учебниках по литературному чтению практически нет информации о писателях, материальная база школ устарела, не всегда можно найти портрет нужного писателя или поэта, в школьных библиотеках нет книг детских писателей. Поэтому трудно приходится с организацией выставки книг. Для того чтобы показать детям разнообразие произведений писателя, разные оформления одного и того же произведения, приходится посетить несколько библиотек, что-то попросить принести учеников или коллег, а иногда приходится и самой покупать книги.

 

В таких условиях нам учителям приходится очень трудно. С каждым годом все труднее и труднее заинтересовать ребёнка чтением. А ведь младшему школьнику необходима наглядность при изучении новых явлений. А рассказ об интересных фактах биографии писателя служит стимулом к чтению его книг.

 

И возможности компьютерных технологий позволяют учителю быстро, а главное КАЧЕСТВЕННО, подготовить  интересный урок по любому предмету и теме.

 

 

 

Использование Интернет ресурсов, включение в процесс обучения аудио, и видео средств, позволяет реализовать не только принцип наглядности, но и значительно повышает интерес к учёбе.

 

Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении  детей. Смена ярких кадров, изображающих картины природы, исторические события или исторические места, и т.д., даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания.

 

 

 

Дети часто не понимают разницы между авторским текстом и экранной постановкой по данному произведению.

 

Предлагаю учащимся познакомиться с различными интерпретациями литературного произведения: фотоальбом «Литературное произведение в иллюстрациях художников», литературные экранизации, звукозаписи музыкальных произведений (как интерпретирующих литературное произведение, так и тех, о которых идет речь в художественных текстах). Сравнить их с оригиналом.

 

Сегодня  на уроке внеклассного чтения по книге Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» предлагаю просмотреть вам фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино» и сравнить с главами «Телёнок» и «Посылка» из книги.

 

Дети замечают несоответствие между экранизацией и литературным произведением:

 

- в мультфильме нет фрагмента, как дядя Фёдор, Шарик и Матроскин придумывали кличку телёнку;

 

- фраза, которую произносит кот Матроскин: «Я с моей Муркой  теперь ни за что не расстанусь. Я и так счастливый был, а теперь в два раза счастливей стану» - это находка сценариста, а в книге так: «Я с моей Муркой  теперь ни за что не расстанусь, - говорит кот. – Я её обязательно насовсем кулю. Это я просто так спорил. Потому что дядя Федор не прав».

 

- в мультфильме Шарик занимается дрессировкой телёнка, а по книге это делает кот Матроскин. «Шарик по лесам с фотоаппаратом бегал. Дядя Фёдор кормушки для птиц и лесных зверей мастерил. А Матроскин Гаврюшу обучал. Учил его всему. Палку в воду бросит, а телёнок принесёт. Скажет ему: «Лежать!» - и Гаврюша лежит. Прикажет ему Матроскин: «Взять! Куси!» - тот сразу бежит и бодаться начинает.»

 

 Кроме того, на уроках закрепления или на внеклассном чтении часто использую работу с кроссвордами, это может быть индивидуально задание для ученика или коллективная работа. Такая работа стимулирует учащихся внимательно прочитывать текст и вызывает эмоциональный подъем.

 

Отгадайте кроссворд по книге Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».

 

Такой подход к урокам литературного и внеклассного чтения, использование ИКТ, дает положительные результаты: каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём, отгадывание кроссвордов стимулирует учащихся внимательно прочитывать художественный текст, расширяется круг детского чтения, учащиеся самостоятельно ищут и читают другие произведения писателей.

 

Уроки литературного чтения  будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

 

В.Катаев «Дудочка и кувшинчик».

 

 Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. Работа  эта очень сложная, но очень важная и её нужно проводить систематически. От этого зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми.

 

Если каждый урок будет включать в себя средства ИКТ, то инфантильных и расторможенных детей  будет меньше.

 

 Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс  

         «Использование средств ИКТ  для развития интереса  к  урокам литературного чтения»

 

Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать, читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой.

Все чаще и чаще дети подменяют чтение авторского текста на просмотр одноименного мультфильма. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и быстрее, и проще, и интереснее. Но компьютер может стать и нашим помощником в развитии у детей интереса к чтению.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования, да и общества в целом.

Использование ИКТ позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. В начальной школе игра остаётся ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и укрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны.

«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно.»  (А. Н. Толстой.)

Давайте отгадаем, какому известному писателю принадлежат эти слова.

В этом нам поможет рассказ-ребус.

Когда жил и творил этот писатель?

В 19 веке и в  начале 20 века, он прожил 82 года, и  многое видел за свою длинную и интересную жизнь.

Потомкам остались не только портреты, но и фотографии с изображением Льва Толстого. А ещё нам с вами очень повезло, потому что мы сейчас увидим кадры последних лет жизни писателя.

Какие рассказы мы вспомнили? Давайте посмотрим на Книжную полку, здесь лишь малая часть произведений Толстого. Предлагаю нашу виртуальную книжную полку сделать реальной, принесите в класс книги с произведениями Л.Н.Толстого.

Можно ли найти подобную информацию о писателе в учебнике, в школьной библиотеке?

В учебниках по литературному чтению практически нет информации о писателях, материальная база школ устарела, не всегда можно найти портрет нужного писателя или поэта, в школьных библиотеках нет книг детских писателей. Поэтому трудно приходится с организацией выставки книг. Для того чтобы показать детям разнообразие произведений писателя, разные оформления одного и того же произведения, приходится посетить несколько библиотек, что-то попросить принести учеников или коллег, а иногда приходится и самой покупать книги.

В таких условиях нам учителям приходится очень трудно. С каждым годом все труднее и труднее заинтересовать ребёнка чтением. А ведь младшему школьнику необходима наглядность при изучении новых явлений. А рассказ об интересных фактах биографии писателя служит стимулом к чтению его книг.

И возможности компьютерных технологий позволяют учителю быстро, а главное КАЧЕСТВЕННО, подготовить  интересный урок по любому предмету и теме.

 

Использование Интернет ресурсов, включение в процесс обучения аудио, и видео средств, позволяет реализовать не только принцип наглядности, но и значительно повышает интерес к учёбе.

Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении  детей. Смена ярких кадров, изображающих картины природы, исторические события или исторические места, и т.д., даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания.

 

Дети часто не понимают разницы между авторским текстом и экранной постановкой по данному произведению.

Предлагаю учащимся познакомиться с различными интерпретациями литературного произведения: фотоальбом «Литературное произведение в иллюстрациях художников», литературные экранизации, звукозаписи музыкальных произведений (как интерпретирующих литературное произведение, так и тех, о которых идет речь в художественных текстах). Сравнить их с оригиналом.

Сегодня  на уроке внеклассного чтения по книге Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» предлагаю просмотреть вам фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино» и сравнить с главами «Телёнок» и «Посылка» из книги.

Дети замечают несоответствие между экранизацией и литературным произведением:

- в мультфильме нет фрагмента, как дядя Фёдор, Шарик и Матроскин придумывали кличку телёнку;

- фраза, которую произносит кот Матроскин: «Я с моей Муркой  теперь ни за что не расстанусь. Я и так счастливый был, а теперь в два раза счастливей стану» - это находка сценариста, а в книге так: «Я с моей Муркой  теперь ни за что не расстанусь, - говорит кот. – Я её обязательно насовсем кулю. Это я просто так спорил. Потому что дядя Федор не прав».

- в мультфильме Шарик занимается дрессировкой телёнка, а по книге это делает кот Матроскин. «Шарик по лесам с фотоаппаратом бегал. Дядя Фёдор кормушки для птиц и лесных зверей мастерил. А Матроскин Гаврюшу обучал. Учил его всему. Палку в воду бросит, а телёнок принесёт. Скажет ему: «Лежать!» - и Гаврюша лежит. Прикажет ему Матроскин: «Взять! Куси!» - тот сразу бежит и бодаться начинает.»

 Кроме того, на уроках закрепления или на внеклассном чтении часто использую работу с кроссвордами, это может быть индивидуально задание для ученика или коллективная работа. Такая работа стимулирует учащихся внимательно прочитывать текст и вызывает эмоциональный подъем.

Отгадайте кроссворд по книге Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».

Такой подход к урокам литературного и внеклассного чтения, использование ИКТ, дает положительные результаты: каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём, отгадывание кроссвордов стимулирует учащихся внимательно прочитывать художественный текст, расширяется круг детского чтения, учащиеся самостоятельно ищут и читают другие произведения писателей.

Уроки литературного чтения  будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

В.Катаев «Дудочка и кувшинчик».

 Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. Работа  эта очень сложная, но очень важная и её нужно проводить систематически. От этого зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми.

Если каждый урок будет включать в себя средства ИКТ, то инфантильных и расторможенных детей  будет меньше.

 Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.

В статье расрываются способы, формы деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе по включению  учеников в образовательный процесс, развитию их  самоопределения, а так ж...

Игры как средство развития речи на уроках литературного чтения

Уроки чтения – это уроки постижения литературно-худо-жественных произведений, уроки формирования читательских интересов, уроки развития речи, где в комплексе решаются задачи образования, воспитания и ...

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным не только его понятийно-фактологическое обновление, но и практико-ориентиров...

Мастер – класс «Работа с текстом и информацией на уроках литературного чтения»

Мастер-класс проводится с педагогами начальной школы; участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках литературного чтения в начальной школе....

Игры как средство развития речи на уроках литературного чтения

laquo; Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.И...

Мастер-класс по теме: «Практико-ориентированные задания на уроках литературного чтения, как средство повышения качества знаний учащихся»

Данный мастер- класс предназначен для учителей начальных классов с 1-4 классы. Педагог может  использовать  метод "Кубик- Блума" не только на уроках литературного чтения, но и на л...