Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе
статья по чтению по теме
От успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего воспитания и обучения школьников. Главные требования к речи: содержательность, логичность, ясность, точность. И условия речевой деятельности: наличие материала для высказывания, потребность в высказывании, владение средствами языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_na_urokakh_literaturnogo_chteniya.docx | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Удельнинская гимназия
Раменского муниципального района Московской области
Развитие речи на уроках литературного чтения
в начальной школе
Шитова Ирина Николаевна,
учитель начальных классов,
высшая категория.
«Главным результатом учения в малолетней школе должно быть умение выражать свои мысли словесно и отчасти письменно, охота к учению, и чистая детская нравственность».
К. Д. Ушинский
Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Как увлечь детей изучением языка? Ответ на этот вопрос ищут многие педагоги, так как главная задача – научить детей мыслить, говорить, рассуждать.
От успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего воспитания и обучения школьников. Главные требования к речи: содержательность, логичность, ясность, точность. И условия речевой деятельности: наличие материала для высказывания, потребность в высказывании, владение средствами языка.
Слова К.Д. Ушинского о том, что «приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотиться к такой беседе» есть, по моему мнению, одна из важнейших задач школы. Уроки чтения в начальной школе призваны решать вопросы формирования у учащихся не только читательской самостоятельности, составляющей основу читательской деятельности, но и развития речевых умений, связанных с воспроизведением прочитанного художественного произведения и создание своего собственного высказывания на основе прочитанного. Органическая связь читательской и речевой деятельности младшего школьника обусловлена психологической природой чтения как вида речевой деятельности, направленного на восприятие слова, извлечение смысла, понимание замысла автора, осмысление своего отношения к читаемому.
Работа по программе УМК «Начальная школа XXI века» позволяет на каждом уроке литературного чтения решать целый комплекс задач, направленных на литературное образование и развитие речи каждого ученика. При этом в центре каждого урока находится ученик и его становление как читателя.
«Не писателей, а читателей должна готовить школа, - читателей, размышляющих над прочитанным и умеющих поделиться в живом слове плодами и своего чтения, и размышления. Есть прочные знания, есть осмысленная начитанность, будут и свои мысли. Есть умение выражать их живым словом, найдётся и умение, в случае надобности, выразить их письменно» (В.П. Шереметевский)
Из этих слов русского методиста следует, что начинающий читатель должен научиться хорошо читать, работать с текстом любого произведения, понимать содержание произведения и авторскую точку зрения, размышлять о прочитанном и выражать свою точку зрения, выполнять творческие работы в связи с чтением тех или иных произведений для того, чтобы понять художественный образ, событие и в целом идею произведения, определить сначала, как описан предмет, какими словами, а затем понять, какую роль в его оценке они играют, в каком смысле употребляются. Поэтому большое значение для понимания текста и элементарной характеристики образа имеет выбор слова из многочисленных его значений, синонимов. Научить детей старших начальных классов различать оттенки значений слова, их образность – важнейшая задача, обусловливающая не только развитие речи детей, но и понимание произведения, его идейную значимость.
От качества произведений, читаемых на уроках объяснительного чтения, их идейной, эмоциональной стороны и языка зависит характер лексических упражнений, отбираемых для работы с детьми. Художественные тексты вырабатывают вкус к языку, чутьё к слову. И чем выше произведение по своим качествам, тем большее влияние оказывает оно на речь школьника, ибо по-настоящему художественное произведение глубоко затрагивает чувства детей, побуждает к активной работе их мышление и речь.
На уроках литературного чтения мы практически знакомимся со всеми основными литературными жанрами.
Богатство поэтического языка стихотворений, метких и образных выражений басен, точность, лаконичность делового языка, нередко содержащего терминологию, - всё наше лексическое богатство можно встретить в произведениях подобранных авторами курса «Литературное чтение».
Поэтому прежде всего в процессе чтения текста воспитываю внимание детей не только к лексическому и фразеологическому богатству русского языка, но к слову-понятию, значению слова.
Работа над значением слова проводится и на научно-популярных текстах и при чтении художественных произведений, дающих через художественные образы, через изображение событий или понятие о явлениях жизни.
В процессе словарной работы необходимо добиться не только понимания слов и обозначаемых ими образов, представлений, понятий в тексте, но и научить употреблять слова в связной, живой речи.
Отбор словаря для изучения и включения в речь учащихся зависит от того, какие знания должен получить ученик в связи с данной темой. Выбор слова для объяснения зависит от характера контекста, его общего содержания, так как следует определить, насколько оно значимо в тексте, в какой мере помогает раскрыть основную мысль произведения, объяснить или охарактеризовать те или иные поступки героя.
Таким образом, в содержание словарной работы на уроках литературного чтения включаю:
- обогащение речи учащихся словами на основе развития представлений и понятий;
- уточнение значений известных слов путём непосредственных наблюдений за предметом и рассмотрения слова в контексте, установление основных, существенных признаков понятия, выраженного словом;
- расширение сферы употребления знакомых и новых слов, сопоставление употребления изученных слов в данном и каком-то другом (ранее или позднее изученном) контексте, включение слов в новый контекст;
- изучение путём наблюдения над словом в тексте его стилистической роли и основных лексических категорий;
- работа над образными средствами языка в тексте;
- употребление слов учащимися в связной речи, осознание их смысловых и грамматических связей.
Обогащение словаря учащихся связано с обогащением их мышления представлениями и понятиями путем непосредственных наблюдений за окружающей действительностью и за словесными образами читаемого текста. Поэтому важным вопросом в проблеме обогащения словаря ребёнка является установление правильного соотношения книжного образа с реальным представлением о предмете.
На уроках чтения в целях обогащения словаря детей мною используются следующие группы речевых упражнений:
- Упражнения, направленные на выяснение значения или смысла слова. Это такие упражнения, как наблюдения за словом в контексте; объяснение его значения с помощью данного контекста; объяснение слова путём замены его синонимом и т.д.
- Упражнения с использованием логических приёмов, раскрывающих содержание слов и понятий. Сюда входят упражнения, направленные на расширение и уточнение представлений, связанных у ребёнка с данными словами. Большое место занимают упражнения, содержащие элементы логических операций; выделение основных признаков предмета; характеристику предмета по единичному, характерному признаку; сопоставление двух предметов по сходству и различию с целью более глубокой характеристики; систематизацию и обобщение основных признаков понятия (например, признаков времён года, отличительных признаков домашних и диких животных); сопоставление связных элементарных характеристик, описаний предметов (3 – 4 предложения) по вопросам или самостоятельно. Для успешного выполнения упражнений данного типа большое значение имеет наглядность – показ предмета, наблюдение и экскурсии. Помогает раскрытию содержания понятия и сопоставление личного опыта ребёнка, его представления о данном предмете с тем, которое даётся в книге. Поэтому возникает ещё один вид упражнений – сопоставление прочитанного с виденным, использование примера из опыта ребёнка.
- Лексико-стилистические упражнения, способствующие точности, правильности употребления слова в речи, дающие представление о лексическом богатстве слова (многозначности, сочетаемости и др.). Эти упражнения проводятся на основе наблюдения за словом в тексте и собственной речи учащихся. Они дают представление о лексическом богатстве русского языка – синонимах, омонимах, антонимах, многозначностью слова, эмоциональной его окраске и т.д. Лексико-стилистические упражнения связаны со смысловой стороной анализируемого текста или устного рассказа.
- Упражнения, помогающие осознать роль изобразительных средств языка. Эта группа упражнений должна знакомить детей с изобразительными средствами языка – эпитетами, сравнениями, метафорическими выражениями. Цель этих упражнений – воспитать путем наблюдений над текстом внимание к образной стороне языка. Надо помочь детям осознать, что художественный образ создаётся с помощью определённых художественных средств.
При проведении названных видов упражнений, способствующих обогащению и активизации словаря учащихся, важным и заключительным моментом является организация речевой практики детей в связи с прочитанным и проанализированным произведением.
Связная речь учащихся является показателем правильности и сознательности употребления ими слов в своей речи, свидетельствует о прочном усвоении этих слов и практическом овладении ими.
Наиболее распространены такие виды связной речи: ответы на вопросы учителя, составление плана прочитанного и различного вида пересказы.
Приведу пример, как проводилась работа над ответами на вопросы к IV части рассказа Д. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка». Порядок работы был такой: часть читалась учащимися по отдельным законченным отрывкам (их четыре), затем они отвечали на вопросы по каждому отрывку. После этого школьники формулировали основную мысль отрывка.
Первый отрывок
- Как вы думаете, зачем автор описывает подробно наступление зимы? (Автор подробно описывает наступление зимы, чтобы показать, что Серой Шейке стало очень тяжело жить. Она оказалась в беде.)
- Как себя чувствовала Серая Шейка с наступлением зимы? (Серая Шейка боялась зимы, потому что полынья замёрзнет и уточка окажется беззащитной.)
- А как Лиса встретила наступление зимы? (Она обрадовалась, что Серая Шейка скоро окажется беззащитной, её можно будет съесть.)
Основная мысль отрывка: беззащитная Серая Шейка боится зимы.
Второй отрывок
- Как Лиса пытается вызвать Серую Шейку на берег? (Лиса хотела запугать Серую Шейку. Сначала она пыталась уточку вызвать на берег ласково. Она была хитрая.)
- Какими словами автор подчёркивает хитрость Лисы? (Читается отрывок из текста)
- Какими словами автор называет Серую Шейку? Как он к ней относится? (Он называет уточку беззащитной, несчастной, сочувствует Серой Шейке. Ему жаль уточку.)
Основная мысль отрывка: хитрая Лиса пытается выманить Серую Шейку на берег.
Третий отрывок
- Как изменилось поведение Лисы, когда полынья совсем замёрзла? (Лиса издевается над уточкой. Она стала теперь прямо говорить, что хочет её съесть.) Прочитайте слова Лисы.
Основная мысль отрывка: Лиса издевается над Серой Шейкой.
Четвертый отрывок
- Как отнёсся Заяц к поступку Лисы? (Заяц осуждал Лису. Он возмущался «всем своим заячьим сердцем».)
- Как относится Заяц к уточке? (Ласково, дружески. Он сочувствует ей.)
Основная мысль отрывка: Заяц сочувствует Серой Шейке.
Из данного примера видно, как от характера вопроса зависит построение ответа: вопросы направляют мысль учащегося в определённое русло и помогают сознательно использовать в своей речи выражения автора и те слова, которые вводит учитель для характеристик действующих лиц.
После ответов на вопросы школьники легко справились с составлением плана IV части, т.к. короткое, точное выражение содержания основных отрывков являются одновременно и планом части, и кратким изложением. При этом в плане нашла отражение работа над словами, показывающими эмоциональную оценку событий, действующих лиц.
Был составлен такой план:
- Пришла зима. Беззащитная Серая Шейка боится зимы.
- Хитрая Лиса пытается выманить уточку на берег.
- Лиса издевается над беззащитной Серой Шейкой.
- Заяц сочувствует уточке.
Следующий этап работы на уроке – синтез проанализированного отрывка. Наиболее эффективными формами пересказа данного отрывка в целях активизации речи оказались три вида: выборочное рассказывание, рассказ от имени одного из действующих лиц и творческое рассказывание, т.к. эти виды способствуют развитию творческого мышления школьников.
Работая над темой: «Развитие младших школьников», я вижу, что мои ученики стали более легко и свободно говорить, отстаивать свою точку зрения, высказывать свои мысли устно и письменно. На уроке чаще звучат монологические ответы, размышления, начинающиеся со слов: «Я думаю…», «Я считаю…», «Я не согласен…». Появились интересные темы творческих работ, например, «Сказка о тучке», «Жалобы старых ботинок», «О чём рассказала крыша», «Художник – мороз и другие». Развитие речи в начальной школе не может ограничиться простым пересказом текста, ответами на вопросы, а требует постановки перед учащимися таких задач, которые связаны с активной творческой работой над текстом, с формированием сложных речевых умений.
Хочу закончить свою работу словами К.Д.Ушинского: «Дар слова развивается не иначе как от упражнений. Развивать в детях дар слова – значит, развить в них логичность мышления. Привычка к нему даёт возможность учащемуся учить урок логически, т.е. находить в нём главную мысль, привязывать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над развитием выразительности речи на уроках литературного чтения в начальной школе
На уроках чтения важным моментом связи предметов и развития речи считаю работу с пословицами . поговорками, фразеологизмами .Детям нравиться находить взаимосвязи ,а также раскрывать истинный смысл пос...
Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе.
Известно, что ребенок, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться чувствами, мыслями, а каналом связи служит общение. Осно...
Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе
В данной статье рассмотрены основные приемы развития устной и письменной речи на уроках литературного чтения....
Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе
Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Как увлеч...
Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе
Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. речевое развитие определяется результативностью усвоения других школьных дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного уч...
Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе.
Развитие речи - это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей ме...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В учебной программе – это 41 урок букварного (основного) периода.При проведении урока использовала элементы следующих технологий:формирование навыков звукобуквенного анализа слова шло с применен...