Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Мотивация (самоопределение) к деятельности. |
Слайд 1 Стихотворение о зиме под музыку П.И. Чайковского «Времена года». -Послушайте стихотворение и скажите, о чем оно? Николай Некрасов Снежок
Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло.
Где летом пели зяблики, Сегодня - посмотри! - Как розовые яблоки, На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами, Как мел, скрипуч и сух, И ловит кошка рыжая Веселых белых мух. | Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку.
-О зиме.
| коммуникативные -готовность к сотрудничеству; |
2.Постановка учебной задачи. Сформировать представление детей о том, что нового о ини узнают на уроке | -Что представляете себе, когда слышите слово «зима»? -Вы догадались, о каком времени года мы будем говорить на уроке?
Слайд 2 "Изображение зимы в разных литературных жанрах" -Что такое жанр? -Какие цели поставим перед собой? - Что бы вы хотели узнать на уроке? -Чему будем учиться на уроке? Цель урока. Узнать, как изображается зима в разных литературных жанрах. Задачи: -Сравнить художественные особенности разных литературных жанров. - Выяснить, как писатели и поэты относятся к зиме. - Узнать, какие изобразительные средства используют авторы для описания зимы.
| -О зиме.
-Вид художественных произведений.
| личностные – принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; познавательные – проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; коммуникативные – контролировать действия партнера; регулятивные – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
|
3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | -Сегодня мы проведем исследование по теме урока, для этого вы объединились в группы. Достичь цели урока помогут таблицы – помощницы Слайд -У вас на столах лежать такие же таблицы, которые вы будете заполнять.
| Рассказ | Сказка | Стихотворение | Особенности жанра |
|
|
| Изобразительные средства |
|
|
| Зима для автора |
|
|
|
Рассказ - повествовательное произведение небольшого размера.
Сказка – повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Стихотворение - Небольшое поэтическое произведение в стихах.
-Проверим, внимательно ли вы слушали. Работа на карточках. Соединить линиями название жанра и его определение.
Рассказ |
| Небольшое поэтическое произведение в стихах.
| Сказка |
| Повествовательное произведение небольшого размера.
| Стихотворение |
| Повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. |
|
-В толковом словаре.
Дети работают со словарями. |
|
|
ФИЗМИНУТКА |
. |
|
5. Открытие нового (Построение проекта выхода | 2) Работа с текстами 1. Рассказ -Возьмите листочки с тремя текстами. 1 группа- текст №1 2 группа- текст №2 3 группа- текст №3
-Сейчас мы прочитаем это произведение и вы ответите на вопрос: - К какому жанру относится этот текст? Какие признаки указывают на то, что перед нами рассказ?
-Что запишем в первой колонке в строке «особенности жанра»?
2. Сказка - Рассмотрим текст № 2 -Прочитайте название и автора. Ирис Ревю ________________о Зиме
-Перескажите начало произведения.
- К какому жанру отнесёте этот текст? Какие признаки указывают на то, что это произведение является сказкой?
-Что запишем в таблице по словом «сказка» в строке особенности жанра?
3.Стихотворение -Переходим к 3 тексту. Вы можете ответить, к какому жанру относится это произведение?
Слайд 8 -Послушайте стихотворение в исполнении… Сергей Есенин (аудиозапись) «Поет зима – аукает» -Что есть особенного в жанре стихотворения? -Найдите рифмующиеся строки. Запишите в таблице Выразительное чтение. 3) Изобразительные средства -Переходим к следующей строке в таблице. Что нужно найти в тексте?
-Какие изобразительные средства вы знаете?
Слайд 9 Изобразительные средства
-Найдите в текстах изобразительные средства (литературные приемы). 1 группа - в рассказе 2 группа – в сказке 3 группа – в стихотворении
|
- Нет заголовка
Варианты ответов.
-Рассказ. -Описываются реальные события. Реальные события.
-Читают название текста.
-Это сказка. - Описываются нереальные события (выдумка) Вымышленный сюжет (выбирают из слов для справок).
- Это стихотворение.
-Есть рифма. Ответы детей. -Рифма
-Изобразительные средства.
-Эпитет, сравнение, метафора, олицетворение
-Ищут в тексте изобразительные средства. | познавательные – умение работать в информационной среде, ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; личностные – учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи; формирование способности к самоучению, саморазвитию; познавательные – строить речевое высказывание в устной форме; умение работать в информационной среде, регулятивные – принимать, сохранять и ставить учебную задачу.
|
| 4) Зима для автора 1 группа: чем является для автора рассказа зима?
2 группа: - чем является для автора сказки зима?
3 группа: чем является для автора стихотворения зима?
-Как вы думаете, автор рассказа любит зиму? Авторы сказки и стихотворения? |
- Как к волшебнице, к сказочному персонажу. - Суровой, но в то же время волшебной. | познавательные – устанавливать причинно-следственные связи; – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
|
8.Самостоятельная (творческая) работа | Дополнительное задание (если останется время) -А теперь я хочу вам предложить творческое задание.
1 группа: сочиняет рассказ о зиме;
2 группа: сочиняет стихотворению о зиме;
3 группа: сочиняет сказку.
Карточки-помощницы.
Стихотворение _______________________
С неба…………… снежинки, Словно легкие ………… . На деревья они ………., В белый цвет их всех ……… Слова для справок: сели, падают, пушинки, одели.
Сказка_____________________________
Жила-была …….. Она была очень любопытная. Ей хотелось узнать…………………………………….. Однажды она….. и …….. ………………………………………………………………………… Вот и сказке конец, а кто слушал - ………………………………………………………………
Рассказ____________________________
Наступила….. . Закружились в воздухе ……. . Все вокруг изменилось. Снег устлал землю, будто …….. Деревья нарядились в ………… . Даже заяц оделся в ……….. и теперь никого не боится. Как ………. зимой!
| Выполняют творческое задание в парах. | регулятивные – принимать, сохранять и ставить учебную задачу. личностные – развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;
регулятивные – оценивать результаты собственной деятельности;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
|
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Мы с вами сравнили разные литературные жанры. - Какие особенности жанров выявили? -В рассказе? -В сказке? -В стихотворении? - С помощью каких изобразительных средств авторы описывают зимнюю природу? -Как вы думаете, почему все-таки писатели и поэты по-разному изображают зиму? От чего это зависит? - Авторы испытывают разные чувства по отношению к зиме: восхищение, радость, грусть, тоску, удивление. - На какой еще вопрос можно ответить, прочитав эти произведения? -я просила вас нарисовать зиму. И каждый из вас изобразил зиму по-своему. -Как ты изобразил зиму? -Все мы разные, но каждый из нас по-своему любит зиму. |
Ответы детей с опорой на таблицу.
-От состояния души, от эмоционального состояния. -Как зимуют животные?
|
личностные – определять личностный смысл учения;
регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу;
– осуществлять итоговый контроль;
|
10. Домашнее задание | -Написать мини-сочинение о зиме. | Записывают в дневниках. |
|