Урок Литературного чтения "Изображение зимы в разных литературных жанрах"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Швецова Венера Ильясовна

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе на тему: "Изображение зимы в разных литературных жанраах". На примере стихотворения, рассказа и сказки о зиме дети знакомятся с литературными жанрами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. М.М. Рудченко с. Перелюб»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

В 3в  КЛАССЕ

по теме: "Изображение зимы  в разных  литературных жанрах"

Учитель начальных классов

Швецова В.И

Перелюб, 2019

Предмет: литературное чтение

Класс: третий

Тема урока. Зима в произведениях разных литературных  жанров

 

Цель урока: создание условий для овладения новой информацией об особенностях разных литературных жанров, формирования умений анализировать художественные тексты.

Задачи:

Обучающие:

- формировать умения  осмысленно читать произведения, работать с текстом, с таблицей.

Развивающие:

- развивать внимание, устную речь.

Воспитательные:

-формировать  умение  работать в группах; развивать  интерес к литературному чтению.

Тип урока: «открытие» нового знания

Методы обучения: проблемный, деятельностный.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: групповая

Средства обучения: тексты произведений, карточки, проектор.

Структура и ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация (самоопределение) к деятельности.

Слайд 1

        

Стихотворение о зиме под музыку П.И. Чайковского «Времена года». 

-Послушайте стихотворение и скажите, о чем оно?

Николай Некрасов

Снежок

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку.

-О зиме.

коммуникативные

-готовность к сотрудничеству;

2.Постановка учебной задачи.

Сформировать представление детей о том, что нового о ини узнают на уроке

-Что представляете себе, когда слышите слово «зима»?

-Вы догадались, о каком времени года мы будем говорить на уроке?

Слайд 2

"Изображение зимы  в разных  литературных жанрах"

-Что такое жанр?

-Какие цели поставим перед собой?

- Что бы вы хотели узнать на уроке?

-Чему будем учиться на уроке?

Цель урока.

Узнать, как изображается зима в разных литературных жанрах.

Задачи:

-Сравнить  художественные особенности разных литературных жанров.

- Выяснить, как писатели и поэты  относятся к зиме.

- Узнать, какие изобразительные средства используют авторы для описания зимы.

-О зиме.

-Вид художественных произведений.

личностные 

– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 познавательные

 – проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

коммуникативные – контролировать действия партнера;

регулятивные

– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

-Сегодня мы проведем исследование по теме урока, для этого вы объединились в группы.

Достичь цели урока помогут таблицы – помощницы Слайд

-У вас на столах лежать такие же таблицы, которые вы будете заполнять.

Рассказ

Сказка

Стихотворение

Особенности жанра

Изобразительные средства

Зима для автора

Рассказ -  повествовательное произведение небольшого размера.

Сказка –  повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Стихотворение - Небольшое поэтическое произведение в стихах.

-Проверим, внимательно ли вы слушали.

Работа на карточках.              

Соединить линиями название жанра и его определение.

Рассказ

Небольшое поэтическое

произведение в стихах.

Сказка

Повествовательное произведение

небольшого размера.

Стихотворение

Повествовательное, обычно

народнопоэтическое произведение

вымышленных лицах и событиях,

преимущественно с участием волшебных,

фантастических сил.

-В толковом словаре.

Дети работают со словарями.

ФИЗМИНУТКА

.

5. Открытие нового (Построение проекта выхода

2) Работа с текстами

1. Рассказ

-Возьмите  листочки  с тремя  текстами.

1 группа- текст №1

2 группа- текст №2

3 группа- текст №3

-Сейчас мы прочитаем это произведение и вы ответите на вопрос:

- К какому жанру относится этот текст?

Какие признаки указывают на то, что перед нами рассказ?

-Что запишем в первой колонке в строке «особенности жанра»?

2. Сказка

- Рассмотрим текст № 2

-Прочитайте название и автора.

Ирис Ревю ________________о Зиме

-Перескажите начало  произведения.

- К какому жанру отнесёте этот текст?

Какие признаки указывают на то, что это произведение является сказкой?

-Что запишем в таблице по словом «сказка» в строке особенности жанра?

3.Стихотворение

-Переходим к 3 тексту. Вы можете ответить, к какому жанру относится это произведение?

Слайд 8 

-Послушайте стихотворение в исполнении…

Сергей Есенин (аудиозапись) «Поет зима – аукает»

-Что есть особенного в жанре стихотворения?

-Найдите рифмующиеся строки.

Запишите в таблице

Выразительное чтение.

        

3) Изобразительные средства

-Переходим к следующей строке в таблице. Что нужно найти в тексте?

-Какие изобразительные средства вы знаете?

Слайд 9 Изобразительные средства

-Найдите в текстах изобразительные средства (литературные приемы).

1 группа -  в рассказе

2 группа – в сказке

3 группа – в стихотворении

- Нет заголовка

Варианты ответов.

-Рассказ.

-Описываются реальные события.

Реальные события.

-Читают название текста.

-Это сказка.

- Описываются нереальные события (выдумка)

Вымышленный сюжет (выбирают из слов для справок).

- Это стихотворение.

-Есть рифма.

Ответы детей.

-Рифма

-Изобразительные средства.

-Эпитет, сравнение, метафора, олицетворение

-Ищут в тексте изобразительные средства.

познавательные

 умение работать в информационной среде, ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; личностные 

– учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи; формирование способности к самоучению, саморазвитию;

познавательные

 – строить речевое высказывание в устной форме; умение работать в информационной среде,

регулятивные

– принимать,

сохранять и ставить учебную задачу.

4) Зима для автора

1 группа: чем является для автора рассказа  зима?

2 группа: - чем является для автора сказки  зима?

3 группа: чем является для автора стихотворения  зима?

-Как вы думаете, автор  рассказа любит зиму? Авторы сказки и стихотворения?

- Как к волшебнице, к сказочному персонажу.

- Суровой, но в то же время волшебной.

познавательные

– устанавливать причинно-следственные связи;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

8.Самостоятельная (творческая)  работа

Дополнительное задание (если останется время)

-А теперь я хочу вам предложить творческое задание.  

1 группа: сочиняет рассказ о зиме;

2 группа: сочиняет стихотворению о зиме;

3 группа: сочиняет сказку.

Карточки-помощницы.

Стихотворение   _______________________

С неба…………… снежинки,

Словно легкие  ………… .

На деревья они ……….,

В белый цвет их всех ………

Слова для справок: сели, падают, пушинки, одели.

Сказка_____________________________

Жила-была …….. Она была очень любопытная. Ей хотелось узнать……………………………………..

Однажды она….. и ……..   …………………………………………………………………………

Вот  и сказке конец, а кто слушал -  ………………………………………………………………

Рассказ____________________________

Наступила….. . Закружились в воздухе ……. .

Все вокруг изменилось. Снег устлал землю, будто ……..  Деревья нарядились в ………… .   Даже заяц оделся в ………..  и теперь никого не боится.

        Как ……….  зимой!

Выполняют творческое задание в парах.

регулятивные

– принимать,

сохранять и ставить учебную задачу.

личностные 

– развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;

регулятивные

 оценивать результаты собственной деятельности;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

– способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Мы с вами сравнили  разные литературные жанры.

- Какие особенности жанров выявили?

-В рассказе?

-В сказке?

-В стихотворении?        

- С помощью каких изобразительных средств авторы описывают зимнюю природу?

-Как вы думаете, почему все-таки писатели и поэты по-разному изображают зиму? От чего это зависит?

- Авторы испытывают разные чувства по отношению к зиме: восхищение, радость, грусть, тоску, удивление.

- На какой еще вопрос можно ответить, прочитав эти произведения?

-я просила вас нарисовать зиму. И каждый из вас изобразил зиму по-своему.

-Как ты изобразил зиму?

-Все мы разные, но каждый из нас по-своему любит зиму.

Ответы детей с опорой на таблицу.

-От состояния души, от эмоционального состояния.

-Как зимуют животные?

личностные 

– определять личностный смысл учения;

регулятивные

 принимать и сохранять учебную задачу;

– осуществлять итоговый контроль;

10. Домашнее задание

-Написать мини-сочинение о зиме.

Записывают в дневниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2-м классе "Жанры устного творчества русского народа."

Приглашаю вас на импровизированный урок литературного чтения "Жанры устного творчества русского народа"! Урок обобщения и систематизации знаний проводится с элементами игры и соревнования. Желаю прият...

Урок литературного чтения "Изучение японской поэзии в жанре хокку".

Урок литературного чтения в 4 классе "Изучение японской поэзии в жанре хокку" (технология развития критического мышления)....

Урок литературного чтения «Коты бывают разные» по отрывку из произведения «Дом в Черёмушках» М. Коршунова, 1 класс

Урок литературного чтения «Коты бывают разные» по отрывку из произведения «Дом в Черёмушках» М. Коршунова, 1 класс...

презентация Урока литературного чтения в 3 классе. Тема: Добро и зло в разных литературных жанрах

УМК: «Планета Знаний»Автор учебника: Э.Э. Кац Тип урока: урок закрепления- обобщения.Педагогические технологии: проблемно- диалогический урок....

«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)

Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на  группы по интере...

Урок литературного чтения,3 класс "Международная популярность жанра басни и развитие этого жанра во времени"

Урок литературного чтения УМК ПНШ 3 класс.Закрепление пройденного материала.На уроке проводится краткий обзор появления басни как жанра.Дается анализ басен И.А.Крылова,  Практические упражнения в...

Методические приёмы работы с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературного чтения в начальной школе

Представленные методические приёмы помогут учителю организовать литературоведческую пропедевтику и разнообразить работу с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературн...