Урок литературного чтения,3 класс "Международная популярность жанра басни и развитие этого жанра во времени"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок литературного чтения УМК ПНШ 3 класс.Закрепление пройденного материала.На уроке проводится краткий обзор появления басни как жанра.Дается анализ басен И.А.Крылова, Практические упражнения в декламации произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhanr_basnya-vyazovtseva_v.g.zip | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
Тема урока: Международная популярность жанра басни и развитие этого жанра во времени.
Тип урока: Закрепление пройденного материала.
Педагогические задачи:
1.Обучающая: продолжить формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам; учить осмысливать нравственные ценности басен И.А.Крылова; расширить знания обучающихся о значении наследия И.А.Крылова для русской литературы; учить читать басню по ролям ,инсценировать ее.
2.Развивающая: развивать воображение обучающихся и творческие индивидуальные способности; навык работать в парах и группе.
3. Воспитательная: способствовать воспитанию положительных человеческих качеств, любви к литературе и чтению.
Планируемые результаты образования:
Предметные:
- знают басни И.А.Крылова;
- знают специфические особенности жанра басни ;
- оценивают поступки героев произведений с точки зрения морали.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- определяют и формулируют тему урока; цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- высказывают своё предположение на основе изученного ранее материала;
- выполняют взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.
Познавательные УУД:
- добывают новые знания: находят ответы на вопросы учителя, умеют раскрывать понятия «басня», «иносказание», «мораль», «инсценирование» .
- определяют жанр произведения и обосновывают свое мнение.
- определяют мораль басни, находят крылатые выражения.
Коммуникативные УУД:
- умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия;
- совместно с одноклассниками и учителем договариваются о правилах общения и поведения на уроке и следуют им.
Личностные УУД:
- проявляют интерес к произведениям И.А.Крылова;
- осмысливают положительные и отрицательные качества характера человека.
Оборудование:
для учителя:
интерактивная доска, компьютер, зеркало, лента времени, презентация
для учащихся:
карточки с заданиями для работы в группах.
маски животных для инсценирования.
Ход урока
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Мотивация и самоопределение деятельности. | Учитель: Улыбнитесь друг другу. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство, тревогу, обиду. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, красоту окружающего мира. Думаю, мы подарим друг другу много приятных мгновений. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами. | |
Ι Ι. Актуализация знаний. | Беседа. Введение в тему. Читаю отрывок из сказки с зеркалом в руках: . “Свет мой, зеркальце! скажи, (дети) Из какого произведения этот отрывок? (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях») - Зеркало, зеркало все в тебе видно. Ничего от тебя не скроешь. -А есть ли зеркало, в котором мы могли бы увидеть свой характер, свои поступки и дела? Сказки, пословицы …басни Можно ли сказать, что сказки являются зеркалом, в котором мы могли бы увидеть свой характер, свои поступки и дела?
Давайте разберемся в этих понятиях /слайд-1/ Построим ленту времени. Когда появились сказки? На какие виды делятся по времени? /составляем ленту/ /слайд-2/ Самые Древние Сказки –появились в глубокой древности и объясняли всё самое важное как и откуда все произошло. Самые древние сказки о том, что люди видели (ещё раньше) /слайд -3/ Просто Древние Сказки- Учат людей ценить не силу, а ум и хитрость (4000 лет назад) /слайд -4/ Менее Древние Сказки стали учить человека быть добрым, благодарным, справедливым. Это воспитание в людях доброты, благородства и справедливости (2500 лет назад) /слайд-5/ А когда появились первые пословицы? (в момент появления ПДС) Можно ли сказать, что пословицы являются зеркалом, в котором мы могли бы увидеть свой характер, свои поступки и дела? /нет. потому что это наблюдение (с.15 Лит. чтение/ Определение басни. /дети/ /слайд 6/ перечислите признаки басни /слайд 7/ Но самый главный признак, это? /слайд -8/
Объявление темы урока. Так о чем и о ком мы будем говорить на уроке Прочтите тему урока /на доске/ /слайд-9/ Международная популярность жанра басни и развитие этого жанра во времени. Возвращаемся к ленте времени. расставьте на ленте, вехи, когда появились басни и как она развивались? | Познавательные УУД 1. Прогнозировать изучение материала 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Находить ответы на вопросы в тексте. |
III. Развитие умений. | 1. Презентация Кто был родоначальник басен? (Эзоп). /слайд-10/ (Эзоп) Чем отличались его басни.(похожи на рассказы, Много иносказаний). Кто начал писать басни в Европе в стихотворной форме? /Слайд-11/ (Лафонтен) Французский литератор Жан де Лафонтен. /слайд-12/ (Сумароков) А в России был Александр Петрович Сумароков. Он жил на 100 лет раньше Крылова (его басни носили шутливый характер) /слайд-13/ А Какого великого баснописца мы с вами знаем, читали и учили его басни? /И.А.Кр ылов/ /слайд-14/ А ещё какие подробности из биографии Крылова вы знаете? 2. Аукцион басен Какие басни вы знаете?(фишки) 3. Инсценировка басен - А теперь мы попробуем оживить басни, работая в группах. /Каждая группа получает конверт с названием басни и должна инсценировать эту басню/ Ребята, дома вы готовили инсценировки по командам. Предлагаю посмотреть что из этого получилось. -Параллельно начнём заполнять таблицу по следующей схеме /интердоска/ Давайте посмотрим, как вы поработали в группах. Внимательно послушайте выступление группы, если вам понравилось - поаплодируйте своим товарищам . 1. Инсценирование басни «Ворона и Лисица». Назовите крылатое выражение из басни. Мораль басни /слайд-15/
2. Инсценирование басни «Зеркало и Обезьяна». Назовите крылатое выражение из басни. Мораль басни /слайд-16/ 3 Инсценирование басни «Квартет». Назовите крылатое выражение из басни. Мораль басни /слайд-17/ 4. Инсценирование басни «Волк и Журавль» Назовите крылатое выражение из басни. Мораль басни/слайд-18/ Так в чём же успех басен Крылова? (познавательные) /слайд-19/ Крылов очень любил и уважал людей, хотел, чтобы они стали лучше. В баснях Крылова всем есть уроки, все видят себя как в зеркале и стараются изменить себя. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их образами скрываются люди со своими характерами и делами. И. А. Крылов в своих баснях высмеивал лень, необразованность, себялюбие, лесть, а одобрял трудолюбие, дружбу Обратите внимание, что басни Крылова высмеивают не людей, а их поступки и недостатки.
4. Проверка знаний Вам предлагаются задания по группам- Задания для 1-ой группы учащихся: Задание №1. Откуда эти «крылатые» слова? Назовите басню «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» Задание № 2. Закончи фразу Чем кумушек считать трудиться….. Задание № 3. Чьи это слова? -Какие перышки, какой носок! Задание № 4. Объясни своими словами мораль басни «Лиса и виноград». Задания для 2-ой группы учащихся: Откуда это «крылатое» выражение? Назовите басню У сильного всегда бессильный виноват..» Задание № 2. Закончи фразу «Поди ж, приятель, убирайся, Да берегись: вперёд ты…» Задание № 3. Чьи это слова? Ты все пела? Это дело,так поди же попляши» Задание № 4. Объясни своими словами мораль басни «Слон и Моська». Задания для3-ой группы учащихся: Задание № 1 Откуда это «крылатое» выражение? Назовите басню -Ты все пела? Это дело, так пойди же попляши. Задание № 2. Закончи «крылатое» выражение. -А вы, друзья, как ни садитесь……. Задание № 3. Чьи это слова? «Постоите ж, я сыскал секрет!- мы, верно, уж, поладим. Коль, рядом сядем» Задание № 4. Объясните своими словами мораль басни «Волк и ягнёнок». Задания для 4-ой группы учащихся: Задание №1 Из какой басни это «крылатое» выражение? -Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. Задание №2. Закончи «крылатую» фразу Крылова. -Кукушка хвалит Петуха за то…… Задание№3. Чьи это слова? -Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето? Задание№4. Объясните своими словами мораль басни «Мартышка и очки» Дополните таблицу новыми баснями | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД 1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Прогнозирование Регулятивные УУД 1.Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 2.Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД 1.Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Личностные результаты 1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
IV.Рефлексия. | "Зеркало настроений" (листы в виде зеркала) Мы славно поработали на уроке. пришло время оценить себя. - Какую оценку за урок вы поставили бы себе, своей команде? Выберите свое изображение лица,(смайлик) которое соответствует вашему настроению на уроке. Нарисуйте в кружке и приклейте на наше зеркало. (Личностные) (на доске зеркала) | Прогнозируемый результат |
V. Итог. | - Что вы узнали нового на уроке? - Какое «маленькое открытие» вы совершили на этом уроке? Почему басня жива и по сей день? Чем она является для людей? /слайд-20/ | Право выбора |
VΙ. Домашнее задание. | 1. Заполнить таблицу с 10 баснями по схеме. 8 басен уже дано. 2 басни дополните сами 2.Напишите небольшое сообщение на тему: «Какая басня И.А.Крылова мне кажется наиболее актуальной в наши дни и почему." (личностные) | Личностные результаты: самооценивание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К уроку литературного чтения. Л.Н. Толстой. Жанр, лексика, работа с текстом.
Уважаемые коллеги! Моя презентация поможет вам провести урок литературного чтения по произведениям Л.Н. Толстого....
Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)
“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...
Урок литературного чтения Тема: Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс
Урок чтения во 2 классе по учебникам Свиридовой В. Ю. (программа развивающего обучения Занкова Л. В.) Содержание урока развивает первичные исследовательские навыки младших школьников: в процессе опред...
План-конспект урока литературного чтения во 2 классе по басне И.А. Крылова "Стрекоза и Муравей".
.Приобщать детей к чтению басен, учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализиро...
Урок литературного чтения в 4 классе. "Жанр-сказка" Х.К. Андерсена "Дикие лебеди"
Урок литературного чтения в 4 классе. "Жанр-сказка" Х.К. Андерсена "Дикие лебеди" Цель урока: Обобщение знаний учащихся по сказке Х.К. Андерсена ...
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе. "Жанр-сказка" Х.К. Андерсена "Дикие лебеди"
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе. "Жанр-сказка" Х.К. Андерсена "Дикие лебеди"...
Урок литературного чтения. Тема: Характерные особенности жанра басни (И.А. Крылов. Басня «Слон и моська»)
Цель: ознакомление с биографией И.А.Крылова; знакомство с басней «Слон и моська».Задачи: - учиться выразительно читать басню;- развивать артистические способности, умение входить в о...