Урок литературного чтения в 3 классе.
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тема урока: И. А. Крылов. Басня «Ворона и лисица»
Цель урока: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Ворона и лисица».
Задачи:- учить понимать мораль, язык басни
- отрабатывать навыки выразительного чтения
- воспитывать высокие моральные качества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter_li_chtenie_1.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Тема урока: И. А. Крылов. Басня «Ворона и лисица»
Цель урока: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Ворона и лисица».
Задачи:- учить понимать мораль, язык басни
- отрабатывать навыки выразительного чтения
- воспитывать высокие моральные качества
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель: Урок начнём словами:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело,
Только мука.
Я желаю вам сегодня согласия, понимания и дружной работы.
2. Повторение пройденного.
- Творчество какого писателя мы изучаем?
-К какому жанру относится его произведение? (басня)
Учитель: Для повторения давайте составим карту жанра. Работаем с сигнальными карточками. Упражнение «Согласен- не согласен»
Учитель: - С какой басней познакомились вчера на уроке?
-Давайте сделаем короткий обзор басни по карте. (выясняются главные герои басни «Зеркало и обезьяна», цель этой басни и мораль)
-Какую пословицу использовал Крылов в басне? ( Чем кумушек считать……..)
-Какую пословицу мы подобрали к басне? (Других не суди, на себя посмотри»)
Учитель: Прочитай эту пословицу так, как должен её прочитать медведь, бабушка, учитель, диктор.
-Какое домашнее задание задано? (выразительное чтение по ролям)
Проверка домашнего задания.
3. Логическое упражнение.
Учитель. Прочитайте логическое упражнение:
«Таня, Вера и Даша прочитали басни И. А. Крылова «Лебедь, Рак да Щука», «Мартышка и очки» и «Ворона и Лисица». Таня прочитала басню «Лебедь, Рак да Щука», а Вера не читала басню «Ворона и Лисица». Какие басни прочитали Вера и Даша?
-Какую басню мы с вами не читали?
Сегодня тема урока - басня Крылова «Ворона и лисица».
-Давайте определим, чему мы должны научиться на уроке?
Учитель: Крылов говорил «Люблю, где случай есть, пороки (недостатки) пощипать».
Мы знаем, что писатель в басни высмеивает разные отрицательные черты характера человека.
Выбери те качества, которые высмеивает баснописец и которые одобряет.
(ложь, глупость, жадность, хвастовство, трусость, лень, лесть………)
Учитель: Чтобы понять, что это слово обозначает, давайте обратимся к толковому словарю.
ЛЕСТЬ – угодное восхваление.
-Это хорошо или плохо?
Учитель: Мы пока не знаем ответ на вопрос. Поскольку это слово нам встретится, давайте с ним поработаем. Давайте попробуем подобрать однокоренные слова к этому слову.
Однокоренное существительное: (тот кто говорит лесть?) льстец.
Однокоренное прилагательное: слова (какие?) льстивые.
Однокоренной глагол: (что делать?) льстить.
-Из названия басни можно определить, кто главные герои?
4. Беседа о вороне. (показать иллюстрацию)
-Что вам известно о вороне?
-Какое у неё оперение?
-Это привлекательная птица, или есть более красивые?
-Как поёт ворона? (кричит)
5. Беседа о лисе. (показать иллюстрацию)
-Что знаем о лисе?
-Что знаем о её поведении?
Учитель: Давайте сделаем предположение.
-Кто из этих героев может быть льстецом?
Что бы проверить предположение, давайте послушаем басню.
6. Чтение басни учителем.
-Понравилась басня? Что именно?
-Какая история приключилась с вороной?
-Почему ворона осталась ни с чем?
-Кто же в этой басне оказался льстецом? Значит ЛЕСТЬ – это хорошее качество или плохое?
7. Словарная работа.
Учитель: Перед самостоятельным чтением давайте разберём смысл трудных слов и выражений.
ПЛЕНИЛ – привлёк внимание, привёл в восторг.
ЗОБ – расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.
ГНУСНЫЙ – внушающий отвращение.
ВЗГРОМОЗДИТЬСЯ – забраться с трудом на что – либо.
НЕ ВПРОК – бесполезно.
ПЛУТОВКА – обманщица, хитрая.
БОГ ПОСЛАЛ – случайно добытая.
ВЕЩУНЬИНА – предсказательница.
АНГЕЛЬСКИЙ ГОЛОСОК – нежный.
8. Чтение басни детьми. ( жужжащее чтение самостоятельно)
9. Чтение детьми вслух.
10. Работа над текстом.
-Давайте нарисуем картинный план.
-Какие картины увидели?
1.Ворона нашла сыр;
2.Появление лисы;
3.Обращение лисы;
4.Сыр выпал – с ним была плутовка такова;
1 картина. «Ворона нашла сыр».
-Какое выражение употребил Крылов, подчёркивая, что ворона не стащила сыр, а наткнулась случайно?
-Как ворона села на дерево? (взгромоздясь) Почему автор использовал именно это слово?
-Проследите , какие глаголы использует Крылов, описывая действия вороны? (взгромоздилась, собралась, призадумалась, держала, вскружилась, каркнула)
-Какие звуки подобраны для вороны?
-Какой вы себе представляете ворону? (неуклюжей, глупой)
2 картина. «Появление лисы». -Как оказалась около дерева лиса?
-Как ведёт себя лиса, увидев ворону? (плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, с вороны глаз не сводит)
3 картина. «Обращение лисы».
-Как лиса называла ворону?
-Что лиса хвалила у вороны и как?
-Как правильно нужно читать хвалебные речи лисы? (нежно, ласково, с хитростью)
-Зачем лиса так долго расхваливала ворону?
-Почему так часто видим восклицательный знак. Прочитайте эти предложения.
4 картина. «Сыр выпал – с ним была плутовка такова».
-Как действуют на ворону ласковые слова лисицы?
-Благодаря чему лиса присвоила сыр?
-Какими качествами вы наделили ворону, лисицу?
Учитель: (работа в группах) Давайте составим портрет героев. Первая группа выбирает слова характеризующие ворону, вторая – лису, третья группа самостоятельно подбирает слова для лисы, четвёртая группа – для вороны.
(1 и 2 группе даны слова: обманщица, хитрая, находчивая, ловкая, коварная, сообразительная, невнимательная, глупая, бестолковая, доверчивая.)
Проверка работы в группах.
Учитель: А сейчас прочитаем мораль басни, где Крылов делает вывод: к чему приводит человеческий недостаток – лесть.
11. Работа над моралью.
-Найдите мораль басни.
-Почему Крылов говорит, что лесть гнусна, вредна? Ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Лесть вводит в заблуждение. Приятно, когда о тебе говорят правду.)
-Кого осуждает Крылов? ( И того, кто льстит, и того, кто любит лесть.)
12. Работа с пословицами.
Учитель: -Выбери пословицы, относящиеся к басне.
Пуганая ворона и куста боится.
Верь своим очам, а не чужим речам.
Не поешь толком – будешь волком.
На языке медок, а на сердце медок.
-Какая пословица относится к лисе, а какая к вороне?
13. Выразительное чтение басни.
Учитель: Прочитайте басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую ворону, а рядом умную, хитрую плутовку лису.
14. Инсценировка басни.
Учитель: Сейчас проверим внимательно ли вы читали басню. (работа в паре)
Тест
1. В какое время происходят события?
а) утро
б) день
в) вечер
2. Куда села ворона?
а) дуб
б) сук
в) ель
3. Где ворона держала сыр?
а) в клюве
б) во рту
в) в зубах
4. Как лиса называет ворону?
а) чудо – птица
б) царь – птица
в) жар – птица
5. Что не хвалила лиса у вороны?
а) лапки
б) глазки
в) шейка
6. Какой глагол употребляется не так, как в басне?
а) Вертит
б) Не сводит
в) Уходит
7. Сколько предложений в басне с восклицательной интонацией?
а) 6
б) 7
в) 8
Учитель: Давайте подведём итоги теста. За каждый правильный ответ 1 балл. Подсчитайте в паре сколько баллов вы заработали.
15. Подведение итогов.
Учитель:
-Что нового узнали на уроке?
-Сделаем короткое обобщение:
Крылов – кто? (баснописец, великий русский писатель)
Басни – какие? (интересные, поучительные)
Высмеивают – что? (не человека, а отрицательные черты характера)
-Что бы вам хотелось сказать Крылову? За что поблагодарить?
-Вот что сказал поэт Исаковский о творчестве Крылова:
Всё знал и видел ум певца пытливый
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...