Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люблю природу русскую»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Открытый урок по теме. Цель урока: обобщить знания учащихся по разделу; развивать творческие способности детей, фантазию, наблюдательность; прививать интерес к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок- обобщение по теме | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13"
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2 «а» класс
ПРОВЕРИМ СЕБЯ И ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ ПО РАЗДЕЛУ
«ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ»
Учитель: Гончарова О.И.
Тема: « Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люблю природу русскую. Осень»
Цели: обобщить знания учащихся по разделу; развивать творческие способности детей, фантазию, наблюдательность; прививать интерес к чтению.
Планируемые результаты
Предметные: научиться читать, понимать и выполнять тестовые задания, уметь читать текст стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения в лирическом тексте; знать изученные произведения и их авторов.
Метапредметные УУД
Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, ориентироваться в своей системе знаний, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать, вырабатывать совместно критерии оценки выполнения заданий.
Регулятивные: анализировать собственную работу: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, оценивать результаты работы.
Личностные УУД
Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач, осознание трудностей и стремление к их преодолению.
Тип урока: урок развивающего контроля.
Оборудование: презентация; рисунки, сочинения учащихся; карточки с заданиями.
Ход урока
- Организационный момент
-Здравствуйте, ребята!
На уроке тишина
Нам особенно нужна.
Уходите, разговоры,
В вестибюли, в коридоры.
Не мешайте отвечать,
Свои версии искать.
- Читательская разминка
- А чтобы хорошо работать проведём читательскую разминку.
1. Упражнение для развития напора воздуха
- Встаньте ровно, дышите свободно.
Представьте осенний летящий листок или выберите его на слайде «Осень». Сделайте глубокий вдох и с силой выдохните через губы, вытянутые вперёд «трубочкой», дуйте на листик.
- Продолжим разминку.
2. Осень, осень, в гости просим:
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем!
- Прочитайте про себя.
- Что это за произведение? (песенка-закличка)
- Кто сочинял такие песни? (русский народ)
- Зачем? (зазывал осень)
- Правильно. А сейчас прочитаем песенку хором, с радостью.
- А теперь как скороговорку.
- Подготовка к восприятию
а) Осенние загадки (Чтение «вверх ногами»)
- Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
- Молоко по речке плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Облако)
- Стоит Антошка на одной ножке,
Сам маленький, а шляпа большая. (Гриб)
- Серебряные нити сшивают землю и небо. (Дождь)
Б) Прочитайте слова
(Слайд «Рифма, рассказ, поэзия, стихотворение»)
- Сейчас подует ветерок
И унесет один листок.
- Найдите «лишнее» слово. (Рассказ.)
- Почему «рассказ» лишнее слово?
в) Работа в парах
Предлагаю поиграть –
Поработать в паре дружно.
Вам соединить ответы нужно.
- Перед вами карточки. Соедините стрелкой антонимы.
День –… (ночь). Враг – … (друг). Жара - … (холод). Ложь – … (правда). Зло – … (добро). Толстый – …(тонкий). Низко - … (высоко).
- Какое слово осталось? (Осень.)
ΙΥ. Постановка темы и задач урока
- Кто уже понял, что мы будем делать на уроке?
- Попробуйте назвать тему урока.
- Тема урока «Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люблю природу русскую. Осень» (Слайд)
- Что же мы будем говорить на уроке? (Обобщим знания по разделу, проверим и оценим свои знания.)
- Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой…
- Что в ней хорошего, думают обычно. Может быть, мы не правы?
- Давайте совершим путешествие - наблюдение в осень…
Υ. Обобщение изученного материала.
Из всех времен года она – самая застенчивая, и трудно бывает проследить её шаги. Но ведь есть живопись, стихи, музыка – они помогут нам.
Да и сама осень так разнообразна! Осень красок, осень ветров, осень дождей. Каждая пора прекрасна по-своему. Я надеюсь, что на уроке вы научитесь сопереживать, восхищаться красотой родной природы.
- Давайте попробуем разные оттенки осени передать с помощью интонации.
- Нужно произнести слово «осень». (Слайд)
Спокойно.
Вопросительно (?)
Удивленно-вопросительно (?!)
Радостно (!)
Восхитительно (!!!)
Таинственно…
Осень.
Осень?
Осень?!
Осень!
Осень!!
Осень…
- Ребята, осень услышала вас и сама пожаловала к нам в гости. Но в гости к нам пришло сразу две осени. Угадайте, какие?
- Золотая Осень.
- Поздняя осень. Осень серая, мокрая, скучная.
(Слайд) Открываются иллюстрации осени на доске.)
– Как вы думаете, почему сразу две Осени сегодня у нас в гостях?
- Я люблю осень. Люблю смотреть, как осенью всё меняется.
Мне нравится, как под ногами шуршат разноцветные листья.
- Ребята, поделитесь своими мыслями об осени.
(Чтение отрывков из сочинений)
– Вы рисовали осень, посмотрите на свои рисунки.
- Поднимите руки те, кто нарисовал золотую осень.
- А у кого поздняя осень.
- Каких рисунков больше? Почему? Но, ребята, любая осень прекрасна по-своему.
(Коллективная деятельность по вопросам).
а) Слово учителя (на фоне тихой музыки):
- Итак, начинается осень с особенной тишины. Тишина такая, что кажется: природа задумалась глубоко-глубоко. Все дела завершены: людям подарено тепло, выращен урожай, птицы успели вывести птенцов, и начинают собираться на юг, белка заготовила за зиму в уютном дупле много припасов. И природа отдыхает.
Алексею Константиновичу Толстому была близка эта мягкая задумчивость, эта тишина осени.
б) Работа с учебником.
- Прочитайте стихотворение Алексея Константиновича Толстого
1.«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…».
-Вам понравилось стихотворение? Почему?
Объясните значение слова «замиранье».
«Замиранье» - стало неподвижным, перестало двигаться, затихло.
- Кто из поэтов, кроме А. Толстого, тоже услышал тишину осени и выразил это в своем стихотворении? Прочитайте выразительно.
(Дети читают стихи)
- Сергей Александрович Есенин «Закружилась листва золотая»
- Ирина Петровна Токмакова «Опустел скворечник…»
- Константин Дмитриевич Бальмонт «Поспевает брусника…»
Учитель: Природа свободно справляет свой праздник. Вот эту тишину осени, ясную радость отдыха лучше всего передал И. Левитан в своей картине «Золотая осень» (тихо звучит музыка)
в) Работа по картине.
- Посмотрите на знакомую вам картину “Золотая осень.
«На нее можно смотреть много раз и никогда она не надоедает».
Художник увиденное передал красками.
- Представьте себя среди пейзажа в светлый осенний день на берегу маленькой речки.
- Что вы чувствуете? (Вы только что вышли из леса и перед вами спокойная синяя вода, чистый, прозрачный воздух, шорох золотых листьев.)
- К.Г. Паустовский писал: «Невольные слезы обожгли мне глаза. … Я стоял перед «Золотой осенью» Левитана. Эта картина вошла в мое сознание как проявление такой величавой и облагораживающей красоты, что я до сих пор не мог поверить, что такая красота существует на свете…
Все дрожало у меня в душе. Происходило величайшее событие в моей жизни: я нашел свою родную страну. Я уже любил её до последней прожилки на каждом незаметном листике. Я был готов отдать этой стране все силы души и тогда ещё молодого сердца».
- Как вы понимаете слова К. Паустовского?
- Красота не только всегда приносит людям радость, но и делает человека лучше, учит любить свою Родину.
- Вспомните, какие еще стихи об осени мы читали. Какое стихотворение созвучно этой картине?
г) Чтение стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева «Есть в осени первоначальной...».
- Чем близки картина Левитана и стихотворение Тютчева?
(И стихотворение и картина передают чувства радости, спокойствия, удивления, грусти, тревоги.)
-Многие известные поэты посвятили свои стихи осени. Сейчас мы попробуем написать свое стихотворение к картине И. Левитана «Золотая осень».
- А сейчас я предлагаю вам составить синквейн. (Слайд)
1.Составление синквейна к картине
2. Защита проекта. (Синквейн с фотографиями детей или рисунками)
ΥI. Физминутка
ΥII. Продолжение обобщения изученного материала
- Весёлая была песенка?
- А кто из поэтов описал праздник осени? (И. Бунин «Листопад»)
а) Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад»)
- С каким настроением написано это стихотворение?
- С чем сравнивает поэт лес?
- Какие выразительные средства использует поэт, чтобы передать красоту осеннего леса? (олицетворение, эпитеты, сравнения).
- Найдите сравнения, олицетворения в тексте.
в) Минута поэзии в сопровождении видеозаставки «Осень ветров».
- Но праздник листьев недолог: медленно слетают они с деревьев, становятся ласковым, шуршащим покровом земли. Начинается осень ветров. Они стараются сорвать пышное убранство лесов, растрепать траву и подхватить на своих крыльях птиц, улетающих в теплые края.
- Стихотворения каких поэтов вам хотелось бы прочитать сейчас?
(Чтение детьми стихотворений под музыку П.И. Чайковского)
- Афанасий Афанасьевич Фет «Ласточки пропали…».
- Алексей Николаевич Плещеев «Осень наступила…».
- Валерий Яковлевич Брюсов «Сухие листья, сухие листья…»)
- Осень ветров показал в своем произведении Ставропольский поэт Александр Ефимович Екимцев.
- Александр Ефимович Екимцев «Пожелтела длинная листва» (Данила)
Пожелтела длинная трава,
Замелькала пятками листва.
Понеслась листва, помчалась вскачь
На болотный журавлиный плач.
И под клич прощальный журавлей
Всё металась у болотных пней.
Всё кружила в сполохах дождя,
Места на земле не находя.
Проводила в небо синих птиц
И упала чуть живая ниц.
Что-то шепчут, шепчут про своё
Губы пересохшие её.
- Скажите, какой литературный прием использовал автор в этом произведении?
- И вот, когда увяли последние цветы, становится по-настоящему грустно.
Это пришла осень дождей, и мы чувствуем себя беззащитными перед наступающим холодом, перед непрерывными дождями.
Но и поздняя осень по-своему хороша.
- Какие чувства вы испытываете поздней осенью? Во время дождя? (ответы детей)
ΥIII. Проверка знаний
1.Работа в группах
Игра «Чьи стихи?»
- Холоднее, грустнее, улетают, блистают, смеётся, проснётся. (К.Д. Бальмонт)
- Цветы, кусты, на лугах, на полях. (А.Н. Плещеев)
- Спится, темно, злится, окно. (А.А. Фет)
- Короткая, дивная, бодрый, паутины, праздной. (Ф.И. Тютчев)
2. Тестирование по теме.
9. Подведение итогов. Рефлексия.
-Какой раздел мы закончили изучать?
- Как вы думаете, можно ли однозначно ответить на вопрос – какая осень лучше?
У природы нет плохой погоды,
Каждая погода – благодать.
То, что предназначено природой,
Надо благодарно принимать…
- Как вы понимаете эти строчки из песни?
-Что нового вы узнали?
- Чему учат произведения?
- Давайте нарядим наше осеннее дерево настроения. Если вам понравилось выполнять предложенные задания, и вы с ними справились, прикрепите жёлтый листок. Если не всё получилось – оранжевый. А если совсем не понравилось и было трудно – зелёный.
- Наше дерево засверкало жёлтыми листочками. Очень радостно, что зелёных листьев на нём немного. Пусть не всё получается сразу, главное очень захотеть и вы обязательно добьётесь результатов.
10. Домашнее задание
Стр. 82 Проверим себя и оценим свои достижения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературному чтению: "Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Поэтическая тетрадь 2".
Данный урок по литературному чтению поможет учителям начальных классов, работающих по программе "Школа России", сделать свой урок более интересным и познавательным....
Окружающий мир А.А. Плешаков 2 класс "Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Природа»".
Обобщающий урок по предмету окружающий мир в разделе "Природа" - 2 класс. Урок составлен согласно требованиям ФГОС НОО....
тест по окружающему миру "Проверим себя и оценим свои достижения" по разделу "Эта удивительная природа"
Тест предназначен для учащихся 3 класса ;для закрепления знаний после изучения раздела: "Эта удивительная природа"....
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Где и когда? Презентация проекта Мой класс и моя школа" 1 класс
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Где и когда? Презентация проекта Мой класс и моя школа" 1 класс...
Конспект урока: Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Природа».
Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Природа».Цели урока: Проверить знания и умения учащихся по данному разделу;формировать умение адекватно о...
Обучающая игра по окружающему миру по теме: проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».
Обучающая игра по окружающему миру по теме: проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»....