Урок литературного чтения "День Победы"
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

Меркулова Светлана Анатольевна

Расширение  знаний  ребят о Великой Отечественной  войне

·         показать этапы Великой Отечественной войны;

·         познакомить с подвигами героев войны на краеведческом материале;

·         разучить песни фронтовых лет, военный фольклор;

·         показать результаты поисковой работы: сбор информации о родственниках ребят – участниках войны, их письма, рассказы.·         

·         .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: расширение  знаний  ребят о Великой Отечественной  войне.

Задачи:

  • показать этапы Великой Отечественной войны;
  • познакомить с подвигами героев войны на краеведческом материале;
  • разучить песни фронтовых лет, военный фольклор;
  • показать результаты поисковой работы: сбор информации о родственниках ребят – участниках войны, их письма, рассказы.

СЦЕНАРИЙ

Выход на сцену под музыку  «День Победы»

Слайд № 1.

1 участник: 69 лет прошло с тех пор, как взвился флаг Победы над горящим Рейхстагом, но вечно будет жить в памяти людей война, самая  жестокая и не справедливая из всех войн на Земле, и вечно люди будут помнить о героях, отдавших свою жизнь в борьбе с врагом.

Слайд № 2.

2 участник:

Такою все дышало тишиной, 
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной 
Каких-то 5 минут осталось.

Голос Левитана: «От советского информбюро:
Сегодня, в 4 часа утра, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну. Атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города: Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие. Убито и ранено более двухсот человек».


Песня: «Вставай, страна огромная» Лебедев Кумач , А. В. Александров.


2 участник: Эта песня была написана  и опубликована в  «Известиях» и «Красной звезде» 24 июня 1941 года.

Слайд №3.

3 участник: «Мы смело глядим опасности в лицо, мы знаем, что враг, напавший на нас силен, мы не рассчитываем на легкую победу. Мы знаем, что победа над фашистами будет трудна и потребует от нас немало жертв, но мы знаем, что мы победим». (Из передовой статьи газеты «Правда» от 24 июня 1941 года.)

4 участник:

Шли на запад в дыму эшелоны –
Это значит «Война»,
Это город в дыму и огне,
Это небо во мгле,
И прострелянные знамена.

Перестройка участников. Имитация добычи угля. Звук отбойных молотков.

Слайд№4

5участник:

Весомый вклад в общее дело победы внесли трудящиеся Сибири вообще и Новосибирска в частности. В Сибирь, ставшей в условиях военного времени глубоким тылом , концентрировались государственные капиталовложения. Вклад Новосибирска в дело разгрома врага был неоценим. «Все для фронта, все для победы!»—этим лозунгом жил город. Уже в первые 3—4 месяца войны на выпуск военной продукции были переведены все сложившиеся крупные заводы и фабрики, предприятия машиностроения, деревопереработки, легкой и пищевой промышленности.

Слайд №5.

6 участник: История не знала такого размаха, воистину народного героизма, который проявился в годы Великой Отечественной войны.

Слайд№6

7 участник:

Юноши с бессонными глазами
Закрывают телом пулемет.
Прочитайте и скажите сами,
Разве он когда-нибудь умрет?

Девушка молчит перед расстрелом,
Крепко стиснув безответный рот.
Разве эта молодость исчезла?
Разве эта девушка умрет?

Комсомолец к сердцу прижимая, 
Гроздь гранат, бросается под танк…
Вот как бъется молодость живая:
Разве раньше умирали так?

Разве можно молодость такую 
Гусеницей танковой стереть?
Это жизнь выходит атакуя,
Маршем наступающую смерть.

Перестройка участников.

Включается звук самолета.

Слайд № 7

  1 участник: Покрышкин Александр Иванович - лётчик-истребитель; первый трижды Герой Советского Союза. Уроженец Новониколаевска, наш земляк.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня.
Особо отличился во время боёв на Кубани. Именно здесь родилась его знаменитая формула: «Высота, скорость, манёвр, огонь».

Слайд№8

Мелодия песни: «Ах война, что ты подлая сделала»

2 участник:

Романтики, мы увлеченно жили,
К полетам в небо так тянуло нас,
Но солнце тучи черные закрыли,
И нашу юность опалил фугас.

Слайд№9

Инсценировка

Первый. «Волна», «Волна», я – «Маяк». Вижу танки. Нас окружают. Есть, подготовить орудия к бою.  Орудия к бою! Огонь!
Второй. Товарищ лейтенант, снаряды на самом исходе. Товарищ лейтенант, снаряд последний.
Первый: Приготовить противотанковые гранаты! Противотанковыми гранатами – огонь!

(Взрыв барабанной дроби)

Слайд №10.

Песня «Фронтовые письма».

Письма с фронта.

Ребята по очереди выходят на сцену, уних в руках солдатские треугольники, они зачитывают отрывки из фронтовых писем своих родственников.

3 участник: Юра Морозкин. Письмо матери.1943 год.

«Привет с фронта, дорогая моя мамочка! Наконец-то я узнал, что ты жива и здорова, а как я беспокоился!.Одевайся как можно теплее зимой. Береги себя до моего возвращения. А когда я вернусь, то сам буду о тебе заботиться…»
Следующего письма не было. Не было встречи.

4 участник: 1943 год. Письмо матери:
«…Мама. вот живу я сейчас в грязи, мерзну подвергаюсь опасностям, а предложили бы мне вернуться домой и учиться (о том, как я мечтаю учиться ты знаешь), то отказался бы, поверь!.Не время мамочка! После, когда победим!» Иван Москаленко.

5участник: Письмо родным.

«…Я – на передовой и участвую в наступлении. О многом можно было бы написать, но у меня нет ни бумаги ни времени. Вот хотя бы сейчас. когда я написал эти строки, в нескольких шагах от нас разорвался снаряд, и убило командира соседнего  орудия…»

6 участник: Из письма матери:

«…Не волнуйся родная. К фронтовой жизни я привык. За зиму ни разу не простудился, хотя умываюсь снегом. О себе я нисколько не беспокоюсь, а вот о тебе – да. Желаю только одного, чтобы ты к моему возвращению была здорова.»

Песня «Последний бой».

Слайд № 11

6 участник:

69 лет нашей славной Победе,

69 лет как убита война,

И счастливо идет по планете

Завоеванная весна!

7 участник: Всего за героические подвиги в борьбе с врагом Героями Советского Союза стали 370 уроженцев Новосибирской области.

8 участник: Не вернулись с полей войны 30266 новосибирцев.

9 участник: Монумент Славы — памятник сибирякам-участникам Великой Отечественной войны, установлен в Ленинском районе Новосибирска. Открытие памятника состоялось 6 ноября 1967 года Мемориал состоит из символического памятника скорбящей женщины-матери, Вечного огня и семи мощных десятиметровых пилонов, на которых выгравированы сцены, отображающие отдельные этапы войны. С противоположной стороны впрессованы в бетон пилонов выполненные из металла имена  погибших солдат. Между пилонами на возвышении помещены четыре урны с землей с мест кровопролитных боев. За мемориалом расположена аллея Славы, где стоят 100 елей, посаженных в честь новосибирцев Героев Советского Союза.

Слайд№12

1 участник: Ребята, почтим память погибших минутой молчания.

Включается минута молчания.

Слайд №13

2 участник: 9 мая 1945 г. 00:43 по московскому времени в пригороде Берлине был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии, положивший конец Великой Отечественной войне.

Слайд № 14

3 участник: Первыми в НСО новость о капитуляции германии услышали счастливцы, включившие приемники в 6 часов утра.

Слайд № 15

4 участник: В 8 часов утра радио призвало жителей  Новосибирска: «Все на митинг!» Тысячи людей устремились на площадь перед зданием облисполкома.

5 участник: прадедушки и прабабушки ребят нашего класса защищали нашу Родину в ВОВ. Сейчас ребята о них расскажут.

Слайд №16

Слайд №17

Слайд №18

Слайд №19

Слайд №20

Песня «День победы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "С днем Победы. Открытка"

Открытка предназначена для ветеранов Великой Отечественной войны и тыла. При изготовлении открытки используются старые диски, салфетки. Работа рассчитана на один урок: 45 минут....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

конспект урока литературного чтения по теме: Л. УЛИЦКАЯ «БУМАЖНАЯ ПОБЕДА»

Тема: Л. УЛИЦКАЯ «БУМАЖНАЯ ПОБЕДА»Цели деятельности учителя: научить детей составлять план текста и анализировать его; работать над навыком осознанного и выразительного чтения.Планируемые результаты: ...

Урок литературного чтения в рамках юбилея Победы. Тема: « Защитники Заполярья».

Урок проведен в год празднования 70-ой годовщины победы в Великой Отечественной войне.Цель:1.Расширить знания учеников о Великой Отечественной войне. Дать понятие о защитниках Заполярья,об оленно-тран...

Урок литературного чтения "Северяне- Победе!"

Вклад северян в дело Победы в Великой Отечественной войне....

Технологическая карта урока литературного чтения «Драматизм рассказа Людмилы Улицкой «Бумажная победа»» (УМК «ПНШ», 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа Л. Улицкой «Бумажная победа».Задачи урока:Дидактические:знать сведения из биографии писателя, содержание р...