Урок литературного чтения в рамках юбилея Победы. Тема: « Защитники Заполярья».
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок проведен в год празднования 70-ой годовщины победы в Великой Отечественной войне.
Цель:
1.Расширить знания учеников о Великой Отечественной войне. Дать понятие о защитниках Заполярья,
об оленно-транспортной бригаде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zashchitniki_zapolyarya.docx | 436.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в рамках юбилея Победы.
Тема: « Защитники Заполярья».
Учитель начальных классов МБОУ « СОШ №4 г. Нарьян-Мара» - Артеева Галина Викторовна.
Цель:
1.Расширить знания учеников о Великой Отечественной войне. Дать понятие о защитниках Заполярья,
об оленно-транспортной бригаде.
2.Воспитывать уважение к пожилым: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы; чувство гордости за народ-победитель.
3.Побудить учеников к делам на радость и пользу людям, на сопричастность к жизни школы, города, округа, области, страны.
Форма: беседа с презентацией.
Методы: рассказ учителя, сообщения детей, слушание песни, работа с наглядностью.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Дети входят в музей, садятся полукругом. Перед ними стенд со слайдами.
II. Вступление к теме урока:
Учитель: Семьдесят лет отделяют нас от победоносного мая сорок пятого года. В этом году наша страна празднует 70-летие великой победы.
Звучит запись песни «Священная война» (В. Лебедев-Кумач)
(Слова учителя под запись песни)
Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ.
И послал солдат немецких
Против всех людей советских -
Это значит - против нас.
Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!
Да, на долю старшего поколения выпала самая жестокая, самая страшная война минувшего века. Война постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жёны - мужей, дети остались без отцов.
Мы знаем о войне только по рассказам наших дедушек, бабушек, прабабушек. Война в их памяти всплывает самым страшным горестным воспоминанием.
«Нет! - сказали мы фашистам, -
Не потерпит наш народ,
Чтобы русский хлеб душистый
Назывался словом «брот».
Ребята, как вы понимаете значение слов: подвиг, героический поступок?
Дети: Героический поступок, подвиг – это поступок во имя других. Совершая подвиги, люди не думают о себе.
Во время войны против фашистов русские солдаты проявляли чудеса героизма.
Они не хотели, чтобы страна, в которой они родились, где живут их родные и близкие, где растут их дети – их Родина, находилась в рабстве жестоких захватчиков – фашистов.
И от моря и до моря
Поднялись большевики,
И от моря и до моря
Встали русские полки.
Со всей ненавистью и яростью, накопленной в сердцах, бросались русские воины в суровый бой с фашистской армией.
На полях сражений во время Великой Отечественной войны погибло очень много русских солдат и офицеров. Наш народ чтит память героев, погибших в боях нашей армии против фашистов. В каждом городе нашей бескрайней Родины есть улицы, которые названы в честь героев-защитников, поставлены памятники советским солдатам.
Вы, ребята, уже слышали несколько бесед о мужестве, героизме наших воинов во время Великой отечественной войны. Что вы запомнили из моих рассказов?
Тема урока:
А сегодня у нас необычный урок. Мы проведём его в нашем школьном музее. Посмотрите на эти слайды. Кому посвящена наша сегодняшняя беседа? Я расскажу вам о защитниках Заполярья.( слайд 1)
III. Новый материал:
1.Начало войны. (слайд 2)
Великая Отечественная война в Заполярье началась с массированных бомбардировок городов, населенных пунктов, промышленных предприятий, пограничных застав, военно-морских баз. Первые авианалеты фашистская авиация провела уже в ночь на 22 июня 1941 года.
2.Оленная армия.
«Все - на фронт!» - Москва сказала.
«Все! - страна ей отвечала. -
Все - для будущих побед!»
(слайд 4)
22 ноября 1941 года была принята директива Военного Совета Архангельского военного округа, согласно которой к 1 января 1942 года необходимо было призвать на фронт из Ненецкого округа 600 каюров и поставить 6000 голов оленей и 1200 нарт. В приказе указывалось: «Каюров направить в исправной собственной одежде и обуви, обеспечить продовольствием и фуражом до пункта назначения». В сжатые сроки окружные власти и военный комиссариат организовали отправку семи оленно-транспортных эшелонов.
На фронт уходили лучшие молодые пастухи. Переходы происходили в тяжелейших условиях пятидесятиградусных морозов по выбитым пастбищам. Буквально все приходилось везти с собой – чумы, печки, продуты, одежду. Им предстояло дойти до Архангельска. Здесь в течение февраля происходило формирование оленно-лыжных батальонов. В начале марта оленная армия прибыла в Мурманск, а далее на Карельский фронт.
3.31-я отдельная Краснознаменная. (слайд5)
Для борьбы с фашистами была сформирована 31-я отдельная оленно-лыжная бригада. Бригада предназначалась для внезапных рейдов в тыл противника, захвата опорных пунктов и «языков», уничтожения баз и аэродромов. В её состав входило несколько сотен жителей Ненецкого округа, многие из которых вскоре отличились в боях.31-я отдельная оленно-лыжная бригада воевала в Заполярье. Климатические условия здесь очень суровые:это тундра, районы вечной мерзлоты, скалистое плоскогорье, с большим количеством валунов. Реки горные, с крутыми скалистыми берегами, порогами и водопадами.( слайд 6)
Зимой из-за глубоких снегов можно было пройти лишь на лыжах или оленьих упряжках.
4. Олени и лайки – верные друзья и помощники. ( слайд 7)
Олени могли многое: вытащить подбитый самолет, везти пушку или десяток ящиков снарядов, эвакуировать раненых.
Вот в такой бригаде воевал санитар - Фатей Яковлевич Вокуев. Он, ребята, наш земляк, ведь родился и жил Фатей Яковлевич в деревне Андег. В 31-й оленно-лыжной бригаде воевали 7 жителей деревни Андег из 58 ушедших на фронт.
В конце сентября 1943 года бойцы 31-й отдельной бригады под командованием полковника Соловьева понесли большие потери при штурме высоты 237,1.нашим солдатам пришлось отступать.
Все дело закончилось трагически: немцы настигли один из отрядов бригады и практически полностью уничтожили. Немецкое командование перебросило подкрепления на автомашинах и крупными силами преследовало наш отходящий батальон.
В этой операции погибло 90 человек, одним из которых был Фатей Яковлевич Вокуев. Санитар Вокуев перевозил на оленьей упряжке раненых и погиб от прямого попадания снаряда. За пазухой у погибшего солдата лежала круглая черствая булочка с отпечатком ножки новорожденной девочки. Дело в том, что дочь, Галина, родилась после того, как отец ушел на фронт, поэтому ему и выслали этот колобок с отпечатком ножки девочки, которую он так и не увидел. Ему было всего 32 года.
5. «Похоронка». (слайд 8)
Домой пришло извещение о его гибели, на котором была указана высота - 237,1.
Родные долгое время пытались узнать, где похоронен Фатей Яковлевич, но все попытки были неудачны. И вот, через 64 года после гибели солдата, родным, если можно так сказать, «улыбнулась удача»
6.По военным дорогам Заполярья. (слайд 9)
В 2007 году было принято решение сформировать делегацию для поездки и посещения памятных мест детьми погибших участников Великой Отечественной войны. В первую очередь включили в состав делегации жителей округа, чьи родители ушли на фронт в составе оленно-транспортных эшелонов. Большинство из наших земляков, сражавшихся в составе оленно-транспортных эшелонов, погибли или пропали без вести. И участники поездки ехали с тайной надеждой в сердце что-нибудь узнать, привезти хоть какую-нибудь весточку о своих родных.
7.Памятник бойцам 31-й ОЛБ.
Несмотря на плохие дороги, разлившуюся речку было решено добраться до памятника бойцам 31-й Краснознаменной отдельной лыжной бригады, где захоронены бойцы оленно-транспортного батальона.
Это последнее место дислокации бригады, здесь шли ожесточенные бои, погибло много людей. На этом месте установлен обелиск с надписью: «Воинам 31-й Краснознаменной ордена Красной Звезды отдельной лыжной бригады, погибшим в годы Великой Отечественной войны». Обелиск открыт 29 августа 1981 года, автор памятника – В.К.Сабаев. (слайд 10)
На одной из граней обелиска выгравирован олень, в благодарность за его неоценимый боевой подвиг. В июне 2009 года там же были установлены 7 мемориальных плит с именами погибших – 142 фамилии, 139 из них – из Книги Памяти НАО.( слайд11)
8.Вечная слава воинам, погибшим за освобождение советского Заполярья.
Далее, одним из пунктов маршрута делегации из НАО был пограничный город Печенга, где и было найдено место захоронения санитара оленно-транспортного батальона – рядового Фатея Вокуева.( слайд 12)
9. «Мы очень любили жизнь…» (слайд 13)
В Долине Славы, где так же побывала делегация из НАО, находится Мемориальный комплекс, при входе в него всех встречает надпись – обращение из прошлого:
«Люди добрые! Братья и сестры! В боях за советское Заполярье нас погибло 73887 человек, 9365 пропало без вести, 1917 человек замерзли. Мы очень любили жизнь, но еще больше Родину! Берегите её!»
10. Жизнь полна неожиданностей…
Совсем случайно выяснилось, что родная внучка Фатея Яковлевича и две его правнучки работают в нашей школе. Внучка – главный бухгалтер школы- Светлакова Нина Петровна. Правнучки- учитель русского языка и литературы – Светлакова Анна Николаевна и социальный педагог – Шевелева Тамара Николаевна.
11.Мой дед. ( слайд 14)
Ещё одним защитником Заполярья был мой дед – Артеев Абрам Васильевич.
С 1941 по 1942 год дед воевал на северном флоте в звании матроса, в 7отдельном лыжном батальоне миномётчиком в миномётной дивизии.
С августа 1944 по март 1945 года служил стрелком в 88 отдельной воздухоплавательной дивизии Северного флота.
С марта 1945 по декабрь 1945 года стрелком в 172 Зенитно-Артиллерийской дивизии береговой охраны северного флота.
Вернулся с фронта домой в декабре 1945 года. Дедушка мой имеет правительственные награды, медали « За оборону Советского Заполярья», « За победу над Германией», « За победу над Японией».
12. Памятник оленно-транспортным батальонам. ( слайд 15)
- Ребята, а есть в нашем городе памятник, связанный с защитниками Заполярья? Как называется этот памятник?
Подробнее о нём нам расскажет Калашникова Катя. (Сообщение ученика о памятнике).
В городе Нарьян-Мар в день празднования Защитника Отечества, в 2012 году состоялось открытие памятника, посвященного оленно-транспортным батальонам. Монумент выполнен согласно проекту Сергея Сюхина – художника из Архангельска – и представляет собой композицию из ненца, тундровой лайки, северного оленя, находящихся в самом центре солнечного диска. Создание памятника было осуществлено по инициативе административного Совета старейшин НАО, а также управления малочисленных северных народов.
Памятник повествует о легендарных подвигах народов Севера, которые внесли свой вклад в успешный исход Великой Отечественной войны. Героические люди, которые отправились по столь дальнему маршруту, смогли пройти на оленях по территории тайги и тундры, пройдя побережья Баренцева и Белого морей, славящихся свои суровым климатом. Монументальный памятник навсегда запечатлел в памяти своих земляков героический подвиг бесстрашных людей, не побоявшихся никаких преград на пути к Великой Победе.
- Вы, ребята, можете принести нашему городу пользу. А чем вы можете помочь памятнику? (Соблюдать чистоту. Следить, чтобы около памятника не мусорили, не ломали его).
13.Ура! Победа!
Звучит песня «День победы» (слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова) ( слайд 16)
Спать легли однажды дети –
Окна все затемнены,
А проснулись на рассвете -
В окнах свет и нет войны!
Люди празднуют Победу!
Весть летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши братья и отцы!
На протяжении десятилетий День Победы 9 Мая остаётся самым трогательным, самым душевным праздником страны. Никакие другие праздники не смогут сравниться с ним. Ветеран в орденах, ведущий за руку внука - символ силы Отечества, прочной связи поколений. Именно 9 Мая мы как-то особенно сильно чувствуем гордость за свою историю и хотим верить, что преодолеем все беды.
Как вы думаете, о чём мечтают дети и взрослые на всей планете?
Дети: Люди разного возраста мечтают о самом важном – о дружбе и мире на всей земле.
Ученик:
Нужен мир тебе и мне,
Чистый воздух на заре,
Птичий гомон, детский смех,
Солнце, дождик, белый снег.
Лишь война, лишь война,
На планете не нужна!
IV. Итоги урока. Рефлексия:
-Что нового, что интересного вы сегодня узнали на уроке?
- А кому-нибудь из вас, ребята, захотелось узнать, были ли в вашей семье участники Великой отечественной войны? Где они служили? В каких войсках? Дожили или нет ваши родные до Победы? Какие имеют награды?
V. Домашнее задание:
Собрать сведения к 9 маю, узнать у родителей, более старших родственников были ли в семье участники ВОВ, труженики тыла, дети войны.
Литература.
1.Внеклассные мероприятия 1,2,3 класс. Составители – Яровая Л.Н., Жиренко О.Е.,
Москва, «ВАКО», 2004 год.
2.Приходите к нам на праздник. Рябцева И.Ю., Жданова Л.Ф., Ярославль,
«Академия развития. Академия Холдинг», 2000 год.
3. Михалков С.В.Быль для детей. Москва. «Детская литература», 1989год.
Приложения.
«В школьном музее » « Помним, чтим, благодарим…»
« Памятник оленно-транспортным батальонам»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения для 3 класса по теме "А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди». Язык народной и литературной сказки. Характеристика героев"
Урок литературного чтения для 3 класса по УМК "Перспектива"...
Активные методы обучения,используемые при работе с учащимися начальных классов на уроках литературного чтения в рамках реализации ФГОС
Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания....
Актуальный педагогический опыт Тема Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО
Системно-деятельностный подход превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деяте...
Особенности уроков литературного чтения в рамках реализации идей ФГОС
В настоящее время произошли кардинальные изменения в сфере образования. Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования влечет за соб...
Конспект Урока литературного чтения в рамках краеведческого курса «Морянка» в 4 классе. Тема урока: Природа родного края в произведениях Фёдора Александровича Абрамова.
laquo;Морянка» краеведческий курс.Раздел «Родом из поморской славной стороны». Биографические сведения о Ф.А. Абрамове. Анализ рассказов о природе родного края. Изобразительны...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...