Урок, посвященный Дню Победы
методическая разработка на тему

Гореликова Елена Петровна

Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала,
Родина!
Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо — ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_posvyashchennyy_dnyu_pobedy.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала,
Родина!
Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо — ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» —
Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал

Родина.
Просто был выбор у каждого: я или
Родина.
Самое лучшее и дорогое —
Родина.
Горе твое — это наше горе,
Родина.
Правда твоя — это наша правда,
Родина.
Слава твоя — это наша слава,
Родина!

1

22 июня 1941 года. Кто не помнит этой даты? Она вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными селами и городами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти.

Война оставила след почти в каждой семье. 27 миллионов своих сыновей и дочерей не досчиталась наша страна. Они не пощадили своей жизни ради нашей победы.

Разрушено 1710 городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень. Взорвано около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Уничтожено то, что было создано трудом нашего народа. Выведены из строя заводы, фабрики, затоплены шахты, истоптаны плодородные нивы.

Тяжелую войну вынес на своих плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал, отдавал фронту последнее.

(стихотворение А. Твардовского «Война — жесточе нету слова…»).

Война — жесточе нету слова,

Война — печальней нету слова.

Война — святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного еще не может быть…

 И нет.

Звучит песня «Священная война» (музыка А. Александрова, слова В.Лебедева-Кумача) — 1-й куплет с припевом.

 Инсценировка по роману Б.Васильева «В списках не значился» (о героях защитниках Брестской крепости)

Семишный.

Мы честно выполняли свой долг, себя не щадя. И до конца так, до конца. Не позволяй убивать себя раньше, чем умрешь. Только так. Только так, солдат. Смертью смерть поправь.

 Только так.

Плужников.

Сил нету, Семишный. Сил больше нету.

Семишный.

Сил нету? Сейчас будут. Сейчас дам тебе силы. Расстегни меня. Ватник, гимнастерку — все. Расстегнул? Сунь руку. Ну? Чуешь силу? Чуешь? С первого дня на себе ношу. Знамя полка на мне, лейтенант. Его именем приказывал тебе. Его именем сам жил, смерть гнал до последнего. Теперь твой черед. Умри, но немцам не отдавай. Не твоя это честь и не моя — Родины нашей это честь. Не запятнай, лейтенант.

Плужников.

Не запятнаю.

Семишный.

Повторяй: клянусь! 

2

Плужников.

Клянусь!

Семишный.

Никогда: ни живым, ни мертвым…

Плужников.

Ни живым, ни мертвым…

Семишный.

Не отдавать врагу боевого знамени…

Плужников.

Боевого знамени…

Семишный.

Моей Родины!

Плужников.

Моей Родины!

Став на колено, поцеловал шелк знамени на груди старшины.

Семишный.

Когда помру, на себя наденешь. А раньше не тронь. С ним жил, с ним и помереть хочу.

Плужников.

Двоих я сегодня убил. Метель на дворе, удобно.

Семишный.

Не сдали мы крепость. Не сдали.

Плужников.

Не сдали. И не сдадим.

Молчание. Старшина медленно сползает, гаснет свет.

Ведущий.

Плужников снял со старшины знамя, разделся до пояса, обмотал знамя вокруг себя. Холодный шелк вскоре согрелся, и он все время чувствовал его особую, волнующую теплоту. Все время — и когда хоронил Семишного, и потом, когда лежал на его постели, укрывшись всеми бушлатами.

Он лежал и спокойно думал, что никого и ничего уже не боится: ни немцев, ни смерти, ни холода. Он уже не ощущал своего «я», он ощущал нечто большее — свою личность. Свою личность, ставшую звеном между прошлым и будущим Родины, частица которой грела его грудь благородным шелком знамени. И спокойно сознавал, что никому и никогда не будет важно, как именно звали эту личность, где и как она жила, кого любила и как погибла. Важным было одно: чтобы звено, связывающее прошлое и будущее в единую цепь времен, было прочным. И твердо знал, что звено это прочно и вечно.

- О каком звене говорил солдат?

- Почему солдаты так хранили знамя?

-Какими человеческими качествами они обладали?

3

В рядах тех, кто приближал Победу, были дети. Они были сынами полков, партизанами, подпольщиками.

Фонограмма «Стук вагонных колес».

Р. Рождественский. «В сорок третьем».
Везет на фронт мальчика
Товарищ военный врач…
«Мама моя, мамочка,
Не гладь меня и не плачь!
На мне военная форма,
Не гладь меня при других!
На мне военная форма,
На мне твои сапоги.
Не плачь!
Мне уже двенадцать,
Я взрослый почти…
Двоятся, двоятся, двоятся
Рельсовые пути…
В кармане моем документы,
Печать войсковая строга.
В кармане моем документы,
По которым я — сын полка.
Прославленного, гвардейского,
Проверенного в огне…
Я еду на фронт, я надеюсь,
Что браунинг выдадут мне.
Что я в атаке не струшу,
Что время мое пришло…
Завидев меня, старухи
Охают тяжело:
«Сыночек, солдатик маленький…
Вот ведь настали дни…»
Мама моя, мамочка!
Скорей им все объясни!
Скажи, чего это ради
Они надо мной ревут?
Зачем они меня гладят?
Зачем сыночком зовут?
И что-то шепчут невнятно,
И теплый суют калач…
Россия моя, не надо!
Не гладь меня! И не плачь!
Не гладь меня!

4

Я просто будущий сын полка,
И никакого геройства

Я, не свершил пока!
И даже тебе не ясно,
Что у меня впереди…»
Двоятся, двоятся, двоятся
Рельсовые пути.
Поезд идет размеренно,
Раскачиваясь нелепо,
Длинный и очень медленный,
Как очередь за хлебом.

-Почему плакала военврач, охали старушки?

И таких было тысяч … Леня Голиков, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова за мужество и бесстрашие были удостоены звания Героя Советского Союза. 20 тысяч школьников получили медаль «За оборону Москвы».

15 249 юным ленинградцам вручена медаль» За оборону Ленинграда». В августе 1941 года город Ленинград (так назывался Санкт - Петербург с1924 по 1991 год) оказался в блокаде, то есть, в кольце фашистских войск. Связь города со страной по суше прервалась. После того как немецкие бомбардировщики уничтожили продовольственные склады, на ленинградцев обрушился голод. Единственным продуктом был хлеб, но и его не хватало. Люди гибли от бомбёжек и арт. обстрелов, от холода и голода.

На сцене закутанная в платок девочка, она сидит за столом и при свете огарка свечи пишет.

Таня Савичева.

Я — ленинградская школьница Таня Савичева. Таких, как я, было очень много. Во время блокады я вела дневник. Вот записи из него: «Женя умерла 28декабря в 12.30 утра. 1941 год. Женя — это моя сестра. Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 год. Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 год. Лека — это мой брат. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год. Дядя Леша — 10 мая в 4дня. 1942 год. Мама — 13 мая в 7.30 утра. 1942 год. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Блокада… Только в декабре от голода умерло 53 тыс. человек. В январе – феврале еще больше.
Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Дорога Жизни шла по воде, а с наступлением холодов — по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Много трудностей и опасностей подстерегало шофёров. Днём и ночью ожидали колонны с грузом фашистские

5

бомбардировщики, вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Часто лёд трескался и машины тонули, бывало, что моторы застывали в пути,

приходилось их разогревать. Но колонны шли и шли, ведь эта дорога сохраняла людям жизнь. По ней же вывозили из осаждённого города обессиленных, измученных людей. Правда, не всех удавалось спасти даже на Большой земле. 900 дней и ночей был оторван город на Неве от Большой

земли. Легче его жителям стало после наступления советских войск в январе 1943 года, когда в фашистской обороне был пробит коридор шириной 8—11 километров. По нему пошли поезда и машины с продуктами.

Суточная норма хлеба в декабре 1941-го года рабочим составляла 250 граммов, всем остальным 125 граммов. Хлеб был чёрный, клейкий, похожий на глину. Положите его на ладонь, попробуйте представить, что в течение полудня не будет никакой еды, кроме этого кусочка хлеба. И так — более полугода.

 И всё равно,  люди не сдавались -  осажденный город, погруженный во тьму, голод, холод, подвергаемый бомбежкам и артобстрелам, жил, работал, боролся. Вместе со взрослыми к станкам встали подростки. За этот период было изготовлено: 95 тыс. корпусов снарядов и мин.; 380 тыс. гранат; 435 тыс. взрывателей.

Люди были сплоченными, и эта сплоченность помогала жить. Из сводок того времени, публикуемых в газетах: осенью 1942 г. Сталинградскому, Донскому, Юго-Западному фронтам было отправлено: валенок — 41 тыс. пар; полушубков — 19тыс.; стеганых фуфаек и шаровар — 112 тыс.; рукавиц и шерстяных носков — 52тыс. пар; шапок-ушанок — 42 тыс.

6

Сегодня май в нашем сознании - это Весна и Победа, Весна и Труд, Весна и Мир.

Вслушайтесь: это сам майский ветер сейчас говорит с вами.

Обернитесь вслед скользящему над землей облаку, вспомните тех, кто мог бы дожить, но не дожил до сегодняшнего Мая.

Задумайтесь о тех, кто будет встречать Май без нас — после нас.

Это для них мы должны сохранить праздник Весны и Победы, Весны и Труда, Весны и Мира.

Это для них мы должны сохранить нашу Землю.

Чтобы всегда летел над ней, лукаво холодя открытые детские лица и гоня перед собой невесомое облако нашей памяти, майский ветер:

Ветер Победы.

Ветер Мира.

Ветер Любви.

65 лет прошло со дня Великой Победы,65 лет наш народ живет в мире. 

Но…
А. Твардовский  «Прошла война, прошла страда…»
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всем, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье — не в забвенье!


7

Люди! 
Покуда сердца стучатся, — помните!
Какою ценой завоевано счастье, — пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет, помните!
О тех, кто уже никогда не споет, —  помните!
Встречайте трепетную весну,  люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну,  люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда, — заклинаю, —

— Помните!



Берегите мир!

Мир — это утро, полное света и надежд.
Мир — это цветущие сады и колосящиеся нивы.
Мир — это гул тракторов и комбайнов.
Мир — это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.
Мир — это жизнь.


Викторина для знатоков отечественной военной истории.

1.Этот человек родился в Дании, но в юности поступил в русский флот, и Россия стала его второй родиной. Он сражался под русским флагом против шведов, участвовал в трудных морских походах. Его именем названы остров, пролив и часть океана. Как его звали?

2.Этому литературному герою — солдату Великой Отечественной войны — поставлен памятник на родине его автора, в древнем русском городе Смоленске. «Про огонь, про снег, про танки, про землянку да портянки… про махорку да мороз» идет речь в книге про бойца. Назовите автора и его героя.

3.Этот московский князь привык воевать. Впервые его взяли в военный поход еще мальчиком. Но главное его сражение произошло, когда князю было тридцать лет. «Любезные братья и друзья,— сказал он на военном совете, — знайте, что я пришел сюда, чтобы Русскую землю от пленения и разорения избавить. Ныне же пойдем за Дон и там или победим, или сложим свои головы». Назовите имя и прозвище князя.

4.Много трудных решений приходилось принимать этому полководцу. Например, без боя сдать врагу Москву. Но всем известны его слова: «С потерей Москвы не потеряна Россия». Назовите имя полководца.

5. Памятник этим людям стоит в самом центре Москвы — на Красной площади. Свой подвиг они совершили в 1612году. Назовите их имена.

6.Этому военному моряку довелось командовать русскими силами в последнем крупном сражении парусного флота. Сражение это произошло в Синопской бухте. Назовите имя моряка.

7.«Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва». Чьи это слова и кому они были сказаны?

8.На своей печати этот военачальник и государственный деятель вырезал слова: «Я ученик и нуждаюсь в учителях», А сейчас его имя носит основанный им город. Как звали этого «ученика»?

9.Какой полководец внушал своим солдатам, что «смерть бежит от пули и штыка храброго», что «тяжело в ученье — легко в бою»?

10. Какому полководцу народ присвоил почетное звание «Маршала Победы»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий, посвященный Дню Победы: " Лицо Победы!"

Показать на конкретных примерах, что источником героизма являлась внутренняя стойкость, сила духа русского солдата, русского народа, русской женщины.Способствовать формированию гражданской и нра...

Сценарий внеклассного мероприятия "Великая Победа", посвященного Дню Победы.

ГКС(с)ОУ «Котовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»Сценарий праздничного мероприятия посвященного Дню Победы Мероприятие позволит в доступной ф...

Презентация к тематическому уроку "9 мая-День Победы!", также может быть использована и при проведении урока, посвященного рассказу о блокаде Ленинграда

Уважаемые коллеги, вашему вниманию предоставляется презентация, которая может быть использована при проведении уроков, посвященных рассказам о Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов. Презентация ...

Классный час «Великий праздник — День Победы!», посвященный 70летию победы советского народа над фашистской Германией.

Классный час посвящен 70 летию Великой Победы над фашистской Германией. На каласном часе присутствовали ветеран ВОВ Шендриков Н.И. и член общественной организации "Дети военного Сталинграда" Золотухин...

Урок Победы, посвященный празднованию Победы в Великой Отечественной войне

Великая Отечественная война давно закончилась, но ее отголоски слышны во всем мире до сих пор, поэтому важно формировать представление учащихся о Великой отечественной войне и её героях....

Праздник, посвященный Дню Победы «Чтим великий день Победы»

Классный час,посвященный Дню Великой Победы....