Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе, как средство активизации познавательной деятельности учащихся
методическая разработка
Методическая мастерская учителя начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая мастерская учителя начальных классов
МБОУ ООШ с. Большой Умыс
Лариной Людмилы Геннадьевны
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе, как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Передо мной, как учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование положительной мотивации – это залог успеха в познании.
Учитель начальных классов должен, прежде всего, научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность обучающихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук.
Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационно-коммуникационных технологий.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в начальной школе — это способы работы с информационными ресурсами посредством применения современных средств телекоммуникации, а также программных продуктов и электронно-вычислительных устройств.
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) на уроках в начальной школе позволяют разнообразить обучение, сделать его более интересным и наглядным. При использовании ИКТ важно учитывать возрастные особенности младших школьников и подбирать соответствующие учебные материалы.
Основная цель применения информационных технологий - повышение результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и качества образования.
- Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
- На высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация).
- Обеспечивает наглядность.
- Привлекает большое количество дидактического материала.
- Повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза.
- Обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разноуровневые задания).
- Это помогает более эффективно организовать работу на уроке.
- Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности развивают познавательные и творческие способности каждого обучаемого.
Кроме уроков использую информационно-коммуникативные технологии во
внеурочной деятельности: проведение утренников, классных часов. Применения ИКТ в воспитательной работе способствует повышению интереса учащихся ко всему происходящему в школе, стимулирует познавательную и творческую активность детей.
Знакомлю родителей с информационно-коммуникативными технологиями на родительских собраниях.
При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Большую роль в применении данной технологии даёт использование интерактивного оборудования и мобильного класса.
Интерактивное оборудование позволяет объединить текстовую, графическую, аудио- и видеоинформацию. Это помогает включить ученика в активную работу и обеспечить наиболее полное восприятие изучаемой информации. Обучающиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют внимание на отрабатываемом материале, что повышает познавательную активность и мотивацию к обучению.
Интерактивная доска позволяет демонстрировать ученикам:
- мультимедийные презентации, содержащие изучаемый материал;
- иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы);
- текстовый материал;
- материал, оформленный в виде таблиц;
- видеоматериал;
- комплексный материал, содержащий тренировочные задания и задачи с интерактивной проверкой и без нее.
Применение мобильного класса позволяет индивидуализировать учебный процесс. Каждый учащийся имеет возможность работать самостоятельно, в своём темпе. Учитель может наблюдать за работой учеников, брать на себя управление и в индивидуальном порядке корректировать задания, ориентируясь на темп и уровень успеваемости каждого ребенка, проводить опросы. Ребята выполняют в ноутбуках составленное тестовое задание. Итоги своей работы видят на экране: отметку, ошибки в заданиях, которые допустили. Это также способствует росту интереса к предмету и качеству образовательного процесса.
Средством контрольно-оценочной деятельности является система интерактивного голосования. Вопросы готовит учитель, а проверяет и оценивает работу компьютер.
Систему голосования можно использовать для проверки домашнего задания, блиц-опросов учащихся по пройденной теме, для создания проблемной ситуации при изучении новой темы, при контроле отдельных этапов урока.
Интерактивная система голосования заинтересовывает обучающихся воспитанников, вовлекает их в процесс обучения.
Возможность анонимного анкетирования, что важно при проведении различных мероприятий воспитательного характера и для выявления мнения детей по различным проблемам школьной жизни.
Работа с цифровым микроскопом позволяет сделать объекты окружающего мира более понятными и знакомыми, расширит знания об окружающем мире, создаст необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за живыми и неживыми объектами. Используем микроскопы на уроках окружающего мира индивидуально или фронтально с использованием мультимедийного проектора, в исследовательской и проектной деятельности учащихся. Компьютер позволяет сохранить образ объекта в виде фотоснимка.
Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий положительно влияет на качество учебного процесса.
Успешность обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Создание мотивации, в первую очередь, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала.
Использования ИКТ на уроках позволило мне:
- повысить эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке);
- расширить объем учебной информации, что расширяет кругозор обучающихся;
- улучшить организацию урока;
- повысить качество контроля знаний учеников и разнообразие его формы;
- повысить интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшилось качество образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя;
Применяя в педагогической деятельности ИКТ на уроке с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Помимо положительной стороны использования ИКТ, есть и отрицательные моменты - это проблемы осанки и опорно-двигательного аппарата; нарушение зрения. И поэтому продолжительность применения ИКТ на уроках должна соответствовать требованиям САНПИН.
Рекомендации
- Компьютер не должен заменять учителя, а только дополнять его.
- Компьютерные программные средства необходимо тщательно отбирать и адаптировать к учебному процессу.
- Использовать лицензированные электронные ресурсы
- Учитывать возраст учащихся и особенности класса.
- Презентация не должна содержать более 6 – 10 слайдов.
- Не следует злоупотреблять анимацией, аудио- и визуальными эффектами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»
Мыслительный процесс начинается только тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чем-то разобраться, то здесь тоже речь ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/07/picture-415440-1394140064.jpg)
ИКТ на уроках и во внеклассной работе в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Владение информационными технологиями стало в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и ин...
Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Использование ИКТ на уроках русскогоязыка имеет ряд преимуществ....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/18/picture-236388-1513622611.jpg)
"Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся"
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/03/picture-1005054-1517614993.jpg)
Презентация «Интегрированный урок в начальной школе, как способ активизации познавательной деятельности учащихся»
Презентация «Интегрированный урок в начальной школе, как способ активизации познавательной деятельности учащихся», к конкурсу "Учитель года 2018"...
Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.
Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся....
Использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе как средство активизации учебного процесса
Одной из педагогических проблем, решаемых данным опытом, является создание комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что ...