Урок литературного чтения "Творчество К.И.Чуковского. Литературный герой, его имя".
методическая разработка по чтению (1 класс)
Урок коррекционной направленности с использованием дидактических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Творчество К.И.Чуковского ..." | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Волоколамская школа-интернат основного общего образования».
КОНСПЕКТ УРОКА ЧТЕНИЯ (1 КЛАСС)
Тема: Творчество К. И. Чуковского. Литературный герой, его имя.
Цель:
- познакомить учащихся с произведениями К. И. Чуковского;
- помочь увидеть их простоту, понять глубину содержания;
- учить плавному слоговому чтению;
- развивать правильную выразительную речь;
- развивать дружелюбие в общении;
- воспитывать способность сопереживать, сострадать.
Оборудование: мультимедиа проектор, диск CD – R
Ход урока.
I. (Музыка) Психологическая установка.
Учитель: Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты, повторяйте за мной (Читаю по одной строк, дети повторяют).
- Я в школе на уроке,
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Внимание моё растёт.
- Я как разведчик, всё замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Работаю.
Учитель: - Кто хочет учиться?
- Какое настроение сегодня у вас?
II. Речевая разминка.
Учитель: Давайте разговаривать
И будем выговаривать.
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Доскажи строчку.
Ря – ря – ря – синие моря.
Рю – рю – рю – репку я варю.
Арь – арь – арь – у нас новый букварь.
Ру – ру – ру – коза грызёт кору.
Ры – ры – ры – летят комары.
Рок – рок – рок – начался урок.
Учитель: Читайте скороговорку с доски: сначала медленно, потом быстрее, ещё быстрее.
- Проворонила ворона воронёнка – (переживаете, сообщаете кому – то, спрашиваете).
III. Зазвонил телефон. (Слайд)
Учитель: Кто звонит?
(Слайд) Слон.
Учитель: Ребята, он хочет спросить у вас.
- Какой сегодня день недели?
- Какое сегодня число и месяц?
- Какая погода сегодня?
Учитель: При помощи чего мы общаемся?
Дети: Мы общаемся при помощи речи.
Учитель: Какая бывает речь?
Дети: Речь бывает устная и письменная.
Учитель: Из чего состоит речь?
Дети: Из предложений.
Учитель: А сейчас мы поговорим о…..
Дети прислушайтесь и ответьте, что вы слышите? (Слайд)
Дети: (Бой часов. Свисток милиционера. Гудок автомобиля. Зудение комара. Фырканье ежа).
Учитель: Может ли человеческий голос воспроизвести эти звуки?
Дети: Да.
Учитель: Так о чём же мы будем говорить?
Дети: О звуках.
Учитель: Правильно о звуках и буквах. В чём отличие звуков и букв.
Дети: Звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем (Приложение).
Учитель: Какие бывают звуки?
Дети: Гласные и согласные.
Учитель: Сколько гласных звуков?
Дети: 6.
Учитель: Назовите.
Дети: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].
Учитель: Как произносятся гласные звуки?
Дети: Они произносятся при свободном прохождении воздуха через рот.
Учитель: Ещё звуки, какие бывают?
Дети: Согласные.
Учитель: Как они произносятся?
Дети: При произнесении выходящего воздуха мешает преграда: губы, зубы и язык.
Учитель: Правильно. (Приложение). Какие бывают буквы?
Дети: Гласные и согласные. Гласных 10, согласных 21 и Ь, Ъ, которые не имеют звука.
Учитель: Правильно. (Приложение). А теперь дайте характеристику звукам [ч], [и], [к].
Дети: Звук [ч] – согласный, глухой, всегда мягкий.
Звук [и] – гласный, придаёт мягкость согласному.
Звук [к] – согласный, глухой, бывает твёрдым и мягким.
Учитель: Эти звуки обозначают буквами К, И, Ч (Приложение). Запомните эти буквы.
IV. Учитель: К нам пришёл (слайд) Мойдодыр. Ребята, он любит чистоту и порядок. Сейчас он узнает, всё ли в порядке в ваших знаниях. Отгадайте загадку.
Чёрные, кривые
От рождения все немые
Только встанут в ряд
Сразу заговорят? (Буквы)
V. - А что тут делает (слайд) бабочка? Она, оказывается, несла на урок слово. Но при полёте рассыпала буквы. Давайте соберём.
Б А Й Т О Л И
Дети: Айболит.
VI. Учитель: (Слайд). Ну, вот пришла и коза. Растопырила глаза. Ничего не поймёт. Что мы здесь делаем. А мы проводим игру «Звёздный час».
Ребята, прочтите какое слово напечатано? (Читают на слайде). СОЛНЫШКО. Найдите в этом слове другие слова. Назовите их.
Дети: Сок, нос, сон, косы, шок, сын, лоно. (Слайд)
VII. Учитель: (Слайд). Смотрит Крокодил и не может сообразить. Какое слово подойдёт к схеме.
Воробей.
Телефон.
Медведь.
|
|
|
|
VIII. Сообщение темы и цели.
Учитель: У нас побывали (слайд) Слон, Мойдодыр, Бабочка, Коза, Крокодил. Скажите, у какого писателя, сказочника они встречаются? Вы с ними знакомы? А теперь вспомните те три буквы. Они вам помогут ответить на мой вопрос.
Дети: Корней Иванович Чуковский.
Учитель: Правильно. Мы сегодня познакомимся с творчеством Корнея Ивановича Чуковского и его произведениями. (Слайд)
Это великий сказочник, переводчик, писатель, критик.
Посмотрите, какое количество книг он написал. (Выставка книг).
IX. Рассказ учителя об авторе и его произведениях.
Учитель: К. И. Чуковский родился 1 апреля 1882 г. Его нет в живых, но его книги живут, и долго будут жить.
Посмотрите на него. Высокий рост, длинные руки, щеточка усов, смеющиеся глаза. Он был очень трудолюбив. Писал везде. В трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. Детским поэтом и сказочником он стал неслучайно. Заболел его сынишка. Корней Иванович вёз его в поезде. Мальчик плакал, капризничал (слайд), и отец стал рассказывать сказку:
«Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил».
Так он успокоился.
Появилась его старая – престарая сказка «Крокодил».
Однажды он услышал громкий плач младшей дочери. Слёзы текли в три ручья. Она не хотела мыться (слайд). Чуковский взял её на руки и неожиданно стал рассказывать.
«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!»
Вы догадались, из какого это произведения?
Дети: Мойдодыр.
Учитель: Как – то раз Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины различные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти далеко. Брюки от грязи были тяжёлыми. Прохожие с удивлением глядели на него. Но сказочник был весел. Он слагал стихи. Это было «Федорино горе».
X. Чтение стихов детьми по карточкам.
Учитель: Кто знает из вас наизусть отрывки из произведений Корнея Ивановича Чуковского? (Дети рассказывают).
Учитель: У вас на столах карточки, прочтите про себя, затем вслух. (Дети читают «цепочкой» стихи).
XI. Работа по «Азбуке» с. 222 – 223.
XII. Чтение про себя произведений К. И. Чуковского (на парте лежат книги автора).
XIII. Учитель: А сейчас проведём игру «Найди владельца. Чья это вещь?» (Слайд)
«Мойдодыр» - вещи грязнули.
Полотенце, мыло, блюдце
«Федорино горе», ножи, книжки
«Телефон», для слона
Шоколад, термометр, «Айболит, деньги, «Муха Цокотуха»
XIV. Словесное рисование картины.
Учитель: Ребята, опишите картину, которую вы нарисовали бы с помощью этих слов. (Слайд).
бабушка забор
корыто
кочерга блюдце
коза
XV. Итог урока.
- Кому понравился урок?
- Что запомнилось?
- О чём вы расскажите дома?
- С творчеством, какого сказочника вы познакомились?
- С какими произведениями познакомились? (Слайд- выставка книг).
XVI. Дополнительно: с. 86 - 87 «Читаем сами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературное чтение"Корней Иванович Чуковский"
Чуковский Корней Иванович (1882-1969) Настоящее имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков, русский писатель, поэт,...
Презентация к уроку литературного чтения. К.И. Чуковский. Радость.
Презентацию можно использовать на уроке литературного чтения во 2 классе, УМК "Школа России". Раздел "Писатели - детям", тема "К.И. Чуковский. Радость"....
Урок по литературному чтению К.И. Чуковский "Телефон"
Урок литературного чтения в 1 классе по программе "Школа России"...
Конспект урока по литературному чтению К.И. Чуковский "Телефон" УМК "Школа России", 1 класс
Знакомство с творчеством К.И. Чуковского, креативные задания для работы в парах....
Урок литературного чтения 1 класс Чуковский "Путаница"
Урок литературного чтения в 1 классе по сказке К,И,Чуковского "Путаница" На уроке спланирована работа с текстом, используются здоровьесберегающие технологии, проводится рефлексия....
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения К. И. Чуковский "Федорино горе" и мультемедийная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: К.И.Чуковский «Федорино горе» Цели деятельности учителя: Формировать навык выразительного чтения; формировать умение анализировать жанры произведе...
Презентация открытого урока по литературному слушанию "К.И. Чуковский "Муха-Цокотуха" 1 класс
Презентация открытого урока "К.И. Чуковский "Муха-Цокотуха"...