Урок по литературному чтению "На что похожи облака".
методическая разработка по чтению (3 класс)
Знакомство с жанром литературы - этюд, использование в творческой работе сравнения для создания художественного образа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "На что похожи облака" | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Волоколамская школа-интернат основного общего образования»
Открытый урок по литературному чтению
на тему
«На что похожи облака?»
(сочинение этюда)
Учитель: Кусочкина Е.В.
Класс: 3Б
Проведено: 16.10. 2019.
Волоколамск 2019
План сочинения - этюда об облаках.
Тема: «На что похожи облака?».
Цель: - познакомить со свободным жанром литературы - этюдом;
- умение использовать в творческой работе такое изобразительное средство, как «сравнение», чтобы создать художественный образ;
- использовать опыт мастеров слова;
- умение составлять словарик слов на тему;
Оборудование: рисунки облаков (на доске), собственные рисунки учащихся, словарь Ожигова, стих С. Михалкова «Облака», карточки - таблицы, словарик - «Речевичок».
- Предварительная подготовка.
Прогулка в парк. Наблюдения за небом.
- Какое сейчас небо? Выбирай красивые, точные слова. (тревожное, печальное, синее - синее, голубое, чистое, лазурное, ласковое)
- Посмотри на небо, какими ты видишь сегодняшние облака? Пофантазируй! Подумай с чем можно сравнить облака, плывущие по
небу.
- Придумай сказку, в которой главное действующее лицо - облако.
- Что видит оно сверху?
- Какие приключения ждут его?
- Что доброго может сделать облако?
Составление словаря: «Речевичок».
- Записать слова, образные выражения, синонимы, антонимы, помогающие рассказать об облаках.
Задание: нарисуйте облака; опишите их, пользуясь сделанным рисунком и словами из словарика.
- Знакомство с новым жанром - этюд.
- На предыдущем занятии вам предлагалось понаблюдать за плывущими облаками и представить необычную картину преображения облаков в разные фигуры.
- Сегодня об этом вам напомнят ваши рисунки и стихотворение С.Михалкова «Облака».
Облака, облака –
Кучерявые бока,
Облака кудрявые,
Целые,
Дырявые,
Лёгкие,
Воздушные –
Ветерку послушные.
На полянке я лежу,
Из травы на вас гляжу.
Я лежу себе, мечтаю:
Почему я не летаю
Вроде этих облаков,
Я - писатель Михалков?
Это было бы чудесно, Чрезвычайно интересно,
Если б облако любое
Я увидел над собою
И движением одним
Оказался рядом с ним!
Это вам не самолёт,
Что летает «до» и «от» -
«От» Москвы «до» Еревана
Рейсом двести двадцать пять.
Облака в любые страны
Через горы, океаны
Могут запросто летать:
Выше, ниже - как угодно!
Тёмной ночью - без огня!
Небо всё для них свободно
И в любое время дня.
Скажем, облако решило Посмотреть Владивосток
И поплыло,
И поплыло...
Дул бы в спину ветерок!
Плохо только, что бывает,
Вдруг такая ерунда:
В небе облако летает,
А потом возьмёт растает,
Не оставив и следа!
Я не верю чудесам,
Но такое видел сам!
Лично! Лёжа на спине.
Даже страшно стало мне!
- Сегодня нам предстоит написать сочинение, которое называется Этюд.
- Воспользуемся словарём Ожигова и познакомимся с толкованием слова «этюд».
(у детей на партах отпечатано определение слова «этюд»)
«Этюд - это название некоторых произведений небольших по объёму, посвященных частному вопросу.»
Ш. Особенности жанра (карточки на каждой парте).
1. | Объем этюда | Небольшое сочинение |
2. | Тема этюда | Зарисовка о природе, человеке, его чувствах |
3. | Авторское отношение | Обязательно присутствует |
4. | Главное в содержании | Выделение какого - либо интересного, необычного признака описываемого предмета или явления |
5. | Важная особенность | Незавершенность этюда; он может быть частью другого произведения |
Обсудить с учениками каждый пункт.
- А сейчас я вам предлагаю послушать об облаках, какими увидели их известные писатели:
«По ясному небу едва - едва неслись высокие и редкие облака, изжелта - белые, как весенний запоздалый снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса...» И.С.Тургенев.
«По синему - синему небу плыли облака, словно кручи снега». А.Н. Толстой
«Из - за холмов неожиданно показалось пепельно - серое кудрявое облако. Оно переглянулось со степью - я, мол, готово - и нахмурилось. А.П. Чехов.
«Облака медленно плыли, как стая огромных птиц. Г.Скребицкий.
«Облака плывут неторопливо, лёгкие как тополиный пух». Н.Полякова.
IV. Творческая работа.
- Напишите небольшое сочинение. Первые строки будут звучать так:
«Эти облака похожи на …
(работе отводится от 10 до 20 минут)
- Прочитать работы самостоятельно (для себя).
- Чтение этюдов учеников в классе.
- Прочитать свою работу в классе:
- с чем сравнивается облако и на каком основании;
- достоинства и недостатки;
- учтены ли особенности жанра, и соотнести их с прочитанными работами;
- Анализ сочинений.
Новые критерии для оценивания творческой работы:
- оригинальность в раскрытии темы;
- умение создать интересный образ;
- необычность авторского языка;
Литература:
- Н.Г.Кувашова «Сочинения для учащихся 1-3,
1-4 классов». Волгоград «Учитель»2000.
- Е.И.Матвеева «Литературное чтение 1-4:
учим младших школьников писать сочинения разных жанров». Издательство «Эксмо» М. 2007.
- В.Ю.Свиридова учебник «Литература 1класс». Самара 1998г.
- С.Михалков - Сборник стихов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира "На что похожа наша планета?"
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕАвтор: Козырева Наталья АлександровнаМесто работы, должность: МБОУ СОШ№9МО Староминский район, учитель начальных классов Регион: Краснодарский край ХАРАКТЕРИСТИКИ УРОКА Уровень об...
Сочинение-этюд "На что похожи облака и тучки"
Материал для 1 класса...
Урок окружающего мира по теме: Разнообразие облаков"
Урок "открытия" новых знаний 2 класс...
Презентация к уроку окружающего мира "Интересные явления природы: облака, роса, иней, туман" 3 класс программа "Планета знаний"
Презентация к уроку окружающего мира "Интересные явления природы: облака, роса, иней, туман" 3 класс программа "Планета знаний"...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Как поймать облако"
Конспект урока "Как поймать облако" по литературному чтению, посвящен 2017 году "Году Кино"....
Конспект урока по теме "На что похожа наша планета?"
И лИ лучезарны вечераучезарны...
Конспект и самоанализ урока по литературному чтению. Тема: «Ф. Тютчев « В небе тают облака…» А. Саврасов « Сосновый бор на берегу реки»
Цель: познакомить с произведением Ф. Тютчева «В небе тают облака...», с репродукцией картины А. Саврасова «Сосновый бор на берегу реки»; формировать умение эмоционально от...