Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Как поймать облако"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Паладьева Татьяна Валерьевна

Конспект урока "Как поймать облако" по литературному чтению, посвящен 2017 году "Году Кино".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературному чтению 3класс ФГОС НОО

Тема урока: С.Г. Козлова «Как поймать облако»

Тип урока: Литературная гостиная 

Педагогические задачи:

- создать условия для ознакомления с творчеством С.Г.Козлова;

- способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей, формированию основ читательских и речевых умений, нравственных понятий: добро, внимательность;

- содействовать воспитанию чувства товарищества, осознанию ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки.

Планируемые результаты

Предметные:

объясняют значения пословиц; правильно называют произведение; понимают главную мысль; работают с диалогами

Метапредметные:

познавательные: формулируют ответы на вопросы; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; строят рассуждения; выделяют существенную информацию из текста; готовят рассказ на заданную тему;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие

Личностные:

 высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и авторитетным мнением

Образовательные ресурсы: карточки с разноуровневыми заданиями; портрет и выставка книг С.Козлова.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная            Регулятивная        Коммуникативная

Осуществляемые действия

Формируемые умения

I.  Организационный момент

1.Приветственное слово:

-Здравствуйте ребята, садитесь. Сейчас у вас урок литературного чтения. На партах у вас  должен лежать учебник  литературного, дневник, ручка, а на краю парты тесты.

Давайте запишем домашнее задание  (стр. 106-109 )

Не привыкайте к чудесам,

Дивитесь им, дивитесь.

И всем хорошим, что в вас есть

Со мною поделитесь.

Я пожелать хочу всем нам,

Чтобы урок прошёл как надо,

Вы помогите мне, я – вам.

Взаимных час открытий - вот награда!

2.Вводная часть.

- У меня, друзья, к вам есть вопрос.  Ребята, кто знает, чему посвящен 2016 год в России?

-Молодцы! Конечно замечательному российскому кино.                                                                                                                      - Ребята, а вы знаете, что мультфильм  - это тоже кино, т.е.  – это маленький шаг в  большое кино. Российские мультфильмы очень интересные, добрые и поучительные. Конечно, это можно сказать и о зарубежных мультиках, но наши мультфильмы помогают глубже заглянуть в литературные произведения русских писателей.

Узнают о том, кто проводит урок.

Приветствуют учителя.

Записывают домашнее задание

Проверяют готовность к уроку.

Организуют свое рабочее место.

Дети отвечают на вопросы

2017 год в России посвящен российскому кино

Настрой  на рабочий лад, на доброжелательное отношение друг другу и к учителю.

Формирование собственных ожиданий организовывать свое рабочее место.

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Развитие умения работать

устно.

Совершенствование культуры  учебного труда.

Формировать умения прогнозировать предстоящую работу.

II. Актуализация знаний

III.Целеполагание

И сегодня российские мультфильмы помогут нам ответить на вопрос. Какому писателю будет  посвящен наш урок?  (СЛАЙД)

Давайте посмотрим отрывки из мультфильмов.

1. «Ёжик в тумане»

- Ребята как вы думаете, что это за мультфильм?

2. «Удивительная бочка»

-Кто знает этот мультфильм?

3. «Трям!  Здравствуйте!»

-Вам понравились эти мультфильмы?

-        Кто автор произведений по которым сняты эти мультфильмы ? (Сергей Григорьевич Козлов )

Молодцы!

 - Сегодня мы познакомимся с новым произведением этого автора. А название этого произведения вам нужно будет отгадать.

Перед вами несколько вариантов

«Как поймать рыбку»

 «Как поймать мышку»

«Как поймать облако»

-Почему вы выбрали название «Как поймать облако», а не название «Как поймать рыбку», или название «Как поймать мышку»(герои произведений С.Козлова – Ёжик и Медвежонок- романтики и мечтатели. (А романтики могут поймать и облако.)

Вы хотели бы  еще раз  встретиться с Ёжиком и Медвежонком?

- Ребята, отталкиваясь от темы нашего урока,  какие цели поставите перед собой на урок? Спросить  у учителя

-  Конечно, сегодня мы познакомимся с произведением С.Г.Козлова «Как поймать облако».

- С какими произведениями этого писателя вы уже знакомы? («Такое дерево», «Ежик в тумане», «Красота»)

- Что появлялось на ваших лицах, когда вы их читали? ( Улыбка).

Дети смотрят видеозапись

Дети отвечают вслух

Ежик в тумане

Удивительная бочка

Трям! Здравствуйте!

Высказывают свои предположения

Ответы детей

-Сергей Григорьевич Козлов.

Отвечают на поставленные вопросы

Мы знакомились с произведениями С. Козлова и знаем, что Ёжик и Медвежонок – романтики. И мечтатели.  А романтики могут поймать и облако.

Ответы детей

Дети ставят цели

«Такое дерево»,

«Ежик в тумане», «Красота»

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Формулируют ответы на вопросы.

Умение рассуждать высказывать свое мнение.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотруд-ничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

III. Постанов-

ка учебной

проблемы.

Знакомство

с биографией

С.Г.Козлова.

-У Сергея Григорьевича Козлова  очень много сказок в прозе .

- Давайте послушаем  краткую биографию С. Козлова.

Подготовленные ученики.  Спросить у учителя

1.Сергей Григорьевич Козлов родился в Москве.

Свои первые стихи он написал, когда учился в школе. Прежде чем стать писателем, он был рабочим в типографии, токарем, учителем пения, кочегаром на паровозе.

2.Написал более 30 книг для детей, более двух десятков пьес для кукольных театров.

 По его сценариям снято более 20 мультфильмов.

Его книги изданы на многих языках мира.

Это не просто талантливый писатель и поэт, он сказочник. Написал много сказок в прозе – весёлых и грустных, забавных и серьёзных. В них много фантазии, выдумки, озорства.

Внимательно слушают, Рассматривают портрет писателя и его книги, представленные на выставке.

Принимают и сохраняют

учебную задачу.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждае-мой проблеме.

Адекватно воспри-нимают

информацию, полученную из рас-сказа учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей

системе знании.

V. Изучение

нового материала.

1. Первичное

слушание

текста.

2.Словарная работа

3.Вторичное чтение

4. Анализ произведения.

- Сейчас мы послушаем ещё одну историю из жизни Ёжика и Медвежонка.

(Читаем  3 подготовленных ученика)

- Понравилась  вам сказка?

 -Назовите главных героев сказки?

                                                                                                              -Но в этом произведении  нам встретились слова, которые, может быть, вызвали у вас затруднение.

Поплавок - темнеть

Наживка - засыпать

Задремывать - приманка для рыбы

Смеркаться - плавучий знак, который не тонет в воде

Найдите слово и его значение.

(Как прочитать лучше по абзацам или прерывать )

-        Можно сказать, что события в тексте сказочные? Что делает текст  сказочным?

-Что особенно понравилось, показалось поэтичным, красивым или заставило улыбнуться?

Что приближает произведение к реальной жизни? (рыбалка)

 - Удалась ли у друзей рыбалка?

- По характеру наши герои одинаковые? (нет)

- А что же их связывает? (-Они совершенно разные.Одна цель, одно желание – поймать рыбок. Дружба.)

кратко про дружбу  

-Как автор относится к своим героям?  (Положительно. Они ему нравятся, потому что он их называет ласково. Автор наделяет своих героев положительными чертами характера.)

 -А вам кто из героев больше понравился и почему?

 

Внимательно слушают.

Выполняют задание на слайде

Ответы детей

Читают

Высказывают предположения.

Отвечают на вопросы.

Ежик рассудительный, задумчивый, немного мечтательный, тактичный. Медвежонок добрый, доверчивый, простодушный, предан Ежику, восхищается им.

Их дружба, преданность друг другу. Они разные, но именно это их объединяет. Ежик и Медвежонок учат нас ценить дружбу, своих друзей

Дружба Ёжика и Медвежонка овеяна романтикой: они увлечены общим делом.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждае-мой проблеме.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знании.

Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

 

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей

системе знании.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный

контроль и оказывают

в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

партнеру

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  

Выполняют движения

5. Чтение

и анализ

эпизодов.

Игра «Найди

и прочитай».

   -А сейчас мы поиграем в игру «Найди и прочитай».

- Докажите, что Ёжик и Медвежонок серьёзно относятся к возможности поймать облако на удочку.

- Какое чудо произошло с ними благодаря этой вере?(Вдруг поплавок заплясал и глубоко нырнул)

-Найдите в тексте и зачитайте как по – особенному описаны луна, звёзды, солнышко.

-Что больше всего привлекает вас в героях? Какие качества друга больше всего ценны?

 - Какая основная мысль данной сказки?

Только романтики могут поймать луну, звёзды, солнце.

Выполняют задание игры.

Читают выбранные отрывки

Только романтики могут поймать луну, звёзды, солнце.

Умение работать самостоятельно и в паре.

Умение отвечать на вопросы.

Высказывать свое мнение.

VI. Закрепление.

Работа в парах.

Работа в группах.

VII. Итог урока.

VIII. Рефлексия

Домашнее

задание

- Ребята, некоторые кленовые листики доплыли и до нас, но так как это произведение сказка, листочки не простые, а с заданием. Я вам предлагаю поработать в парах.

 - На листочках соедините линией подходящую характеристику для героев сказки.

- Каким вам показался Ёжик и Медвежонок?

Ёжик                                                               Медвежонок

Боязливый

Упорный

нетерпеливый

Послушный

Хороший друг

Заботливый

Терпеливый

-Молодцы! Ребята вы справились с заданием!

Ресурсный материал.

- У вас на столах лежат конвертики с пословицами, но они, к сожалению,  рассыпались! Соберите их вместе.

Одёжа хороша новая,  …а друг — старый.

Нет друга — ищи, ……а нашел — береги.

Верному другу …..цены нет.

- Прочитайте хором.

- Эти пословицы отражают главную мысль рассказа?

По времени

-А сейчас мы посмотрим мультфильм.   К  замечательным произведениям  Сергея Козлова обращаются и  сегодня молодые режиссеры.  Я хочу вас познакомить с мультфильмом, который создал режиссер Куценко.

-Ребята, ну а сейчас вас ждет небольшой тест.

Тест.  (индивидуальная работа)

Подчеркни правильный вариант ответа: С.Козлов «Как поймать облако»

1. Главные герои сказки:

а) Солнышко и Луна    б)   Ёжик и Медвежонок

в) Звезда и облако

2. События, описаннные в сказке, происходили:

а) весной     б) летом     в) осенію

3. Медвежонку стало страшно, потому что:

а) они заплыли далеко

б) на реке были высокие волны

в) облака были серые, лохматые

4. Ёжик и медвежонок сидели:

а) на берёзовом мостике     б) на берёзовом пне

в) на узком берегу

5. Пронумеруй в правильной последовательности улов Ёжика и Медвежонка:

            солнышко            луна              звезда

 ОЦЕНКА

Проверка. На экране.

- Чему научила нас сказка? (Добру, дружбе, бережному отношению к природе) (СЛАЙД)

-Что вам ребята понравилось больше всего?

-Что было трудным сегодня на уроке?

- Какие чувства вызвал у вас рассказ?

- Сейчас попрошу вас оценить свою работу на уроке. Если у вас все получилось и урок понравился - возьмите желтую  звездочку, а если  вы испытывали затруднения – возьмите голубую и прикрепите на доску.  

-Ребята, посмотрите, у нас получилось своё созвездие имени Сергея Козлова.

-Я смотрю,  всем понравился урок, и поэтому у нас всех теперь настроение еще лучше, ну а чтоб оно таким осталось надолго вам необходимо будет прочесть  сказку еще раз, а кто-то может даже нарисовать рисунок к ней.

Задания по выбору:

- нарисовать рисунок к сказке;

- написать свою фантастическую историю;

- подготовить пересказ.

Большое спасибо за работу. Всего доброго!

Работают в парах

Читают вслух ответы

Работают в группах, отвечают на вопросы теста.

Смотрят мультфильм

Выполняют тест

Проверяют выполнение теста

Чтение стихотворения  про дружбу:

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

Задают уточняющие вопросы

Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности

Умение работать в парах

Умение работать в группах

Умение работать самостоятельно.

Работать самостоятельно в соответствии с целевой установкой

Умение выполнить взаимопроверку

Умение отвечать на вопросы

рефлексии.

Формировать умения работать

самостоятельно.

Умение выдержать свои эмоции по поводу урока, формировать умения у школьников самооценку.

Выделяют и осознают

то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить, качество и уровень усвоения



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Литературное чтение.Конспект урока по литературному чтению. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус».

Урок литературного чтения 4 класс Тема: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»...