Урок литературного чтения "Красна речь пословицей".
методическая разработка по чтению (3 класс)
Обобщение знаний учащихся о пословицах, как одном из видов устного народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Красна речь пословицей". | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Волоколамская школа-интернат основного общего образования»
Урок литературного чтения в 3 классе.
на тему
«Красна речь пословицей»
Учитель: Кусочкина Е.В.
Цель урока: Обобщить знания учащихся о пословицах, как одном из видов устного народного творчества.
Задачи: обобщить знания учащихся о народных пословицах; пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, работать в группах, парах, обмениваться информацией; поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД – формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи в нужном контексте;
Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;
Оборудование: 1. Плакаты с пословицами.
2. Листы (на каждой парте) с выписанными на них
пословицами, без обозначения тематики.
3. Определение «Что такое пословица?»
4. Герой Незнайка.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Добрый день! Придумано кем-то
Просто и мудро при встрече здороваться!
Добрый день солнцу и птицам
Добрый день улыбчивым лицам
Каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть добрый день длиться до вечера
Улыбнитесь друг другу.
II.Актуализация знаний.
- В давние времена, когда не было письменности, люди создавали сказки, загадки, пословицы и поговорки, где выражали свои мысли, чувства и передавали из уст в уста. Так появился фольклор, или устное народное творчество. Найдите в данных высказываниях (на плакатах): «Красна речь пословицей», «Пословица не даром молвится», на ваш взгляд, главные ключевые слова. (Это пословица).
- Правильно. Прочитайте о пословице на листочках, которые лежат на партах.
Пословица –это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение.
- Кто назовёт тему сегодняшнего урока?
- Сегодня мы будем работать с пословицами, распределять их по темам.
III.Работа по теме урока.
- Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.
- Открываем ПЕРВУЮ СТРАНИЦУ нашего журнала:
«Чтение – лучшее учение»
- Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме страницы.
УЧЕНИКИ выбирают: «Книга для ума- что тёплый дождик для всходов»
« Книга поможет в труде, выручит в беде»
« Кто много читает, тот много знает»
« Грамоте учиться – всегда пригодится»
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»
Работа в парах.
- Запишите в тетрадь по чтению две понравившиеся пословицы и попробуйте объяснить их смысл соседу.
- Проверка.
_ Книги раскрывают нам о многом: о нашей Родине и её природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов. Книга является надежным помощником в труде. Рабочий читает книгу о станках, чтобы научиться ими лучше управлять, сельский труженик – о том, как успешно собрать хороший урожай, врач – о том, как помочь людям стать здоровыми, учитель- о том, как лучше учить и воспитывать. Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Кроме того, мы должны бережно относиться к книгам.
На доске рисунок Незнайки, у которого в конверте вопросы.
- Ребята помогите ответить на вопросы:
1. Что означает слово «библиотека»? (библио – книга, тека – хранилище).
2. Что такое «читательский формуляр»? (книжка, где записывают взятые книги из библиотеки)
3. На чём была написана первая книга? (на пергаменте (телячья или другая кожа, приготовленная для письма, она заменяла бумагу)
Игра «Ромашка».
- Правильно соедините большие и маленькие лепестки, на которых написаны названия произведений и их авторы.
«Золотой ключик или Приключения Буратино» В.Бианки
«Конёк – горбунок» М.Пришвин
«Приключение Незнайки и его друзей» Н.Носов
«Лесная газета» П Ершов
«Ребята и утята» А.Толстой
- Открываем ВТОРУЮ СТРАНИЦУ журнала:
«Дерево сильно корнями, а человек – трудом»
- Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме страницы.
УЧЕНИКИ выбирают: «Без труда мечта мертва»
« Без труда не вынешь рыбку из пруда»
«Без труда ничего не даётся»
«Землю красит солнце, а человека – труд»
« Птица крепнет в полёте, а человек – в труде»
« Деревья смотри в плодах, а человека смотри в делах»
Работа в парах.
- Запишите в тетрадь по чтению две понравившиеся пословицы и попробуйте объяснить их смысл соседу.
- Проверка.
- Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож…
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем.
- Сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд – учеба, хорошие, крепкие знания. Они помогут вам в будущем получить интересную профессию, а сейчас я вам предлагаю загадки о профессиях.
Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его не легок и не прост,
Как космонавт, плывет он среди звёзд. (Водолаз)
Мастер, мастер, помоги –
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости. (Сапожник)
Ему нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней – сноровка. (Слесарь)
- Открываем ТРЕТЬЮ СТРАНИЦУ журнала:
«Птица сильна крыльями, а человек - дружбой»
- Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме страницы.
УЧЕНИКИ выбирают: «Человек без друга – что земля без воды»
« Человек без друзей – что дерево без корней»
« Друга ищи, а найдешь – береги»
«Друзья познаются в беде»
« Старый друг лучше новых двух»
«Будь сам другом и тебе помогут в беде»
Работа в парах.
- Запишите в тетрадь по чтению две понравившиеся пословицы и попробуйте объяснить их смысл соседу.
- Проверка.
- А каким должен быть настоящий друг?
- Открываем ЧЕТВЕРТУЮ СТРАНИЦУ журнала:
«Счастье не ищут, а делают»
- Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме страницы.
УЧЕНИКИ выбирают:
«Кто за счастье борется, тому оно и клонится»
« Не родись красивой, а родись счастливой»
« Счастье не в богатстве, а в труде»
« Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается»
Работа в парах.
- Запишите в тетрадь по чтению две понравившиеся пословицы и попробуйте объяснить их смысл соседу.
- Проверка.
- Некоторые люди говорят, что счастье – это богатство, деньги, но ведь счастье за деньги не купишь. Ошибаются и те, кто считают, что счастье – в славе. Добрая слава, действительно радует человека. А от худой славы он не знает, как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех.
Чтение и обсуждение рассказа Н.Богданова «След человека»
След человека.
(Рассказ)
Однажды Володя и его старший брат Саша заблудились в лесу. Грибы их заманили. Это бывает,- сорвёшь один, а другой издали сам в корзинку просится. Так от подберёзовика к подосиновику, от боровика к опёнку и забрели братья далеко в лес. Наполнили корзинки, пора возвращаться, а куда идти, не знают. Аукались, никто не отозвался...
Саша не любил волновать родителей понапрасну. Стал искать тропинку. Немало их было в лесу, да всё не те попадались. Пойдут по одной, а это медведь протоптал: ишь малину поломал. Пойдут по другой, а это лосиная: сохатый кору с деревьев содрал, рогами ветки посшибал. По звериному следу пойдёшь - далеко зайдёшь.
Встревожился Саша. А Володя вдруг кричит:
- Саша, Саша, вот след человека!
И верно, смотрят братья - поперёк заболоченного ручья перекинуты жерди. Таких следов никто, кроме людей, не оставляет. Перешли через ручей, не замочив ног, и пошли по едва заметной стёжке. Давно здесь кто-то прошёл. Следы травой поросли, хвоей засыпаны. Их почти не видно, если бы не приметы, что оставил человек. Вот ковшик берестяной висит на сучке, а под ним тоненькой струйкой родничок журчит, расчищенный старательными руками. Попей, усталый путник, свежей воды и шагай дальше.
Вот острый дубовый сук лежит в стороне. Свисал он над тропинкой, надломленный бурей, а кто-то его обрубил и прочь оттащил. Убрал с дороги опасность.
Саша хмурился. Нехорошо, если папа и мама хватятся их да встревожатся. И хотя ничего страшного нет, скоро выберутся,- Володю жалко: ведь он ещё маленький.
Оглянулся Саша, а Володя, раскрасневшийся, разомлевший от лесной духоты, идёт и счастливо улыбается.
—Чему ты радуешься?- удивился Саша.- Отчего тебе так весело?
—Мне приятно идти по следу человека,- ответил Володя,- ты посмотри, сколько хорошего он оставил на своём пути. Каждый шаг радует.
Саша оглянулся на тропинку, с лица его исчезло озабоченное выражение, и он сказал:
- Вот так и жизнь надо пройти, Володя, оставив след своих добрых дел!.. Н.Богданов.
- Какова же главная мысль рассказа?
- Открываем ПЯТУЮ СТРАНИЦУ журнала:
«Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»
- Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме страницы.
УЧЕНИКИ выбирают:
«Родина – мать, умей за нее постоять»
«На чужой сторонушке рад своей воронушке»
«Своя земля и в горсти мила»
«Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит»
Зинаида Александрова
Родина
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка — скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
IV. Проблемная ситуация. Инсценирование пословицы.
- Сейчас ребята покажут инсценировку одной пословицы, а вы попробуйте назвать саму пословицу.
Действующие лица: мальчик – ученик, Солнышко, Птичка, Вишенка.
Мальчик сидит за столом, он делает уроки, в окно заглядывает Солнышко.
Солнышко: - Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?
Мальчик: - Нет, Солнышко ясное, нет. Теперь мне гулянья не впрок. Дай прежде окончу урок!
Птичка: - Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?
Мальчик: - Нет, милая Пташечка, нет. Теперь мне гулянья не впрок. Дай прежде окончу урок!
Вишенка: - Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?
Мальчик: - Нет, Вишенка, нет. Теперь мне гулянья не впрок. Дай прежде окончу урок!
Мальчик показывает, как заканчивает выполнение уроков. Убирает книги, тетради, подходит к окну и кричит.
Мальчик: - Ну – ка, кто меня манил?
- Кто назовёт пословицу? (предположения детей)
- Правильно: «Делу -время, а потехе – час».
V.Продолжение работы по теме.
1. Закончите пословицу:
- Что с воза упало, то ... (пропало)
- Век живи, ... (век учись)
- Один в поле ... (не воин)
- Не зная броду, ... (не лезь в воду)
- Когда я ем, ... (я глух и нем)
- Утро вечера ... (мудренее)
2. Найди ошибку:
Выручай товарища в еде.
У каждой вещи свое тесто.
Добрые дома человека красят.
Береги месть с молоду.
Мы сами с ушами.
3. Отгадай пословицу:
Работа в группах
(Дети получают карточки со словами и чистые листы, на которых записывают пословицы)
1 гр. Коса – камень. (Нашла коса на камень. )
Лес – дрова. (Чем дальше в лес, тем больше дров.)
2 гр. Шило – мешок. ( Шила в мешке не утаишь.)
Язык – дело. ( Не спеши языком, торопись делом.)
3гр. Дело – мастер. (Дело мастера боится. )
Труд – лень. (Труд человека кормит, а лень – портит.)
VI.Рефлексия.
-Для чего человек придумал пословицы?
-Какую пословицу вы могли бы сказать человеку, который предал своего друга?
-швее или портному?
-человеку, который попросту тратит время?
- Продолжите предложение.
- На этом уроке я похвалил бы себя за…
VII.Подведение итогов урока.
- О чем, мы сегодня говорили?
- Для чего нужны пословицы в нашей речи? Какие пословицы вы запомнили? - Попробуйте объяснить значение тех пословиц, которые мы прочитали в начале урока. Что полезного мы сегодня перенесем из урока в нашу повседневную жизнь?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения УМК «Планета знаний» 2 класс «Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учёбе»
Конспект урока...
Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения.
Статья содержит рекомендации по работе с пословицами на уроках литературного чтения в 1 - 4 классах....
Урок литературного чтения "Русские народные пословицы"
Урок литературного чтения во втором классе по теме «Русские народные пословицы» проводится в форме посиделок. Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство ру...
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.
Цель: развитие умения анализировать пословицы и поговорки. Планируемые результаты:Предметные: относить произведение к соответствующему жанру, определять основную мысль произведения, правильно упо...
Урок литературного чтения - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.Н.НОСОВА «НА ГОРКЕ»
Материал содержит конспект урока литературного чтения - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.Н.НОСОВА «НА ГОРКЕ», презентацию и при...
Конспект урока по литературному чтению «Красна речь пословицей и поговоркой»
laquo;Красна речь пословицей и поговоркой»Цели:1.Обобщить знания учащихся о народных пословицах.2.Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками, уточнить значения некото...
Устный журнал по теме «Красна речь пословицей. Пословица недаром молвится»
Устный журнал по теме «Красна речь пословицей. Пословица недаром молвится»...