Конспект урока по литературному чтению «Красна речь пословицей и поговоркой»
презентация к уроку по чтению (3 класс)

Чепрасова Светлана Викторовна

«Красна речь пословицей и поговоркой»

Цели:

1.Обобщить знания учащихся о народных пословицах.

2.Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками, уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, работать в группах, обмениваться информацией. Поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Красна речь пословицей и поговоркой»

Цели:

1.Обобщить знания учащихся о народных пословицах.

2.Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками, уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, работать в группах, обмениваться информацией. Поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Ход занятия

  1. Организационный этап. Эмоциональный настрой.

- Долгожданный дан звонок, начинается урок. Ребята, сегодня у нас присутствуют гости, ваши родители. Давайте поздороваемся с ним. Обычно гости приходят, чтобы посмотреть, как вы умеете работать на уроке. Сегодня мы проводим кружковое занятие по  литературному чтению.

- Давайте, улыбнемся друг другу и с приподнятым настроением начнем наш урок.

  1. Актуализация знаний обучающихся. Сообщение темы урока

-Давайте определимся,  о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии.

 И определить тему нашего занятия помогут вот эти предложения.

На слайде:

Красна речь пословицей.
Без пословицы не проживешь.
Старая пословица век не сломится.

Пословица — всем делам помощница.

– Так что же это?

-Каким,  одним словом мы можем объединить эти предложения?

Дети. Пословицы.

-Правильно, и тема нашего занятия так и называется: «Красна речь пословицей и поговоркой».

  1. Выставка книг с пословицами и поговорками.

-В давние времена, когда не было письменности, люди создавали сказки, загадки, пословицы и поговорки, где выражали свои мысли, чувства, и передавали из уст в уста. Так появился фольклор, или устное народное творчество. Когда научились писать, появились книги, сборники. Перед вами сборники русских пословиц и поговорок. В этих книгах собрана народная мудрость.  

Цель:  - Сегодня на уроке  мы будем говорить о них, узнаем много новых пословиц и поговорок. Чем отличаются друг от друга.

-Пословица и поговорка обычно изучаются вместе. На практике часто их путают. Но очень важно видеть в них отличие.

-Что общего между ними?

В них присутствует: краткость, связь с речью, широкая употребляемость.

-Чем отличаются?

-Так, что такое пословица? Что такое поговорка?

Пословица - это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение, суждение, в ней содержится определенный вывод, обобщение, наставление, совет.

Поговорка – это просто меткое слово.

Пословица - законченное предложение, а поговорка – лишь часть его. Поговорка имеет всегда переносное значение. Назначение поговорки – как можно ярче, образнее, охарактеризовать то или иное явление или предмет действительности, украсить речь.

  1. Работа над темой

А)-Отгадайте, где пословица, а где поговорка?

Человек без родины – что соловей без песни. (Пословица)

Как сыр в масле катается. (Поговорка)

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (Пословица)

Готовь сани летом, зимой – телегу. (Пословица)

Говорит - что рублем дарит. (Поговорка)

Решетом воду носить. (Поговорка)

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. (Пословица)

Ему говорить – что к стене горох лепить.(Поговорка)

Б) Русские писатели

Высоко ценили значение пословиц и поговорок. Вот некоторые высказывания великих писателей.(Зачитываю)

«Чтение сборника пословиц составляет для меня одно из любимых – не занятий, но наслаждений» Л.Н. Толстой

«Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них отразилось много свойств наших; В них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк, и словом, всё шевелящее и задирающее за живое… Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами» Н.В.Гоголь.

-Кто придумал  пословицы и поговорки? (Народ)

-Кто собирал и записывал пословицы и поговорки? (Учёные, поэты, писатели)

В) Знакомство с В. И.Даль. (Портрет)

-Таким собирателем пословиц и поговорок был Владимир Иванович Даль.

В.И. Даль- известный русский писатель, этнограф, учёный. Родился 10 ноября 1801 году. Умер в 1871 году. Окончил курс в морском корпусе, несколько лет служил на флоте. Но, не вынося моря, вышел в отставку и поступил в медицинский университет.  Походная жизнь его, как походного доктора, сталкивала его с жителями разных областей России, и материалы для будущего «Толкового словаря», которые он начал собирать очень рано. За свою работу  Даль был удостоен звания почетного академика Петербургской Академии наук. В 1861-1862 году ученый создал сборник «Пословицы русского народа».

В) Игры, конкурсы, занимательные задания

Класс разделён  на три  команды (даются фишки разного цвета, дети берут себе одну и команды формируются по цвету фишек перед началом урока)

1 конкурс

Рассказы о пословицах (каждой команде будет прочитан рассказ,  необходимо подобрать по смыслу пословицы, они у детей на столе)

Всему свое время

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать. На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку,  потому что он совсем не учил уроки.

Дома мама сказала: «…».

-А что сказала мама? «Всему свое время».

Тише едешь – дальше будешь

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.

-Какая пословица подойдёт к этому рассказу? (Тише едешь – дальше будешь)

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.

- А вы, ребята, как думаете?

Маленькое дело лучше большого безделья.

Всему свое время.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Тише едешь – дальше будешь.

2 конкурс

Закончите пословицу: ( за правильный ответ житон)

— Что с воза упало, то … (пропало)

— Век живи, … (век учись)

— Один в поле … (не воин)

— Не зная броду, … (не лезь в воду)

— Дело мастера … (боится)

— Когда я ем, … (я глух и нем)

— Утро вечера … (мудренее)

— Чем дальше в лес, … (тем больше дров)

3 конкурс (проверка домашнего задания)

-Назовите пословицы и поговорки, в которых встречаются числа.

(Семь раз примерь, один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Семеро по лавкам.

За семь вёрст киселя хлебать.

Седьмая вода на киселе.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Ум хорошо, а два лучше.)

4 конкурс «Это интересно!»

Какая пословица нашей страны соответствует по смыслу пословице народов мира, чему они учат.

«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».

Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

«Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».

5 конкурс

 Собери части пословицы.

– сколько волка ни корми
– век живи
– любишь кататься
– лучше поздно
– семь бед
– за спрос
– он все в лес смотрит
– век учись
– люби и саночки возить
– чем никогда
– один ответ
– денег не берут

6 конкурс

Догадайся по картинкам, о каких пословицах идёт речь.

(За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)

(Не рой яму другому, сам в нее попадёшь)

7 конкурс (Для родителей)

«Отгадай пословицу»

У. Вот мы и проверим, а  как наши родители  знают загадки.  Я даю карточки со словами из 2-х слов, А вы должны назвать, вспомнить  пословицу.

Родители получают карточки со словами и чистые листы, на которых записывают пословицы.

Коса – камень. Д. Нашла коса на камень.

Лес – дрова. Д. Чем дальше в лес, тем больше дров.

Шило – мешок. Д. Шила в мешке не утаишь.

Язык – дело. Д. Не спеши языком, торопись делом.

Дело – мастер. Д. Дело мастера боится.

Труд – лень. Д. Труд человека кормит, а лень – портит.

  1. Заключительная часть (рефлексия)

-Вот и подошло наше занятие к концу.

-С чем мы сегодня знакомились на уроке?

-Для чего нужны пословицы и поговорки в нашей речи? 

-Будете ли вы их использовать?

-Я надеюсь, что вы теперь сможете отличить пословицу от поговорки.

-Было ли вам  интересно, поднимите зеленую карточку, было трудно красную

Лист самооценки

«Отлично»

«Хорошо»

«Удовлетворительно»

«Затрудняюсь оценить»

  1. Подведение итогов работы. Подсчет очков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению. И. Дик Красные яблоки.

Данный урок является уроком из нового материала в разделе " Мы с мамой и папой" 2 части книги для чтения " В одном счастливом детстве"...

конспект урока по литературному чтению на тему: Соколов-Микитов «Весна красна» (отрывок из рассказа)

Открытый урок,  проведенный к конкурсу "Учитель года- 2015" в номинации "Молодой специалист"...

Презентация"Красна речь пословицей и поговоркой"

Презентация"Красна речь пословицей и поговоркой". Презентацию можно использовать по литературному чтению, а также во внеурочной деятельности....

Урок литературного чтения "Красна речь пословицей".

Обобщение знаний учащихся о пословицах, как одном из видов устного народного творчества....

конспект урока по литературному чтению " Пословицы и поговорки " 2 класс

Тема урока: «Пословицы и поговорки»Тип урока: усвоение новых знанийПланируемые предметные результаты: - относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству;- осознанно, правильно ...

Презентация по литературному чтению на тему "Пословицы и поговорки"

Презентация по теме "Пословицы и поговорки". 2 класс, литературное чтение...