Формирование УУД на уроках в начальной школе
презентация к уроку по чтению (1 класс)
Формирование УУД на уроках в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_uud_-_2017_-_1.ppt | 731.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование УУД на уроках в начальной школе В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. (А.Г. Асмолов)
Формирование УУД на уроках в начальной школе В связи с этим, при создании методической копилки по развитию УУД необходимо разобраться и соотнести между собой три понятия: - способ - умение - универсальное учебное действие
Формирование УУД на уроках в начальной школе Способ – действие или система действий, применяемая при исполнении какой-нибудь работы. Таким образом, способ служит определенной задаче, он нацелен на получение определенного результата. Способ передается ребенку в процессе обучения. Умение – это способность выполнять какое-либо действие по определенным правилам. То есть умение – это владение способом. УУД – определяются как способы деятельности и по сути своей также являются умениями, связанными с самостоятельным осуществлением учебной деятельности во всей ее полноте. ( материал – продукт)
Формирование УУД на уроках в начальной школе В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1)личностный; 2)регулятивный; 3)познавательный; 4)коммуникативный;
Формирование УУД на уроках в начальной школе В Стандартах указана и новая для многих стратегия : учим с использованием методов, организующих деятельность ребенка, « запускающих» его активность в процессе которой ученик постоянно должен отвечать на следующие вопросы: - Что я буду делать? - Зачем? - Как я это буду делать? - Из каких материалов или с помощью чего я это буду делать? - Как я проверю правильность выполненной работы? - Как я пойму , что работа выполнена хорошо?
Формирование УУД на уроках в начальной школе Формирование УУД – это вопрос освоения интеллектуальных инструментов. К сожалению, по отношению к этим инструментам мы допускаем большую ошибку , считая, что если ребенок, решая предметные задачи, оперировал действиями анализа, сравнения, сопоставления или обобщения, то он понял и осмыслил, как они работают, что этого уже достаточно для развития УУД и что завтра ребенок сможет самостоятельно в новой ситуации грамотно применить тот или иной интеллектуальный инструмент.
Формирование УУД на уроках в начальной школе Знакомство с инструментами по развитию УУД и совместное освоение способов действия – реальная педагогическая задача. Формирование универсальных учебных действий – процесс длительный. Формировать учебные действия необходимо за счет регулярной распределенной во времени деятельной включенности учащихся в специально организованные ситуации на всех учебных предметах и внеурочной деятельности.
Формирование УУД на уроках в начальной школе Формирование УУД напрямую зависит от того, каким образом выстроен образовательный процесс и организована учебная деятельность в классе. Работа учителя на новый образовательный результат связана с освоением ребенк ом способов действия, контроля и оценки на базе одного или всех предметов, а также структуре самой учебной деятельности, в которую ребенок научится «вкладывать» освоенные способы.
Формирование УУД на уроках в начальной школе Нельзя ожидать, что уже в 1 классе ребенок сможет оперировать метапредметными УУД, легко встраивая их в разные учебные задачи. Наивно предполагать, что это умение формируется сразу, одномоментно, в результате прямого объяснения и тренировки. Сначала ребенок усваивает предлагаемый образец и постепенно учится различать в этом образце необязательные и важные элементы(условия)
Формирование УУД на уроках в начальной школе Затем при помощи учителя и сверстников ученик начинает понимать, что этапы выполнения действия, заданные образцом, неслучайны, что при соблюдении порядка их выполнения он раз за разом приходит к правильному результату; То есть ученик приходит к пониманию способа действия; И лишь овладев способом , научившись ориентироваться на его существенные стороны , усвоив слова, которые этот способ обозначают и описывают, ученик может сознательно встраивать его в учебную деятельность.
Формирование УУД на уроках в начальной школе В качестве примера можно рассмотреть шаги учащегося по осознанию предметного способа проверки б/г в корне слова: «переходили»; Найду б/г в слове; Поставлю ударение в слове: переходИли; Затем отмечу все б/г в слове: п е р е х о дИл и; Так как умею проверять б/г только в корне слова, то выделю корень; Для этого подберу родственные слова: ходить, походка, выход, ход, ходит; Корень – это общая часть родственных слов;
Формирование УУД на уроках в начальной школе Значит в слове «п е р е х о дИл и» корень - ход; Используя это правило, я могу проверить только один гласный «о»; Для этого надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы на этот гласный падало ударение; Вспомню, какие способы подбора проверочных слов я знаю ( вспомнить несколько приёмов); Подберу проверочное слово: х о дит . Под ударением стоит гласный «о», значит и без ударения в однокоренном слове пишу такую же гласную.
Формирование УУД на уроках в начальной школе Формирование познавательных УУД связано с содержанием учебных предметов, способами и логикой преобразования учебного материала. Становление же личностных, регулятивных и коммуникативных действий идет в основном через различные ситуации и процедуры взаимодействия участников образовательного процесса, использование специальных методов и форм организации учебной работы учащихся.
Формирование УУД на уроках в начальной школе Регулятивные УУД формируются в процессе их многократного повторения: вначале под непосредственным руководством учителя; потом в коллективной деятельности с другими учащимися, а затем самостоятельно; особое внимание нужно уделить рефлексивному развитию учащихся, обеспечив смену позиций и разный взгляд на свою деятельность: необходимо давать ребенку возможность не только учиться и быть в позиции «ученика», но и возможность учить другого – быть в позиции «учителя».
Формирование УУД на уроках в начальной школе Для формирования коммуникативных умений необходимо регулярно включать каждого учащегося в специально организованные ситуации: где он должен слушать, не перебивая собеседника; читать; излагать свои мысли четко и ясно письменно или устно; задавать вопросы на уточнение и т.д.
Формирование УУД на уроках в начальной школе Основным компонентом школьного обучения по – прежнему остается урок Составление проекта (плана, конспекта) урока традиционно является необходимым этапом подготовки учителя к уроку. Традиционная структура урока, включающая проверку домашнего задания, изучение нового материала, закрепление пройденного никак не нацеливает учителя работать в рамках деятельностного метода.
Формирование УУД на уроках в начальной школе В соответствии с требованиями ФГОС НОО этапы урока должны отражать структурные элементы «деятельности»: мотив, цель, действия для ее достижения, результат. Важнейшим признаком урока, ориентированного на новый образовательный стандарт, является наличие в его содержании элементов обучения школьников универсальным учебным действиям. Формирование УУД становится важнейшей целью, если не каждого урока, то большинства уроков.
Формирование УУД на уроках в начальной школе При этом структура целей урока (для учителя) отходит от традиционной: когда учитель старался сформулировать три группы целей: обучения, воспитания и развития. В соответствии с новыми ориентирами в образовании цели урока можно и нужно классифицировать следующим образом: - непосредственно относящиеся к учебному предмету, отражающие предметные знания и умения; - метапредметные действия, относящиеся к формированию УУД.
Формирование УУД на уроках в начальной школе в качестве целей и задач урока могут отражаться «планируемые результаты», которые тоже можно классифицировать по вышеназванному признаку. При формулировании предметных целей следует акцентировать внимание на умения, а не на знания .(чему научатся) Именно умения будут главным объектом диагностики образованности школьников. При этом умения должны быть обозначены таким образом, чтобы их можно было легко проверить.
Формирование УУД на уроках в начальной школе Журнал « начальная школа» - № 11 за 2012год УМК «Перспектива» 1 класс Обучение грамоте Тема «Звуки [х] и [х], Буквы Х, х; Цели: Развитие фонематических умений, Понимание смыслоразличительной роли звука и буквы на его месте; развитие навыка конструирования предложений; формирование метапредметных учебных действий: регулятивные : понимать, принимать и удерживать задачу; контролировать свои действия, действия одноклассников; работать по плану; познавательные : опознавать звуки, понимать соотношение между звуками и буквами, выполнять операции анализа, синтеза, обобщения; коммуникативные: участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения; осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем; осуществлять различные способы взаимной помощи;
Формирование УУД на уроках в начальной школе Журнал « начальная школа» - № 12 за 2012год Математика Л. Г. Петерсон 3 класс Тема: «Единица измерения массы – грамм» Планируемые результаты: личностные: оценивание поступков, разрешая моральные противоречия на основе важности образования, здорового образа жизни; коммуникативные: определение общей цели и путей ее достижения; формирование умения договариваться о распределении функций, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний (умения самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи, умения перерабатывать полученную информацию (сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний;)
Формирование УУД на уроках в начальной школе регулятивные: формирование умения определять и формулировать цели деятельности; умение составлять план действий по решению проблемы; соотносить результаты своей деятельности с целью и оценивать ее; предметные: научить использовать при решении учебных задач единицу измерения массы – грамм и соотношение между килограммом и граммом; читать и записывать именованные числа в пределах 1000 и производить с ними арифметические действия; решать задачи в 1-2 действия; (беседа учителей)
Формрование УУД на уроках в начальной школе Краткий вывод: в связи с реализацией ФГОС НОО, при подготовке к уроку педагоги должны формулировать не только предметные , но и метапредметные задачи. Обосновать и сформулировать метапредметные задачи мало – необходимо создать учебную ситуацию , где обозначенные метапредметные цели можно будет реализовать.
Формирование УУД на уроках в начальной школе При разработке конспекта урока ощутимую помощь учителю может оказать технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Необходимо обратить внимание на те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока: - в ней должен быть описан весь процесс деятельности; - должны быть указаны операции, их составные части;
Формирование УУД на уроках в начальной школе В таблице представлена примерная форма технологической карты урока: Деятельность обучающихся Деятельность учителя Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 1 –й этап урока 2 –й этап урока
Формирование УУД на уроках в начальной школе В качестве образца использования данной технологической карты на практике при составлении конспекта урока предлагаем пример первого этапа урока литературного чтения в первом классе: Технологическая карта урока Учебный предмет: литературное чтение Класс: 1 Автор УМК: Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В. Тема урока: Маршак С.Я. « Цирк шапито» Тип урока: изучение нового материала
Формирование УУД на уроках в начальной школе В таблице представлена примерная форма технологической карты урока: Деятельность обучающихся Деятельность учителя Познавательная Регулятивная Коммуникативная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 1-й этап урока «Постановка цели и задачи урока» 2 –й этап урока
Формирование УУД на уроках в начальной школе Деятельность учителя: 1.Загадывает загадку о цирке. 2. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока 3.Организует беседу, выявляющую представление детей о цирке. 4.Подводит итог беседы. 5.Ставит цель заслушивания текста. 6. Формирует группу экспертов для оценки выразительности чтения (по ранее разработанному алгоритму).
Формирование УУД на уроках в начальной школе Познавательная деятельность учащихся Осуществляемые действия: 1.Отгадывают загадку 2. Выдвигают предположение о теме урока. 3. Слушают вопросы учителя. 4. Отвечают на вопросы учителя. Формируемые способы деятельности: 1. Умение выделять существенную информацию из текста загадки. 2.Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.
Формирование УУД на уроках в начальной школе Коммуникативная деятельность учащихся Осуществляемые действия: 1.Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме Формируемые способы деятельности: 1. Учатся слушать собеседника.
Формирование УУД на уроках в начальной школе Регулятивная деятельность учащихся Осуществляемые действия: 1.Контролируют правильность ответов обучающихся Формируемые способы деятельности: 1. Учатся сохранять учебную задачу.
Формирование УУД на уроках в начальной школе Особое внимание с точки зрения формирования УУД в ФГОС НОО уделяется рефлексивным умениям. Развитие рефлексивных умений не происходит автоматически. Необходима специальная организация учебного процесса и учебной среды. В начальной школе формируются следующие рефлексивные умения: - адекватно воспринимать себя; - ставить цель деятельности; - определять результаты деятельности; - соотносить результаты с целью деятельности; - определять наличие ошибок; - описывать прожитую ситуацию.
Формирование УУД на уроках в начальной школе Для формирования рефлексивных умений каждому ученику необходимо освоить организацию собственной деятельности на каждом из трех последовательных этапов: проектирование своей деятельности, ее реализация и рефлексия. . Оформление таких записей необходимо для последующего обучения анализу деятельности.
Формирование УУД на уроках в начальной школе На первом этапе учащийся планирует свою учебную деятельность, делает записи в «Рефлексивном дневнике». Он может планировать свою деятельность по-разному: самостоятельно, с помощью учителя или с помощью своих товарищей, но записи в своем «Рефлексивном дневнике» он делает сам. Это может выглядеть как ответы на три вопроса: (решение задачи) Что мне нужно сделать? Что необходимо делать? Что я могу сделать?
Формирование УУД на уроках в начальной школе На втором этапе важно включить учащихся в парную или групповую работу: В условиях учебного диалога появляется возможность для формирования у школьников умения вставать на позицию другого, понимать причину действия другого человека, адекватно воспринимать себя и принимать ответственность.
Формирование УУД на уроках в начальной школе На первых этапах организации рефлексивной деятельности учащимся можно предлагать ответить на вопросы, продолжить неоконченные предложения, проанализировать пословицы, афоризмы и т.д. Например: - Восстанови (перечисли), что ты сделал за занятие; - Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше; - Определи свою деятельность по шкале успеха. Нарисуй в книжке-малышке выбранный символ. Шкала успеха: ∆ - я мог (- ла) работать и лучше; Сегодня я понял (- а), чего мне не хватает для успешной работы; ≈ - Я сегодня плохо работал (- а); ○ – Я очень старался (ась), но у меня не все получилось; - Сегодня я работал (- а) в полную силу. У меня все получилось. Данная методика помогает учащимся фиксировать свой результат и сравнивать с предыдущим.
Формирование УУД на уроках в начальной школе Учащиеся могут анализировать собственные действия, отношения, мысли и т.д. Если ученик затрудняется начать высказывание, то учитель может предложить ему закончить предложения, например: «Думаю, что…», «Мое отношение…», «Я чувствую…». С их помощью учитель задает нужный ему как руководителю процесса предмет рефлексии.
Формирование УУД на уроках в начальной школе Такие задания позволяют ученику фиксировать границы своего знания и незнания, способы их преодоления, анализировать себя на пути получения результата. Для их выполнения необходимо много времени, чтобы процесс мышления по поводу самого себя развернулся полноценно.
Формирование УУД на уроках в начальной школе Фиксировать такие моменты можно в таблице учета, которую заполняет учитель: Список учащихся Рефлексивные умения воспринимать себя ставить цель деятельности соотносить результаты с целью деятельности определять наличие ошибок в собственном поведении Иванов + + * _ Петров - + - * Сидоров * _ * * Условные обозначения:«-» - умение не сформировано; «*» - умение проявилось частично; «+» - умение в целом сформировано; «+ +»- умение сформировано хорошо;
Формирование УУД на уроках в начальной школе Таким образом, формирование рефлексивных умений у школьников на ступени начального общего образования может задаваться различными методическими или дидактическими средствами, через последовательность выполняемых действий,
Формирование УУД на уроках в начальной школе Работа в парах – это возможность научиться взаимодействовать и общаться с одноклассником, отработать навыки совместной деятельности. Взаимодействуя в паре, ученики совместно решают учебную задачу: договариваются об очередности, способах и последовательности выполнения задания; получают совместный результат, вместе оценивают и вдвоем отвечают за его правильность.
Формирование УУД на уроках в начальной школе Обучение навыкам работы в паре необходимо осуществлять на доступном учебном материале, на опыте, который знаком каждому. - цель, которая ставится перед учащимися, должна быть посильной для них, а содержание задания должно обеспечивать активность всех школьников; - задания должны способствовать возникновению различных мнений и являться основой для обсуждения, носить поисковый характер, так как групповая работа связана с проблемным обучением;
Формирование УУД на уроках в начальной школе В основе организации совместной деятельности на уроке лежат идеи развития сотрудничества, коллективных способов обучения. Следует заметить, что хорошим помощником учителю в привитии учащимся навыков сотрудничества может стать технология А.Г.Ривина и В.К.Дьяченко «Коллективные способы обучения», суть которой изложена в сборнике Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии».
Формирование УУД на уроках в начальной школе Для реализации задач, сформулированных в ФГОС НОО, педагогу необходимо включать в учебно-воспитательный процесс эффективные педагогические технологии, прогрессивные методы и приемы, осуществлять личностно ориентированный подход в обучении и интеграцию с информационно-коммуникационными технологиями. Следовательно, без постоянного самообразования, без личной инициативы и творчества решить поставленные задачи будет достаточно сложно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроках в начальной школе
Выступление и презентация на тему Формирование УУД на уроках в начальной школе....
Формирование УУД на уроках в начальной школе.
Методические рекомендации для учителя....
Формирование УУД на уроках в начальной школе
Материал предназначен для учителей начальных классов....
Педагогический совет. Тема: Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе.
Тема: Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе....
Статья на тему:"Использование технологии «Развитие критического мышления» для формирования УУД на уроках в начальной школе."
Я постаралась в своей статье поделиться своим опытом в работе по формированию УУД, используя технологию РКМПЧ. Данная технология способствует реализации компетентностного подхода...
Формирование УУД на уроках в начальной школе
Матеирал содержит доклад и презентацию на тему "Формирование УУД на уроках в начальной школе"....