урок литературного чтения в 3 классе И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"
методическая разработка по чтению (3 класс)
Проектируя свой урок, опиралась на учебные способности обучающихся, на их развитие. В связи с этим были поставлены цель и задачи, отражающие предвидение учебно-воспитательного процесса. Использовала технологию деятельностного метода обучения, которая ориентирована на сотрудничество учителя и обучающихся, на активное участие ученика в учебном процессе, на создание комфортных условий на уроке, на формирование у обучающихся умения самооценки. Урок имеет большое воспитательное значение - формирование любви к семье, природе, Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse.docx | 49.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема. И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»
Цель урока: знакомство с произведением Соколова-Микитова «Листопадничек»
Педагогические задачи:
- создание условий для ознакомления с творчеством И.С. Соколова-Микитова; обучение читательской самостоятельности,
- воспитание любви к природе;
- развитие навыка беглого, сознательного выразительного чтения;
- развитие мышления, умения аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомятся с произведением Соколова-Микитова «Листопадничек»; научатся выделять события, составляющие основу художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения, пересказывать, читать и воспринимать на слух произведение; определять жанр произведения; видеть и понимать поступки героев.
Метапредметные:
Познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя/учебника/, выявляют основную мысль произведения.
Регулятивные : читают в соответствии с целью чтения/бегло, выразительно и пр./ осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Коммуникативные: отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения, осознают цель своего высказывания.
Личностные: называть произведения, фамилии писателей, пишущих о Родине; предлагать формы проявления своих чувств по отношению к своей Родине.
Образовательные ресурсы: С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008г, портрет И.С. Соколова- Микитова, выставка книг писателя, презентация к уроку, выполненная в программе Microsoft PowerPoint.
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося |
I. Организация начала урока. | Проверяет готовность уч-ся к уроку, дает общую установку на урок, приветствует. Долгожданный дан звонок, начинается урок. Давайте поприветствуем друг друга. СЛАЙД 1 -Доброе утро, ребята, уважаемые гости. Рада приветствовать вас на уроке. Удачного всем дня и хорошего настроения! | Определяют самоготовность. «Здравствуй, друг. Здравствуй , подруга. Мы скучали друг без друга. Ты в глаза мне посмотри, правым глазом подмигни. Подмигни мне левым глазом. Скажем «Здравствуйте» мы разом. Здрав-ствуй-те!» |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка д/з/стр.55, иллюстрация к прочитанному рассказу/ 2.Речевая разминка | - Вспомните, какие книги о животных, о природе мы с вами читали на прошлых уроках? Назовите авторов этих книг. - Что объединяет эти произведения? - Чему учат эти рассказы? - Вспомните рассказ Пришвина «Моя Родина». Какой призыв автор адресовал жителям планеты Земля? (охранять Родину) - Девочки, прочитайте этот отрывок так, чтобы всем сидящим ребятам показалось, что автор обратился к каждому из них. СЛАЙД 2 -Молодцы, девочки. Ребята, не забывайте , что природа и челок – одно целое. Мы должны природу беречь! СЛАЙД 3 «Бобры храбры идут в боры; Бобры для бобрят добры» -Прочитайте с вопросительной интонацией -Прочитайте с утвердительной интонацией -Прочитайте с веселой интонацией - Прочитайте шепотом -Найдите однокоренные слова. | - Виталий Валентинович Бианки, Михаил Михайлович Пришвин. - Любовь и интерес к природе, животным. -Беречь природу Ученица читает наизусть «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовАя солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода- будем охранять водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные- будем охранять наши леса, степи и горы. Рыбе-вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину» Выполняют речевую разминку. Отвечают на вопросы учителя /бобры – бобрят/ |
III. Сообщение темы урока, определение цели урока. | - Отгадайте загадки. Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы- уши больше головы. Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку. /заяц/ Есть на речках лесорубы В серебристо-бурых шубах Из деревьев , веток, глины Строят прочные плотины./бобры/ СЛАЙД 4 - Что вы знаете о бобрах, зайцах? - Как вы думаете, почему мы говорим про этих животных? - Правильно, главными героями произведения будут бобры и зайцы. СЛАЙД 5 -Прочитайте и запишите тему урока. «И.С.Соколов–Миткитов «Листопадничек»» - Определите цели урока, используя опорные слова: СЛАЙД 6
- Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. -Предположите, о ком или о чем будет произведение с таким названием. -Как думаете, когда, в какое время будут происходить события в этом произведении? - Как называют зайцев, родившихся осенью? ПОСЛУШАЙТЕ У нас в семье большая радость, Пусть листья падают, летят, В канавке теплой, под осинкой, Три листопадничка лежат СЛАЙД 7 - Как думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем? - Предположите, какой жанр этого произведения: рассказ или сказка? - Сегодня мы будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте, высказывать свою точку зрения, познакомимся с биографией автора произведения, давать характеристику героям. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Ответы детей Обыкнове́нный бобр, полуводное млекопитающее отряда грызунов; Заяц – это небольшое млекопитающее, с мощным ногам и длинным когтям способны противостоять опасности. Зрение у зайцев слабое, обоняние хорошее, слух -превосходный - Сегодня будем читать о них Уч-ся записывают тему урока в тетрадь. -С произведением…. -Узнаем о жизни…автора -Будем выразительно читать -Размышлять о прочитанном Ответы детей Ответы детей/листопаднички/ Предположение уч-ся Я не говорю!!! |
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора. | Рассказывает о творчестве писателя, рассказ сопровождается показом портрета автора. СЛАЙД 8 -9-10 Русский писатель Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился в 1892 году в Калужской губернии в семье Сергея Никитича Соколова (от имени деда вторая часть фамилии: Микитов), управляющего лесным имением. Рос в простой, трудовой семье, среди просторов Смоленщины. Детство прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету. Но все время он тосковал по родной земле, и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины. Последние 20 лет жизни писатель жил на берегу Волги. В этих сказочных местах Иван Сергеевич создал цикл рассказов о родной природе. С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях - зверях и птицах родных лесов. Большинство произведений записаны со слов старого ослепшего писателя его женой и внуком. Главная мысль его творчества – бережное отношение к природе и всему живому, окружающему нас на земле. Умер в 1975г. Прожил почти 83 года. | Слушают рассказ учителя |
V. Работа над содержанием текста. 1. Словарная работа | - Прежде чем приступить к чтению , проведем словарную работу: СЛАЙД 11 Хатка –название небольшого дома в на Украине, /жилище бобра и некоторых других водяных животных, сделанное из сучьев или стеблей тростника, осОки, скрепленных илом. Штукатур – тот , кто занимается штукатурением стен, потолков. Ходко – легко и быстро работают Кладовая- помещение для хранения продуктов питания, товаров. Место хранения корма, запасов на зиму /в дупле, норе у животных/ Выдра – крупный зверь, длина тела от 50 до 90 см, хвост до 50 см, масса – от 6 до 10 кг. Лапы короткие, с плавательными перепонками, хвост мускулистый, окраска меха – темно-бурая, светло-серебристая. Волей – неволей- вынужденно Долговязый – высокий, худой, нескладный. Плотина –сооружение, перегораживающее водоем для поднятия уровня воды) Запрудили – перегородили реку плотиной | |
2. Первичное чтение произведения | Организует первичное прослушивание текста детьми. - Сейчас приготовьтесь к слушанию текста. Следим. | Дети слушают текст, следят. Текст читает ученица, учитель. |
Физминутка. | Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп. Мы глазами миг-миг, и плечами чик-чик. Повернись вокруг себя. Влево-вправо, раз и два Раз – присели. Два – привстали. Руки вверх мы все подняли. ВЫКЛ ЭКРАН | Учащиеся совершают движения и проговаривают слова |
3. Беседа по содержанию прослушанного. VI. Повторное чтение и анализ произведения 1.Повторное чтение ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ 2.Беседа о прочитанном. 3.Выборочное чтение. 4.Работа в тетради VII. Самостоятельная работа. VIII. Домашнее задание. IX. Итог урока. Рефлексия | Учитель проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. - Понравилось вам произведение? -Что особенно понравилось в этой истории? - Вы прослушали рассказ или сказку? - Докажите. - А какая это сказка? -О ком это произведение? - В какое время года появились зайчата? -Почему зайчат, родившихся в эту пору, называют листопадничками? -Кто их так назвал? - Где живут зайцы? - Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу? Можно ли брать с собой домой диких животных? - Почему зайчонок побежал за журавлями в теплые страны? - О жизни каких животных мы узнаем из сказки? - Как животные готовятся к зиме? - Как помочь птицам, которые остаются у нас зимовать? Учитель организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. - Прочитаем сказку еще раз. (читают «Цепочкой») Очень много мы читали , глазки у ребят устали. Посмотрите все в окно, солнце очень далеко. Мы глаза сейчас закроем, в классе радугу построим, вверх по радуге пойдем, вправо, влево повернем. А потом скатимся вниз, жмурься сильно, но держись! - Какая мечта была у маленького зайчика? - Как улетали журавли? Прочитайте. - Как вели себя другие звери? Прочитайте. - Кого встретил зайчонок во время путешествия. - Как бобры строили свою плотину, прочитайте. - Как пережил зиму зайчонок? - Чем он занимался, пока бобры на реке работали? - Скучал ли зайчик по маме -зайчихе и братьям? - Почему зайчонок остался в хатке бобров? -Как бобры спасали листопадничка? Прочитайте. - Чем похожи бобр и зайчик? - Чем отличаются? Дайте характеристику этим героям. В тетрадях: Бобры - …. Листопадничек - … Давайте вместе проверим , что вы написали. Проверка СЛАЙД 12 Включить экран - Ребята, как вы понимаете пословицу «В гостях хорошо, а дома лучше!»? -Какую истину вы сегодня поняли? -О чем вас заставила задуматься сказка? - Как произошла встреча Листопадничка с мамой-зайчихой? Прочитайте. - Какие слова помогают понять чувства зайчика? Прочитайте. /В конце сказки/ - Согласны вы с тем, что заяц был храбрым? Почему? - Подберите синоним к слову «храбрый» - Как понимаете слово «отчаянный»? Проводит тестирование . Тесты заранее напечатаны и лежат на столах. - Перед вами тест, выберите правильный ответ. Я оценю ваши работы и отметки объявлю завтра. Объясняет д/з СЛАЙД 13 На выбор: Написать свои пожелания зайчику Нарисовать иллюстрацию к сказке Пересказ от лица Листопадничка Представьте, что путешествие зайчика продолжилось. Какие еще приключения могли с ним произойти? Придумайте свою сказку. Завтра мы продолжим работать со сказкой. - С каким произведением вы сегодня познакомились? («Листопадничек») - Кто автор? (И.С.Соколов-Микитов) - Какие чувства вызвала у вас сказка? - Над чем задумались? Слайд 14 - Продолжите предложения: ( каждому задаю вопрос) Мне понравилось… Мне показалось интересным… Я восхищаюсь… Если бы я был художников, то… Если бы я был автором, то… СЛАЙД 15 - Нарисуйте в тетради смайлик, соответствующий вашему настроению. - Мне понравилась ваша работа на уроке, надеюсь, урок пойдет вам на пользу. - Читайте книги Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. Они позволят вам полнее и ярче ощутить многообразие жизни! (книги на столе ) Девочки, которые подготовились к уроку , получат отметки за чтение, чтение наизусть, а все остальные ребята за тесты и рисунки | Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свою точку зрения. -Это сказка, т.к. животные разговаривают, путешествуют/ /Авторская, о животных, имеет название/ Ответы учащихся -О зайчонке – листопадничке - Осенью - Потому что они рождаются во время листопада. -Их так назвали охотники - На болоте - Не шуметь, не трогать гнезда -Нет - Боялся холода, ему стало скучно. -О журавлях, бобрах, ОТВЕТЫ УЧ- СЯ Дети читают текст «цепочкой», взаимодействуют с учителем во время опроса. Участвуют в коллективной беседе,, дискуссии, делают выводы, ответы подтверждают выдержками из текста ...Вот бы и мне так полетать, как журавли… с.56 Стали собираться птицы… Стр.56 со слов…залегли в теплых берлогах… -Бобров Стр.57 со слов …подгрызут острыми зубами…ходить по плотине -В хатке с бобрами - Нянчил бобрят, носил им корм) -Да. -Он не умел плавать, нырять. Вода была холодной. Когда он захотел вернуться к маме-зайчихе, единственный выход из хатки был под водой. Стр.60 со слов…уселся зайчонок на широкий бобровый хвост… плыть самому. Листопадничек: Мечтатель, фантазер/мечтает убежать в теплые края/ Непослушный/ослушался маму/ Любознательный/задает вопросы бобру/ Терпеливый/всю зиму жил с бобрами/ Добрый и заботливый/нянчил, кормил бобрят/ Смелый /научился плавать/ Любящий/вспоминал маму и братьев, скучал/ Бобры /трудолюбивые, запасливые, гостеприимные,, заботливые, смелый- выгнал выдру, чистоплотные/убирают свою хатку/ -Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они – главная опора в жизни Лучше мамы и родного дома нет ничего на свете! Стр 61 со слов …А старая зайчиха… «крепко-крепко», «возле матери», «в родном гнезде» Да, он не побоялся трудностей. Смелый, отважный, мужественный . Совершил необдуманный поступок. Учащиеся самостоятельно решают тест и сдают учителю. Учитель раздает задание на листочках. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние ,самооценку ,рефлексию. |
ТЕСТ
1. Кто научил зайчонка плавать и нырять?
А) мать-зайчиха
Б) седой Бобр
В) выдра
2.Как называется в хатке бобров место хранения корма?
А) кладовая
Б) плотина
В) нора
3. У старой зайчихи на болоте родились…
А) три маленьких зайчонка
Б) два маленьких зайчонка
В) четыре маленьких зайчонка
4. Бобровое кушанье - это …
А) репка
Б) рыбина
В) ивовая и осиновая кора
5. Зачем убежал тихонько из родного гнезда маленький зайчонок?
А) чтобы поиграть в лесу
Б) искать журавлиные теплые страны
В)ходить по плотине
ТЕСТ
1. Кто научил зайчонка плавать и нырять?
А) мать-зайчиха
Б) седой Бобр
В) выдра
2.Как называется в хатке бобров место хранения корма?
А) кладовая
Б) плотина
В) нора
3. У старой зайчихи на болоте родились…
А) три маленьких зайчонка
Б) два маленьких зайчонка
В) четыре маленьких зайчонка
4. Бобровое кушанье - это …
А) репка
Б) рыбина
В) ивовая и осиновая кора
5. Зачем убежал тихонько из родного гнезда маленький зайчонок?
А) чтобы поиграть в лесу
Б) искать журавлиные теплые страны
В) ходить по плотине
Домашнее задание по чтению
На выбор:
1.Написать свои пожелания зайчику
2.Нарисовать иллюстрацию к сказке
3.Подготовить пересказ от лица Листопадничка
4.Представьте, что путешествие зайчика продолжилось.
Какие еще приключения могли с ним произойти?
Придумайте свою сказку.
Домашнее задание по чтению
На выбор:
1.Написать свои пожелания зайчику
2.Нарисовать иллюстрацию к сказке
3.Подготовить пересказ от лица Листопадничка
4.Представьте, что путешествие зайчика продолжилось.
Какие еще приключения могли с ним произойти?
Придумайте свою сказку.
Домашнее задание по чтению
На выбор:
1.Написать свои пожелания зайчику
2.Нарисовать иллюстрацию к сказке
3.Подготовить пересказ от лица Листопадничка
4.Представьте, что путешествие зайчика продолжилось.
Какие еще приключения могли с ним произойти?
Придумайте свою сказку.
Домашнее задание по чтению
На выбор:
1.Написать свои пожелания зайчику
2.Нарисовать иллюстрацию к сказке
3.Подготовить пересказ от лица Листопадничка
4.Представьте, что путешествие зайчика продолжилось.
Какие еще приключения могли с ним произойти?
Придумайте свою сказку.
Домашнее задание по чтению
На выбор:
1.Написать свои пожелания зайчику
2.Нарисовать иллюстрацию к сказке
3.Подготовить пересказ от лица Листопадничка
4.Представьте, что путешествие зайчика продолжилось.
Какие еще приключения могли с ним произойти? Придумайте свою сказку.
Домашнее задание по чтению
На выбор:
1.Написать свои пожелания зайчику
2.Нарисовать иллюстрацию к сказке
3.Подготовить пересказ от лица Листопадничка
4.Представьте, что путешествие зайчика продолжилось.
Какие еще приключения могли с ним произойти? Придумайте свою сказку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...