Развитие читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения»
статья по чтению (3 класс)
В данной статье рассматривается актуальность проблемы чтения в начальной школе, для решения данной проблемы были рассмотрены особенности младшего школьного возраста, роль семьи в формировании читательского интереса, методы и приемы, при использовании которых которые повышается читательский интерес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Развитие читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения»
В данной статье рассматривается актуальность проблемы чтения в начальной школе, для решения данной проблемы были рассмотрены особенности младшего школьного возраста, роль семьи в формировании читательского интереса, методы и приемы, при использовании которых которые повышается читательский интерес.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно - деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.
Различным аспектам изучения читательских интересов посвятили труды многие известные педагоги, психологи и методисты: Ш.А. Амонашвили, Л.И. Беленькая, В.Г. Белинский, Л.С. Выготский, М. Горький, Н.А. Добролюбов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, Л.А. Николаева, О.И. Никифорова, Т.Д. Полозова, З.И. Романовская, Н.Н. Светловская, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, Д.Н. Узнадзе, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Формирование читательских интересов проходит под влиянием внутренних причин – возрастных особенностей школьников, так и внешних, к которым в первую очередь относится обучение. Оптимальные результаты в читательской деятельности, как и во всякой творческой деятельности, не достигаются только путем прямого обучения, и в то же время формирование читательских интересов не происходит автоматически, а направляется всей учебной и внеклассной деятельностью.
Как учебный предмет именно литературное чтение обладает возможностью решать целый комплекс задач: формировать мировоззрение, нравственность, развивать эстетические чувства, образное мышление, речь. Несмотря на то, что значение этого предмета в общей системе школьного образования никогда никем не оспаривалось, приходится признать, что интерес к этому предмету со стороны учащихся в настоящее время снижается. Следовательно, сегодня особенно остро встает вопрос о развитии читательского интереса учащихся и воспитании культуры чтения. Развивать интерес к чтению как устойчивую потребность надо с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников мы рассматриваем не только как педагогическую, психологическую, методическую, но и как социальную проблему. Именно поэтому формирование у ребенка читательского интереса становится важнейшей задачей.
Необходимо выделить особенности формирования читательского интереса в младшем школьном возрасте.
Младший школьный возраст–этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны, но условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций. Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
Л. С. Выготский отмечает, что в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. [1].
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий, о чем пишет в своей статье А. Т. Алексеевская. Он может, опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Это своеобразная форма протеста ребёнка против твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо [2].
Особенностями формирования читательского интереса в начальной школе служат интерес ко всему новому (объектам, людям, событиям), любопытство, любознательность, через которые может и должно осуществляться развитие читательского интереса. Взрослый (педагог, родитель) должен научить ребенка выбирать такие книги, которые будут не просто развлекательным чтивом, но помогут пережить эмоции более высокого уровня, сравнить себя с героями, отделить себя от них, отличить плохое от хорошего.
Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей.
В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалось структура малодеятельного мозга». Три составляющих – семья, школа, библиотека, создают окружение формирующие человека читающего. Дефицит внимания хотя бы одной из сторон негативно сказываются на ребёнке в целом.
С первых же дней пребывания ребёнка в школе начинается кропотливая, целенаправленная работа по привитию детям интереса к книге, чтению. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Семейное чтение играет главенствующую роль в приобщении к книжной культуре. Ведущая роль в решении проблемы культуры чтения отводится системе приобщения детей к регулярному чтению, чтобы постепенно сформировать у них потребность.
Необходимо помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания школьников, как залог учебного, а за тем и жизненного успеха, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей.
Среди многообразия путей и средств формирования читательского интереса для младших школьников выделены наиболее значимые приемы - увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом. С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой. В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение:
- Прием «Толстые и тонкие вопросы».
Для более успешной адаптации во взрослой жизни, детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
2. Прием «Чтение с остановками».
Данный прием содержит все стадии технологии:
- 1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
- 2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
- 3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы [4]. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
3. Прием активизации ранее полученных знаний «Ассоциация».
Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:
-О чем может пойти речь на уроке?
-Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»?
Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске.
4. Литературные игры
5. Театрализация. Драмматизация.
6. Ключевые слова
-После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.
7. Кластер.
На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак "+" там, где они считают, что высказывание правильное и знак "-" там, где,по их мнению, оно неверно.
8. Прием "Синквэйн» (синквейн происходит от французского «пять». Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам.) Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете.
9. Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
-Например, при изучении творчества А. С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о поэте и его произведениях, что узнали нового о писателе и его творчестве и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока.
Таким образом, в целях формирования устойчивого читательского интереса учителю очень важно обеспечить ученику право свободного выбора. Охотно читается, активно воспринимается и производит впечатление то, что является актуальным для читающего, что заставляет его действовать по собственной инициативе, самостоятельно. Работа по развитию читательского интереса учеников начальных классов должна вестись систематически. Правильная организация различных форм и методов работы по развитию интереса к чтению способствует: формированию устойчивого читательского интереса младших школьников; умению работать с литературой определенного рода; умению правильно анализировать, сопоставлять, высказывать или описывать свое мнение; формированию первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2018. - 31 с
2. Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге / Е.С. Антонова // Начальная школа плюс До и После. - 2016. - № 12. - С. 27-28.
3. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А.Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М.: Логос, 2014. - 336 с.
4. Жесткова Е.А. Творческие задания как средство формирования читательской компетенции младших школьников / Е.А. Жесткова // Современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2015. - №3. - С. 17-20.
5. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. - 2014. - № 1. - С. 11-18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения.
В статье раскрываются приемы работы по формированию познавательного интереса на уроках литературного чтения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказат...
Формирование читательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
Пути совершенствования уроков литературного чтения в начальных классах....
Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках литературного чтения
Методическая статья из опыта работы...
Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения»
Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения». В своем педагогическом опыте ...
Развитие читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения.
Развитие читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения....
Курсовая работа на тему: "Методика проведения нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения"
Цель исследования: на основе анализа психолого – педагогической и методической литературы описать методические подходы к проведению нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса ...
Сказка как средство формирования читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения
Формирование читательского интереса у младших школьников - одна из приоритетных задач начального образования....